Где находится церковь иоанна лествичника. Церковь иоанна лествичника над святыми вратами. От Романовых до наших дней

Одно из главных сооружений ансамбля Кремля, 1-й многоярусный столпообразный храм «под колоколы» в русской архитектурной традиции. Составляет единый комплекс с Успенской звонницей (1814-1815, повторяет формы предшествующего здания XVI-XVII вв.).

Храм 1329 г.

Первые сведения о существовании в сакральной топографии Москвы престола во имя прп. Иоанна Лествичника относятся к 1329 г. Летописи сообщают о закладке каменной церкви и о ее последующем освящении: «В лето 6837 месяца Маиа в 21, на память святого правовернаго царя Костянтина и матере его Елены, основана бысть церковь каменая на Москве, во имя святого Ивана Лествичника. Того же лета совръшена бысть и священа месяца [сентября] в 1, на память святаго отца Симеона Стлъпника» (Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45). Сообщение летописи о возведении храма за 3 месяца позволило И. Е. Забелину справедливо предположить, что он был малого размера (Забелин. 1905. С. 74). В качестве примера можно сопоставить с ним размер придела Успенского собора в честь Поклонения веригам ап. Петра, который построили за 2 месяца (основан 13 авг., в день памяти Максима Исповедника, а освящен 14 окт.).

Предполагается, что это был 1-й храм, освященный во имя прп. Иоанна Лествичника. С нач. XIX в. делались попытки объяснить выбор посвящения. А. Ф. Малиновский считал, что престол устроен во имя патронального святого среднего сына Иоанна Калиты - Иоанна II Иоанновича (Малиновский. 1992. С. 42-43). И. М. Снегирёв полагал, что вел. князь учредил храм во имя своего небесного покровителя (Снегирёв. 1842-1845. С. 6). Г. И. Истомин пытался объединить оба мнения, предположив, что храм освящен во имя св. вел. князя и его сына (Истомин. 1893). На княжеских печатях Иоанна Калиты, в т. ч. при духовных грамотах, изображен его небесный покровитель св. Иоанн Креститель. Определение сходным образом соименного святого Иоанна Иоанновича затруднено. Так, согласно наблюдениям сфрагиста А. В. Орешникова, на аргировуле при духовной грамоте князя изображен свт. Иоанн, патриарх Иерусалимский (Орешников А. В. Мат-лы к рус. сфрагистике // Тр. Моск. нумизматического об-ва. М., 1903. Т. 3. Вып. 1. С. 123-124. Табл. 1. Рис. 4). Это определение единично (почитание свт. Иоанна, патриарха Иерусалимского, в рус. агиографических памятниках не прослеживается) и не подтверждается находками новгородских княжеских печатей (всего 21), среди к-рых есть 2 экз. с оттиском св. Иоанна Крестителя (по мнению В. Л. Янина и П. Г. Гайдукова, оттиск относится к ранней группе печатей, когда в Новгороде не знали, во имя какого святого крещен князь), в остальных случаях представлено изображение воина, идентифицируемого по фрагментам надписи как св. Иоанн Воин (см.: Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 69-71). По мнению Забелина (Забелин. 1905. С. 75-76), в выборе посвящения и замысле строительства имела значение политическая мотивация - храм был сооружен по обету после удачного бескровного похода на Псков, где скрывался тверской кн. Александр Михайлович. Несмотря на то что версия Забелина сохранила актуальность, следует подчеркнуть ее гипотетический характер (ср.: Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Моск. Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 171-172). Вероятность того, что прп. Иоанн Лествичник был небесным покровителем Иоанна Иоанновича, следует из летописного сообщения XV в.: «В лето 6834… родися великому князю Ивану сын Иоанн марта в 30 на паметь Иоанна Лествичника» (Московский летописный свод кон. XV в. // ПСРЛ. Т. 25. С. 167).

В 1346 г., при вел. кн. Симеоне Гордом, храм был расписан. В том же году «мастерю Бориско слил три колокола великиа, а два малыя» (Симеоновская летопись // ПСРЛ. Т. 18. С. 95); согласно Никоновской летописи, мастер имел прозвище Римлянин, что может указывать на его происхождение. В 1475 г. в церковь были перенесены саркофаги с мощами святителей из разобранного 2-го Успенского собора («Того же месяца 16, бысть пренесение мощей чюдотворца Петра из церкви Пречистыа в Иван Святый под колоколы, и прочих митрополитов, Феогнаста, Киприана, Фотиа и Ионы. А в 17 мистр Венецийский Аристотель начят разбивати церкви Пречистыа непадшая стены новыя» - ПСРЛ. Т. 12. С. 157).

Об объемном решении храма 1329 г. можно судить только по результатам раскопок 1913 г. под рук. П. П. Покрышкина, в ходе к-рых была раскрыта часть сооружения, имеющая граненый внешний абрис. В вост. части внутри были открыты экседра, к-рая может быть интерпретирована как апсида, и кладка сев. и юж. стен. Фрагменты не дают оснований для реконструкции здания как «средней высоты башнеобразного призматического восьмигранника с закомарами, барабаном и главой» (Кавельмахер, Панова. 1995. С. 77), сделанной по подобию более поздних столпообразных церквей «под колоколы» XVI в.

Небольшой фрагмент архивольта, найденный в забутовке фундамента храма 1505-1508 гг., позволяет высказывать предположения о его наружном декоре. Однако фрагмент можно лишь условно относить к храму 1329 г., поскольку весной 1505 г. было разобрано 2 церкви времени вел. кн. Иоанна Калиты: Архангельский собор 1-й трети XIV в. и храм «под колоколы». Т. о., в забутовку фундамента новой И. Л. ц. могли попасть блоки от обоих храмов (встает вопрос о намеренном использовании в забутовке фундамента каждого вновь строившегося храма материала его предшественника).

Храм 1505-1508 гг.

По сообщениям летописи, «тогда же и другую церковь разобраша Иоанн Святый Лествичник, иже под колоколы, созданную от великого же князя Ивана Даниловича в лето 6836, заложиша новую церковь Иоанн Святый не на старом месте» (ПСРЛ. Т. 12. С. 258-259). Это известие стоит сразу после сообщения о разборке старого и закладке нового собора арх. Михаила, происшедшей 21 мая 1505 г., из чего можно сделать вывод о начале сооружения И. Л. ц. весной того же года. Ее строительство было завершено через 3 года, в 1508 г., одновременно с Архангельским собором и ц. Рождества св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (точная дата освящения И. Л. ц. неизвестна).

Из летописного сообщения о завершении строительства 3 храмов в Кремле известно имя строителя колокольни итал. архит. Бона Фрязина («Того же лета (7016) совершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн Святый, иже под колоколы, и Иоанн Святый Предотечя у Боровитскых ворот, а мастер церквам Алевиз Новой, а колоколницы Бон Фрязин» - ПСРЛ. Т. 13. С. 10). О происхождении Бона Фрязина нет точных данных. В. Н. Лазарев допускал, что он, как и Алевиз Новый, был уроженцем Венеции (Лазарев В. Н. Византийское и древнерус. искусство. М., 1978. С. 291). С. С. Подъяпольский считал, что Бон Фрязин мог быть одним из мастеров, приехавших в Москву с посольством Дмитрия Ралева и Митрофана Карачарова. О составе этой партии мастеров известно благодаря грамоте Менгли-Гирея вел. кн. Василию Иоанновичу. Из-за литовско-рус. войны посольство пыталось вернуться на Русь через Кафу (ныне Феодосия), пройдя по владениям союзника Московского вел. князя - хана Менгли-Гирея. Хан задержал посольство и использовал одного из мастеров - Алевиза, для строительства дворца в Бахчисарае (сохр. портал 1503 г.). Подъяпольский считал, что с этим посольством приехал не только Алевиз, единственный названный Менгли-Гиреем по имени, но и Бон Фрязин, Петр Френчюшко (послан в 1508 для строительства кремля в Н. Новгороде), Варфоломей (строил в 1508/09 Дорогобуж с мастером Мастробоном) и, что более гипотетично, мастер Иван (работал в Пскове в 1516/17) (Подъяпольский. 2006. С. 267-268). Подъяпольский также предполагал, что мастер, названный в летописях Боном Фрязином, и мастер, названный в разрядных книгах Мастробаном или Мастобаном,- одно лицо (Там же. С. 268, 301). Если это так, то Бон Фрязин, как и др. итал. архитекторы, напр. Алевиз Фрязин, был одновременно и военным инженером (см. упоминание о Дорогобуже).

Храм 1329 г. находился между Успенским и Архангельским соборами и не мог соответствовать по масштабу новым соборам, перестраиваемым итальянцами. Бон Фрязин поставил новую И. Л. ц. примерно по одной оси с предшествующим храмом, но отнес ее значительно дальше на восток, за линию апсид Успенского и Архангельского соборов. В результате образовалась площадь с трапециевидными очертаниями, главная ось которой проходила по центру главного тронного зала Грановитой палаты и И. Л. ц. Строительство новой церкви-колокольни внесло в организацию площади принцип регулярности и центричности (Бондаренко И. А. Реконструкция Соборной площади Моск. Кремля в кон. XV - нач. XVI в. и творческий метод итал. мастеров // Архит. наследство. М., 1995. Вып. 38. С. 210-211) и стало этапом в формировании облика Кремля итал. мастерами.

Бон Фрязин создал уникальное сооружение, отличающееся большим запасом прочности несущих конструкций, которые обеспечивали сохранность здания. На их прочность не повлиял даже взрыв мин, заложенных в 1812 г. франц. войсками под соборные звонницы. Видимо, именно характер грунта и задачи строительства беспрецедентного для Москвы того времени высотного сооружения определили особенности фундамента, сложенного на сплошном свайном поле (на сваях разной длины, забитых практически вплотную друг к другу), выше его - ступенчатый белокаменный стилобат. На нем из кирпича был возведен восьмерик 1-го яруса, состоящий из 2 этажей, на нижнем этаже разместился храм. Толщина стен достигает 5 м. Входили в церковь-колокольню с запада, через небольшой, но высокий притвор, перекрытый крестовым сводом (не сохр.), к-рый опирался на белокаменные импосты (стесаны, в наст. время восстановлен один). Из притвора открывался вход в храм, а также на 2 внутристенные лестницы: прямую северную и винтовую южную. В плане церковь представляла собой один из известных в архитектуре Ренессанса типов центрического храма с экседрами. Однако традиц. октаконх подвергся здесь модификации. Из-за необходимости устроить притвор, а также из-за наличия 2 лестниц, проходящих в толще стен восьмерика, архитектор отказался от 3 экседр, сделав 3 стороны зап. части восьмерика прямыми, упразднил окно в сев. экседре. Храм освещается только 4 окнами. Конструкция оконных проемов весьма необычна и определена, с одной стороны, огромной толщиной стен, с другой - высотой конх над экседрами. Световой проем, прорезанный в стене экседры, значительно ниже соответствующего ему проема в наружной стене восьмерика. Из-за этого образовался крутой по подъему и длинный подоконный откос, а свод ниши окна значительно выше светового проема, прорезанного в стене экседры. Наос храма перекрыт 8-гранным сводом, у основания которого проходит белокаменный карниз, а в вершине установлена белокаменная розетка.

В отличие от церкви 1329 г. новый храм не был расписан. Летописные сведения об этом отсутствуют, а также не найдены фрагменты возможных росписей при реставрационном исследовании стен в 1977 г.

Нижний восьмерик был предназначен не только для размещения храма, но и для оборудования 1-го яруса звона с массивными колоколами. При размере церкви, ограниченном архитектурной целесообразностью, и при необходимости поднять тяжелые колокола на значительную высоту возникала задача уменьшения массы кладки и ее давления на своды церкви. Поэтому Бон Фрязин создал промежуточный этаж между храмом и площадкой звона. Он устроил центрическое 8-гранное помещение, располагающееся непосредственно над храмом. С ним сообщаются 3 камеры, призванные освободить от тяжести кладки своды притвора и прямой лестницы. Все помещения могли иметь при этом и хозяйственное назначение. Войти на промежуточный этаж можно с площадки прямой лестницы, к-рая предположительно предназначалась для подъема сундуков с казной в случае пожара Кремля. Далее по этой же лестнице можно попасть на уровень 1-го яруса звона, куда с 1-го этажа напрямую вела 2-я, винтовая лестница. Для устройства площадки звона архитектор почти вдвое (до 2,5 м) сузил стены 8-гранного столба. Снаружи столба была устроена крытая галерея, пилоны к-рой были соединены арочными перемычками. Между пилонами были повешены колокола.

Второй ярус столба, к-рый условно можно назвать средним восьмериком, значительно у́же нижнего, за счет чего над сводами галереи 1-го яруса звона образовалось свободное гульбище. Бо́льшая часть среднего восьмерика, самой высокой части столба,- постамент для расположенного в его верхней части, на высоте более 40 м от земли, 2-го яруса звона. Для облегчения веса конструкции и увеличения устойчивости архитектор создал внутри пустое пространство почти на всю высоту восьмерика. Оно не имеет самостоятельного назначения и выполняет только конструктивную функцию. Подъем с 1-го яруса звона на 2-й осуществляется по внутристенной винтовой лестнице. Для устройства 2-го яруса звона стены восьмерика были прорезаны арками, в к-рых висели колокола. В центре площадки 2-го яруса звона, окруженной арками, соединяющими пилоны, возведен каменный столб, внутри его - каменная винтовая лестница на верхний ярус звона, где располагаются зазвонные, самые мелкие, колокола. На уровне верхнего яруса звона для уменьшения веса толщина стен сокращена до 80 см, за счет чего над 2-м ярусом звона, как и над 1-м, образовалось гульбище, на сей раз декоративное. Т. о., постепенно уменьшая толщину стен и облегчая их за счет полых камер, архитектор создал сооружение, отличающееся, несмотря на высоту, особой прочностью и устойчивостью.

Каким было завершение столпа 1505-1508 гг., остается неизвестным. Реконструкция, предполагающая завершение 3-го яруса куполом, напоминающим завершение собора московского Высокопетровского монастыря , в последнее время оспаривается. Привлечение др. круга аналогов и анализ изображений столпа на миниатюрах из Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в.) позволяют предположить, что завершение храма должно было быть в виде кирпичного шатра, подобно завершению итал. кампанилл (Петров. 2008). Изучение колоколен в различных областях Италии показывает, что, несмотря на отсутствие прямых аналогий, И. Л. ц. 1505-1508 гг. органично вписывается в их ряд. Так, в Италии повсеместно была распространена традиция строительства высоких подколоколенных сооружений, поднимающих ярусы звона на значительную высоту. На протяжении длительного периода (XII-XV вв.) в различных областях Италии строились 8-гранные столпообразные сооружения. Также во мн. итал. кампаниллах используется прием уменьшения диаметра верхних частей столпа по сравнению с нижними, в основном на уровне верхнего яруса звона. Образовавшаяся площадка часто служит обходной арочной галереей на столбах или колоннах, окружающей верхний восьмерик или цилиндр (напр., 8-гранная колокольня при ц. Сан-Никола в Пизе, ок. 1170 и (или) между 1230 и 1250).

Композиция И. Л. ц. имеет ряд особенностей, отличающих ее от аналогичных итал. зданий: во-первых, это редкое для Италии соединение подколоколенной и храмовой функций в одном сооружении; во-вторых, это система внутристенных лестниц и помещений внутри столпа; в-третьих, это акцентированная ступенчатость всей композиции - редкая, но встречающаяся в построении башен над средокрестием в соборах, напр. в Ломбардии. Тем не менее аналогии И. Л. ц. обнаруживаются в рисунках архитектурных трактатов Кватроченто. Примером может служить столпообразное сооружение с капеллой в одном из нижних ярусов и с колоколом в верхнем в «Трактате об архитектуре» Филарете (1460-1464; Там же. С. 81). Архитектурный замысел, изложенный Филарете, совпадает с принципом соединения храмовой и подколоколенной функций, существовавшим в рус. традиции. Однако именно Бон Фрязин создал тип сооружения, не существовавший до этого ни в рус., ни в итал. архитектуре. Все известные центрические, круглые, 8- или 9-гранные подколоколенные сооружения на Руси построены после возведения московского столпа. Бон Фрязин, осуществив свой проект, вышел за границы местной традиции, найдя принципиально иные формы сочетания здания церкви с подколоколенным сооружением.

Декор И. Л. ц. призван подчеркнуть логику построения объема, прежде всего ярусность общей композиции. Такой подход к декорации столпообразных сооружений также находит аналогии в итал. кампаниллах (см., напр., при ц. Сан-Готтардо ин Корте в Милане, 1330-1336). Аркатура на кронштейнах, помещенная под карнизом, к-рый отмечает основание нижнего яруса звона,- типичный элемент романской архитектуры. При этом карниз совмещает готицизирующие элементы (3-лопастные арки) и классицистические (сухарики, капельки и овообразные детали). Более упрощенные карнизы подчеркивают др. горизонтальные членения столпа (3-лопастные арки и сухарики). Мотивы декора, использованные Боном Фрязином, обнаруживают параллели в постройках Виченцы, Монтаньяны, Болоньи и Феррары, а также городов обл. Абруцци: Терамо, Атри, Кампли, Коррополи, Кьети. Реставрационные исследования 1968 и 1978 гг. позволили определить, что первоначально, как и др. постройки итал. мастеров нач. XVI в., И. Л. ц. была раскрашена «под кирпич».

Перестройка колокольни в царствование Бориса Годунова

Текст храмозданной надписи на барабане столпа И. Л. ц. («…Повелением… царя… Бориса Федоровича... и сына его… Федора Борисовича... сии храм совершен и позлащен во второе лето Государьства их 108») на протяжении мн. лет изучения этого памятника вводил в заблуждение исследователей, трактовавших его как указание на строительство всей колокольни в 1600 г. Этим годом столп датировался, начиная с первых трудов в русской церковно-археологической и москвоведческой литературе (Свиньин. 1839. С. 31; Забелин. 1905. С. 155) и заканчивая работами советских авторов довоенного времени (Рзянин. 1946. С. 8). Лишь в 40-х гг. ХХ в. было обращено внимание на тексты опубликованных еще на рубеже XIX и XX вв. источников, содержащих сведения о надстройке 3-го яруса («Украсил и покрыл золотом большую колокольню…» - Дмитриевский. 1899. С. 96-97; «...В лето 7108 царь Борис во граде Москве на площади церковь Иоанна Списателя Лествицы под колоколами повеле подделати верх выше первого и позлати» - Времянник, еже нарицается летописец Российских князей. 1905. С. 46), а также на изображение церкви на миниатюре из Лицевого летописного свода. В дальнейшем это мнение было подкреплено не только архитектурным исследованием, но и открытием новых источников. Окончательно вопрос решили после публикации Пискарёвского летописца («…Лета 7108 царь и великий князь велел прибавить у церкви Ивана Великого высоты 12 сажен и верх позлатити, и имя свое царское велел написати» - Яковлева. 1955. С. 202) и Временника дьяка Ивана Тимофеева («...Но и главе самой церковнаго верха, иже бе выспрь всех во граде… к первозданной высоте много прибавление сотвори и верх позлати… на нем в позлащенных дцках златописмяными словесы имя свое пригвоздив…» - Временник Ивана Тимофеева 1951. С. 72). М. А. Ильин первым сопоставил по времени возведения надстройку И. Л. ц. с началом строительства «Святая Святых» и предположил, что они были связаны единым замыслом (Ильин. 1951. С. 83).

Надстройка представляет собой кирпичный цилиндр, не перекрытый сводом. При его возведении над ребрами нижнего восьмерика были устроены «тромпы», образованные напуском кирпича. Снаружи барабан разделен на 3 яруса; их пропорции характерны для сооружений конца столетия. Основание декорировано ложными кокошниками с увеличенными килями, между к-рыми поставлены щипцы: вся композиция имитирует 2 ряда кокошников - аллюзию на распространенный в это время тип покрытия храма. На этом основании поставлен гладкий фуст барабана, прорезанный 8 щелевидными прямоугольными окнами, с профилированными наличниками, завершенными фронтонами. На карнизе помещена разделенная каменными валиками храмозданная надпись, состоящая из 3 регистров. Согласно реставрационному исследованию, белокаменные жгуты, разделяющие ряды текста, были первоначально позолочены.

«Годуновская» надстройка не только изменила общий силуэт всего сооружения, но и внесла в его архитектурный облик черты, соединяющие итал. архитектурный тип с местной традицией. В значительной степени местные черты стали доминировать в общем восприятии памятника благодаря луковичной главе, одной из первых подобных глав на каркасе в рус. архитектуре.

Ист.: Времянник, еже нарицается летописец Российских князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася: Вкратце написано // Тр. Вятской УАК. 1905. Вып. 2. Отд. 2. С. 46; Дмитриевский А. А. Архиеп. Елассонский Арсений и его мемуары из рус. истории. К., 1899. С. 96-97; РИБ. Т. 13; Временник Ивана Тимофеева / Подгот. к печ., пер. и коммент.: О. А. Державина. М.; Л., 1951. С. 72; Яковлева О. А. Пискаревский летописец // Мат-лы по истории СССР. М., 1955. Т. 2: Док-ты по истории XV-XVII вв. С. 7-144.

Лит.: Максимович Л. М. Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М., 1792. Ч. 1. С. 274; Прогулка по Кремлю: Иван Великий // Отеч. зап. 1822. Ч. 10. № 25. С. 235-257; Замечания о Иване Великом // Там же. Ч. 11. № 27. С. 126-131; Свиньин П. П. Картины России и быт разноплеменных ее народов: Из путешествий. СПб., 1839. Ч. 1. С. 31-35; Горчаков Н. Д. Колокольня Иван Великий в Москве // Моск. ГВ. 1841. № 12. С. 127; Снегирёв И. М. Памятники моск. древности. М., 1842-1845. С. 6; Рихтер Ф. Ф. Памятники древнего рус. зодчества. М., 1850. Табл. L; Истомин Г. И. Ивановская колокольня в Москве. М., 18932; Забелин И. Е. История города Москвы. М., 19052; Красовский М. В. Очерк истории моск. периода древнерус. церк. зодчества (от основания Москвы до кон. 1-й четв. XVIII в.). М., 1911. С. 233; Скворцов Н. А. Археология и топография Москвы. М., 1913. С. 337-346; Мордвинов А. Г. Колокольня Ивана Великого // Академия архитектуры. 1935. № 5. С. 32-37; Рзянин М. И. Иван Великий // Памятники рус. архитектуры IX-XIX вв.: Кат. выст. М., 1946. С. 7-8; Ильин М. А. Проект перестройки центра Моск. Кремля при Борисе Годунове // Сообщ. Ин-та истории искусств. М.; Л., 1951. Вып. 1. С. 82-83; Михайлов А. И. Колокольня Ивана Великого в Моск. Кремле. М., 1963; Бондаренко И. А. Первоначальный облик Ивана Великого // Строительство и архитектура Москвы. 1980. № 8. С. 26-27; он же. К вопросу о «лествичном» построении ц. Иоанна Лествичника в Моск. Кремле // Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 2. С. 110; Ильенкова Н. В. Колокольня Ивана Великого в Моск. Кремле: Исслед. // Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13. М., 1981. С. 77; Карамзин Н. М. Записки старого московского жителя. М., 1988. С. 313; Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. С. 42-43; Кавельмахер В. В., Панова Т. Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля // Культура средневек. Москвы, XIV-XVII вв. М., 1995. С. 66-81; Подъяпольский С. С. О первоначальном виде столпа Ивана Великого // Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 2. С. 100-101; он же. Историко-архит. исследования. М., 2006; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Балашова Т. В. Колокольня Ивана Великого в восприятии современников на рубеже XIX-XX вв. // К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф. М., 2008. С. 59-61; Петров Д. А. О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого // Там же. С. 80-82.

А. Л. Баталов

  • Многие столетия колокольня Ивана Великого была самым высоким строением Москвы .
  • Посетители могут посмотреть на звонницу с 22 колоколами , самый древний из которых был отлит в 1501 году, а вес самого большого колокола 64 тонны.
  • Чтобы посмотреть на исторический центр Москвы с высоты 25 метров, можно подняться на смотровую площадку колокольни.
  • Колокольный звон (а его стоит послушать) звучит на Пасху и в другие православные праздники.
  • Колокольня ‒ это еще и музей , в котором представлены фрагменты древнего каменного декора и скульптуры из кремлевских дворцов.

На протяжении столетий колокольня Ивана Великого, расположенная на Соборной площади Кремля, являлась главной высотной доминантой Москвы. Ее стройный силуэт сразу бросается в глаза при взгляде на кремлевскую панораму. Свой окончательный вид колокольня получила в начале XVII в. при царе Борисе Годунове: в годы его правления она была надстроена до высоты 81 метра и стала общей колокольней для всего храмового комплекса Соборной площади. Всего на колокольне Ивана Великого и звоннице находятся 22 колокола, древнейший из которых — Медведь — был отлит в 1501 году. В летний период можно подняться на смотровую галерею на высоте 25 метров, а также осмотреть колокола и музейную экспозицию, посвященную истории архитектуры Кремля. Звонница колокольни также служит выставочной площадкой, ее экспозиции относятся к разным странам и эпохам и регулярно обновляются.

История храма и колокольни

Колокольня по замыслу является церковью св. Иоанна Лествичника, построенной в 1508 г. и освященной в честь небесного покр овителя царя Ивана III (отсюда и ее название – «Иван Великий»). Св. Иоанн Лествичник (VI век н.э.) известен как автор «Лествицы райской» — сочинения о пути духовного очищения и восхождения души к Богу. Автором проекта колокольни стал итальянский зодчий Бон Фрязин. Он сохранил замысел первого, деревянного храма-колокольни, стоявшего на этом месте с XIV века и создал новую каменную колокольню с пространством для совершения служб. Бон Фрязин был хорошо знаком со строительством башнеобразных зданий, поскольку в средневековой Италии были широко распространены кампаниллы – отдельно стоящие колокольни.

В 1532-1543 гг. итальянский зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне звонницу. В наши дни на ней висит самый большой из действующих колоколов Москвы – Успенский, весом 64 тонны. В XVII в. была создана Филаретовская пристройка (по имени патриарха, отца Михаила Романова), которая является отличным образцом архитектуры своего времени.

В 1600 г. зодчему по имени Федор Конь удалось органично дополнить композицию и надстроить колокольню, не нарушив замысла Бон Фрязина. Заказчик — царь Борис Годунов — захотел утвердить свое имя, украсив на века Кремль. И надо сказать, имя свое он утвердил в буквальном смысле: под куполом колокольни была сделана надпись, сохранившаяся до сих пор: « Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их». Это уникальный пример того, как надпись может играть важную роль в формировании композиции здания.

Архитектура «Ивана Великого»

Здание получилось очень стройным: вытянутые восьмичастные объемы сужаются кверху и визуально облегчены аркада ми на уровне площадок для звона. Колокольня состоит из трех ярусов, толщина стен которых доходит до 5 м. Верхний ярус переходит в круглый барабан, который декорирован поясом красивых кокошников с ложными окнами-нишами. Стоит постройка на фундаменте из белого камня, который опирается на большое количество деревянных свай. В общей сложности, колокольня уходит под землю на 6 метров.

Значение колокольни

Колокольня Ивана Великого долгое время оставалась самым высоким зданием в Москве. Когда ближайший сподвижник Александр Меньшиков построил церковь Архангела Гавриила высотой в 84,4 метра (то есть на 3 метра выше), это вызвало недовольство москвичей. Поэтому, когда в Меньшикову башню попал а молния, и ее верхняя деревянная часть сгорела, все сочли это божьей карой за покушение на авторитет кремлевской святыни. С колокольни и сейчас открывается прекрасный вид на исторический центр Москвы. В прошлые века, когда застройка не была такой высотной и плотной, с верхней точки колокольни, куда ведут 429 ступеней, вид открывался на 30 километров, что делало ее ключевым дозорным пунктом города. Известно, что на колокольню поднимались поэты и .

И, конечно, помимо стратегического оборонительного значения, Иван Великий был и остается главной московской звонницей. Именно с него звучал первый удар большого колокола, становившийся сигналом к началу звона по всей Москве в дни православных праздников. Эта традиция возобновилась в 90-е годы XX века. Теперь звон колоколов Ивана Великого можно услышать, например, в день праздника Пасхи. Впечатление на слушателей он производит огромное. Также колокольня является одним из музеев Московского Кремля: здесь собраны подлинные фрагменты древнего каменного декора и скульптуры, украшавшие в свое время кремлевские дворцы.

2016-2019 moscovery.com

Всего оценок: 27 , средняя оценка: 4,70 (из 5)

Открыть карту в новом окне

Расположение

Внутри Садового

Ближайшая станция метро

Александровский сад, Боровицкая, Охотный ряд

Адрес

Москва, Кремль, Соборная площадь

Web-сайт
Режим работы

Рабочие дни: Пн, Вт, Ср, Пт, Сб, Вс
В летний период (с 15 мая до 30 сентября): с 10.00 до 18.00. Кассы с 9.00 до 17.00
В зимний период (с 30 сентября по 15 мая) с 10.00 до 17.00. Кассы с 9.30 до 16.30
Экспозиция музея в колокольне «Иван Великий» открыта по сеансам: 10:15, 11:15, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00. Сеанс 17:00 доступен с 15 мая по 30 сентября.

Выходные дни
Стоимость билетов

От 250 руб. до 500 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения. Фото- и видеосъемка входит в стоимость билета (разрешены снаружи здания). В стоимость билета входит посещение всего архитектурного ансамбля Соборной площади.
Дополнительно оплачивается билет в Музей истории архитектуры Московского Кремля и смотровую галерею колокольни: 250 руб.

Правила посещения

Музеи Кремля не выдвигают специальных требований для туристов, но при посещении храмов следует помнить о православной традиции и избегать чрезмерно открытой одежды.Дети до 14 лет на смотровую площадку не допускаются, так как высота подъёма на галерею – 137 ступеней. Профессиональная фото- и видеосъемка не разрешены.

Дополнительная информация

Проводятся экскурсии на русском, английском, немецком, французском, испанском и итальянском языках. Возможность приобрести билеты онлайн.

Вам может понравиться

Галерея

Колокольня Ивана Великого или Колокольня "Иван Великий" , общеупотребительное название Московского кремлёвского храма-колокольни во имя преподобного Иоанна Лествичника Московской епархии

Расположена между Соборной и Ивановской (Царской) площадями Московского Кремля и является его композиционным центром. Храм-колокольня почти вплотную с юга примыкает к Успенской звоннице с Филаретовой пристройкой , составляя вместе единый архитектурный ансамбль. Храм Николы Гостунского, расположенные в Успенской звоннице, ныне числится приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника.

Первый храм

Первые сведения о существовании в сакральной топографии Москвы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника относятся к году. Летописи сообщают о закладке каменной церкви и о её последующем освящении:

В лето 6837 месяца Маиа в 21, на память святого правовернаго царя Костянтина и матере его Елены , основана бысть церковь каменая на Москве, во имя святого Ивана Лествичника. Того же лета совръшена бысть и священа месяца [сентября] в 1, на память святаго отца Симеона Стлъпника .

Сообщение летописи о возведении храма за три месяца позволяет считать, что церковь была малого размера . Предположительно это был первый Московский храм, освященный во имя преподобного Иоанна Лествичника. Среди многочисленных попыток объяснить выбор посвящения, актуальность сохраняют версии о том что храм был сооружён по обету после удачного бескровного похода на Псков , где скрывался тверской князь Александр Михайлович и о том что преподобный Иоанн Лествичник был небесным покровителем среднего сына великого князя Иоанна Калиты - великого князя Иоанна Иоанновича , который родился в день памяти этого святого .

Указание на то, что храм был "под колоколы" делает его старейшей известной подколокольной церковью . Об объёмном решении храма ныне можно судить только по результатам раскопок года под руководством П. П. Покрышкина, в ходе которых была раскрыта часть сооружения, имеющая граненый внешний абрис. В восточной части внутри были открыты экседра , которая может быть интерпретирована как апсида , и кладка северной и южных стен. Эти фрагменты не дают оснований для реконструкции здания как "средней высоты башнеобразного призматического восьмигранника с закомарами , барабаном и главой " , сделанной по подобию более поздних столпообразных церквей "под колоколы" XVI века. Небольшой фрагмент архивольта, найденный в забутовке фундамента храма-наследника, можно лишь условно относить к храму 1329 года постройки, что не позволяет делать заключений о его наружном убранстве.

Возведение Боновской колокольни

По сообщениям летописи,

тогда же и другую церковь разобраша Иоанн Святый Лествичник, иже под колоколы, созданную от великого же князя Ивана Даниловича в лето 6836, заложиша новую церковь Иоанн Святый не на старом месте .

Это известие стоит сразу после сообщения о разборке старого и закладке нового собора архангела Михаила , происшедшей 21 мая года, из чего можно сделать вывод о начале сооружения нового Иоанно-Лествичницкого храма весной того же года. Его строительство было завершено через 3 года, в году, одновременно с Архангельским собором и церковью Рождества святого Иоанна Предтечи у Боровицких ворот .

Из летописного сообщения о завершении строительства трёх кремлёвских храмов известно имя строителя колокольни - итальянского архитектора Бона Фрязина . Старый храм находился между Успенским и Архангельским соборами и не мог соответствовать по масштабу новым соборам, отчего Бон Фрязин поставил новую церковь примерно по одной оси с предшествующим храмом, но отнёс ее значительно дальше на восток, за линию апсид Успенского и Архангельского соборов. В результате образовалась площадь с трапециевидными очертаниями, главная ось которой проходила по центру главного тронного зала Грановитой палаты и новой церкви Иоанна Лествичника. Строительство новой церкви-колокольни внесло в организацию площади принцип регулярности и центричности .

Новый храм, хотя и следовал в русле образцов архитектуры Ренессанса и итальянской традиции колколен, но отличался рядом новых решений, лёгших в основу развития характерной русской традиции центрических подколоколенных сооружений. Здание Бона Фрязино является столпом в виде "восьмерика на восьмерике" высотой около 60 метров, с храмом на первом ярусе. Каким было завершение столпа неизвестно: реконструкция, предполагающая завершение третьего яруса куполом наподобие завершения собора Московского Высокопетровского монастыря оспаривается. Сравнение с аналогами и анализ изображений столпа на миниатюрах из Лицевого летописного свода 1570-х годов позволяют предположить, что завершение храма должно было быть в виде кирпичного шатра, подобно завершению итальянских кампанил . Храм не был расписан внутри. Снаружи, как и другие постройки итальянских мастеров того времени, храм-колокольня был раскрашен "под кирпич" и украшен белокаменными деталями.

Заключительным элементом, завершившим облик колокольни Ивана Великого, стала перестройка третьего яруса и навершия, произведённая при царе Борисе Годунове в году. По сообщению Пискарёвского летописца:

Лета 7108 царь и великий князь велел прибавить у церкви Ивана Великого высоты 12 сажен и верх позлатити, и имя свое царское велел написати .

Надстройку храма-колокольни увязывают с началом строительства нового главного собора - "Святая Святых" - в рамках единого замысла создания в Московском Кремле вселенского духовного центра. Зодчий, надстроивший колокольню, точно неизвестен - указывают имена Ф. Коня или Ивана Вилье. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 метра, а золочёная луковичная глава - сблизила облик колокольни с русской традицией.

Новый храм - первый многоярусный столпообразный храм "под колоколы" в русской архитектурной традиции - стал знаковым в истории русской архитектуры. Все известные центрические, круглые, восьми- или девятигранные подколоколенные сооружения на Руси построены после него и в той или иной степени находятся под его влиянием. Благодаря колокольне Ивана Великого композиционный принцип доминирующей вертикали получил в дальнейшем развитие в русской архитектуре. На протяжении двух веков колокольня Ивана Великого оставалась самым высоким зданием на Руси. Высота определила и устойчивое наименование храма-колокольни - "Иван Великий". Значение столпа как главной и самой высокой колокольни Московского царства повлияло и на сложение легенды о том, что якобы существовал запрет на строительство церквей и колоколен выше "Ивана Великого". На деле запрещение не находит подтверждения в документах, зато можно найти указания о порядке звона в Москве, который начинался именно с удара колокола на "Иване Великом". В большие праздники на площади собирались толпы людей, ожидавших первого удара большого колокола с Ивановской колокольни. Название колокольни вошло в народные присловья: о высоком человеке стали говорить: "Вырос детинушка с Ивана Великого"; громогласное чтение - подобно тому, как царские указы читались на площади у Ивана Великого - стало называться чтением "во всю ивановскую".

От Романовых до наших дней

По смерти Годунова храмозданная надпись на барабане колокольни была залеплена, но вновь открыта по повелению царя Петра Алексеевича . Возведение нового Московского Гаврииловского храма - "Меньшиковой башни" в году, впервые в России превысившей колокольню Ивана Великого, ознаменовало крутой поворот в русской истории, связанный с реформами Петра I.

Колокольня служила одновременно Успенскому , Архангельскому и Благовещенскому соборам Кремля. Она также использовалась при оформлении Соборной площади во время торжественных событий. В середине XIX века на втором её ярусе устанавливали чаны с водой для фонтанов, а при коронации императора-страстотерпца Николая II на колокольне устроили электрическую иллюми­нацию. При этом всё это время колокольня оставалась открытой для паломников, посещавших кремлёвские святыни. Храм колокольни был возобновлён в году тщанием московских хоругвеносцев. В - годах колокольня была отреставрирована, а на месте древнего храма 1329 года были проведены раскопки. В помещениях колокольни, кроме храма, находилась часть Патриаршей ризницы (с года); под нижним ярусом колокольни жили пономари и сторожа соборов.

Колокольня пострадала после обстрела Московского Кремля в году: восточная и юго-восточная стороны были повреждены снарядами, по стенам было много выбоин и пулевых ран. С года Кремль стал для православных "закрытым городом" - служба в его храмах и колокольный звон на его звонницах прекратились вплоть до падения советской власти. В отличие от соборов и дворцов, колокольня Ивана Великого не стала музеем, но экспонатом в общем музейном пространстве Кремля. При этом постройка была закрыта для посещений. Памятник реставрировался в середине 1950-х и в конце 1970-х годов.

Храм-колокольня был формально передан Русской Православной Церкви в начале 1990-х годов, но богослужения не совершались. В году, после 90-летнего перерыва, в отреставрированную кремлёвскую колокольню вновь допустили посетителей. В декабре того же года было объявлено об открытии музея в колокольне, и вскоре здесь расположился музей истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно, по состоянию на год, Ивановский храм-колокольня числился действующей церковью в составе Центрального благочиния Московской (городской) епархии .

Архитектура

Аналогии с храмом-колокольней Иоанна Лествичника обнаруживаются в рисунках архитектурных трактатов Кватроченто. Примером может служить столпообразное сооружение с капеллой в одном из нижних ярусов и с колоколом в верхнем в "Трактате об архитектуре" Филарете ( - годы) . Архитектурный замысел, изложенный Филарете, совпадает с принципом соединения храмовой и подколоколенной функций, существовавшим в русской традиции.

Мотивы декора, использованные Боном Фрязином, обнаруживают параллели в постройках Виченцы , Монтаньяны , Болоньи и Феррары , а также городов области Абруцци: Терамо , Атри , Кампли , Коррополи , Кьети . Общий подход к декорации также находит аналогии в итальянских кампанилах (ср. колокольню при церкви Сан-Готтардо ин Корте в Милане , -).

При этом, композиция Ивановской колокольни имеет ряд особенностей, отличающих ее от аналогичных итальянских зданий: во-первых, это редкое для Италии соединение подколоколенной и храмовой функций в одном сооружении; во-вторых, это система внутристенных лестниц и помещений внутри столпа; в-третьих, это акцентированная ступенчатость всей композиции - редкая, но встречающаяся в построении башен над средокрестием в соборах, напримпер в Ломбардии . В итоге Бон Фрязин создал тип сооружения, не существовавший до этого ни в русской, ни в итальянской архитектуре. Осуществив свой проект, архитектор вышел за границы местной традиции, найдя принципиально иные формы сочетания здания церкви с подколоколенным сооружением.

Документы, литература

  • Времянник, еже нарицается летописец Российских князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася: Вкратце написано , Тр. Вятской УАК , 1905, вып. 2, отд. 2, с. 46.
  • Дмитриевский А. А., Архиеп. Елассонский Арсений и его мемуары из рус. истории , К., 1899, с. 96-97.
  • РИБ , т. 13.
  • Временник Ивана Тимофеева (подгот. к печ., пер. и коммент.: О. А. Державина), М.; Л., 1951, с. 72.
  • Яковлева О. А., Пискаревский летописец , Мат-лы по истории СССР , М., 1955, т. 2: Док-ты по истории XV-XVII вв., с. 7-144.
  • Максимович Л. М., Путеводитель к древностям и достопамятностям московским , М., 1792, ч. 1, с. 274.
  • Отечественные записки , 1821, № 18.
  • "Прогулка по Кремлю: Иван Великий", Отечественные записки , 1822, ч. 10, № 25, с. 235-257.
  • "Замечания о Иване Великом", Отечественные записки , 1822, ч. 11, № 27, с. 126-131.
  • Свиньин П. П., Картины России и быт разноплеменных ее народов: Из путешествий , СПб., 1839, ч. 1, с. 31-35.
  • Горчаков Н. Д., "Колокольня Иван Великий в Москве", Моск. ГВ , 1841, № 12, с. 127.
  • Снегирёв И. М., Памятники моск. древности , М., 1842-1845, с. 6.
  • Рихтер Ф. Ф., Памятники древнего рус. зодчества , М., 1850, табл. L.
  • Розанов Н., История московского епархиального управления , М., 1871, ч. 3, кн. 2.
  • Истомин Г. И., Ивановская колокольня в Москве , М., 1893.
  • Платонов, Путеводитель: Москва и окрестности , М., 1896.
  • Забелин И. Е., История города Москвы , М., 1905.
  • Кондратьев И. К., Московский Кремль, святыни и достопамятности , М., 1910, с. 102-105, 61.
  • Красовский М. В., Очерк истории моск. периода древнерус. церк. зодчества (от основания Москвы до кон. 1-й четв. XVIII в.) , М., 1911, с. 233.
  • Скворцов Н. А., Археология и топография Москвы , М., 1913, с. 337-346.
  • Нестор (Анисимов) , еп. Камчатский, Расстрел Московского Кремля , М., 1917, с. 19.
  • По Москве [под ред. Н. А. Гейнике и др.], М., 1917, с. 176.
  • Мордвинов А. Г., "Колокольня Ивана Великого", Академия архитектуры , 1935, № 5, с. 32-37.
  • Александровский М. И., Иван Великий (рукопись), 1936, ОПИ ГИМ, ф. 465, ед. хр. 12.
  • Рзянин М. И., "Иван Великий", Памятники рус. архитектуры IX-XIX вв.: Кат. выст. , М., 1946, с. 7-8.
  • Ильин М. А., "Проект перестройки центра Моск. Кремля при Борисе Годунове", Сообщ. Ин-та истории искусств , М.; Л., 1951, вып. 1, с. 82-83.
  • Михайлов А. И., Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле , М., 1963.
  • Иванов В., Московский Кремль , М., 1971.
  • Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. , М., 1973.
  • Цветаева А., "Сказ о звонаре московском", Москва , 1977, № 7, с. 143.
  • Ильин М., Моисеева Т., Москва и Подмосковье , М., 1979, с. 428-429.
  • Бондаренко И. А., "Первоначальный облик Ивана Великого", Строительство и архитектура Москвы , 1980, № 8, с. 26-27.
  • Бондаренко И. А., "К вопросу о «лествичном» построении ц. Иоанна Лествичника в Моск. Кремле", , М., 1995, вып. 2, с. 110.
  • Ильенкова Н. В., "Колокольня Ивана Великого в Моск. Кремле: Исслед.", Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13 , М., 1981, с. 77.
  • Карамзин Н. М., Записки старого московского жителя , М., 1988, с. 313.
  • Малиновский А. Ф., Обозрение Москвы , М., 1992, с. 42-43.
  • Кавельмахер В. В., Панова Т. Д., "Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля", Культура средневек. Москвы, XIV-XVII вв. , М., 1995, с. 66-81.
  • Подъяпольский С. С., "О первоначальном виде столпа Ивана Великого", Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед. , М., 1995, вып. 2, с. 100-101.
  • Подъяпольский С. С., Историко-архит. исследования , М., 2006.
  • Баталов А. Л., Московское каменное зодчество кон. XVI в. , М., 1996.
  • Балашова Т. В., "Колокольня Ивана Великого в восприятии современников на рубеже XIX-XX вв.", , М., 2008, с. 59-61.
  • К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф. , М., 2008, с. 80-82.

Использованные материалы

  • Баталов А. Л., "ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)", Православная энциклопедия , т. 25, с. 20-24:
  • Страницы сайта Колокольня "Иван Великий" сети сайтов музея-заповедника "Московский Кремль":
    • http://ivan-the-great-bell-tower.kreml.ru/history/view/tserk...iy/ - "ЦЕРКОВЬ-КОЛОКОЛЬНЯ «ИВАН ВЕЛИКИЙ»"История города Москвы со ссылкой на ПСРЛ , т. 12, с. 157.

      Петров Д. А., "О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого", К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф. , М., 2008, с. 81.

Колокольня, получившая название «Иван Великий», была возведена в 1505-1508 гг. итальянским архитектором Боном Фрязиным вместо разобранной белокаменной церкви типа «иже под колоколы», возведенной при Иване Калите на Соборной площади.

Согласно летописным данным, в мае 1329 года на Соборной площади Кремля была заложена, а в сентябре уже освящена, церковь св. Иоанна Лествичника, византийского богослова, жившего в VI-VII веках, автора трактата «Лествица» (от старославянского «лестница»). Самые ранние сведения о существовании в сакральной топографии Москвы престола св. Иоанна Лествичника относятся ко времени княжения Ивана Калиты, с 1325 по 1340 гг.

Хотя колокольня «Иван Великий» является одним из ключевых памятников средневековой русской архитектуры, причины посвящения престола главной церкви-колокольни Москвы, как и церкви 1329 года, святому Иоанну Лествичнику по‑прежнему неизвестны. По одной из версий престол был посвящён патрональному святому одного из членов великокняжеской семьи, возможно — сына Калиты, Ивана Ивановича Красного. По другой — оба князя, сын и отец, имели покровителем одного святого — Иоанна Лествичника. Однако на печатях, привешенных к духовным грамотам этих князей, изображены другие святые. Поэтому исследователь Иван Егорович Забелин предположил, что выбор посвящения и замысел строительства имели политическую мотивацию: храм был сооружён по обету после удачного бескровного похода на Псков, где скрывался тверской князь Александр Михайлович. Многие разделяют позицию И.Е. Забелина и в наши дни, однако и его мнение является гипотезой. (А. Баталов. Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. Музейный гид, 2013).

Об истории церкви известно немного. По мнению исследователей, возведенный за три месяца храм был, скорее всего, малых размеров. В 1346 году при великом князе Симеоне Гордом церковь Иоанна Лествичника была расписана; в том же году некий мастер «Бориско», судя по прозвищу, данному в одном из летописных сводов, — Римлянин — итальянского происхождения, отлил для неё колокола — три больших благовестника и два малых, зазвонных. В 1475 году в летописи упоминаются саркофаги с мощами московских святителей, перенесенные под своды церкви из Успенского собора на время строительства нового храма.

Храм 1329 года был разобран, вероятно, в конце весны 1505 года. Вопреки устоявшейся традиции строительство новой каменной церкви Иоанна Лествичника, судя по некоторым сообщениям летописи и мнению исследователей, велось уже на другом месте, намного дальше к востоку. В 1913 году возможные остатки первой церкви XIV века были выявлены при земляных работах на Соборной площади: фрагменты основания небольшого восьмигранного белокаменного сооружения, найденные к западу от современной нам церкви-колокольни. Однако находку сочли часовней XVIII в., частично срыли, частично опять засыпали. (Кавельмахер В.В., Панова В.Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского Кремля // Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. М., 1995 г.)

В самом центре столицы, на Соборной площади Кремля расположена церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичкина, больше известная как колокольня Ивана Великого. Она объединяет все древние храмы Московского Кремля в единый архитектурный ансамбль. В 2008 году храм отметил свое 500-летие.

Из истории Колокольни Ивана Великого в Москве

В 1329 году на месте настоящей постройки была построена церковь «под колокол» Иоанна Лествичкина. В 1505 году старая церковь была разрушена и на ее месте в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году построена новая церковь. В 1600 году при Борисе Годунове к ней был пристроен еще один ярус – цилиндрический. Колокольня стала самым высоким в то время сооружением в столице. Ее высота достигла 81 метр. Площадь, расположенная к востоку от нее, именовалась в старину Ивановской. Здесь громко, "во всю Ивановскую", оглашали царские указы и наказывали провинившихся.

В 1532 году с северной стороны зодчим Петроком Малым пристраивается звонница с храмом Вознесения Господня. В ней устанавливается тысячепудовый колокол "Благовестник". Сам храм находился на третьем ярусе и для входа в него была устроена лестница. С 17 века церковь преобразуется в звонницу, названную Успенской. С 1624 по 1632 годы во время царствования Михаилаа Романова и патриаршества его отца Филарета с северной стороны Важеном Огурцовым было пристроено еще одно сооружение - Филаретовская пристройка с белокаменными пирамидками и черепичным шатром.

Во время Отечественной войны 1812 года звонница и пристройка были разрушены. Уцелела только Колокольня. С нее был снят крест, который до сих пор он не найден. Сейчас на ее позолоченном куполе находится восьмиконечный крест из железа, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине вырезаны слова «Царь Славы».

В 1819 г. по проекту архитектора Д. Жилярди разрушенные звонница и Филаретовская пристройка были восстановлены в прежнем виде, но появились элементы архитектуры 19 века.

Колокола на Колокольне Ивана Великого в Москве

Всего на звоннице, Филаретовской пристройке и колокольне - 21 колокол. Раньше они висели на деревянных балках. В 19 – 20 вв. были перевешены на железные. На Филаретовской пристройке и звоннице сохранилось три колокола. Самый большой колокол – Успенский (Праздничный) весит 65 т 320 кг. Он был отлит мастерами Завьяловым и Русиновым в 19 веке. Успенский колокол был самым большим из действующих русских колоколов и лучшим по тону и по звуку. Колокол Реут (Ревун) на звоннице весит 32 т 760 кг. Отлит Андреем Чеховым в 1622 году. Третий колокол Вседневный (Семисотный) на Филаретовской пристройке, отлитый в XVIII веке И. Моториным, весит 13 т 71 кг. На колокольне находятся 18 колоколов. В нижнем ярусе 6 колоколов: Медведь (вседневный) и Лебедь, Новгородский и Широкий, Слободский и Ростовский. В среднем ярусе - девять колоколов: Новый (ранее Успенский) и Немчин, Безымянный и Даниловский, Глухой и Корсунский, а также Марьинский. Кроме них, здесь висят два небольших Корсунских беловатых по цвету колокола. В верхнем ярусе колокольни находятся три безымянных колокола.

Музеи в колокольне Ивана Великого в Москве

На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал, где экспонируются произведения искусства самого Кремля и других музеев России и мира. В колокольне открыт необычный музей истории Московского Кремля . Здесь можно увидеть элементы первых белокаменных сооружений, которые появились в Кремле в 14 веке, панораму столицы и другие интересные экспонаты. С помощью мультимедийных технологий на ее стенах и сводах проецируются исторические памятники Кремля . Посетители музея, выйдя на смотровую площадку, смогут осмотреть Кремль с высоты птичьего полета. Желающие могут воспользоваться аудиогидом.