Что происходит в Мьянме: все о конфликте буддистов и мусульман в Индокитае. Буддисты устроили геноцид мусульман в Мьянме (Бирме) (видео) Мьянма жест убивает дети

Слова «геноцид», «религиозная война», «этнические чистки», подкрепленные фотографиями, не предназначенными для детских глаз – вещи устрашающие.

Но такой страх нередко мешает правильно понимать и оценивать происходящее, а следовательно, искать и находить пути прекращения конфликта и защиты его жертв.

Россия не признает официально геноцид в Мьянме мусульманского населения и не ограничивает контакты с этой страной и туристические поездки в нее.

Неужели же наше государство оправдывает убийства безоружных людей по религиозному признаку?

Конечно, нет. Но причины войны в Мьянме глубже и сложней, чем просто религиозная нетерпимость.

Корни зла

Жертвой геноцида в Мьянме позиционируются рохинджа – религиозно-этническая группа численностью около миллиона человек, проживающая в основном в провинции Ракхайн.

Но вот у разных сторон конфликта и даже у иностранных специалистов возникают разногласия в выделении определяющих факторов этой группы.

Сами рохинджа относят к себе только мусульман, проживающих в Ракхайне. Остальные мусульмане Мьянмы (их 5% населения страны) рохинджа не являются.

Буддисты Мьянмы заявляют, что ничего не имеют против мусульман как верующих, но рохинджа – не мусульмане и не этническая группа, а незаконные мигранты из Бангладеш и их потомки.

Среди них немало экстремистов и преступников. Этнически они в основном бенгальцы, а никакой не отдельный народ.

Собственного языка они не имеют (а говорят на бенгальском), и к образованию бирманского государства никакого отношения не имеют (в отличие от более чем сотни других народностей, в том числе и исповедующих ислам).

Признание рохинджа

Международное сообщество готово признать рохинджа отдельным народом, то есть не чисто религиозной или территориальной, но этнической общностью. Из этого определения рождается и понятие «геноцид».

Государство же Мьянмы, применяя силу против рохинджа, заявляет, что не занимается выяснением межнациональных отношений, а подавляет беспорядки и пресекает деятельность незаконных экстремистских организаций.

«Армия спасения Аркан рохинджа», бесспорно, является таковой. Кроме того, у рохинджа очень высокая рождаемость, увеличивается их община прямо-таки в геометрической прогрессии.

Мьянма же – бедное государство, и лишнего жилья, работы и социальных гарантий здесь нет.

Проблема усугубляется памятью о давней трагедии. Во время Второй мировой войны буддистское население Бирмы (Мьянмой страна стала только в 1989 году) поддерживало в основном Японию – в японцах видели освободителей от британского владычества.

Мусульмане же Ракхайна (а они и тогда были весьма многочисленны) поддержали колонизаторов и занимались массовыми «зачистками» буддийских поселений – якобы за «коллаборационизм».

Их тогда уже рассматривали как рохинджа, то есть заезжих, «не своих» мусульман. В независимой Бирме права гражданства получили и мусульмане из других штатов, и христиане – ограничений по вероисповеданию не было.

Но рохинджа Ракхайна остались негражданами – их рассматривали как нелегальных иммигрантов и их потомков, не имеющих права на равенство с исконно бирманским населением.

События военных действий

Война в Мьянме между буддистами и рохинджа началась в 2012 году , когда в одном из смешанных поселений жертвой изнасилования и убийства стала молодая женщина-буддистка.

В ее смерти (с некоторыми основаниями, но без однозначных доказательств) обвинили нескольких молодых мусульман. В ответ пошли такие же обвинения. И вспыхнул конфликт с человеческими жертвами.

Точных данных о масштабах ущерба нет, но, во всяком случае, пострадавших считали на десятки, а разрушенные дома – на сотни. Властям пришлось эвакуировать несколько тысяч человек. Были попытки перехода границы с Бангладеш в поисках убежища.

Но там сожалели о преследованиях собратьев по вере, но беженцев принимать особым желанием не горели.

Напротив, в Мьянму на лодках продолжали прибывать мигранты из этой страны, имеющей один из самых высоких показателей плотности и бедности населения в мире!

На первом этапе противостояние в Мьянме все же выражалось в местных проявлениях – угрозах, нападениях, драках, порче имущества.

«Армия спасения Аркан рохинджа» активно участвовала в беспорядках, а представители власти и буддистский общин не трудились отличать просто крепких молодых мусульман от боевиков.

В 2016 году начался новый виток конфликта – группа боевиков напала на несколько военных постов на границе. Теперь государство уже просто обязано было вмешаться.

После этого в западных и арабских СМИ стала появляться информация о массовом уничтожении рохинджа армией и полицией Мьянмы, а также представителями буддистских общин.

Сообщалось о гибели нескольких сот человек, о сожжении деревень с целью принуждения их жителей к бегству, о пребывании полумиллиона беженцев-рохинджа в Бангладеш, о закрытии на въезд и выезд некоторых районов страны.

Гражданская война или геноцид

Ни у кого не вызывает сомнений – война в Мьянме является большим злом и должна быть прекращена ради представителей всех заинтересованных групп. Но вот определение ее как геноцида рохинджа – под большим сомнением.

Среди погибших и пострадавших в ходе конфликта действительно много мусульман, в том числе детей и женщин. Но не меньше жертв и среди буддистов.

Армия подавляла очаги сопротивления с большой жестокостью, но боевики «Армии спасения» действовали не мягче, и среди полицейских и военных тоже есть жертвы.

Более того – конфликт вокруг рохинджа в 2016-2017 гг. в Мьянме был не единственным. Но остальные группировки уже давно пошли на переговоры с правительством страны; были заключены соответствующие договоренности, и напряженность пошла на спад.

Лидеры рохинджа на переговоры не согласны, хотя конфликт в Ракхайне уже привел к росту негативизма по отношению к мусульманам по всей стране, чего раньше не было.

Известно также, что правительство Ганы предложило помочь рохинджа (хоть всем до единого) переселиться в их страну. Дать им место для поселения и предоставить все гражданские права.

Рохинджа отказались. Их радикальная идеология требует отрыва Ракхайна от Мьянмы и создания собственного государства.

Не пошло на пользу делу и разоблачение некоторых мусульманских издательств в подтасовке видео- и фотоматериалов с целью подтвердить факт «геноцида».

За фиксацию убийств в Ракхайне выдавались кадры из Таиланда, Китая, Непала и даже Конго, Нигерии и Руанды (непонятно, кем при этом считались читатели и зрители, которым выдавали за бирманцев нигерийцев и конголезцев!).

Многие журналисты и общественные деятели стали обращать внимание на то, что другие районы Мьянмы почему-то не демонстрируют такой степени обозленности против мусульман – там если встречается неприязнь, то на бытовом уровне.

Стали обращать внимание и на то, что агрессивность вообще редко присуща буддистам, отличающимся большой веротерпимостью и по всему миру спокойно уживающимся с соседями других исповеданий.

Итог

Так что же, война в Мьянме – выдумка? Геноцида нет? А что есть?

Война не выдумана – люди в Мьянме погибают. Но стоит ли называть это геноцидом – вопрос. Страдают и мусульмане, и буддисты.

Гибнут также представители армии и сил охраны порядка. Люди остаются без крова и теряют последнее имущество.

Но все же есть веские основания сомневаться в том, что мусульман в Мьянме сжигают живыми на улицах или убивают целыми селами.

Похоже, старый этнический и религиозный конфликт оказался выгоден представителям радикального ислама, которые готовят боевиков для рохинджа и продвигают идею «государства Аркан».

Вряд ли таких деятелей интересует, сколько мусульманских или буддистских детей и женщин погибнет ради этой призрачной «великой цели».

Правительство страны применило очень жесткие меры для подавления волнений. Но оно готово и вести переговоры с рохинджа, ожидая, однако, уступок и с их стороны.

Можно понять руководство Мьянмы, не желающее стимулировать предоставлением гражданства бурный приток мигрантов из Бангладеш – страна с имеющимися-то материальными проблемами справляется с трудом.

Жестокость проявили и остальные стороны – мусульманская и буддистская общины.

Войну надо заканчивать. Но закончится она только при условии правильного понимания ее природы и обнаружения тех, кто заинтересован в эскалации конфликта.

Людей в Мьянме убивают, и они не оживут от того, что погубивший их конфликт назовут геноцидом.

На такой случай есть неофициальная русская поговорка: «дело ясное, что дело темное».

В сути мьянманского конфликта еще многое непонятно. Поэтому российское руководство и не спешит осуждать коллег из Мьянмы, предпочитая не придумывать ярлыки, а способствовать реальному разрешению проблемы.

Мьянма: Сотни человек на прошлой неделе погибли в Мьянме (Бирма) в результате религиозного конфликта между правительственными силами и мусульманами-рохинджа.

Так как доступ прессы в страну ограничен сейчас трудно оценить последствия бойни, но по поступающим фотографиям из Мьянмы число жертв перевалило за 400 человек.

Мьянма: Геноцид мусульман

По информации агенства «Рейтер» конфликт разгорелся после нападения “боевиков-рохинджа” на несколько полицейских и армейских постов в штате Ракхайн. Армия Мьянмы утверждает, что с 25 августа произошло 90 боестолкновений, со стороны боевиков уничтожено почти 390 человек. Правильственные войска потеряли убитыми 15 человек.

Боевиков также обвиняют в убийстве 14 мирных жителей. После данного вооруженного конфликта беженцы рохинджа спешно эвакуируются в Бангладеш, куда уже сбежало почти 30 тысяч человек. Из них 40 человек в основном женщины и дети погибли при пересечении реки Наф на лодке.

Рохинджа - «самый гонимый народ в мире» этническая группа состоит из бенгальцев-мусульман, которые были переселены в штат Ракхайн в XIX – начале XX века британскими колониальными властями. Общая численность группы почти два миллиона человек.

Власти Мьянмы считают, что рохинджа – нелегальными мигрантами из Бангладеш. Между буддистами и мусульманами-рохинджа конфликт произошел очень давно, но с новой силой он разгорелся когда к власти в Мьянме в результате военного переворота 2011-2012 годах пришли гражданские.

Конфликт можно было бы решить с помощью ООН но Россия блокирует все резолюции по Мьянме. Президент Турции Тайип Эрдоган называет эти события “геноцидом мусульман”. Сторонники мусульман собрались в Москве на несанкционированный митинг и просили отправить их на “защиту братьев”.

Стихийный митинг был вызван эмоциональной реакцией мусульман на жестокие кадры, наполнившие социальные сети, которые демонстрировали гонения со стороны коренного населения Мьянмы (Бирмы) в отношении народности рохинджа, исповедующей ислам.


При этом возмущённые люди, которые пришли на акцию, были убеждены в том, что конфликт имеет под собой религиозную основу, считая, что буддисты притесняют мусульман рохинджа именно за их веру. Настроения протестующих были накалены до предела. Некоторые даже обещали «делать джихад».

Собравшиеся утверждали, что вышли на акцию по призыву в социальных сетях и прочитав в интернете о ситуации с мусульманами в Мьянме. Некоторые показывали на смартфонах посты с призывом выйти на митинг к посольству в поддержку людей единоверцев в Мьянме. Эти записи, по их словам, распространялись как через социальные сети, так и в закрытых чатах в Telegram и WhatsApp. Никто из опрошенных Би-би-си участников митинга не сказал, что у акции был некий организатор.

Вечером 3 сентября Рамзан Кадыров сделал видеозаявление, в котором резко осудил гонения на рохинджа в Мьянме, и даже предупредил, что, «если Россия будет поддерживать шайтанов, то он будет против позиции России».

4 сентября в Грозном прошёл массовый митинг в поддержку рохинджа. Более 1 млн человек собрались в Грозном на митинг в поддержку мусульман народа рохинджа.

A post shared by Илья Белоус (@iliabelous) on Sep 3, 2017 at 11:53pm PDT

Что происходит в Мьянме на самом деле

Детальное исследование проблемы вскрывает гораздо более глубокую природу конфликта в Мьянме. В первую очередь речь идёт об исламистском экстремизме: территориальных притязаниях нелегальных мигрантов рохинджа на бирманские земли, а также о столкновении геополитических интересов США и Китая вокруг нефти, обнаруженной 4 года назад в штате Ракхайн (Аракан).

Мьянма (Бирма). Штат Ракхайн выделен красным цветом.

В 1826 году произошла Англо-бирманская война, в результате которой Ракхайн (Аракан) был аннексирован англичанами. Англичане, также управлявшие и перенаселённой Бенгалией, стали поощрять переселение рохинджа в Ракхайн (Аракан) в качестве дешёвой рабочей силы. Так, благодаря колониальной политике Великобритании, рохинджа начали заселение Бирмы (Мьянмы). 23 марта 1942 года, в ходе Бирманской операции японцев во время Второй мировой войны Акьяб (столица Ракхайна) был атакован японскими ВВС. К концу мая 1942 британские и китайские войска покинули Бирму, страна была полностью захвачена японцами. Британцы снабдили рохинджа оружием для борьбы с японскими фашистами, но вместо этого они обратили его против местного коренного населения - буддистов. В араканском геноциде 1942 года пострадало около 50 000 араканцев-буддистов. С этого момента отношения между рохинджа и коренными араканцами резко поляризовались.

В настоящее время из перенаселённого Бангладеш (168 миллионов человек) в Мьянму (Бирму) (53 миллиона человек) рохинджа приплывают на лодках, в связи с чем их называют «люди лодок», и основывают там свои поселения. Однако бирманцы рассматривают рохинджа как нелегальных мигрантов, и не готовы отдавать ни пяди своей земли . Возникают конфликты араканцев с мигрантами рохинджа. В июне 2012 года , после убийства и изнасилования женщины-буддистски прошли массовые столкновения между мусульманами и буддистами, которые привели к гибели 80 человек (половина из них была мусульманами, а половина - буддистами).

Интересы Китая и США

С середины XX века США рассматривают Бирму в качестве зоны своих интересов. В 1951-1967 годах США осуществили операцию «PAPER», в результате которой Бирма попала под контроль ЦРУ, а опиумные плантации «Золотого треугольника» стали частью бизнеса ЦРУ по торговле героином, прибыль от которой шла на тайные операции. Сегодня это, возможно, самый крупный бизнес в мире, дающий 590 миллионов евро живых денег ежегодно.

Главный же стратегический интерес Китая к Мьянме вызван её энергетическими месторождениями и географическим положением. Территория Мьянмы является одним из кратчайших путей транспортировки товаров (прежде всего – углеводородов) из региона Ближнего Востока в южные районы Китая в обход узкого Малаккского пролива, где высока активность пиратов, а в последние годы активно наращивается военно-морское присутствие США.

Кроме того, Мьянма является важным звеном в Китайской стратегии «нить жемчуга», заключающейся в установлении своего постоянного присутствия в акватории Индийского океана. Географическое положение Мьянмы посередине между Индией и Юго-Восточной Азией позволяет контролировать всю северо-восточную часть Индийского океана (Бенгальский залив и Андаманское море).

Инфраструктурные объекты, создаваемые на территории Мьянмы, включают в себя трубопровод, соединяющий побережье Бенгальского залива с городом Куньмин (КНР), сеть дорог и ряд гидротехнических сооружений. Трубопровод до Куньмина позволит в перспективе не только сильно сократить маршрут транспортировки углеводородов, но и избежать рисков, связанных с прохождением танкеров через Малаккский пролив. Для осуществления возможностей транспортировки нефтепродуктов через территорию Мьянмы Китай осуществляет также строительство глубоководного порта Кьяукпью на острове Янбье (Ramree).

Помимо объектов, внешне имеющих гражданское назначение, Китай имеет на территории Мьянмы свои станции слежения на островах Большой и Малый Кокосовый в непосредственной близости от принадлежащих Индии Андаманских островов. В то же время США нацелены на ограничение влияния Китая в стратегически важном регионе. В 2011 году администрация США заявила о новой стратегии, заключающейся в переносе фокуса внимания на Азиатско-Тихоокеанский регион.

Сегодня политика США решительно нацелена на то, чтобы не дать Китаю дополнительные объёмы нефти. За последние десятилетия удельная доля США в мировом ВВП становится всё меньше, и сегодня Китай уже дышит США в спину. Это грозит крахом доллара как мировой валюты.


Сравнительный анализ номинального ВВП первой 10-ки стран

Однако в Китае практически нет своей нефти. Без неё он не может развиваться. С дополнительной нефтью Китай сможет развиваться дальше, а США окажется в аутсайдерах. У них и сейчас-то госдолг составляет почти 20 триллионов долларов.


Обострение

В начале 2000-годов в Ракхайне (Аракане) было обнаружено большое месторождение нефти и газа «Тан Шве». К 2013 году был построен нефтепровод в Китай. Общая протяженность двух труб достигает 7676 км, из которых 1504 км прокладывается на территории Мьянмы, 6172 км – на территории Китая. Пропускная способность нефтегазопровода - 22 млн тонн сырой нефти, и 12 млрд кубометров природного газа в год. Увидев это, США начали дестабилизацию региона. В 2012 году Джордж Сорос открывает свой первый офис в Мьянме, и вскоре там появляется «Араканская армия спасения рохинджа», финансирумая американскими околоправительственными НКО.

Сиволика Араканской армии спасения рохинджа

«Араканская армия спасения рохинджа» - это военизированная террористическая организация, аналог ИГИЛ*.

17 марта 2017 года Китай при поддержке России блокировал запланированное Великобританией краткое заявление Совета Безопасности ООН по ситуации Мьянме. Возможно, Запад настаивал на вводе «миротворцев» в Мьянму. Очевидно, что у России и Китая существует твёрдая позиция о недопущении дальнейшей реализации планов США по дестабилизации Мьянмы.

«Армия спасения рохинджа» напала сразу на 30 бирманских полицейских участков. Они использовали огнестрельное оружие, мачете и самодельные взрывные устройства. В результате погибли 109 человек. За нападениями последовала волна репрессий, пострадало значительное количество рохинджа, проживающих в штате Ракхайн и, по мнению властей Мьянмы, являющихся социальной базой террористов. На сегодняшний день, по официальным данным, в столкновениях погибли человека. Из них 370 - боевики, 15 - полицейские и 17 человек - мирные жители.

После этих событий МИД РФ выпустил заявление относительно Мьянмы.

25 августа боевики так называемой «Армии спасения рохинджей Ракхайна» совершили серию скоординированных нападений на полицейские участки и армейские подразделения, расположенные в трех приграничных с Бангладеш округах Ракхайнской национальной области (РНО) Мьянмы. В результате боестолкновения погибло 11 мьянманских силовиков, имеются жертвы среди гражданского населения.Решительно осуждаем эту вооруженную вылазку, направленную на подрыв усилий мьянманских властей и международного сообщества по стабилизации положения в РНО. Считаем, что решение существующих в Ракхайне проблем, имеющих сложный, комплексный характер, возможно исключительно политическими средствами, путем налаживания диалога между представителями всех национальностей и конфессий в целях социально-экономического развития данной области.Выражаем поддержку усилиям правительства Мьянмы, предпринимаемым с целью нормализации обстановки, в том числе в рамках выполнения рекомендаций Консультативной комиссии по РНО во главе с бывшим генеральным секретарем ООН К. Аннаном

Мусульмане-рохинья – этническое меньшинство, проживающее в Мьянме (Бирма). У них нет прав ни на гражданство, ни на образование, ни на свободное перемещение. С 1970-го года были зафиксированы сотни тысяч случаев использования насилия и террора против этого народа со стороны военных Мьянмы. Международные сообщества не раз обвиняли власти Мьянмы в дискриминации и геноциде рохиньи. Последние новости в этой стране в буквальном смысле взорвали интернет пространство и обратили внимание всех к этой проблеме. Кто же такие рохинья, и почему их убивают?

Кто такие мусульмане-рохинья?

Рохинью часто называют самым угнетаемым и преследуемым этническим и религиозным меньшинством в мире. Они являются этническими мусульманами, проживающими на территории Мьянмы, большинство населения которого являются буддистами. Рохинья в основном проживают на западном побережье мьянманского штата Ракхайн. Их количество насчитывается около одного миллиона. В Мьянме проживает около 135 различных этнических групп. Все они официально признаны властью Мьянмы, и лишь рохинью называют нелегально переселенными и отказывают в получении гражданства и образования. Рохинья живут в самом беднейшем районе, в специальных лагерях в условиях гетто, зачастую лишенные элементарных удобств и возможностей. Из-за постоянных вспышек насилия и гонений сотни тысяч рохинья мигрировали в ближайшие соседние страны.

Откуда же происходят Рохинья?

Хоть и власти Мьянмы называют рохинья нелегальными мигрантами, переселенными в 19 веке, во время британской колонии, из соседнего Бангладеша для использования их в качестве дешевой рабочей силы, исторические данные указывают на то, что мусульмане-рохинья проживали на территории современной Мьянмы уже с 7-го века. Об этом говорится в отчете Национальной организации рохинья Аракана. Согласно исследователю Юго-Восточной Азии, британскому историку Дэниэлу Джорджу Эдварду Холлу, королевство Аракан, управляемое индийскими правителями, было создано аж в 2666 году до н.э, за долго до того, как на ней поселились бирманцы. Это еще раз указывает на то, что рохинья проживают на этой территории столетиями.

Как и почему преследуют рохинья? Почему их не признают?

Сразу после независимости Мьянмы от Британии в 1948 году , был принят закон о гражданстве, определяющий какие народности, имеют право на гражданство. При этом рохинья не попали в их число. Тем не менее, закон позволял лицам, чьи предки живут в Бирме не менее двух поколений, претендовать на получение бирманских удостоверений личности.

В первое время это положение действительно служило основанием для выдачи рохинья бирманских паспортов и даже предоставления гражданства. В этот период немало рохинья даже заседали в парламенте

Но после военного переворота 1962 года положение рохинья резко ухудшилось. Всем гражданам пришлось получать национальные регистрационные карты, но народу рохинья выдавали только документы иностранцев, что ограничивало их возможности в получении образования и дальнейшего трудоустройства.

Акция противников предоставления гражданства Мьянмы мусульманам-рохинья

А в 1982 году был принят новый закон о гражданстве, который, по сути, оставлял рохинья без государства. По этому закону, рохинья не признавались одной из 135 народностей страны. Кроме того, граждане делились на три категории. Чтобы попасть в категорию натурализованных граждан, обладающих базовыми правами, соискателю необходимо доказать, что его семья жила в Мьянме до 1948 года, кроме того, он должен свободно владеть одним из национальных языков. Большинство рохинья не могут предъявить такие доказательства, так как никогда не получали или не могли получить соответствующие документы.Таким образом, закон создал множество препятствий для трудоустройства, учебы, вступления в брак, вероисповедания и получения медицинских услуг лицами национальности рохинья. У них нет права голосовать. И даже если им удается проскочить все бюрократические ловушки и получить гражданство, они попадают в категорию натурализованных граждан, что подразумевает ограничение возможности заниматься медициной, юриспруденцией или избираться на выборные посты.

С 1970-го года, властью Мьянмы были приняты жесткие меры по отношению к рохинья в штате Ракхайн, что вынудило сотни тысяч людей бежать в соседние Бангладеш, Малайзию, Тайланд и другие страны Юго-восточной Азии. По сообщениям беженцев, такие конфликты зачастую сопровождались фактами изнасилований, пыток, поджогов и убийств, которые совершали бирманские силовики.

«Невозможно даже представить такую чудовищную жестокость по отношению к детям этнической группы рохинья: какая же ненависть может заставить человека зарезать ребенка, который тянется к материнской груди за молоком. При этом мать была свидетелем этого убийства. А ее в это время насиловали члены сил безопасности – те, кто должен был ее защищать», - заявил Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн, занимавшийся этим конфликтом. - Что это за операция? Какие цели в сфере обеспечения национальной безопасности могли быть достигнуты в ходе этой операции?»

Одна из самых первых масштабных операций против мусульман-рохинья датируется 1978 –ым годом. Операция проходила под названием "Король Дракона" . Во время нее были сожжены десятки домов и мечетей, более 250 тысяч людей спаслись бегством.

В 1991 году состоялась вторая военная операция. Тогда от преследований и насилий покинули свои дома около 200 тысяч рохинья. В основном они бежали в соседний Бангладеш.

В 2012 году вновь разгорелся конфликт, в ходе которого более 110 тысяч мусульман-рохинья стали беженцами, около 5 тысяч домов были сожжены и более 180 человек убиты.

В 2013 году беспорядки между мусульманами и буддистами охватили город Мейтхила в округе Мандалай. За неделю были убиты 43 человека, 12 тысяч человек были вынуждены бежать из города. Правительство ввело в городе чрезвычайное положение.

В октябре 2016 года власти Мьянмы сообщили о нападениях на девять пограничников. Власти обвинили в этом так называемых боевиков вооруженного формирования рохинья. Ссылаясь на это, они начали вводить в деревни штата Райкхан свои войска. Во время этих операций они сжигали целые села, убивали мирное население, насиловали женщин. Однако, правительство Мьянмы отрицали все эти факты.

Недавно, в августе этого года, власть Мьянмы вновь обвинило рохинью в нападениях на полицейские посты и снова начала свои массовые карательные меры.

По сообщениям местных жителей и активистов, имели место случаи, когда военные открывали беспорядочный огонь по невооруженным рохинья: мужчинам, женщинам, детям. Правительство же, однако, сообщает о 100 убитых «террористах», замешанных в организации нападения на милицейские посты.

С начала августовского конфликта правозащитниками были зафиксированы пожары в 10 районах штата Ракхайн. Из-за беспорядков беженцами стали более 50000 человек, при этом тысячи из них оказались в ловушке в нейтральной зоне между двумя странами.

По данным ООН, сотни гражданских лиц, пытавшихся перейти границу Бангладеш, были вытеснены пограничниками назад, многие были задержаны и выдворены в Мьянму.

Геополитический фактор

Согласно кандидату политических наук Александру Мишину одним из значимых факторов в преследовании рохиньи является геополитический фактор. Рохинья проживают в стратегически важном регионе на западе Мьянмы, на участке морского побережья, выходящего на Бенгальский залив. По словам Мишина для Китая это важнейший с точки зрения проведения торговых операций со странами Ближнего Востока и Африки коридор, позволяющий снизить зависимость от поставок через Малаккский пролив. Уже сейчас реализованы проекты нефте- и газопровода от города Куакпую (Ситтве), что в штате Ракхайн до китайской провинции Юннань. Нефть по трубопроводу в Китай идет из Саудовской Аравии, а газ поставляет Катар.

Бирманский Гитлер - Ашин Вирату

Ашин Вирату является лидером радикальной террористической группы «969», которая в 90-ые годы начиналась как движение бойкота мусульманским товарам и услугам, а позже переросла в очистку Бирмы от мусульман. Ашин Вирату использует буддийские учения для разжигания ненависти по отношению к мусульманам. В своих проповедях он обвиняет мусульман во всех бедах, и целенаправленно сеет ненависть, злобу и страх в сердцах своих последователей.

«Мусульмане хорошо ведут себя только тогда, когда они слабы. Когда они становятся сильными, они похожи на волков или шакалов, и в группах начинают охотиться на других животных…. Если ты покупаешь что-то в мусульманском магазине, то твои деньги там не остаются. Они используются для того, чтобы уничтожить твою расу и твою религию... Мусульмане несут ответственность за все преступления в Мьянме: опиум, воровство, изнасилования».», - не раз говорил он в интервью с журналистами .

Он и его последователи не раз принимали участие в беспорядках с применением насилия, направленных против мусульман. Девять лет тюрьмы, которые он провел в обвинении за организацию кровавых беспорядков, не изменили его позиций. Тюрьма словно усилила его убежденность в своих идеях. В сентябре 2012 года он потребовал от правительства депортации рохинья обратно в Бангладеш и Индию. Через несколько недель в Ракхайне вспыхнули новые волнения между бирманцами и рохинья.

Журнал «Таймс» даже назвал Ашина Вирату «Лицом буддийского террора», а сам Далай-лама отрекся от него.

Сколько рохинья покинули Мьянму и куда они направились?

Из-за постоянных жестких преследований с 1970-го года около одного миллиона мусульман рохинья покинули Мьянму. Согласно данным ООН, опубликованным в мае 2017, с 2012 года границу Мьянмы перешли более 168000 рохинья.

Лишь за период с Октября 2016 года по Июль 2017 года, согласно Международной Организации по Миграции , 87 тысяч рохинья бежали в Бангладеш.

Многие рисковали своей жизнью, чтобы попасть в Малайзию. Они пересекали Бенгальскую бухту и Андаманское море. Между 2012-ым и 2015-ым годом, более 112 тысяч людей совершили эти опаснейшие путешествия.

Например, 4-го ноября 2012 года судно с 130 беженцами рохинья затонуло у границы между Мьянмой и Бангладеш. А в 2015 году более 80 тысяч рохинья стали заложниками моря. Никто из стран не хотел их принимать к себе. Часть кораблей тогда затонуло, многие умерли от жажды и голода, и лишь некоторым удалось причалить к берегам.

По данным ООН, около 420 тысяч беженцев-рохинья нашли убежище в различных странах Юго-восточной Азии. Более 120 тысяч рассеяны по стране в Мьянме.

Лишь за этот август, из-за вновь вспыхнувших случаев насилия и преследования в Бангладеш бежали около 58 тысяч рохинья. Еще 10 тысяч оказались в ловушке в нейтральной зоне между двумя странами.

Как комментирует вопрос правительство Мьянмы?

Государственный советник Аун Сан Су Чжи, который является фактическим лидером страны и лауреатом Нобелевской премии мира, отказалась обсуждать положение рохинья. Она и ее правительство не признают рохинью как этническую группу и обвиняют их в нападениях на полицейских.

Правительство постоянно отклоняет все обвинения в их сторону. В феврале 2017 года, ООН опубликовала отчет, в котором заявила о «большой вероятности» того, что после очередного усиления мер безопасности в штате Ракхайн в октябре 2016 года имели место преступления против человечности со стороны армии. Тогда власти прямо не отреагировали на выводы, приведенные в докладе, и заявили, что имеют «право законными методами защищать страну» от «усиливающейся террористической деятельности», и добавили, что достаточно внутреннего расследования.

Однако в апреле Аун Сан Су Чжи в одном из немногочисленных интервью службе Би-би-си заметила, что выражение «этническая чистка» «слишком сильно» для описания ситуации в Ракхайне.

ООН неоднократно пыталась исследовать факты использования насилия по отношению к рохинья, однако их доступ к источникам был сильно ограничен. Например, в январе спецдокладчик ООН по правам человека в Мьянме Янги Ли (YangheeLee) сообщила, что ее не пустили в некоторые регионы штата Ракхайн, а только позволили поговорить с рохинья, кандидатуры которых были заранее согласованы с властями. Также власти отказали в визах членам комиссии ООН по расследованию насилия и предполагаемых нарушений прав человека в Ракхайне.

В результате проведенных исследований, ООН неоднократно давал рекомендации правительству Мьянма прекратить применения жестких военных мер против мирного населения. Но все эти заявления так и остались неуслышанными.

Правительство часто ограничивает доступ и журналистов к штату Райкхан. Оно также обвиняет благотворительные организации в оказании помощи «террористам».

Что говорит о рохинья международное сообщество?

Международное сообщество называет рохинья «самым преследуемым национальным меньшинством мира». ООН и ряд правозащитных организаций, таких как «Международная амнистия» и Human Rights Watch, последовательно осуждают Мьянму и соседние страны за жестокое обращение с рохинья.

Например, в апреле 2013 года правозащитники из Human Rights Watch обвинили власти в проведении «кампании по этнической чистке» Мьянмы от рохинья.

В ноябре 2016 года, ООН также обвинил правительство Мьянмы в этнической чистке мусульман-рохинья.

Многие страны, лидеры и известные личности выражают озабоченность ситуацией в Мьянме.

Папа Римский призвал всех помолиться за невинных людей.

“Они страдают в течение многих лет, они подвергались пыткам, их убивают только потому, что они хотят жить в соответствии с их культурой и их мусульманской верой. Давайте помолимся за них – за наших братьев и сестер рохинья”, - сказал он.

Лидер буддистов Далай-Лама неоднократно призывал лидера Мьянмы Аун Сан Су Чжи принять меры для прекращения дискриминации мусульман.

В Джаккарте, Москве и Грозном прошли многотысячные митинги в поддержку угнетаемого народа. В некоторых странах организовывается сбор средств на помощь беженцам. Турция потребовала прекратить геноцид против мусульман и призвала соседний Бангладеш открыть свои границы для приема беженцев, заверив их в том, что оплатит все необходимые налоги.

США и Великобритания выражают свою обеспокоенность ситуацией в Мьянме, но все еще не теряют надежду на то, что лидер Мьнямы, на которую они делали большую ставку, сможет исправить ситуацию и остановить насилие.

"Аун Сан Су Чжи по праву считается одной из самых вдохновляющих фигур нашего времени, но обращение с рохинджа, увы, не улучшает репутацию Мьянмы. Она испытывает огромные трудности в модернизации своей страны. Надеюсь, теперь она сможет использовать все свои замечательные качества, чтобы объединить свою страну, остановить насилие и положить конец предрассудкам, которые затрагивают как мусульман, так и другие общины в Ракхайне", - заявил министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон 3 сентября.

Как отреагировал на эти события Кыргызстан?

Новости об убийствах в Мьянме взбудоражили социальные сети Кыргызстана. Многие кыргызстанцы только сейчас узнали о многолетних преследованиях рохинья. Еще никогда не было столько информации об этом народе в местных СМИ. МИД страны выразил свою озабоченность вокруг ситуации в Мьянме.

«Кыргызская Республика, руководствуясь уставами ООН и ОИС, выражает серьезную озабоченность сложившейся ситуацией в Мьянме в отношении мусульманской общины и призывает все стороны конфликта к мирному урегулированию конфликта», - говорится в сообщении ведомства.

Футбольный матч между сборной Кыргызстана и Мьянмы, планировавшийся на 5 сентября, был отменен из-за опасений о безопасности игроков и болельщиков.

Известные личности Кыргызстана осудили ситуацию вокруг Мьянмы.

«Невозможно смотреть без слез... возмущению нет предела! На западе Мьянмы с конца августа правительственными войсками были убиты как минимум 3000 представителей этнического меньшинства рохинджа, которое исповедует Ислам. Скорблю и протестую! Так не должно происходить!!!» - сказала Ассоль Молдокматова.

Что есть фейк, а что правда?

После того, как интернет пространство в буквальном смысле взорвалось фотографиями из Мьянмы, многие начали сомневаться в достоверности этих фотографий. Некоторые даже говорили, что все это лишь происки провокаторов и информационные взбросы, несоответствующие действительности. Конечно, у нас не было возможности лично посетить Мьянму, чтобы увидеть своими глазами правду, но ссылаясь на тех правозащитников, кто непосредственно был на месте событий, можем уверенно заявить, что хоть часть фотографий и является неправдой, большинство из них отображают плачевную действительность.

«Настоящим со всей ответственностью заявляю, что мусульман в Аракане: мужчин и женщин, детей и стариков - и режут, и стреляют, и жгут. Большая (с ударением на "о") часть фотографий, которые мы видим, - подлинные. Более того, есть тысячи других ужасающих кадров из Аракана, которые вы ещё не видели (и лучше вам их не видеть)», - уверяет адвокат из России

Лагерь бирманских беженцев народности рохниджа в Бангладеш. Фото: Reuters

Аида Симония

Ведущий научный сотрудник отдела Юго-Восточной Азии Института Востоковедения РАН

Британское наследство и саудовский след

— Бирма (так государство называлось до 1989 года) долгое время входила в состав Индии и была Британской колонией. На протяжении британского владычества рохинджа — этнические южные индийцы — массово переселялись на территорию Британской Бирмы: британцы использовали их как дешевую рабочую силу на рисовых полях. (В то время Бирма была рисовой житницей всей Азии). После объявления независимости Бирмы в 1948 году началась демаркация границ. И выяснилось, что предоставлять гражданство рохинджа правительство Бирмы не собирается.

В 1962 году в стране установилась военная диктатура, руководители государства начинали думать, что делать с этим народом. В 1982 году был принят закон о гражданстве, однако гражданских и политических прав народу рохинджа так и не предоставили.

Мьянма — очень сложное полиэтническое и поликонфессиональное государство с населением в 55 миллионов человек, в нем проживает 135 различных этнических групп, из которых восемь — крупные. Все они граждане — кроме рохинджа, численность которых в Мьянме сейчас составляет 1—1,2 млн человек.

Я бы подчеркнула, что конфликт носит не религиозный характер. Мьянма — толерантная страна. Да, рохинджа — мусульмане в стране с преимущественно буддийским населением. Но в Мьянме проживают и другие мусульмане, их около 5% от населения, а также христиане — 7%. Все они являются гражданами страны. В отличие от рохинджа, у которых нет ни гражданских, ни политических прав, и власти десятилетиями отказывают им в этом, не считая коренным населением. В ответ боевики (а их, конечно, стоит отделять от мирных граждан) террористической «Армии спасения Аркан рохинджа» устраивают провокации: раньше это носило преимущественно уголовный характер (нападения, грабежи, изнасилования), а сейчас вышло на совсем иной уровень.

«Армия спасения Аркан рохинджа» возникла в 1948 году — практически сразу после объявления независимости Бирмы. О целях этой организации можно судить по их флагу, где изображены контуры штата Аркан (так он назывался раньше, современное название — Ракхайн) как независимого от Мьянмы государства.

Долгое время об «Армии» ничего не было слышно, но в 90-х они нашли финансирование в Саудовской Аравии, которая очень сочувственно относится к «братьям-мусульманам» в их борьбе за независимость. Их тренировочные лагеря находятся за пределами страны. Хорошо обученные и вооруженные, они легко проникают через полупрозрачные границы и устраивают различного рода провокации — от нападений на блокпосты, до сжигания буддийских деревень. Правительство Мьянмы не без оснований считает эту организацию террористической. «На глаз» отличить молодого мужчину от боевика часто очень сложно, поэтому, когда правительство начинает зачистку в ответ на провокации, под нее нередко попадают и гражданские лица.

То, что мы наблюдаем ныне, — второе серьезное обострение. Первое случилось в 9 октября 2016 года, когда хорошо вооруженные боевики в большом количестве совершили серию нападений на правительственные блокпосты. Тогда, как и сейчас, власти Мьянмы отреагировали на случившееся предельно жестко. Но важно понимать, что подавляющее большинство фотографий и видео о зверствах правительственных войск, которые массово гуляют сейчас в Сети, — старые. Сейчас у нас практически нет фото и видео с места событий — правительство Мьянмы закрыло въезд для журналистов и сотрудников международных организаций.

Владимир Путин не осуждал происходящее ныне в Мьянме. Вместе с египетским лидером он всего лишь сделал заявление о недопустимости притеснений кого-либо, в том числе и мусульман. Насколько я знаю, в последние дни в Совбезе ООН в повестку дня не вносилась резолюция по Мьянме, так что Россия не могла ее заблокировать. Хотя все предыдущие годы наша страна и Китай несколько раз блокировали резолюцию об оказании помощи мусульманскому меньшинству рохинджа.

Мьянма уже 20 лет находится под жесткими санкциями Европы и США. Россия же традиционно имела хорошие отношения с этой страной. Советский Союз одним из первых признал независимость Бирмы. Особой дружбы или глубоких экономических связей никогда не было, но поддержку оказывали всегда. В 90-х годах Россия наладила с Мьянмой военно-техническое сотрудничество и стала поставлять туда авиатехнику.

Многие сейчас обвиняют премьер-министра Мьянмы лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи в том, что она молчит и ничего не делает, чтобы защитить рохинджа. Это абсолютная неправда. Она очень достойный, честный и порядочный человек, и она не молчит, она действует. Ровно год назад она создала специальную комиссию по проблемам рохинджа, которую попросила возгласить лично Кофи Анана. В течение года Анан и его коллеги десятки раз ездили в штат Ракхайн и детально документировали все, что происходит там. По итогам собранного материала 24 августа комиссия опубликовала 70-ти страничный доклад с рекомендациями, как правительству Мьянмы выйти из существующего положения. А 25 августа боевики «Армии» — напали на правительственные блокпосты, и началась очередная эскалация конфликта.

Примечательно, что соседние мусульманские страны, например Бангладеш, отказывают принимать беженцев рохинджа. Несколько лет назад правительство Ганы, преимущественно христианского и очень светского государства, официально предлагало убежище рохинджа, они заявляли о том, что готовы принять всех до единого человека и обеспечить им все права. Однако рохинджа отказались.

По данным Amnesty International, за неделю обострения конфликт спровоцировал исход от 50 до 90 тысяч беженцев — как мусульман, так и буддистов. Точное число погибших неизвестно. Официально правительство говорит о 401-й жертве с обеих сторон.

Записала Ирина Гордиенко

мнение

Валерий Ширяев

«Новая газета»

Рохинджа — это и есть бенгальцы

— С точки зрения чистой науки назвать рохинджа сложившимся самостоятельным этносом мудрено. Неизвестно точно даже время, когда говорящие на бенгальском диалекте читтагонг (28 млн. говорящих) мусульмане Восточной Бенгалии, ища лучшей доли, образовали на территории Бирмы, соседней британской провинции, компактное меньшинство. Но все историки сходятся, что не позднее 150 лет назад.

Тогда расцвело творчество нобелевского лауреата Рабиндраната Тагора, бенгальца, великого земляка рохинджа, которым они могут законно гордиться. Замечательная песня Алексея Рыбникова из советской подростковой мелодрамы «Вам и не снилось» в оригинале написана на материнском языке рохинджа, хотя они недавно начали использовать для письма латиницу.

Есть немало вполне серьезных статей, где образование этого этнического меньшинства в Мьянме относят к породившей массовые миграционные потоки войне за независимость Бангладеш в 1971.

Почти все языки Индии состоят из густой каши диалектов, в которой роли ведущих часто меняются. Это относится и к современному бенгальскому языку. Тем не менее, попытки выделить язык рохинджа в самостоятельный язык несостоятельны.

Увеличению численности рохинджа способствовали гражданские столкновения, военные действия и природные катаклизмы в соседних землях. С каждым из них новый поток беженцев пытался найти убежище в Мьянме, которая тогда была еще Бирмой. Например, потоки беженцев породил оставивший в 1970 без жилья полмиллиона людей циклон Бхола (один из самых страшных в истории), которому Джордж Хариссон посвятил знаменитую песню «Бангладеш» и благотворительный концерт. Старшее поколение битломанов СССР слушало, как там «so many people are dying fast», а в это время происходил рост народа рохинджа.

Заставившая людей бросить дом война за независимость, по сути, была войной гражданской, тогда погибло не менее 200 тыс. человек (по некоторым оценкам, до 3 млн.). Поскольку этот регион два века относится к самым бедным на Земле, ждать от местных правительств регулярной внятной демографической статистики не приходится. Но тропический рост налицо и без статистики. Стоит отметить, что если исключить города-государства и Мальдивы, то в Бангладеш самая высокая плотность населения в мире. Спасают это население только плодородные разливы Ганга, позволяющие собирать до четырех урожаев в год.

Численность рохинджа в Мьянме специалисты ООН еще в 2012 году оценивали в 800 тысяч, а в 2017 уже более миллиона (газеты Мьянмы пугают друг друга цифрой 2,5 млн.). Восточные бенгальцы умеют и любят делать детей, но все-таки увеличить за 5 лет численность народа на 20% вряд ли возможно. Легче предположить, что к ним присоединились соплеменники из Бангладеш.

Таким образом, подвергшийся кровавым акциям усмирения мятежный регион Мьянмы заселен бенгальцами, увеличивающими численность, в том числе, за счет миграции, и ничем не отличающиеся от жителей Бангладеш в плане религии, культуры и уровня общественного развития.

В этом и состоит их основная вина (оправдывающая убийства и средневековое насилие над гражданским населением) в глазах автохтонного населения, которое категорически не желает признавать их местными, несмотря на то, что основная часть рохинджа живет тут уже в четвертом-пятом поколении.