Древние храмы греции. Святилища и храмы в греции древнейшей эпохи Античные храмы греции

Архитектурное строительство древних греков связано с религией и культом. Главным объектом для зодчих стал храм. Особенности возведения, художественной формы храмов перешли на создание других построек. За многие годы истории тип древнегреческого храма не изменился. Традиции возведения храмовых сооружений был унаследован Древним Римом.

Древнегреческие храмы заметно отличались от древнеегипетских культовых построек. Они были более земными. Здесь обитали боги с человеческим обликом. Само место было богатым и изысканно украшенным.

Сначала здания богов строились из дерева. Когда же стали использовать камень, деревянные конструкции и приёмы их создания сохранились.

Греки не строили грандиозных сооружений. Храм умеренных размеров стоял на фундаменте с несколькими ступенями внутри освящённой ограды. Он был прост и напоминал прямоугольный дом, сложенный из двух квадратов. Покрывался храм двускатной крышей с отлогим уклоном.

Одна из сторон выходила наружу, но не стеной, а специально созданным крыльцом или сенями. Их представляли 2 пилястры по краям и стоящие между ними колонны. Количество колонн всегда было чётным. Образовавшееся пространство (1/3 квадрата) перегораживалость стеной, где была встроена дверь, ведущая в святилище.

Святилище – пространство без окон и дверей с единственным входом, посередине которого возвышалась статуя божества. Оно было недоступно для посещения простых смертных, только жрецы могли сюда входить.

Типы древнегреческих храмов

Строящиеся по единой технологии древнегреческие храмы отличались типовой принадлежностью.

1) Храм «простильный» с портиком: перед входной дверью строили портик с колоннами.

2) Храм «амфипростильный» с 2-мя портиками: к храму с двумя крыльцами пристраивалось по портику.

3) Храм «кругокрылый» («периптерический») состоял из храма, возведённого на платформе и окружённого с 4-х сторон колоннадой.

4) Храм «двоякокруглый» («диптерический»): колонны, окружающие главное сооружение, установлены в 2 круга.

5) Храм «ложнокруглый»: вместо колонн ставятся полуколонны, выступающие из стен.

6) Храм «сложнодвоякокруглый»: колонны в одном круге сочетались с полуколоннами в следующем.

Таким образом, колонны играли основную роль в архитектуре древних греческих храмов. Колонна своими формой, пропорциями, декоративной отделкой определяла стиль всей постройки. Именно различие в представлениях о создании колонн стало причиной возникновения 2-х направлений в древнегреческой архитектуре: зодчество дорического ордера и ионического ордера.

Древнегреческие храмы

Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вообще народа, было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям всякого рода. Во все продолжение исторической жизни Греции её храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и римлянами. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые. Если верить Павзанию, первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, причём, однако, удержались некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял собой здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды (ι " ερόν) на фундаменте о нескольких ступенях и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда чётные числом) колонны, несколько отступя вглубь здания (обыкновенно на ⅓ квадрата), оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получались род крыльца или крытых сеней (притвор, πρόναος) и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение - святилище (ναός, cella), где стояла статуя божества и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание назыв. «храмом в пилястрах» (ι " ερόν ε " ν παραστάσιν, templum in antis). В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фаса, устраивалось и с противоположной стороны (ο " πισθόδομος, posticum). Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последняя образовывала над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями, через что произошли следующие виды храмов:

    Храм «с портиком», или «простильный» (греч. πρόςτνλος), имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн

    Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. αμφιπρόστνλος), в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому

    Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. περίπτερος), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой

    Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. δίπτερος) - такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда

    Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. ψευδοπερίπτερος), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен

    Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. ψευδοδίπτερος), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Стили колонн

Из предыдущего видно, сколь важную роль играла в греческой архитектуре колонна : её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. В ней более всего выразилось различие художественного вкуса двух главных ветвей эллинского племени, породившее два отдельные направления, господствовавшие в греческом зодчестве. Как по характеру, стремлениям, образу общественной и частной жизни дорийцы и ионийцы не сходствовали между собой во многом, так же точно велика была и разница излюбленных ими двух архитектурных стилей, хотя основные начала этих стилей оставались одни и те же.

Дорический ордер отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Его колонна представляет в своём разрезе круг; высота её стержня (фуста) относится к диаметру разреза как 6 к 1; стержень с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей высоты имеет утолщение, так наз. «опухлость» (ε " ντασις), вследствие чего профиль стержня - скорее криво-, чем прямолинейный; но эта кривизна почти не заметна. Так как это обстоятельство нисколько не увеличивает прочности колонны, то надо предполагать, что греческие зодчие старались посредством опухлости только смягчить то впечатление сухости и жёсткости, какое она производила бы при геометрически точной прямолинейности профиля. В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины «ложками», или «каннелюрами» (ρ " άβδωσις), то есть желобками, представляющими в разрезе небольшой круговой сегмент. Эти желобки в числе 16-20 на колонне делались, по-видимому, для того, чтобы оживить монотонность её гладкой цилиндрической поверхности и чтобы их перспективное сокращение с боков колонны позволяло глазу лучше чувствовать её круглоту и производило игру света и тени. Нижним своим концом колонна первоначально ставилась прямо на платформу здания; потом иногда помещался под нею низкий четырёхугольный плинт. Немного не доходя до верхнего её конца, стержень опоясан узким углублённым желобком, как бы вдавленным обручем; затем через посредство трёх выпуклых валиков, или ремешков, он переходит в «подушку», или «эхин» (ε " χι˜νος). Эта часть колонны действительно имеет вид придавленной круглой подушки, внизу почти такого же диаметра, как и стержень, а вверху более широкой. На подушке лежит довольно толстая плита квадратной формы, так наз. «абака» (βα " αξ), выступающая своими краями вперёд против эхина. Последний вместе с абакой составляет «капитель» колонны. Вообще дорическая колонна при простоте своих форм прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею. Эту тяжесть составляет т. наз. «антаблемент», то есть каменные балки, перекинутые с колонны на колонну, и то, что лежит над ними. Антаблемент разделяется на два горизонтальные пояса: нижний, лежащий непосредственно над абаками и называемый «архитравом», представляет совершенно гладкую поверхность; верхний же пояс, или «фриз», заключает в себе две чередующиеся между собой части: «триглифы» и «метопы». Первые суть продолговатые выступы, изображающие как бы концы лежащих на архитраве балок, идущих внутрь здания; в них врезаны две вертикальные каннелюры, и две половинки каннелюр ограничивают их края; под ними, ниже выпуклой полоски, посредством которой фриз отделяется от архитрава, находятся маленькие придатки с рядом пуговок, как бы шляпок от гвоздей, называемых «каплями». Метопы, или пространства между триглифами, первоначально были пустые пролёты, в которых на архитраве ставились сосуды и статуи или прикреплялись щиты; впоследствии же эти пространства стали разделываться плитами с рельефными изображениями подобных предметов, а также сцен из различных циклов мифологических сказаний. Наконец, дорический антаблемент завершается сильно выступающим наружу карнизом или «гезимсом», под которым находится так наз. «слезник» - ряд четырёхугольных пластинок, усеянных «каплями» в числе 18 на каждой. По краю карниза, в так наз. «софите», рассажены львиные головы с раскрытой пастью, назначенные для стока дождевой воды с крыши. Последняя делалась либо из каменных, либо из черепичных плит; образуемые ею треугольные фронтоны, окаймлённые расчленённым карнизом, нередко были украшены скульптурными группами. На вершине фронтона и по его краям выступали «акротеры» в виде пальмовых листьев (пальметок) или же статуи на пьедесталах.

Основные периоды греческой архитектуры

Архаический период (VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.))

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Ранне-классический период (590 до н. э. - 470 до н. э. )

Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов. Почти все постройки в этом периоде - дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и храм Афины Паллады на острове Эгине, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны и хранящимся ныне в мюнхенской глиптотеке. Гораздо многочисленнее древнедорические храмы в Сицилии и Южной Италии, где в эту пору существовали богатые греческие колонии. В Сицилии насчитывается свыше 20-ти колоссальных памятников этого рода, а именно в Селинунте, Акраганте (Агридженто); Сиракузах и Эджесте (Сегесте). Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи - одно из наиболее уцелевших и изящных сооружений рассматриваемой эпохи; к ней относятся в той же местности остатки храма Деметры в Пестуме и так называемая Базилика в Пестуме. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.

Классический период (470 до н. э. - 338 до н. э. )

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини - покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников. Постройка этого храма ещё не была окончена, когда началось сооружение т. наз. Пропилеев - торжественных ворот акрополя, в которых архитектор Мнезикл сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй - к внутренней колоннаде. Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии). К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

Период Эллинизма (338 до н. э. - 180 до н. э. )

В течение четвёртого периода греч. искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует пристрастие к коринфскому стилю; строятся здания гражданского характера - театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее. Затем, из памятников четвёртого периода заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но чрезвычайно изящных сооружений в Афинах, в особенности хорагический памятник Лисикрата и так называемая «Башня ветров». Немало зданий, поразительных по своей роскоши, появилось в этот период в Малой Азии, в частности, знаменитый надгробный памятник карийскому царю Мавсолу (Мавзолей в Галикарнасе), храм Афины в Приене, гигантский храм Феба Дидимского в Милете и величественный алтарь Зевса в Пергаме с превосходным скульптурным фризом, фрагменты которого перевезены в Берлинский музей.

Период Римского владычества

После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась в ней самой; но её художники, хлынувшие в вечный город, перенесли в него традиции своего отечественного искусства и много способствовали облагорожению римского зодчества, хотя и должны были приноравливаться к напыщенному вкусу народа-победителя. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства.

На территории Греции сохранились храмовые комплексы, посвященные античным богам. Большинство из них было построено еще до нашей эры. Время не пощадило святилища, в нашу эпоху они представляют собой руины. Несмотря на это каждый год в Грецию приезжают сотни тысяч туристов, желающих приобщиться к мировой архитектуре.

Асклепион (Пергам)

Это один из самых известных храмов Пергана. Посвящен Богу врачевания Асклепию. Храм построили в 4 веке до нашей эры. Его несколько раз перестраивали, во время правления римлян к Асклепиону вымостили широкую дорогу, по сторонам которой стояли колонны. Считается, что храм был своеобразной лечебницей и санаторием для больных. Первые раскопки были проведены в 1878 году.

Гекатомпедон

Храм основали в середине 4 века до нашей эры. Он считается старейшим храмом Афинского акрополя, это предшественник Парфенона. Гекатомпедон посвящен богине Афине. Руины храма были обнаружены во время проведения раскопок, в конце 19 века. Сохранились основания двух колонны, много скульптур фронтонных композиций. Сюжеты заимствованы из мифологии.

Герейон (Перахора)

Это святилище, построенное в честь богини Геры. Дата основания – 800 год до нашей эры. Долгое время, до 146 года до н. э. служило религиозным центром. Герейон состоит из 2 частей, которые были одним святилищем богини. Сохранились остатки дороги, фундаменты зданий, построенных в классический и архаический периоды. У гавани стоит полуразрушенная стоя, недалеко от нее – вытянутый алтарь, руины храма. Ученые, основываясь на данные раскопок, составили карту Герейона.

Драконовы дома

На юге греческого острова Эвбей найдены остатки 20 крупных зданий. Дома построены методом сухой кладки: массивные каменные блоки ставили друг на друга без использования цементного раствора. Крышами служили крупные плиты из камня. До сих пор не известна дата основания домов. Считается, что дома были посвящены драконам – существам со сверхчеловеческими способностями. Ученые предполагают, что они могли неоднократно перестраиваться. Предположительный период – 5 век до нашей эры.

Парфенон

Это главный храм Древних Афин, посвященный богине Афине. Строительство проводилось по проекту архитекторов Каллистрата и Иктина. Работы проходили с 447 по 438 годы до н. э. План Парфенона был продуманным до мелочей, здание построили в форме дорического периптера – классического античного храма. Во времена Византии его переделали в православный собор Пресвятой Богородицы, а при Османской империи храм Афины сделали мечетью. В 17 веке во время войны Парфенон был обстрелян и сильно пострадал. Сегодня он до сих пор находится в полуразрушенном состоянии, в нем ведутся восстановительные работы.

Святилище Аполлона Гилата

Руины расположены недалеко от Куриона – античного города на Кипре. Святилище считалось одним из самых важных на острове. Строения храмового комплекса были возведены в разные периоды времени. Например: Птолемеев храм был построен в 3 веке до н. э, а Римское святилище строилось и в эпоху эллинов, и в 1 веке нашей эры. Храм Аполлона был разрушен землетрясением в 365 году до н. э. Затем сооружения были частично восстановлены и вновь серьезно пострадали от землетрясения в 4 веке нашей эры.

Храм Аполлона в Бассах

Поселение в Бассах существовало уже в восьмом веке до н. э. Предположительно, в эти же годы был основан храм Аполлона. Святилище неоднократно перестраивалось. Храм, сохранившийся до наших времен, построен в 420 году до н. э. Здание возведено в форме удлиненного периптера. У его основания стоят дорические колонны. Размер святилища небольшой, всего 38,3 м на 14,5 м. Храм хорошо сохранился, серьезные раскопки были проведены в 1836 году, в них участвовал художник Карл Брюллов.

Храм Аполлона в Дидиме

Это крупная постройка, сохранившаяся со времен античности. Согласно легенде на месте храма был рожден Аполлон – сын Зевса. Геродот упоминает, что храм был известен в 7 веке до н. э. Нынешнее святилище, которое частично сохранилось, было построено в 330 году до н. э. по проекту архитектора Пеония Эфесского. Храм состоит из внешней и внутренней колоннады, внутри него расположен дворик, укрывавший пресноводный источник.

Храм Артемиды Гемеры

Святилище посвящено богине Артемиде. Его построили на полуострове Пелопенес. Территориально оно находится в 200 километрах от Афин. Храмовый комплекс представляет собой развалины. Предположительно руины относятся к святилищу, построенному в 3 веке до нашей эры. Хотя первый храм возвели на сто лет раньше. Раскопки святилища Артемиды Гемеры были начаты в 1898 – 1899 году австрийскими археологами.

Храм Артемиды Эфесской

Его относят к одному из семи чудес, построенных в античном мире. Храм возвели в греческом городе Эфесе. Сегодня эта территория относится к Турции, святилище находится около города Сельчук. Первый храм был сожжен Геростратом, потом его восстановили, но святилище разграбили готы. Затем на его месте была построена христианская церковь, которую тоже разрушили. Следы чуда света были найдены английскими археологами в 1869 году. Сегодня на его месте стоит одна восстановленная колонна.

Храм Афайи

Святилище посвящено древнегреческой богине Афайе. Находится на острове Эгина. Здание было построено примерно в 500 году до н. э, на месте старого храма Афайи, сгоревшего при пожаре. Сегодня сохранилось 24 колонны (из 34). Западный фронтон украшают скульптуры. Во внутренней части храма стояла статуя богини Афайи, недалеко от нее бассейн, наполненный оливковым маслом. И скульптура, и бассейн к сегодняшнему дню утрачены.

Храм Афины Алеи

Это один из последних храмов, который построили в стиле дорического ордера (прямоугольника, окруженного колоннами). Святилище считается одним из самых известных храмов богини Афины. Его возвели в 365 году, на месте старого храма, сгоревшего при пожаре. Сегодня на месте храма стоят руины, но археологи смогли найти многие фрагменты святилища.

Храм Гефеста

Святилище было построено в Древних Афинах, с западной стороны Афинской Агоры. Храм был основан в 460 – 420 годах до н. э. Святилище представляет собой прямоугольное здание, со всех сторон его окружают колонны, высотой 5,88 м. Длина храма – 31,77 м, ширина – 13,6 м. В 1970-х годах американцы провели реставрационные работы, сегодня в святилище восстановлена крыша. Храм Гефеста – самое сохранившееся сооружение, расположенное на Агоре.

Храм Деметры в Элевсине

Святилище было построено в 530 году до н. э. Его посвятили богине Деметре. Во время правления римлян храм переделали. В комплексе сохранилась часть построек: фрагменты самого храма, стены, окружавшие его, колодец, мостовая. Рядом со святилищем работает музей, но значительная часть экспонатов хранится в музее в Афинах.

Храм Зевса в Олимпии

Святилище относится к подлинным образцам дорического ордера. Храм Зевса был одним из самых почитаемых в Древней Греции. Первое здание было построено еще в 10 веке до н.э. Классический вариант святилища был достроен в 472 – 456 годах до н. э. По приказу Феодосия Второго храм Зевса разрушили. В 1875 году были проведены раскопки. Было найдено место святилища, восстановлен его фундамент, колонны и роспись. Сохранившиеся элементы храма можно посмотреть в Лувре и археологическом музее Олимпии.

Храм Зевса Олимпийского

Самое больше святилище в Греции. Оно строилось на протяжении 6 – 2 веков до н. э. Храм был основан в Афинах, в полукилометре от Акрополя. В 267 году в Грецию вторглось древнегерманское племя герулов, храм был сильно поврежден. Сегодня сохранилось 14 колонн, образующих один из углов храма, две колонны, стоящие отдельно и одна поваленная колонна.

Храм Ники Аптерос

Святилище расположено на Акрополе. Оно было построено недалеко от парадного прохода (пропилеи), стоит на выступе скалы. Храм посвящен Афине-Победительнице, она же Афина-Ника. Святилище было построено Калликратом в 427 – 424 годах до н. э. Храм выполнен из мрамора, внутри него стояла статуя Афины. Сегодня святилище частично восстановлено.

Храм Посейдона

Руины святилища находятся на мысе Сунион. Строительство началось в 490 году до н. э., но храм был разрушен в 480 году до н. э. во время битвы при Марафоне. Развалины классического святилища, сохранившегося до наших времен, относятся к храму, построенному в 440 году до н. э. На его месте стоят несколько колонн, археологами были найдены статуэтки, игравшие роль во внутреннем убранстве святилища.

Храм Эпископи (Сикинос)

Это культовое здание было построено на острове Сикинос Эгейского моря. Храм уникален тем, что это одно из немногих сохранившихся сооружений, которое было перестроено в христианский храм Святой Анны. Святилище Эпископи основали в 3 веке, а 17 веке его переделали в христианский храм. Оно входит в монастырский комплекс. Сегодня здание реставрируется, по задумке оно должно передать особенности всех периодов истории храма.

Эрехтейон

Памятник архитектуры древних Афин. Расположен в Акрополе. Храм был построен по проект Филокла в 421 – 406 году до н. э. У здания необычная и ассиметричная планировка, поскольку оно построено на месте, где сильный перепад высоты почвы. Восточная часть храма посвящена Афине, а западная – Посейдону и Эрехтею – царю Афин. Сегодня храм представляет собой развалины. Лучше всего сохранился северный портик Пандросы.

Глава «Святилища и храмы» подраздела «Архитектура Греции древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона.

По представлению эллинов местопребыванием их богов служили не только определенные стихии (море, облака): боги избирали также места и на земле. Это были вершины гор (например, гора Олимп на границе Фессалии и Македонии) и возвышенностей, ущелья и гроты, долины, леса, рощи, а иногда отдельные деревья. В таких местах возникало постоянное почитание божеств. Появлялись святилища, ставились статуи, воздвигались алтари для жертвоприношений. В древнейшее время идолы иногда хранились в дуплах деревьев или под сенью их ветвей. Известно, например, что статуя Артемиды Эфесской стояла под буковым деревом, а в Орхомене изваяние Артемиды хранилось в дупле большого кедра еще во времена Павсания, т. е. во II веке н. э. Затем статуи стали защищать от непогоды навесом; появились и боковые ограждения - возникли своего рода часовни; еще позднее появились храмы.

Необходимо, однако, отметить, что ни статуя, ни храм не являлись, по-видимому, обязательной принадлежностью святилища как места поклонения богам. Примером может служить святилище на мысе Монодендри близ Милета, где не было никаких иных, связанных с культом сооружений, кроме алтаря (сохранившиеся остатки его относятся к архаической эпохе).

Примером простейшего святилища, наполовину природного, наполовину сооруженного человеком, является грот Аполлона у склона горы Кинф на острове Делосе. Это - расщелина между скал, перекрытая двумя рядами наклоненных каменных плит, образующих подобие свода. Однако самый тип храма, как уже указывалось, родился из жилища, и на первом этапе своего развития храмы повторяли характерные черты главного помещения богатого жилого дома предшествующей эпохи - мегарона. Иногда для храма использовалось и подлинное жилище, например прежнее жилище вождя, домашний очаг которого служил теперь для жертвоприношений. Поэтому в ранних храмах алтарь (над ним устраивалось отверстие в крыше) находился внутри помещения, что говорит о сохранении древней традиции домашнего культа. В помещении храма, которое стало называться целлой, помещалось и изваяние божества. Позднее алтарь стали ставить перед входом в храм, который, как правило, был обращен на восток. Собравшиеся для молитв и жертвоприношений с тех пор уже не входили внутрь храма, а собирались снаружи, вокруг алтаря.

Самый храм стал рассматриваться как жилище божества, статуя которого в нем находилась. Святилище стали обносить оградой. Так возник теменос - священный участок, вход на который в архаическую эпоху стали выделять пропилеями.

Начиная с VIII века до н. э. строительство храмов стало расширяться, особенно с приобретением религией государственного характера, с чем было связано распространение и ряда новых культов, особенно культа Аполлона, покровителя многих городских общин.

Храм стал важнейшим типом монументальной эллинской архитектуры, тогда как в крито-микенскую эпоху самым монументальным зданием являлся дворец. В храмовых постройках нашли выражение наиболее характерные особенности греческого зодчества с его более сложными идейными устремлениями. Монументальное строительство эллинов служило удовлетворению религиозных, общественных и художественных запросов городской общины. Сложившееся в мифах и в эпической поэзии представление о божестве как о человеке с прекрасным обликом требовало создания достойного жилища - прекрасного храма. При возведении его использовались самые прогрессивные, доступные эпохе методы строительства, для украшения использовались самые дорогие материалы. В древнейшую эпоху это была медь, о применении которой в царских жилищах уже ранее говорилось. Медные обшивки деревянных конструкций неоднократно упоминаются Гомером, и нам известно, что в Спарте находился древний храм Афины Меднодомной; в храме Геры в Олимпии обрамление проема двери, ведущей в наос, было обито медью; древнейший храм Аполлона в Дельфах был украшен бронзой.

Большое значение греки придавали расположению храмов. Их строили обычно на открытом и нередко возвышенном месте. Особое внимание при этом обращали на масштабность здания и его связь с окружающим пейзажем. В древнейшую эпоху еще не было искусственно приспособленных строительных площадок, лишь в самом конце VIII века до н. э. появляются первые подпорные стены, сложенные из камней неправильной формы.

Наиболее ранние из таких стен находятся в расположенных на склонах святилищах Геры в Аргосе и Аполлона в Дельфах; с их помощью были выровнены площадки для первых дерево-сырцовых храмов и тем самым была придана значительность этим скромным по своим размерам сооружениям. Расположение главных городских храмов на акрополе уже само по себе обеспечивало их выделение из жилой застройки и господство над окружающим свободным пространством.

Обычно строительство храма в городе предпринималось по заказу полиса и было делом всей рабовладельческой общины. Греческий храм не был в такой мере обособлен и не находился в полном распоряжении жрецов, как это было в Египте. Да и сами жрецы не образовали, как в Египте, замкнутой касты, обладавшей особой политической властью. Однако в качестве охранителей святынь и представителей населения в «общении» с божеством как «специалисты» по выполнению религиозных обрядов и истолкованию «воли богов» эллинские жрецы служили классу рабовладельцев на стороне аристократии или демократии или лавировали между ними.

Жрец обычно избирался из числа граждан. Однако жрецами некоторых храмов могли быть только члены определенного аристократического рода. В помощь жрецу для организации культовых действий и ведения хозяйства храма граждане выбирали на каждый год храмовое управление из нескольких человек. Позднее это стало тем более необходимо, что при храмах возникла сложная хозяйственная организация, и они иногда владели разнообразным имуществом. Храм, просуществовавший двести или триста лет, нередко накапливал значительные богатства от приношений граждан, пожертвований общин, посвящения десятой доли военной добычи и пр. В результате накоплений храму принадлежало подчас более тысячи сосудов из драгоценных металлов, множество роскошных тканей, одежд, статуй, картин. Кроме того, на хранение в храмы сдавалась казна полиса, а иногда и союза общин, объединявшихся для военных и других целей. Несли сюда свое имущество и отдельные граждане. Храм становился своего рода священной кладовой и одновременно городским музеем. Все ценности были разложены и хранились в строгом порядке. Составлялись подробные описи имущества, которые ежегодно проверялись.

Организация религиозных празднеств, торжественных процессий требовала обслуживающего персонала: богатые храмы содержали музыкантов, флейтисток и владели большим количеством прислужников-рабов.

Среди многочисленных святилищ, возникших в различных местностях за пределами городов, выделились некоторые, почитаемые не только населением ближайших территорий, но всеми греческими племенами и полисами; эти святилища, называемые всеэллинскими, приобрели совершенно особое положение. Не выполняя непосредственных политических функций, такие религиозные центры, как Дельфы, Олимпия или Делос, пользовались исключительно большим влиянием. Они во многом способствовали укреплению чувства общности всего населения эллинского мира. Они поддерживали сознание общего происхождения эллинских племен, единства обычаев и религиозных представлений. На поклонение в святилища, а часто для того, чтобы испросить совета почитаемого оракула, греки совершали далекие и трудные путешествия. Во многих центрах периодически проводились празднества, сопровождавшиеся легкоатлетическими и музыкальными соревнованиями, участвовать в которых, а тем более выйти победителем, считалось большой честью. Соревнования проводились в Дельфах, Коринфе, Немее, но наибольшую известность получили проводившиеся раз в четыре года олимпийские игры, по которым греки даже вели свое летосчисление. Во многих случаях всеэллинские святилища предотвращали военные столкновения между отдельными полисами. Так, дельфийская амфиктиония (объединенный совет святилища) добилась от своих членов клятвенного обязательства не нападать друг на друга. Наиболее влиятельные области Греции, получившие гегемонию над другими полисами, старались привлечь на свою сторону особо чтимые святилища, как Дельфы или Делос. Огромные преимущества давала общегреческим святилищам их экстерриториальность во время войн: она позволяла им брать под свой контроль торговлю между эллинскими племенами.

В общеэллинские святилища стекались поистине неисчислимые сокровища, их храмы украшались с особенным великолепием, а теменосы застраивались стоями, сокровищницами различных городов. Но все это относится к последующей, архаической эпохе, в которую сложились общие приемы планировки и типы отдельных зданий. Остатки древнейшей эпохи, естественно, крайне скудны. Прежде чем обратиться к обзору древнейших памятников, необходимо ознакомиться с названиями основных типов храмов и их элементов. Это облегчит обзор дальнейшего развития греческих храмов в последующие периоды.

Храмы Древней Греции на сегодняшний момент красивые и уцелевшие за многие века существования памятники античной архитектуры, заложившей основу многих течений во всей истории. В эллинскую эпоху храмы древними жителями Греции воспринимались не просто как места общего поклонения, а как полноценные жилища почитаемых богов. Поэтому их постройке уделялось много внимание и трепета. И на территории современного государство сохранилось немало полуразрушенных памятников древней архитектуры, но подробней рассмотрим лишь некоторые их них, самые знаменитые.

Парфенон

Парфенон располагается в афинском Акрополе, является главным храмом Афин и был посвящен покровительнице данного города, названного в честь нее. Построил эту знаменитую постройку в 447-438 годах до нашей эры архитектро Калликрат по проекту некого Иктина и украсил его в 438-431 годах до нашей эры знаменитый Фидий. В центре храма, окруженного пятьюдесятью колоннами можно пронаблюдать статую Афины, сделанную из золота и слоновьей кости. Фидий также поместил на фронта постройки знаменитый конфликт между Афиной и Посейдоном (теперь же сохранившееся фрагменты находятся в Британском музее).

Суть спора состояла в том, что Кекропс, основатель Афин, не мог определиться с выбором покровителя города. Это и вызвало долгий спор между двумя божествами. Для примирения богов Кекропс решил избрать того из них, кто сможет изобрести более полезный человечеству предмет. Посейдон подарил городу воду и коней, желая, чтобы местные жители были отличными воинами и мореплавателями. Афина же превратила диких коней в домашних, а на территории города стали расти оливковые деревья, желая, чтобы местные жители стали хорошими земледельцами. В ходе голосования местные жители склонились в сторону Афины. И теперь некое напоминание об этом знаменитом споре есть в деталях различных построек Акрополя, в том числе и в Парфеноне.
На данный момент постройка является полуразрушенной и поэтому ведутся восстановительные работы.

Храм Зевса Олимпийского

Олимпейон, или как его еще принято называть храм Зевса Олимпийского, - громаднейший храм на территории современной Греции. Построен был примерно в период между VI и II веков до нашей эры. Как и Парфенон, расположился в Афинах к юго-востока от известного Акрополя.
Согласно одной из древнегреческих легенд храм возвели на месте бывшего святилища некого Девкалиона, который считается праотцем современного греческого народа.

В 84 году до нашей эры один из римских диктаторов древности Сулла, который любил увозить все приглянувшееся ему вещи в Рим, взял с колонн храма несколько прекрасных резных капителей и использовал их для постройки аналога этого храма в Римской империи – храма Юпитера (Зевса на римский манер) Капитолийского. И не смотря на подобное варварство известный историк древости Тит Ливий почти целое столетие спустя посчитал Олимпейон самым достойным храмом для такого великого божества, как Зевс.

На данный момент от всей величественной постройки остались лишь: один угол, составленный из четырнадцати колонн, две отдельно стоящие и одна поваленная.

Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос располагается в Акрополе, в Афинах. Находится постройка на юго-западе от Пропилей (парадного входа в огромный комплекс Акрополя) и стоит на пиргосе. В его постройке также участвовал Калликрат в 427-424 годах до нашей эры. Вся постройка изготовлена из мрамора, а внутрь располагалась статуя Афины, в руках у которой были шлем и гранат – древний символ победного мира.

Храм Гефеста

Гефестейон, или Храм Гефеста, является самым сохранившимся храмом Афин. Ранее назывался Тесейон из-за ошибочного убеждения в том, что останки Тесея были перенесены именно сюда. Сам храм возведен в период между 449-415 годов до нашей эры и посвящен древнегреческому богу Гефесту. Имя архитектора не дошло до наших дней, но многие ученые сходятся во мнении, что этот же архитектор занимался постройкой некоторых других древнегреческих храмов.
На протяжении нескольких веков был использован, как действующая православная церковь, затем объявляется национальным достоянием. После приобретения государством независимости некоторое время в нем расположился центральный археологический музей, но в 1874 году выехал оттуда.
Храм Посейдона на мысе Сунион
Изначально на месте нынешнего храма было построено небольшое святилище Посейдона в 490 году до нашей эры, но в 480 году до нашей эры святилище было разрушено. Сама же постройка была возведена в 440 году до нашей эры и был действующим вплоть до I века нашей эры. Архитектором этой постройки принято считать того, кто построил храм Гефеста и некоторые другие постройки, но имя его до наших не дошло.
Согласно древнегреческой мифологии с данной скалы сбросился Эгей, когда увидел на горизонте корабль с черными парусами, которые забыл поменять Тесей. Но нет уверенности, что именно это подтолкнуло создать храм Посейдону именно в этом месте.
Сейчас же храм практически полностью разрушен. Да нас дошли: девять колонн перестиля (открытое пространство, чаще всего отводится под двор или сад) южного фасада, две - с северного фасада и одна из притвора.

Древняя Греция подарила миру много прекрасным памятников архитектуры, которые притягивают множество туристов своей красотой, даже буду полуразрушенными. Хотелось бы посвятить время каждому из них в точности и отдельности, но на это уйдет целая книга. Поэтому и были затронуты лишь некоторые из них, по той или иной причине знаменитые.