Часы работы новоиерусалимского монастыря. Новоиерусалимский монастырь: график богослужений, адрес и как добраться. Под покровительством государыни Елизаветы

Доброе время суток!

Хочу рассказать, как мы провели один прекрасный, солнечный выходной в мае. Хорошая погода всегда навевает мысли о поездках в интересные места. В Новый Иерусалим мы собирались давно. Сдерживали нас слухи о грандиозных реставрационных работах. Кстати, они не закончились до сих пор. На видео видно, что вокруг монастыря тоже все перерыто.

Поэтому, если Вы планируете посетить это место стоит подождать еще немного.

Но и сейчас оно достойно посещения.

Новый Иерусалим создан под Москвой по замыслу Патриарха Московского и Всея Руси Никона. Создан он как пространственный образ святой земли.

Вид с холма Фавор на Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.

Гора Фавор - место Преображения Господня


На холм Фавор стоит приехать ради вида на монастырь.

Поклонный крест на холме Елеон (с 1686 года - Елеонская часовня).

На холме Елеон был установлен Поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Монастырь находится на холме Сион - это смысловой и композиционный центр Нового Иерусалима.

Монастырь окружают монументальные крепостные стены. Монастырская ограда построена в 1690-1694 годах по проекту Якова Бухвостова. Она сделана в виде неправильного шестиугольника с башнями.



Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

К сожалению, она была закрыта.

Братский корпус


Храм Воскресения Христова

Сооружен по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме.




Внутреннее убранство храма.



Купол

Камень миропомазания

Камень помазания (также известный как Камень миропомазания, Камень умащения, Доска Господня ) - одна из главных христианских святынь, которая находится перед входом в Храм Гроба Господня (является 13-й остановкой «Крестного пути »).
Согласно Священному Преданию , на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста , и именно здесь Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили к погребению тело , совершили помазание миром и алоэ . Затем отсюда тело Христа отнесли и положили его в гроб .

Кувуклия , расположенная в центре ротонды.

Слово "кувуклия" означает "спальня". В кувуклии находится главная святыня Нового Иерусалима - Живоносный Гроб Господень.

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены

Для того чтобы попасть в эту церковь, нужно спуститься вниз по лестнице из 33 ступеней - по числу земных лет Спасителя.


Территория монастыря



Богоявленская пустынь

Возведение пустыни началось примерно в 1657 году. В 1661-1662 годах Патриарх Никон ее перестроил. Он превратил ее в "столп каменный о четырех апартаментах". Эта пустынь была предназначена для уединения во время постов.


Истра - Иордан

Заветной мечтой патриарха Никона, возглавлявшего Русскую православную церковь с 1652 по 1666 год, было воссоздание вблизи Москвы комплекса святых мест Палестины. К ее воплощению в жизнь он приступил в 1656 году, основав на берегу реки Истры обитель, получившую впоследствии название Свято-Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. В его главном соборе были воспроизведены образы, как бы сошедшие со страниц Евангелия: гора Голгофа и пещера Гроба Господня, ставшая местом погребения и последующего воскресения Иисуса Христа. По замыслу святейшего, православный люд должен был воочию созерцать место, где Спаситель принес за них искупительную жертву.

Детище предстоятеля Русской церкви

Историки указывают на то, что патриарх Никон был не первым, кому пришла в голову идея перенести образ Храма Господня и его святынь на Русскую землю. Существует целый ряд памятников, отразивших в себе влияние иерусалимского «первообраза». Наиболее яркими среди них являются храм Покрова на Рву и задуманный Борисом Годуновым, но так и не осуществленный план создания в Московском Кремле религиозного комплекса «Святая Святых», прообразом которого должны были послужить подлинные места Христовых страстей.

Однако реальное воплощение идея получила в создании Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, ставшего любимым детищем патриарха Никона. В его стенах святейший провел восемь лет, последовавших после своего удаления из столицы, а в августе 1681 года скончался на пути к нему, возвращаясь из ссылки, которую отбывал в Кирилло-Белозерском монастыре.

От замысла к конкретным действиям

Возведение обители началось в 1656 году, еще до того, как патриарх Никон навлек на себя гнев государя Алексея Михайловича. Пользуясь монаршим расположением, он сумел приобрести для будущего строительства земли, находившиеся до этого в вотчинном владении и передававшиеся исключительно по наследству. Они находились в 60 верстах (около 64 км) от столицы на берегу реки Истры.

После оформления всех документов на владение землей, выбранный участок подвергся тщательной перепланировке. Лес вырубили, а холм, ставший местом будущей обители, досыпали и основательно укрепили. Отныне он стал именоваться Сионом, а две другие близлежащие возвышенности - Фавором и Елеоном. Была переименована даже река Истра, которую патриарх велел называть Иорданом.

Первые этапы начатого строительства

В 1662 году на ее берегу появился первый скит, в котором построили две небольшие церкви: Богоявленскую и Петра и Павла. Тогда же неподалеку была основана небольшая женская обитель, получившая не менее звучное библейское название «Вифания».

Поскольку строительство Воскресенского Новоиерусалимского монастыря представляло собой весьма масштабную техническую задачу, то для ее выполнения потребовалось большое количество рабочей силы, включавшей в себя как подсобников, так и квалифицированных мастеров. По этой причине на берега Истры из разных районов Подмосковья согнали множество монастырских и вотчинных крестьян. Это вызывало с их стороны крайнее недовольство, потому что, находясь в отрыве от дома, они теряли возможность заниматься собственным хозяйством и обрекали свои семьи на голод.

Деревянная предшественница каменного собора

Как это бывало в истории большинства обителей, возведение Воскресенского Новоиерусалимского мужского монастыря начиналось с появления деревянных построек, выполненных в традиционном стиле русского зодчества. При участии патриарха Никона был создан целый комплекс таких сооружений, центром которого являлась Воскресенская церковь.

На ее освящении, состоявшемся в октябре 1657 года, присутствовал государь Алексей Михайлович, впервые назвавший обитель, возводимую в 60-верстах от Москвы, Новым Иерусалимом. С его легкой руки это словосочетание прижилось и, получив официальный статус, сохранилось до наших дней. Находясь под патронажем государя, новый монастырь в короткий срок стал крупным землевладельцем. В различных уездах России, даже находившихся на значительном расстоянии, для него приобретались вотчины вместе с приписанными к ним крепостными крестьянами.

Опала патриарха Никона

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, сохранившийся до наших дней и являющийся главным сооружением всего архитектурного комплекса, был заложен в сентябре 1658 года. По роковому стечению обстоятельств, тогда же попал в царскую опалу и был удален из столицы сам инициатор строительства - патриарх Никон. Однако по монаршему дозволению он в течение последующих восьми лет имел возможность находиться в стенах обители и лично руководить всеми производившимися работами.

Так продолжалось вплоть до 1666 года, когда решением церковного суда опальный патриарх был извержен из священства и отправлен простым монахом-чернецом в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. С его отъездом все работы в еще недостроенном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре были прекращены и возобновились лишь после кончины государя и восшествия на трон его наследника, молодого царя Федора Алексеевича.

Смерть патриарха и возобновление строительных работ

Как уже говорилось выше, в 1681 году, возвращаясь из ссылки и направляясь на Истру, 76-летний Никон - бывший патриарх, а к тому времени уже простой монах-чернец - заболел и скончался вблизи Ярославля. Однако его тело было доставлено в обитель и, согласно завещанию, погребено в Южном приделе храма.

После смерти Никона строительство Воскресенского храма Новоиерусалимского монастыря было продолжено, и в январе 1685 года состоялось его торжественное освящение. К этому времени бразды правления Российского государства оказались в руках царевны Софьи. Посетив обитель в качестве почетной гостьи, она лично указала место для возведения еще одной святыни - церкви Рождества Христова, построенной в 1692 году.

Монастырь в периоды правления Петра I

Годы правления Петра I были трудным периодом в жизни большинства российских обителей. Не обошли беды стороной и Новоиерусалимскую обитель. Численность братии уменьшилась, и на ее содержание отпускались весьма скудные средства, тогда как большая часть их собственных доходов отправлялась в казну. Кроме того, божьи люди были обязаны поставлять для армии лошадей и фураж, а при необходимости и рекрутов.

Под покровительством государыни Елизаветы

Несколько свободней монахи вздохнули, когда на российский престол взошла императрица Елизавета Петровна. Благодаря тому, что, взяв обитель под свое покровительство, государыня выделила ей 30 тыс. рублей - огромную по тем временам сумму, - удалось отремонтировать начавшие ветшать постройки, а также восстановить кровлю обрушившейся в 1723 году ротонды. Существует мнение, что в период проведения этих работ был частично изменен стиль Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, которому строители предали черты модного в то время московского барокко. Как характерную черту того времени можно вспомнить также снижение налогов, отчисляемых государству, что позволило значительно улучшить питание насельников.

Новые беды, выпавшие на долю монастыря

Однако земное благополучие иноков оказалось недолговечным и с приходом к власти императрицы Екатерины II вновь сменилось полосой невзгод. Начало им было положено знаменитым Манифестом от 26 февраля (8 марта) 1764 года, согласно которому большая часть монастырских земель подлежала секуляризации, то есть изъятию в пользу государства. Начался период материального упадка большинства российских обителей.

Из истории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря известно, что в начале 60-х годов XVIII века ему принадлежало 22 тыс. десятин земли, на которой проживало около 14 тыс. крестьян. Но после вступления в силу Манифеста все это богатство было отобрано, и во владении монахов остались только 30 десятин пахотных угодий и два подворья, расположенных в Москве. В этот трудный для них период основными статьями доходов являлись денежные поступления от паломников и пожертвования частных лиц. Что же касается средств, получаемых от государства, то их объем составил не более 30 % от прежних дотаций.

Благодатный XIX век

На протяжении всего XIX века Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (г. Истра) входил в число наиболее посещаемых центров российского паломничества. Особенно интенсивным стал поток богомольцев после того, как в 1870 годах была построена проходившая вблизи него ветка Московско-Рыбинской железной дороги. Увеличившиеся поступления средств позволили монахам произвести ряд строительных работ. Так, была возведена каменная гостиница для состоятельных паломников и странноприимный дом, в котором останавливалась беднота. Кроме того, для детей из малоимущих семей открыли бесплатное училище, где они получали начальное образование.

Сохранились сведения, согласно которым во второй половине XIX века обитель ежегодно принимала у себя до 35 тыс. человек. Столь высокую популярность можно объяснить, во-первых, уникальной возможностью увидеть воссозданное подобие святых евангельских мест, а во-вторых, тем, что расстояние до Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, составлявшее от Москвы около 64 км, можно было без труда преодолеть по железной дороге.

Святыня, превращенная в музей

Та же картина материального благополучия и непрекращавшейся духовной жизни наблюдалась в обители и в начале XX века. Конец ей был положен лишь с приходом к власти большевиков. Уже в 1919 году распоряжением Совнаркома монастырь был закрыт, а его помещения использованы для создания двух музеев, один из которых посвящался истории края, а второй имел сугубо художественное направление. Со временем эти два очага культуры объединились и появился сохранившийся до наших дней Государственный художественно-исторический музей. В экспонатах для него не было недостатка.

Посетители могли увидеть обширную коллекцию церковной утвари, изъятой «новыми хозяевами жизни» из находившихся здесь же монастырских храмов, церковных ризниц, а также из ранее действовавшего мемориального музея, посвященного памяти того, кто явился основателем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Кроме того, значительное место в экспозиции было отведено произведениям искусства, изъятым из богатых дворянских и купеческих усадеб Московской губернии.

Годы войны и последующее восстановление музея

К сожалению, часть экспонатов не сохранилась до настоящего времени, поскольку в годы Великой Отечественной войны территория бывшего монастыря оказалась в зоне оккупации, и фашисты, взорвав Воскресенский собор, уничтожили многие хранившиеся в нем исторические памятники. Известно, что материалы, свидетельствовавшие об этом варварстве, были оглашены в ходе Нюрнбергского процесса.

В первые послевоенные годы, когда вся страна залечивала раны прошедших лет, началось плановое восстановление разрушенного музейного комплекса в городе Истре, однако объем работ был столь велик, что завершены они были лишь в 1959 году. В ту пору не удалось вернуть к жизни лишь главную архитектурную доминанту, которой славился некогда Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - многоярусную колокольню XVII века.

Новая жизнь древней святыни

Возрождение обители в ее исконном предназначении началось в 1993 году с того, что патриарх Алексий II уполномочил своего представителя - архимандрита Никиту (Латушко) - вести переговоры с руководством Истринского района Московской области и администрацией музея о передачи Церкви принадлежавшей ей ранее монастырской территории со всеми сохранившимися на ней постройками. Момент для этого был выбран весьма удачный, поскольку на волне перестройки по всей стране развернулось движение по возвращению верующим незаконно отнятого у них имущества.

Переговоры и оформление соответствующих документов не заняли много времени, и уже на следующий год духовная жизнь в стенах древней обители начала возобновляться. С первых дней возрожденный монастырь получил статус ставропигиального, то есть независимого от епархиальных властей и подчиненного непосредственно патриарху. В июле того же года состоялось заседание Священного синода, на котором было принято решение о назначении архимандрита Никиты, столь много сделавшего для возвращения народу его святыни, настоятелем Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря.

В настоящее время в городе Истре Московской области, наряду с возрожденной обителью, действует Историко-художественный музей. В его собрании насчитывается почти 180 тыс. экспонатов, для которых было построено удобное современное здание. Таким образом, старинный русский город Истру можно по праву назвать центром религиозной и культурно-просветительской жизни.

Как добраться в город Истру и город Новый Иерусалим из Москвы, а также в Новоиерусалимский монастырь:

Добраться к нам можно тремя способами (описаны маршруты как добраться до монастыря, но поскольку он находится в городе Истра, то вполне пригодятся тем, кто едет в Истру. Маленькое примечание, если едете в Истру на электричке, то выходите на станции Истра, если до монастыря, то на станции Новоиерусалимская):

1. На электричке из Москвы от метро Рижская, Дмитровская, Войковская(пл. Ленинградская), Тушино - время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать до станции Новоиерусалимская или станции Истра.

Внимание: необходимо брать билет на электричку, которая следует до Новоиерусалимской, Румянцево, Волоколамск, Шаховская
Электрички, которые следуют до ст. Дедовск и ст. Нахабино не доезжают до ст. Истра или Новоиерусалимская (находятся на пол пути)

Также есть электрички следующие с Курского направления, можно доехать от метро Комсомольская (платформа Каланчевская), от метро Курская (Курский вокзал - обычно 5 платформа). С этого направления электрички ходят не часто, в основном до ст. Дедовск и ст. Нахабино (не доезжают до ст. Новоиерусалимская). Но при желании можно сесть и на эти электрички, выйти на станции Тушино и подождать электричку следующую с Рижского направления или же пересесть на автобус. Поэтому уточняйте, когда идут электрички до ст. Новоиерусалимская.

Расписание электричек до станции Новоиерусалимская или станции Истра

Путь от станции Новоиерусалимская в направлении города Истра:

Выйдя из перехода идете направо мимо здания вокзала в сторону автобуссных касс. Возле них находится подземный переход на другую сторону Волоколамского шоссе.

Спускаетесь в него и выходите на улицу Панфилова, по которой Вы и пойдете дальше никуда не сворачивая.
По пути следования у Вас слева будут: торговый центр Иерусалим,

небольшие жилые двухэтажные дома (построенные пленными немцами после войны),

детский садик.

Справа будет все время Волоколамское шоссе.

Спустившись с этого крутого спуска Вы увидите храм, который всем великолепием появится перед вашими глазами.

Сразу за мостиком слева небольшая достопримечательность - сказочные персонажи сказки "Курочка Ряба" (интересно будет детишкам).

За мостом Вы идете вдоль поля к храму.

Старенькие ворота, через которые Вы пройдете открывают путь сначала к небольшому музею и в Гефсиманский сад, где расположено деревянное зодчество.

СХЕМА проезда от станции Новоиерусалимская

Мы описали пешеходный маршрут от станции Новоиерусалимская, но если Вы хотите доехать от станции на автобусе или маршрутке, то не нужно спускаться в подземный переход на привокзальной площади. чтобы перейти на другую сторону шоссе. Вам нужно пройти направо мимо перехода немного выйдя на само шоссе и увидите автобусную остановку. Нужно садиться на любой автобус или маршрутку, которая едет в сторону города Истра. Если хотите выйти у монастыря, то выходите на 2 остановке под названием "Музей", а если едете в город Истра, то едьте дальше. Если все же появились вопросы, как ехать, то звоните по телефону путеводителя указанному на сайте справа.

2. На автобусе № 372 из Москвы от метро Тушино до Истры (остановка "Почта") - время в пути 1 час.

Будьте внимательны, когда обратно будете ехать! В расписании не указан остановочный пункт Почта. Он находится между остановками ул. 9 Гвардейской Дивизии и ст.Истра, но по пути из Москвы на нем выйти можно (есть остановочный пункт). По пути в Москву остановочного пункта там нет (можно сесть на автобус на ул. 9 Гвардейской Дивизии или ст.Истра)

Путь к храму от автобусной остановки "Почта" в городе Истра:

Выходите из автобуса. Перед вами будет здание почты.

Поворачиваете налево и огибаете площадь в сторону промышленного здания - завод "Углемаш". В том же направлении едут и машины через площадь.
Вдоль промышленного здания "Углемаш" проходите мимо него и идите вдоль шоссе по улице Первомайской. Слева по пути Вам встретится достопримечательность - два кирпичных столба сразу за зданием "Углемаша".

На них будет табличка о том, что тут был дом, в котором жил А.П. Чехов и сразу же за ними увидите Дом Культуры.
Проходя далее по тротуару, увидите дорожку идущую в парк. Можете пойти по ней. Это более короткая дорога (минут на 5).

Не сворачивая, проходите по ней. На половине пути слева увидите еще одну достопримечательность - памятник самолету ИЛ-2 на стеле уносящейся в небо.

Идите далее по этой тропинке через парк. Выходите к "Г"- образному зданию,
проходите через его двор к зданию суда и, повернув около него налево увидите монастырь, к которому пойдете далее по тротуару к светофору около музыкальной школы.
Переходите через дорогу, и Вы у монастыря.
Если же решили не идти через парк, то от Дома Культуры, который будет слева идите вдоль забора по тротуару. Справа будет Волоколамское шоссе, которое и будет постоянным ориентиром (нужно иди вдоль него). Пройдете мимо здания банка, повернете налево и мимо детского сада, мимо здания, в котором будет ресторан "Сурожский стан" (в нем можно и покушать, поскольку на территории монастыря трапезная пока не предусмотрена).
Далее выходите к зданию суда и, как было описано выше идете к светофору и переходите на другую сторону шоссе к монастырю.

СХЕМА проезда от автобусной остановки "Почта" в городе Истра

3. Путь к городу Истра от Москвы на автомобиле:

Схема проезда на автомобиле по Волоколамскому шоссе (пройдите

Схема проезда на автомобиле по Новорижскому шоссе (пройдите

Нужно ехать по Волоколамскому шоссе мимо Красногорска, Нахабино, Дедовска, Снегири (комплекс воинской славы - музей военной техники под открытым небом), затем проезжаете через реку Песочная и вы в городе Истра.
Чтобы миновать пробки, порой возникающие на Волоколамском шоссе в районе Красногорска, можно выехать на МКАД, а затем съехать на Новорижское шоссе и ехать по нему до первого поворота на Истру, по которому вы попадете на Волоколамское шоссе за 7 км до Истры, далее по нему едете через Истру, как было указано выше.

Отрезок пути от центра города Истра до монастыря можно увидеть на второй схеме.

Если Вы заказали автобус или едете после 12.00 дня, то основная остановка перед главным входом в храм может быть уже заполнена машинами. В этом случае, можете не ехать на основную стоянку, а проехать по Волоколамскому шоссе далее вдоль монастыря, где увидите вторую стоянку с большим количеством стояночных мест удобную для длинномерного транспорта (автобусов) или другого транспорта. Ваши пассажиры смогут зайти в храм в этом случае со стороны западных ворот или же по тротуару вдоль стены вернуться и выйти к главному ходу (5 минут ходьбы под сенью вековых сосен)

Добро пожаловать!

В своем стремлении перенести на русскую землю образ Святой Земли патриарх Никон отыскал лучшее место для создания храмового комплекса. Новоиерусалимский монастырь находится в городе Истре, на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды.

ОБРАЗ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ

Новоиерусалимский монастырь — попытка воссоздать комплекс святых мест («первообраза») на российской почве, под Москвой.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном (1605-1681 гг.), история создания монастыря неотделима от истории жизни самого Никона — инициатора церковных реформ, призванных изменить существовавшие в русской церкви обряды. Впоследствии реформы вызвали раскол русской церкви и появление старообрядцев.

Но еще до этого он задумал создать обитель, что напоминала бы своим обликом и наполнением христианские сооружения в Святой Земле, а впоследствии стала бы центром всего православного мира. Поначалу же Новоиерусалимский монастырь стал резиденцией самого Никона.

Место было выбрано очень живописное, посреди лесов, в окружении рек, хотя и далековато от Москвы, до которой добираться приходилось в повозках целые сутки. Здесь были отличные пахотные земли, правда, находившиеся в боярской собственности. Но тогда Никон еще пользовался расположением царя Алексея Михайловича и добился от монарха права выкупать земли без согласия на то бояр.

Леса были вырублены, холм для монастыря досыпан, началось строительство. В разные годы в создании проектов Новоиерусалимского монастыря участвовали знаменитые архитекторы П. И. Заборский, Я. Г. Бухвостов, В. В. Растрелли, М. Ф. Казаков, К. И. Бланк.

Непосредственно на стройке работали монастырские крестьяне, которые были собственностью православной церкви — она могла распоряжаться ими по своему усмотрению, привозя из самых дальних вотчин.

При Никоне первые строения монастыря были деревянные, и в 1657 г. была освящена первая деревянная Воскресенская церковь. При освящении присутствовал молодой царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.), он же впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.

Но к 1658 г. отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем резко ухудшились. Царь, хоть и был прозван Тишайшим, не стал терпеть усиления роли патриарха в делах русского государства, поставив церковь фактически в подчинение государству.

Патриарх Никон — человек своенравный и фанатичный — был страшно уязвлен, объявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву, но Алексей Михайлович собрал православных патриархов из других стран, которые постановили лишить его сана патриарха и отправить на вечное заточение в монастырь. Сначала — в Ферапонтов Белозерский, после смерти Алексея Михайловича — в Кирилло-Белозерский.

Строительные работы в монастыре остановились и возобновились в правление царя Федора III Алексеевича (1661-1682 гг.). Новый царь Федор Алексеевич сочувствовал Никону и в 1681 г. позволил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но Никон скончался еще по дороге в свою бывшую резиденцию и был погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

В XIX — начале XX вв. монастырь стал одним из центров православного русского паломничества.

При советской власти упразднен в 1919 г., в его зданиях открыт Краеведческий музей Московской области. В 1941 г. разграблен и взорван нацистами, вновь открыт в 1959 г.

В 1994 г. передан в ведение Русской православной церкви.

НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.

Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.

Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.

Храм — четырехстопный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной — ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн — оконных проемов в скате крыши.

Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.

В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.

Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень. Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень — подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.

Справа от входа — придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.

В XVIII—XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе — из царствовавшей династии Романовых.

Сохранился только один — придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М. Ф. Казакова в стиле классицизма.

С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов — жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.

Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» — крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т. п.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (ХVII-ХIХ вв.):

■ Воскресенский собор (1656-1685 гг.),

■ Остатки колокольни (разрушена в 1941 г.),

■ Церковь Константина и Елены (подземная церковь, 1658-1685 гг.),

■ Святые ворота с надвратной церковью (1694-1697 гг.),

■ Трапезная с церковью Рождества Христова (1686-1692 гг.),

■ Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.),

■ Солодовые и кузнечные палаты (1690-1694 гг.),

■ Настоятельские покои (конец XVII в.),

■ Братский корпус (конец XVII в.),

■ Караульные палаты (1690-е гг.),

■ Палаты «монастырских детенышей» (1650-е гг.),

■ Больничные палаты (1698 г.),

■ Квасной погреб (1690-е гг.).

■ Крепостные стены (1690-1694 гг.), башни (Гефсиманская, Сионская, Надвратная, Елизаветинская, Иноплеменничья, «Баруха», Ефремова, Дамасская, Давидов дом).

Постройки за крепостной стеной:

■ Скит Никона (1658 г.),

■ Музей деревянного зодчества (мельница, часовня, крестьянская изба).

■ Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (1020 г.).

■ О том, что в СССР Новоиерусалимский монастырь был сохранен и тщательно восстановлен после Великой Отечественной войны, несмотря на атеистический характер идеологии социалистического государства, напоминает официальный адрес этого культового учреждения: город Истра, улица Советская, дом 2.
■ Вокруг монастыря многое напоминает о Святой Земле. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, села — Преображенское, Назарет и Капернаум, реку Истру прозвали Иорданом, ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронским потоком, а сам город Истра до 1930 г. именовался Воскресенском.
■ И до постройки Новоиерусалимского монастыря были попытки перенести образ храма Гроба Господня на русскую землю. Инициатором самого известного проекта был царь Борис Годунов (1552-1605 гг.), в качестве «первообраза» палестинской святыни задумавшего создать комплекс построек под единым названием «Святая Святых» в Московском кремле. В него должен был войти и храм Василия Блаженного, в Москве именовавшийся «иерусалимским» и символизировавший собой Небесный Иерусалим. Постройкой «Святая Святых» Годунов намеревался поднять свой авторитет среди русских людей. Проект не был осуществлен.
■ В тексте стихотворной «Летописи» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора, использован акростих. Из первых букв в строках основного текста складывается сообщение: «Воскресенского сего монастиря грешной архимандрит Никанорис написал сложную сию таблицу всем прочитающим для ведения, когда бе обител сия и церковь начета и кто сему строител бе».
■ Через тридцать лет после окончания строительства каменный шатер Воскресенского собора рухнул, и до 1761 г. грандиозное здание восстанавливалось и перестраивалось по проекту В. В. Растрелли.
■ При Петре I Великом (1672-1725 гг.) в Новом Иерусалиме сократили число монахов: император посчитал, что на их содержание тратятся слишком большие средства. Отныне монастырь был обязан еще и поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.
■ Новоиерусалимский монастырь был крупным российским крепостником: до секуляризационной реформы 1764 г. в его собственности находилось 14-16 тыс. душ монастырских крестьян. После реформы они перешли в ведение государства, были освобождены от церковной барщины и получили личную свободу.
■ В 1762 и 1792 гг. на территории монастыря произошли большие пожары, постройки были восстановлены на средства, выделенные императрицей Екатериной II.
■ Информация о разрушениях в Новом Иерусалиме в ходе боев в Великую Отечественную войну, фигурировали в ходе Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.
■ В 2013 г. гробница патриарха Никона в северном приделе Воскресенского собора была вскрыта археологами. Саркофаг оказался пуст, гробница ранее подверглась разграблению. Местонахождение останков до настоящего времени неизвестно.

Среди множества интересных мест в Московской области выделяется Новоиерусалимский монастырь. Это одна из самых почитаемых и святых обителей, которую стоить посетить каждому, кто любит путешествовать, наслаждаться красотой, величием и таинственностью. Находится монастырь в Истре на улице Советская, дом 2.

Обитель доступен для посещения в любой день недели с 9 утра и до 18 часов вечера.

История Новоиерусалимского монастыря

Этот воскресенский мужской монастырь на Истре имеет богатую и интересную историю. Его основателем является известный патриарх Никон, который на протяжении 8 лет жил в этом святом месте. Его мечтой было создать монастырь, который бы внешне и внутренне походил на храм «Воскресение господня», находящийся в Иерусалиме.

Патриарх хотел построить собор, попав в который каждый верующий смог представить себя на месте Христа. Это пещера гроба Господня, гора, на которой был распят Христос, место его упокоения и воскрешения.

Вся территория места представляет собой образ Святой Земли:

  1. Город - храм с несколькими башнями. Место, в котором произошло Воскресение Иисуса.
  2. Скала «Голгофа», что означает «лобное место».
  3. Кувуклия в Новоиерусалимском монастыре - небольшая часовенка, где погребен Иисус Христос.

Возведение этого комплекса началось в 1656 году, когда у Никона были еще доброжелательные отношения с царем Алексеем. Строительство шло быстрыми темпами, так как царь всячески способствовал этому. Но после того как патриарха отправили в ссылку, храм возводить перестали. Спустя 14 лет Царь Фёдор Алексеевич дал распоряжение продолжить начинание Никона, помиловал неугодного патриарха и разрешил ему вернуться в святую обитель. Но по дороге в Подмосковье Никон скончался. Его похоронили в южном пределе собора.

В 1685 году собор был достроен и освящен. Патриархом стал преподобный Иоаким.

В начале 19 века это было излюбленное место посещения паломников. По статистике, только за один год храм посетили 35 тысяч человек. На собранные средства были построены приют для бездомных и гостиница для посетителей.

Тяжелые времена комплекса

Со сменой власти в 1919 году по решению местного уездного Совета монастырь был закрыт. Всё имущество было изъято и передано народу. Многие реликвии позже были переданы в оружейную палату и хранятся там по сей день.

Во время Великой Отечественной войны обитель оказалась в самом эпицентре. Многие здания были полностью уничтожены, другие сильно пострадали. На Нюрнбергском процессе прозвучало, что храм Воскресения Господня и колокольня были взорваны немецкими фашистами. Лишь в 1950 году началась реставрация этого архитектурного памятника. Сначала постарались возвести все сооружения, которые были до войны, после этого приступили к внутренним работам. Но в память об этих трудных временах на стенах зданий оставили следы снарядов, чтобы люди помнили историю и не совершали подобных ошибок.


Вскоре монастырь воскрес, как когда-то воскрес Иисус Христос. Сейчас этот архитектурный комплекс вновь обрел свое величие и толпы туристов вновь стекаются в это святое место.

Обитель в настоящее время

С 1994 года в русской Палестине снова зазвучали молитвы и песнопения. Вначале Алексий второй назначил главой монастыря архимандрита Никиту, позже, в 2008 году, патриархом этого собора стал игумен Феофилакт. Затем было принято решение о проведении реставрационных работ, которые вернули бы исторический облик этому архитектурному памятнику. И до настоящего времени реставрация продолжается. Для этого создан благотворительный фонд, средства которого идут на восстановление монументального места.

Недалеко от обители в 1920 году был создан музей, который является самым крупным в Подмосковье. В настоящее время в нем насчитывается более 180 тысяч экспонатов. К ним относятся:

  • церковная утварь и предметы обихода монастыря;
  • живописные зарубежные и русские иконы, картины, фрески;
  • коллекции оружия;
  • богословские книги и рукописи.

В парковой зоне можно познакомиться с деревянным зодчеством. Увидеть часовню, старинные избы и мельницу.

Путь к монастырю

Вход на территорию новоиерусалимского монастыря бесплатный (кроме посещения музея). Здесь можно заказать любую экскурсионную программу или самостоятельно окунуться в мир истории и церковной атмосферы Нового Иерусалима. Есть несколько вариантов того, как добраться до монастыря:

  • На автомобиле . Через Волоколамское или Рижское шоссе до города Истры. Расстояние пути составит около 45 км.
  • На общественном транспорте . Электричкой от Рижского вокзала до станции «Истра». Далее пересаживаемся в автобус и продолжаем путь до остановки «Монастырь». Пешком до монастыря можно дойти за 15−20 минут.
  • На автобусе № 372 от метро «Тушинская» до остановки «Почта». Затем пересадка. До святой обители можно доехать за 7 минут, пешком не более 15 минут.
  • На такси . Все таксисты знают об этом месте, поэтому быстро доставят вас к пункту назначения.

#s3gt_translate_tooltip_mini { display: none !important; }