Антон фрязин соорудил башню. Московский Кремль – все башни Кремля, история возведения. Московский Кремль при разных правителях

В составе села Гребнево издавна была деревня Фрязино на Любосиве (Любосивле, Любосевке, Любосеевке). Обычно, как уже сказано выше, это название связывают с итальянцами-Фрязиноми, приехавшими в Россию при Иване III.

Следует заметить, что фрязины проникли на русскую равнину задолго до конца XV века: еще во времена Золотой орды они активно торговали с татарами. Город Азов считался городом фряжским. Уже во времена Куликовской битвы фрязины получали возможность использовать богатства нашей природы. Так, фрязину Андрею пожаловали Печору, что прежде него была пожалована его дяде Матфею .

Впрочем, отметим, что фрязины были среди войск Мамая, и дрались против русской рати.

"Не то, чтоб воевать в охоту,

Не то, чтоб слишком рьяный пыл...

Хан генуэзскую пехоту

Ох, за недешево купил."

Геннадий Серебряков. "Генуэзская пехота."

Хотя, с другой стороны, Мамай бежал к Фрязином в Кафу (т.е.Феодосию), и они его там убили:

"Еще в бою, густую степь колыша, проскачешь ты, от ярости дрожа!

Повержен дикой силой Тохтамыша, умрешь от генуэзского ножа".

Равиль Бухараев. "Заря вечерняя".

Иван Васильевич III , дед Ивана Грозного, замечателен тем, что вел очень осторожную и в то же время результативную политику. При нем страна стала единой, он ликвидировал уделы, которые дробили Россию. Он отказался от дани - "выхода" Золотой орде, и тем самым татарское иго окончилось.

Для того, чтобы авторитет великого князя вырос, Иван Васильевич сумел жениться на племяннице последнего византийского императора, Зое (после крещения - Софии Фоминичне) Палеолог, дочери Фомы, который после захвата Византии турками бежал в Италию. Был взят для России и герб Византии, двухглавый орел. А договариваться о женитьбе в Италию был послан Иван Фрязин.

"В Рим было отправлено официальное посольство. Не нашлось русского человека для выполнения столь ответственного поручения, требовавшего знания языков, дипломатических обычаев, ориентировки в международной обстановке при неукоснительном соблюдении интересов своей страны".

Иван Фрязин, а его полное имя Джанбатиста Вольпе из Виченцы , и оказался таким подходящим человеком. "Он успешно выполнил возложенную на него миссию, заключив предварительное соглашение с папой о выдаче Зои Палеолог за русского великого князя. Дипломатические отношения России с Италией начались".

В стране появились итальянские специалисты - денежники (чеканившие монеты), пушечники и зелейщики (умеющие лить пушки и готовить порох для них), розмыслы (инженеры, в частности архитекторы). Итальянец построил Успенский собор в Кремле. Итальянцы построили башни и стены московского Кремля. На месте теперешнего "Детского мира" был Пушечный двор, его также построил фрязин.

В конце XV века один из фрязинов получает от великого князя подмосковную: Иван Сальватор (т.е. Спаситель) Фрязин. Это событие относится к 1492 году. Иван Спаситель прибыл в 1490 г. зимою вместе с несколькими иностранными специалистами.

По этому поводу Иван Забелин пишет (, стр.207):

"Еще в конце ХV в. при вел.кн.Иване Васильевиче был вызван в Москву в 1490 г. "арганный игрец" Иван Спаситель, каплан белых чернецов Августинова закона, который, без сомнения, и приехал для того, чтобы устроить во дворце органную потеху. Быть может, он был и мастером этих инструментов и тогда же занялся их постройкою, если не привез с собою уже готовых. Как бы то ни было, но это свидетельство указывает, что в московском дворце орга?ны существовали уже с ХV в. Нет сомнения, что в потешном обиходе они с другими подобными инструментами составляли впоследствии необходимую статью дворцовых увеселений".

В Москве капеллан (Капеллан - руководитель церковного хора.) Иван Фрязин отрекся от своего чернечества, принял православие и женился. Вот тут великий князь и пожаловал Фрязино селом.

Вероятно, какой-то фрязин получил населенную землю и рядом с Гребневым. Отсюда, возможно, и произошло название Фрязино.

Фрязино, как и Щелково, входило в состав села (Напомним, что селом называли поселение с храмом, а к селу были причислены те деревни, жители которых приходили в этот храм (приход).) Гребнево. В 1584 таких деревень, часто из одного-двух дворов, и брошенных деревень-пустошей в составе Гребнево числилось 46. В середине XVIII века село Гребнево составляли семь деревень: Щелково, Фрязино, Чижово, Новая, Трубино, Назимиха, Слобода, и село Топорково. В них насчитывалось 220 дворов, проживало 1269 человек. А в самом Гребневе крестьянских дворов не было. Скорее всего, это был административный центр, здесь выросла помещичья усадьба и была церковь с домами священнослужителей.

Для справки перечислим фрязинов, чем они занимались и в какие годы приехали и откуда. Сведения - из книги И.Забелина.

"Сурожцы в качестве Италианских торговцев упоминаются в 1288 по случаю кончины Волынского князя Владимира Васильковича, когда по нем во Владимире Волынском плакали Немцы, Сурожцы, Новгородцы и Жидове".

"Итальянские мастера проживали и работали в Москве еще во времена Ивана Калиты. Римлянин Борис лил колокола еще в 1340-х годах. С той поры Итальянцы, по-видимому, не оставляли Москвы, приезжая в нее и по призыву и по своей воле".

Борис, вероятно, был православным, если судить по имени. В 1342 он слил колокол великий для храма Софии в Новгороде Великом. Мастера прибыли из Москвы по повелению владыки Василия. В 1346 он же отлил колокола для Московских храмов, три больших и два меньших.

О прибывших в Москву гостях-сурожанах упоминают летописцы под 1356 годом. Генуэзцы сосредоточили свои торги на устье Дона и в Крыму, в Кафе и Суроже.

В 1475 вернулся из Венеции посол Толбузин и привел с собой мастера Муроля, "кой ставит церкви и полаты, Аристотель именем, также и пушечник он нарочит лити их и бити из них, и колоколы и иное все лити хитр вельми".

Этот фрязин по прозвищу Аристотель в 1477-78 принял участие в походе великого князя на Новгород. Построил через реку Волхов мост на судах.

В 1476 в Москву прибыл путешественник итальянец Контарини и нашел в Москве золотых дел мастера Трифона, Катарского уроженца.

В 1479 освящен Успенский собор в Кремле, построенный Аристотелем Фрязином.

Антон Фрязин и Марко Фрязин в 1485 г. занимались постройкой кремлевских стен. Еще в 1475 г. весь Кремль был деревянной крепостью. Обветшавшие каменные стены, вероятно, были починены деревом. 19 июля 1485 г. Антон Фрязин заложил новые ворота с "тайником", ходом к реке за водою в случае осады, - они и названы Тайницкими. В 1487 - Беклемишеская башня . 27 мая 1488 Свиблова башня .

В 1487 Марко Фрязин заложил на набережной палату, которую и назвали Набережной.

В 1488 вылита великая пушка (Царь-пушка) Фрязином Павлином Дебосисом.

Петр-Антоний Фрязин и его ученик Зам-Антоний прибыли в 1490 г. Петра называли "архитектон", мастер палатный и стенной. В 1491 Петр-Антоний и Марко Фрязины заложили две башни - Фроловскую (Спасские ворота) и Никольскую. Сейчас они выходят на Красную площадь. В Спасских воротах сохранилась каменная доска с надписью: "В лето 6999 (Год этот от Сотворения мира. Чтобы получить привычный год от Рождества Христова, следует вычесть 5508: 6999 - 5508 = 1491.) году июля Божьей милостью зделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Росии и Великого князя Владимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тферского и Югорского и Вятского и Пермьского и Болгарского и иных в 30 лето государства его. Делал Петр-Антоние из града Медиолана."

В 1491 Марко Фрязин и Петр-Антоний построили большую палату, названную Грановитой.

В 1492 построена Собакина башня.

В 1493 весь Кремль выгорел дотла.

В 1494 прибыли стенной мастер Алевиз и пушечник Петр.

В 1499 в мае заложен в Кремле Алевизом Фрязином Теремной дворец. Окончен постройкой в 1508 г. "Двор камен, полаты каменные и кирпичные, а под ними погребы и ледники, на старом дворе у Благовещения".

В 1503 слит большой колокол Петром Фрязином, меди в нем 350 пудов, кроме олова.

Алевиз Фрязин в 1508 выкопал глубокий ров, выложил его белым камнем и кирпичем, со стороны Неглинной устроил глубокие пруды, из которых Неглинная по рву была соединена с Москвою-рекою. В том же году 8 ноября был освящен Успенский собор, который строил Фрязин Алевиз Новой (сравните названия стоявших рядом деревень Фрязино и Ново).

А 5 ноября 1508 года была освящена церковь Иоанна Предтечи, что построил у Боровицких ворот Фрязин Алевиз Новой, "из града Медиолана". Сочетания "Фрязин Новой" и "Фрязино, Ново" подсказывают нам, что, возможно, ему и были пожалованы деревни на Любосивле. Однако мы этого не знаем.

В 1508 окончен строением Архангельский собор и колокольня Иоанна Лествичника. Строил Фрязин Бон.

В 1514 государь повелел Фрязину Алевизу заложить и делать каменные и кирпичные церкви не только в Кремле, но и на посаде. В Кремле заложена церковь Рождества Богородицы, на посаде - девять церквей. Строителем их был тот же Фрязин Алевиз.

В 1532 Николай Фрязин слил колокол в 500 пудов.

В 1535 весной вокруг Земляного города заложен каменный город, итальянским мастером Фрязином Петроком Малым, новокрещеным.

В 1543 Фрязин Петрок Малый закончил в Кремле храм Воскресения (начат в 1532). Рядом была построена колокольня Иван Великий (в 1600). В 1812 Наполеон пытался взорвать Кремль. Верхняя половина здания Фрязино была разрушена, Иван Великий уцелел, появилась лишь неопасная трещина.

Антон Фрязин

Об этом итальянском архитекторе известно очень немного. Некоторые источники называют его родиной итальянский город Бигенцу. В Москву он приехал в 1469 г. в составе посольства грека Юрия от кардинала Виссариона, начавшего тогда переговоры о женитьбе Ивана III на принцессе Софье Палеолог.

В течение шестнадцати лет летописи ничего не говорят о строительной деятельности Антона Фрязина и только под 1485 г. называют его первую работу – сооружение Тайницкой башни (по терминологии тогдашнего времени – стрельницы) Московского Кремля: «…Тою же весной 29 мая была заложена на Москва-реке стрельница у Шешковых (Чашковых) ворот, а под ней выведен тайник, а делал ее Антон Фрязин».

На такой разрыв между годом приезда и первым упоминанием постройки обратила внимание современная историография. Это молчание летописца можно объяснить тем обстоятельством, что в 1471 г. в Москву в составе венецианского посольства Тревизана приезжает дипломат – тоже Антон Фрязин. Никоновская летопись и другие источники приводят много сведений о деятельности этого Антона Фрязина на дипломатическом поприще и затем под 1485 г. вдруг сообщают о постройке им Тайницкой башни. Каким образом дипломат, которому Иван III дает целый ряд поручений и тот, выполняя их, путешествует между Венецией и Москвой, превратился в архитектора, непонятно. Очевидно, древний летописец объединил в одном лице двух разных людей. Все это не объясняет причин умолчания летописцем деятельности зодчего. Возможно, что Антон Фрязин приехал в год закладки Тайницкой башни, но тогда это не совпадает с годом появления в Москве посольства кардинала Виссариона.

Есть только одно объяснение этой исторической несообразности: на страницы летописей попадают значительные факты в истории строительства Москвы; таким фактом явилось сооружение новой кремлевской башни; все остальное проходит мимо внимания летописца.

Сооружением Тайницкой башни – первой работой первого из итальянских зодчих, приехавших в Москву, – начинается перестройка в кирпиче пришедшего в ветхость белокаменного, еще времен Дмитрия Донского, Московского Кремля. Спустя три года, в 1488 г., Антон Фрязин строит угловую Свиблову башню, в 1686 г. переименованную в Водовзводную.

Говоря о кремлевских башнях XV-XVI веков, следует помнить, что они не имели шатровых завершений, сооруженных в XVII веке. Первоначально они представляли собой массивные цилиндрические или прямоугольные объемы, за некоторым исключением были высоко подняты над стенами и выдвинуты вперед за их линию, что давало возможность продольного обстрела врага, идущего на штурм.

Тайницкая башня, получившая свое название по потайному ходу, вырытому в сторону реки, – проездная, прямоугольная и очень массивная, с отводной стрельницей, сравнительно невысоко поднята над стенами. Она не только играла роль стрельницы, но и была опорой для прилегающих прясел стены. В 1772 г., в связи с постройкой дворца по проекту В. И. Баженова, башня была снесена, а затем восстановлена по обмерным чертежам М. Ф. Казакова в размерах и архитектурных деталях, какие были приданы Антоном Фрязином, с последующей надстройкой шатрового верха.

Во время реконструкции и расширения Кремлевской набережной, в 1953 г., отводная стрельница была снесена, и Тайницкая башня приобрела современный облик.

Свиблова (Водовзводная) башня была второй по времени сооружения из трех, поставленных у основания кремлевского треугольника, выходящего к Москве-реке. По своим пропорциям она более массивна, чем Беклемишевская (Москворецкая), и более украшена. Невысоко над белокаменным цоколем – круглые бойницы подошвенного боя. До середины высоты башня выложена чередующимися поясами выступающей и западающей кирпичной кладки, что придает ей еще большую массивность. Затем идет узкая полоска белого камня, на которую опирается аркатурный пояс. Этот мотив не повторяется ни на одной из кремлевских башен. Все завершено великолепной короной навесных бойниц (машикулей) и зубцами в виде «ласточкиных хвостов» с прорезями для стрельбы.

Свиблова башня была разрушена в 1812 г., а затем восстановлена архитектором О. И. Бове.

И аркатурный пояс, и форма машикулей, и «ласточкины хвосты» – это то новое, что впервые появляется в древнерусской архитектуре крепостных сооружений и чему мы можем найти прямые аналоги в архитектуре средневековой Италии. Вспомним замок и мост герцогов Скалигери в Вероне или Палаццо дель-Капитано в Орвието. Точно такой же аркатурный поясок, как на Свибловой башпе Кремля, мы найдем в качестве подкарнизного фриза собора Сан Чирнако в Анконе и на множестве других памятников проторенессанса к кватроченто. А главное новшество заключалось в том, что начиная со второй половины XV века в России переходят на широкое применение в строительстве кирпича. В этом была заслуга и Антона Фря-зина, начавшего реконструкцию Московского Кремля.

Кремлевская стена со стороны Москвы-реки

Беклемишевская башня Кремля. Марко Фрязин, 1487

Из книги Вечные следы автора Марков Сергей Николаевич

АНТОН ЛЕГАШЕВ В КИТАЕ Антон Михайлович Легашев происходил из пензенских мещан и в детстве сначала увлекался музыкой и ремеслами, а потом - рисованием. В юности он попал в Петербург и стал учиться у русского портретиста и гравера на меди Александра Варника. Вероятно,

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. автора Лаврентьева Елена Владимировна

автора

Генерал Антон Деникин А.И. Деникин (справа) За время Первой мировой войны Антон Иванович Деникин сделал стремительную карьеру, пройдя должности генерал-квартирмейстера армии, командира бригады, командира дивизии, командира корпуса, командующего армией,

Из книги Полководцы Первой Мировой [Русская армия в лицах] автора Рунов Валентин Александрович

Зальца Антон Егорович Родился в 1843 году в Санкт-Петербурге в семье барона Егора Александровича Зальца (1805–1881), сенатора, присутствующего члена Государственного совета, прадед которого в начале XVIII века переселился из Голштинии в Прибалтику, став родоначальником

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

автора Воропаев Сергей

«Антон» ("Anton"; первоначально - "Аттила"), кодовое наименование операции немецких войск во 2-й мировой войне с целью оккупации французской территории, контролировавшейся правительством Виши, захвата французского флота, разоружения остатков французской армии и

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Дрекслер, Антон (Drexler), (1884–1942), один из основателей национал-социалистического движения в Германии. Родился 13 июня 1884 в Мюнхене. Работал слесарем-инструментальщиком. Во время 1-й мировой войны Дрекслер вступил в Партию отечества, членами которой являлись в основном

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Муссерт, Антон Адриан Мюссерт (Mussert), (1894–1946), основатель и лидер националсоциалистического движения в Голландии. Родился 11 мая 1894 в Веркендаме. По образованию инженер-гидротехник. С 1940 тесно сотрудничал с германскими национал-социалистами, во время оккупации страны

Из книги Литература конца XIX – начала XX века автора Пруцков Н И

Антон Чехов

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Антон Доминикович Миштольт Старший врач 37-го флотского экипажа.Во время обороны Севастополя находился на главном перевязочном пункте. Делал перевязку смертельно раненному адмиралу Корнилову. Лечил, совместно с профессором Гюббенетом, раненого генерала

Из книги Золотая Горка автора Тарасов Константин Иванович

5. АНТОН Покинув сквер, Антон напрямую зашагал к Петропавловскому собору, обогнул его, постоял на остановке конки, что было излишней предосторожностью, и твердо уверившись в отсутствии наблюдения, вошел в здание губернского суда. В вестибюле он повернул налево и двинулся

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Антон Деникин Антон Иванович Деникин начал службу после окончания Киевского юнкерского училища. Он тоже не имел ни крупной собственности, ни денежной родни, ни титулов. Как и Корнилов, окончил Академию Генерального штаба, а с первых дней войны – начальник 4-й стрелковой

автора Яралов Ю. С.

Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари В Москве они появились в разное время: Марко Фрязин [Историк Н. М. Карамзин без веских оснований придает Марко фамилию Руффо, которую и подхватила последующая русская историография. Итальянский ученый Мерцарио причисляет его к

Из книги Зодчие Москвы XV – XIX вв. Книга 1 автора Яралов Ю. С.

Последние Фрязины – Бон Фрязин и Петрок Малый С 1505 по 1508 г. в Кремле возводится Ивановская колокольня. Она строится на месте старой церкви во имя Иоанна Лествичника, «иже под колоколы», и в год ее завершения летопись сообщает имя строителя – итальянского архитектора Бона

Об этом итальянском архитекторе известно очень немного. Некоторые источники называют его родиной итальянский город Бигенцу. В Москву он приехал в 1469 г. в составе посольства грека Юрия от кардинала Виссариона, начавшего тогда переговоры о женитьбе Ивана III на принцессе Софье Палеолог.

В течение шестнадцати лет летописи ничего не говорят о строительной деятельности Антона Фрязина и только под 1485 г. называют его первую работу - сооружение Тайницкой башни (по терминологии тогдашнего времени - стрельницы) Московского Кремля: "…Тою же весной 29 мая была заложена на Москва-реке стрельница у Шешковых (Чашковых) ворот, а под ней выведен тайник, а делал ее Антон Фрязин".

На такой разрыв между годом приезда и первым упоминанием постройки обратила внимание современная историография. Это молчание летописца можно объяснить тем обстоятельством, что в 1471 г. в Москву в составе венецианского посольства Тревизана приезжает дипломат - тоже Антон Фрязин. Никоновская летопись и другие источники приводят много сведений о деятельности этого Антона Фрязина на дипломатическом поприще и затем под 1485 г. вдруг сообщают о постройке им Тайницкой башни. Каким образом дипломат, которому Иван III дает целый ряд поручений и тот, выполняя их, путешествует между Венецией и Москвой, превратился в архитектора, непонятно. Очевидно, древний летописец объединил в одном лице двух разных людей. Все это не объясняет причин умолчания летописцем деятельности зодчего. Возможно, что Антон Фрязин приехал в год закладки Тайницкой башни, но тогда это не совпадает с годом появления в Москве посольства кардинала Виссариона.

Есть только одно объяснение этой исторической несообразности: на страницы летописей попадают значительные факты в истории строительства Москвы; таким фактом явилось сооружение новой кремлевской башни; все остальное проходит мимо внимания летописца.

Сооружением Тайницкой башни - первой работой первого из итальянских зодчих, приехавших в Москву, - начинается перестройка в кирпиче пришедшего в ветхость белокаменного, еще времен Дмитрия Донского, Московского Кремля. Спустя три года, в 1488 г., Антон Фрязин строит угловую Свиблову башню, в 1686 г. переименованную в Водовзводную.

Говоря о кремлевских башнях XV–XVI веков, следует помнить, что они не имели шатровых завершений, сооруженных в XVII веке. Первоначально они представляли собой массивные цилиндрические или прямоугольные объемы, за некоторым исключением были высоко подняты над стенами и выдвинуты вперед за их линию, что давало возможность продольного обстрела врага, идущего на штурм.

Тайницкая башня, получившая свое название по потайному ходу, вырытому в сторону реки, - проездная, прямоугольная и очень массивная, с отводной стрельницей, сравнительно невысоко поднята над стенами. Она не только играла роль стрельницы, но и была опорой для прилегающих прясел стены. В 1772 г., в связи с постройкой дворца по проекту В. И. Баженова, башня была снесена, а затем восстановлена по обмерным чертежам М. Ф. Казакова в размерах и архитектурных деталях, какие были приданы Антоном Фрязином, с последующей надстройкой шатрового верха.

Во время реконструкции и расширения Кремлевской набережной, в 1953 г., отводная стрельница была снесена, и Тайницкая башня приобрела современный облик.

Свиблова (Водовзводная) башня была второй по времени сооружения из трех, поставленных у основания кремлевского треугольника, выходящего к Москве-реке. По своим пропорциям она более массивна, чем Беклемишевская (Москворецкая), и более украшена. Невысоко над белокаменным цоколем - круглые бойницы подошвенного боя. До середины высоты башня выложена чередующимися поясами выступающей и западающей кирпичной кладки, что придает ей еще большую массивность. Затем идет узкая полоска белого камня, на которую опирается аркатурный пояс. Этот мотив не повторяется ни на одной из кремлевских башен. Все завершено великолепной короной навесных бойниц (машикулей) и зубцами в виде "ласточкиных хвостов" с прорезями для стрельбы.

Свиблова башня была разрушена в 1812 г., а затем восстановлена архитектором О. И. Бове.

И аркатурный пояс, и форма машикулей, и "ласточкины хвосты" - это то новое, что впервые появляется в древнерусской архитектуре крепостных сооружений и чему мы можем найти прямые аналоги в архитектуре средневековой Италии. Вспомним замок и мост герцогов Скалигери в Вероне или Палаццо дель-Капитано в Орвието. Точно такой же аркатурный поясок, как на Свибловой башпе Кремля, мы найдем в качестве подкарнизного фриза собора Сан Чирнако в Анконе и на множестве других памятников проторенессанса к кватроченто. А главное новшество заключалось в том, что начиная со второй половины XV века в России переходят на широкое применение в строительстве кирпича. В этом была заслуга и Антона Фря-зина, начавшего реконструкцию Московского Кремля.

532 года назад итальянский архитектор Антон Фрязин заложил одну из кремлевских башен


Тайницкая башня
Ludvig14/Wikimedia Commons

Почему Иван ІІІ заточил итальянского посла в Коломне, как дождь спас от взрыва кремлевские башни и почему НКВДшники не пустили ученых в древнерусский тайник, рассказывает рубрика «История науки».

Согласно старинной рукописи, 19 июля 1485 года венецианский архитектор Антон Фрязин заложил на Москве-реке первую из двадцати башен обновленного Московского Кремля — Тайницкую. Эта башня не только стала первой в перестраиваемом Кремле, но и благодаря своему создателю произвела истинную революцию в крепостном строительном деле: Фрязин впервые решил использовать кирпичи. По его примеру все башни Кремля были сложены именно из кирпичей, а впоследствии все сооружения подобного типа складывались на Руси по фрязинскому рецепту.

Сведений о самом мастере немного. Известно, что его настоящее имя — Антонио Джиларди, а словечко Фрязин, ставшее его русской фамилией, есть не что иное, как искаженное слово «франк», каким на старой Руси называли выходцев из Южной Европы, причем в основном не французов, а итальянцев.

Известно также, что родом Фрязин был из города Виченцы, входившего тогда в состав Венецианской республики. Будучи не только архитектором, но и дипломатом, он впервые прибыл в Москву в 1469 году в составе свиты посла кардинала Виссариона. Посол приехал предложить Ивану III брак с царевной в изгнании Софьей Палеолог. Затем со свитой он возвратился домой, однако в 1471 году приехал из Ватикана снова и впервые установил дипломатические отношения между двумя государствами.


«Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог»
Виктор Мужейль/Wikimedia Commons

В том же году Фрязина уличили в том, что он помогал своему дяде Ивану Фрязину (Джованни Баттиста делла Вольпе) переправить через Москву в Золотую Орду венецианского посла Джованни Баттисту Тревизана. И хотя посольство к татарам не имело отношения к безопасности Русского государства, Иван Фрязин скрыл от царя истинную причину своей миссии. Когда все вскрылось, Иван III разгневался (до Стояния на реке Угре оставалось меньше десяти лет, так что отношения с Ордой у Руси были напряженные), и посол был ненадолго заточен в Коломне, пока все не разъяснилось. Антон же Фрязин был отправлен в Венецию добиваться от нее официальных извинений перед Россией.

На этом дипломатическая сага Антона Фрязина заканчивается, и спустя годы, когда Иван III решил перестраивать Кремль и для того призвал к себе целую плеяду европейских мастеров, начинается его куда более блистательная карьера кремлевского архитектора. Под его началом была сложена не только Тайницкая башня, но затем не менее важная по своему предназначению и более величественная по архитектуре Водозаборная башня. Правда, ряд историков высказывает подозрение, что на самом деле во всей этой истории было два разных Антона Фрязина: дипломат и архитектор.


Водовзводная башня Московского кремля, вид с Большого Каменного моста
Юлия Минеева/Wikimedia Commons

Тайницкая башня была возведена на месте так называемых Чешковых ворот (в XV веке неподалеку оттуда стоял двор некоего Чешка), но знамениты были эти ворота тем, что в древние времена был здесь древний колодец-тайник. То ли в память об этом колодце, то ли по фортификационным соображениям под Тайницкой башней, расположенной на южной, наиболее важной для обороны города стороне кремлевских стен тоже, был сооружен колодец-тайник с выходом к реке, от которого она и получила свое название. По одним сведениям, через него в Кремль в случае осады можно было подавать воду, по другим, от Тайницкой башни шел тайный подземный ход под рекой, предназначенный для внезапных вылазок.

Тогда у башни был совершенно иной вид. При ней была стрельница (деревянная башня без шатра), соединяющаяся с башней каменным мостом, подъездные ворота с подъемным мостом, даже были массивные часы с боем. Часовщик жил тут же, соорудив себе над башней две тесанных избы, которые со временем быстро обветшали и были вскорости снесены. Часы же простояли до 1674 года.

Продолжение материала

Об этом итальянском архитекторе известно очень немного. Некоторые источники называют его родиной итальянский город Бигенцу. В Москву он приехал в 1469 г. в составе посольства грека Юрия от кардинала Виссариона, начавшего тогда переговоры о женитьбе Ивана III на принцессе Софье Палеолог.

В течение шестнадцати лет летописи ничего не говорят о строительной деятельности Антона Фрязина и только под 1485 г. называют его первую работу - сооружение Тайницкой башни (по терминологии тогдашнего времени - стрельницы) Московского Кремля: "…Тою же весной 29 мая была заложена на Москва-реке стрельница у Шешковых (Чашковых) ворот, а под ней выведен тайник, а делал ее Антон Фрязин".

На такой разрыв между годом приезда и первым упоминанием постройки обратила внимание современная историография. Это молчание летописца можно объяснить тем обстоятельством, что в 1471 г. в Москву в составе венецианского посольства Тревизана приезжает дипломат - тоже Антон Фрязин. Никоновская летопись и другие источники приводят много сведений о деятельности этого Антона Фрязина на дипломатическом поприще и затем под 1485 г. вдруг сообщают о постройке им Тайницкой башни. Каким образом дипломат, которому Иван III дает целый ряд поручений и тот, выполняя их, путешествует между Венецией и Москвой, превратился в архитектора, непонятно. Очевидно, древний летописец объединил в одном лице двух разных людей. Все это не объясняет причин умолчания летописцем деятельности зодчего. Возможно, что Антон Фрязин приехал в год закладки Тайницкой башни, но тогда это не совпадает с годом появления в Москве посольства кардинала Виссариона.

Есть только одно объяснение этой исторической несообразности: на страницы летописей попадают значительные факты в истории строительства Москвы; таким фактом явилось сооружение новой кремлевской башни; все остальное проходит мимо внимания летописца.

Сооружением Тайницкой башни - первой работой первого из итальянских зодчих, приехавших в Москву, - начинается перестройка в кирпиче пришедшего в ветхость белокаменного, еще времен Дмитрия Донского, Московского Кремля. Спустя три года, в 1488 г., Антон Фрязин строит угловую Свиблову башню, в 1686 г. переименованную в Водовзводную.

Говоря о кремлевских башнях XV–XVI веков, следует помнить, что они не имели шатровых завершений, сооруженных в XVII веке. Первоначально они представляли собой массивные цилиндрические или прямоугольные объемы, за некоторым исключением были высоко подняты над стенами и выдвинуты вперед за их линию, что давало возможность продольного обстрела врага, идущего на штурм.

Тайницкая башня, получившая свое название по потайному ходу, вырытому в сторону реки, - проездная, прямоугольная и очень массивная, с отводной стрельницей, сравнительно невысоко поднята над стенами. Она не только играла роль стрельницы, но и была опорой для прилегающих прясел стены. В 1772 г., в связи с постройкой дворца по проекту В. И. Баженова, башня была снесена, а затем восстановлена по обмерным чертежам М. Ф. Казакова в размерах и архитектурных деталях, какие были приданы Антоном Фрязином, с последующей надстройкой шатрового верха.

Во время реконструкции и расширения Кремлевской набережной, в 1953 г., отводная стрельница была снесена, и Тайницкая башня приобрела современный облик.

Свиблова (Водовзводная) башня была второй по времени сооружения из трех, поставленных у основания кремлевского треугольника, выходящего к Москве-реке. По своим пропорциям она более массивна, чем Беклемишевская (Москворецкая), и более украшена. Невысоко над белокаменным цоколем - круглые бойницы подошвенного боя. До середины высоты башня выложена чередующимися поясами выступающей и западающей кирпичной кладки, что придает ей еще большую массивность. Затем идет узкая полоска белого камня, на которую опирается аркатурный пояс. Этот мотив не повторяется ни на одной из кремлевских башен. Все завершено великолепной короной навесных бойниц (машикулей) и зубцами в виде "ласточкиных хвостов" с прорезями для стрельбы.

Свиблова башня была разрушена в 1812 г., а затем восстановлена архитектором О. И. Бове.

И аркатурный пояс, и форма машикулей, и "ласточкины хвосты" - это то новое, что впервые появляется в древнерусской архитектуре крепостных сооружений и чему мы можем найти прямые аналоги в архитектуре средневековой Италии. Вспомним замок и мост герцогов Скалигери в Вероне или Палаццо дель-Капитано в Орвието. Точно такой же аркатурный поясок, как на Свибловой башпе Кремля, мы найдем в качестве подкарнизного фриза собора Сан Чирнако в Анконе и на множестве других памятников проторенессанса к кватроченто. А главное новшество заключалось в том, что начиная со второй половины XV века в России переходят на широкое применение в строительстве кирпича. В этом была заслуга и Антона Фря-зина, начавшего реконструкцию Московского Кремля.