Гегард армения как добраться из еревана. Гарни (храм). Достопримечательности — Путеводитель по Армении. Почему монастырь так называется

(арм. Գառնի, груз. გარნისი) - популярнейший туристический объект в Армении. Сюда приезжают, чтобы посмотреть на настоящий языческий храм I-го века нашей эры, который действительно весьма эффектен и расположен на высокой горе, так что здесь есть ещё и красивые пейзажи. Все это близко к Еревану, всего 28 километров, поэтому неудивительно, что в списках армянских достопримечательностей он стоит на первом месте. Однако надо всё же держать в голове, что храм - творение советских реконструкторов 1968 года и можно только гадать, на что он был похож изначально.

Храм Гарни, вид с юго-востока

История

Горка над рекой Азат очень давно привлекла внимание людей, поэтому уже в совсем далёкие тысячелетия здесь было основано поселение. В VIII веке до нашей эры это поселение захватил урартийский царь Аргишти (786 - 764) и установил здесь каменную стелу. Примерно в III веке до нашей эры тут образовалась летняя резиденция армянских царей из династии Оронтидов, а около I века нашей эры про Гарни уже что-то писал Тацит. В латинской литературе это место было известно как Gorneas .

Предполагается, что именно здесь развернулась драматическая история сороковых годов нашей эры: Иберийсий царь Фарасман I завоевал эти области и назначил своего сына Митридата царём в Армении, затем этого Миридата арестовал император Калигула, а император Клавдий потом освободил, но затем отношения Митридата с Фарасманом испортились, Фарасман послал своего сына Родамистуса войной на Армению, и Митридат отступал до этого самого места, Гарни, где римские союзники его предали и он сдался Родамистусу в 51 году нашей эры. Потом его или казнили или отправили в Рим.

От тех эпох остались развалины царского дворца и бань.

Гарни знаменит храмом, но кроме храма тут есть еще руины крепости, руины дворца, урартийская стела и фундамент храма VII века.

Крепость

Вся горка, на которой построен гарнийский коплекс сейчас окружена остатками стен. Когда-то это было нечто очень серьёзное, сложенное из громадных каменных блоков. Сейчас стена лучше всего сохранилась со стороны входа и кассы, и там можно рассмотреть даже фрагменты башен. Если обойти горку по тропе слева, там тоже будет видна эта монументальная стена.

Время её постройки точно не известно, но это нечто весьма старое, ещё первых веко нашей эры. Видимо, строилось одновременно с храмом или даже раньше.

Храм Митры

Храм Митры - самое известное в Гарни. Когда-то это был единственный античный храм на всей територии СССР, если учитывать полностью реконструированные храмы. Он был построен армянским царем Тиридатом - или Первым (63 - ?) или Третьим (287 - 330). Есть и другие датировки - например, 115 или 175 год. Последняя датировка предложена теми, кто считает храм мавзолеем царя Сохэмоса (140 - 185).

Внешне это классический греческий периптер (примерно то же самое, что Парфенон), где основное здание окружают 24 ионические колонны на аттических базах.

Это вот и есть ионическая колонна на аттической базе

Если эта хронология верна, то он построен примерно в одно время с зороастрийским храмом в Кварельском районе Грузии, или немного раньше. Но между этими храмами нет ничего общего вообще.

От прочих античных храмов Гарни отличается материалом - он построен из базальта, а не из известняка. Он пережил и пришествие христианства и пришествие мусульманства, при этом в неизвестные эпохи мусульмане оставили на нём надписи - или на арабском или на фарси. В 1679 году храм оказался в эпицентре землетрясения, названного Гарнийским. Тогда погибло много храмов по всей Армении, и храм Митры в частности. Можно себе представить радость местных мусульман, когда на их глазах рухнуло это языческое сооружение.

Так все выглядело в советское время

В 1909 - 1910 году археологи начали изыскания, которые были опубликованы только в 1933 году. Позже раскопки возобновили, а затем храм был реконструирован - реконструкция шла в 1969 и в 1975 годах. На тот момент от храма сохранился только фундамент со ступенями.

Стоит признать, что вместе с пейзажами храм производит сильное, завораживающее впечатление. Есть в нём что-то от античной простоты и эпичности, что-то гомеровское. Навеняка здесь очень хорошо ночью при большой луне. Или рано на рассвете.

Храм Митры





основание храма
вход
задняя сторона
Интерьер

В эзотерической литературе иногда пишут, что Гарни ориентирован не на Полюс, а куда-то в другую сторону. Например, на Гренландию. Потому что Северный полюс перемещался и тд. Но увы, он ориентирован входом строго на север. Соответственно, жрецы стояли лицом на юг. А вот знаменитый Парфенон ориентирован входом на восток. Теоретически на север ориентировали свои храмы зороастрийцы, но в этих краях их не должно было быть на момент основания храма.

Дворец

Немного сбоку от храма сейас можно видеть прямоугольник фундамента, который считается царским дворцом I-го века. Он был разрушен весьма рано, и уже в VII веке поверх его руин построили христианскую ротонду. На територии дворца сейчас стоит стела царя Аргишти и стендик с расшифровкой урартийской клинописи: "С помощью Халди завоевал Гиарниани, страну царя Силуни. Возвратившись с вражеских гор, изгнал мужчин, женщин ".

Сурб Сион

Однако, самое интересное в этом комплексе не храм Гарни, который при всей своей внешней эффектности всего лишь просто храм без всяких тайн. Интересное - это фундамент с западной стороны храма. На стендах и в интернете пишут только то, что это храм Сурб Сион и что он построен в VII веке. Между тем этот храм круглый, по сути ротонда, которых в Армении практически нет (еще точно такой же, но в худшем состоянии, находится на территрии монастыря Мармашен). Он в плане тетраконх и напоминает Звартноц , но более примитивен по своей структуре: например, его внешняя форма не отражает внутреннюю, совершенно как в Аванском соборе . Возможно, это был первый эксперимент, который предшествовал Звартноцу. Однако, у этого храма есть четыре угловые квадратные камеры, которые впервые появились в Аванском соборе, а затем присутствовали у храма Св. Рипсиме . Интересно, что две восточные камеры не строго квадратны, а с закруглениями, чего не наблюдается во всех тетраконхах этого типа.

Инфраструктура

Стоимость для иностранцев - 1000 драм

Стоимость для армян - 250

Стоимость армянским детям - 100

Стоимость в последнюю субботу месяца - бесплатно

(На практике кассса легко обходится по тропе слева, там никто ничего не охраняет.)

Гарни - плотно посещаемое место, поэтому тут есть парковка, касса, немножко сувениров и бабушк, торгующие различным вареньем. На территории комплекса все снабжено табличками и надписями, и даже есть пространное рассуждение об античном символизме. Там что-то пишут про священные числа и их отображение в храме. Текст снабжен картинкой, на которой нарисован храм и какие-то загадочные линии. Все, кто писал про Гарни, копировали этот текст, так что его легко найти в интернете. (Надо сказать, что практически 90% написанного про этот храм списано с табличек на стендах).

В селе Гарни есть два или три геста непонятного качества, так что ночевка тут вполне возможна. Около ресепшена есть ресторан с ереванскими ценами, но из еды там в основном шашлыки и кебабы. Если вы приехали в Гарни, то наверняка поедете в монастырь Гегард , а вот уже там есть неплохой ресторан с ассортиментом и видами. Так что добывать еду лучше там.

Вокруг

Гарни интересен не только сам по себе, но и как повод полазить по горкам вокруг. Проблема в том, что это может быть непросто. Всё то, что по ту сторону гарнийского ущелья, считается территорией заповедника Хосровский лес.

Примерно в 10 километрах вверх по ущелью находится так же знаменитый монастырь Гегард . За один день реально совместить и Гарни и Гегард. Под гегардом есть ресторан, а в Гарни вроде бы пока нет.

В 3,5 километрах от гарни по прямой на восток находятся руины монастыря Авуц-Тар XI века. Рухнул в том же самом 1679 году. Центральный храм, кажется, триконх. Тропа к монастырю красивая, с видами на Гарни и обломками хачкаров в зарослях.

Если пройти на юго-восток по боковому ущелью, то там будет поворот на восток и руины старинного храма Ахчоц. От Гарни 7 или 8 километров по территории заповедника. Симпатично и безлюдно. Если же пройти по ущелью до конца все 12 километров, то можно найти развалины крепости Кавкаваберд Х века. Но это уже долго и сложно.

Как попасть

Гарни - популярная достопримечательность, пэтому сюда ходят прямые маршрутки из Еревана. Расстояние от Ереване до храма по прямой - 20 километров. Доехать на своей машине тоже несложно, но без навигатора сориентироваться на окраинах Еревана нелегко.

Храм Гарни – языческий храм, построенный в первом веке в Котайкской области, рядом с селом Гарни... Считается, что он был посвящен богу солнца Митре. Храм построен из базальтовых блоков, которые скреплены между собой штырями и скобами. Величественность и торжественность зданию, выстроенному в эллинистических архитектурных формах, придают 9 больших ступеней высотой 30 сантиметров. Это единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. В 1679 году храм пострадал от сильного землетресения, а при советской власти, в 70ых годах был восстановлен.

Все Армянские монастрыти уникальные - по всей стране вы не найдете идентичных. Так и Гегард - монастырь, ветасанный наполовину в толщие скалы. Монастырь был основан примерно в 4 веке. Находится в 6 км от храма Гарни и как правило во всех экскурсионных маршрутах посещается одновременно с языческим храмом. Полное название монастыря - Гегардаванк, по-армянски это переводится как «монастырь копья». Гегард и Гарни является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Крепость Гарни́ находится в 28 км от Еревана в Котайкской области, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. В центре крепости возвышается одноименный храм.

Языческий храм в Гарни - самый известный памятник эпохи язычества и эллинизма. Cооружен в эллинском стиле в 1 веке армянским царём Трдатом I и посвящен богу Солнца Митре.

По сторонам лестницы находятся пилоны, украшенные рельефами атлантов. Резьба по базальту говорит о прекрасной работе армянских мастеров. По своей форме храм представляет прямоугольный зал с портиком, окруженный снаружи колоннами.

Правители Армении разных времен очень любили это место - как за отличное неприступное расположение, так и благодаря потрясающему климату. На протяжении многих лет Гарни был официальной летней резиденцией царей. Позднее храм остался цел даже несмотря на принятие Арменией христианства в 301 году.

Внутри храма находилось святилище в центре которого стояла статуя бога солнца.

Рядом с храмом находятся руины фундамента бывшей церкви. Ее пока не восстановили:)

Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, по дну которого проходит глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом.

Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине 8 века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.

И заключительное место зимнего путешествия - монастырь Геград, расположенный в 6 км восточнее от Гарни. На попутном такси едем к цели. По - дороге пришлось буквально протискиваться через поток овец.

Более полное название монастыря - Гегардава́нк, дословно - «Монастырь копья». Название происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.

Самая уникальная особенность монастыря - он расположен в горном ущелье и практически весь высечен в скалах. Высеченные в скале помещения освещаются с помощью специальных отверстий в вершинах каждого из них.

На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами, которыми богато украшены внутренние и наружные стены (каменные плиты с растительными или геометрическими орнаментами).


Во время правления династии Багратуни Айриванк пережил трагический период, когда арабские войска по приказу полководца Насра в 920-х годах разграбили монастырь и разрушили его. Впоследствии монастырь был восстановлен и окружен защитными стенами, которых сохранились и до наших дней, но многочисленные монускрипты монастыря были утеряны навсегда.

Хотя обнаруженные надписи были сделаны еще в 1160 г., основной монастырский комплекс Айриванк фактически относится к 13 в. Период расцевета монастыря начался только после освобождения Армении от сельджуков Закарянами.


В конце 13 в. монастырь гордился своим развитием не только благодаря покровительству княжеской семьи, но и как основное место паломничества, так как здесь хранилось легендарное копье Святое копье, которым римский легионер пронзил распятого христа. Вседствии этого монастырь прозвали Гегардаванк («Монастырь копья»). Другой реликвикй там же является деревянный франмет Ноева ковчега.

Монастырь был разграблен монголами, а затем и тимуридами. Гегард, как и Гарни, частично пострадал от землятресения в 1679 году, но был восстановлен и служил летней резиденцией армянских католикосов (высший сан армянской апостолькой церкви).


Часть храмов монастырского комплекса наполовину выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса.



Алтарь.

Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое как и монастырский комплекс включено в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

На этом заканчиваю цикл обзоров про Армению. Надеюсь вам было интересно:)

Храм был восстановлен из руин в советское время.

История

Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Арме­нии ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I (54-88 гг.) в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его над­пись на греческом языке:

«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении (Μεγαλη Αρμενια) государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»

Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому (286-330 г.). Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении.

Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.

Армянские цари очень любили это место - и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата - и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении - Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно.

Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.

Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой Азат с двух сторон, глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом.

Ущелье примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней». В остальной части крепости создана мощная оборонительная система - могучая крепостная стена с четырнадцатью башнями.

Armen Manukov , CC BY-SA 3.0

На том участке, где подход к крепости был осложнён природными условиями, башен меньше, они поставлены на расстоянии 25-32 м друг от друга. А там, где противник мог сравнительно беспрепятственно подойти к стенам, башни возведены чаще и находятся на расстоянии 10-13,5 м друг от друга. Башни имели прямоугольную форму. На Армянском нагорье прямоугольные башни существовали еще с урартских времен.

Armen Manukov , CC BY-SA 3.0

Как крепостные стены, так и башни построены из больших глыб местного голубоватого базальта, без раствора и соединены железными скобами, углы соединения залиты свинцом. Крепостные стены имеют толщину 2,07-2,12 м и длину по всему периметру (вместе с башнями) 314,28 м. В отдельных местах сохранилось 12-14 рядов высотой до 6-7 м. Внутрь крепости можно было попасть лишь через одни ворота шириной с одну колесницу. При этом численность войск в крепости была огромной.

Дворцовый комплекс

Историко-архитектурный комплекс Гарни находится рядом с одноимённым современным посёлком. Храм Гарни - единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма.

Храм сложен из блоков гладкотесанного базальта. Камни длиной около двух метров, скреплены скобами и штырями. Xрам выстроен в эллинистических архитектурных формах. По всей ширине фасада тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают сооружению величественность и торжественность. Пилоны по сторонам лестницы украшены рельефами. На них изображены обнаженные атланты, стоящие на одном колене, с воздетыми вверх руками, поддерживающие жертвенники. Xрам по всей своей композиции является периптером. План представляет собой прямоугольный зал с портиком, снаружи он окружен колоннами. Детали храма, в отличие от единообразия, имеющего место в греко-римских сооружениях, разработаны с многообразием, присущим местному искусству. В орнаменты наряду с многочисленными вариантами акантового листа введены армянские мотивы: гранат, виноград, листья орешника, цветы. Резьба по базальту свидетельствует о первоклассной работе армянских мастеров. В прямоугольное святилище, перекрытое сводом, ведут неглубокие сени, вход украшен богато орнаментированным наличником. Размеры святилища невелики. Здесь находилась только статуя божества. Этот небольшой храм обслуживал царя и его семью.

В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966-1976 г. Возле храма сохранились остатки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооружённое в III веке. Дворцовый комплекс находился на южной, удаленной от входа, части крепости. На северной же крепостной территории размещались царское войско и обслуживающий персонал. К западу от храма, у края обрыва, помещался парадный зал. С севера к нему примыкал двухэтажный жилой корпус. Сохранившиеся на штукатурке следы розовой и красной краски напоминают о богатом убранстве жилых и парадных покоев дворца. Здание бани включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Полы украшены эллинистической мозаикой.

В XIX веке развалины храма привлекали к себе внимание многочисленных ученых и путешественников, таких как Шарден, Мориер, Кер-Портер, Телфер, Шантр, Шнаазе, Марр, Смирнов, Романов, Буниатян, Тревер, Манандян. Французский ученый Дюбуа де Монпере в 1834 году попытался с приблизительной точностью сделать проект реконструкции храма. В конце XIX века возникла идея перевезти все детали храма в Тифлис - центр Кавказского наместничества и сложить здесь перед дворцом царского наместника. К счастью, эта затея провалилась из-за отсутствия соответствующих средств перевозки.

В начале XX века проводились археологические работы по обнаружению деталей и обмерам храма небольшой экспедицией под руководством Н. Я. Марра. В начале 30-х годов главный архитектор Еревана Н. Г. Буниатян обследовал Гарнийский храм и уже в 1933 году дал проект реконструкции его первоначального вида. Вопрос восстановления языческого храма в Гарни интересовал и академика И. А. Орбели. В середине 60-х годов работы по восстановлению были поручены архитектору А. А. Саиняну. Почти 10 лет кропотливо трудились замечательные армянские мастера. Восстанавливать храм было не проще, чем строить его, надо было находить место каждого сохранившегося камня. Гарнийский храм был полностью восстановлен в 1976 году.

Подлинный и единственный шедевр эллинистической архитектуры в Армении - языческий храм Солнца в Гарни. Это один из древнейших памятников Армении, сохранившихся еще с эпохи язычества. Историки приписывают его строительство древнеармянскому царю Трдату, который принял христианство в качестве официальной религии в 301 году. Хотя многие ученые делают выводы о том, что он построен в I в. н. э.

Храм построен по канонам классической греческой архитектуры и внешне очень похож на знаменитый храм Афины в Греции. Фасад храма украшают 24 стройные ионические колонны, их венчает крыша с треугольным фронтоном. Основание храма - это высокий базальтовый подиум, на который ведет широкая лестница со стороны фасада. Храм отличается роскошной отделкой. Вырезанные в камне орнаменты, барельефы коленопреклоненных человеческих фигур на подиуме того же храма, базальтовые колонны, карнизы, капители, украшенные хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента, указывают на высокую степень развития скульптуры в древней Армении. Статуя Митры стояла во внутреннем помещении храма на возвышении алтаря, так, чтобы пришедшие поклониться Богу могли видеть ее, находясь на улице перед зданием.

Периодически жрецы устраивали для прихожан своеобразный мистический спектакль. В определенное время лучи солнца под углом падали сквозь квадратное отверстие в крыше храма на большой отполированный камень, закрепленный над входом в святилище. Отражаясь от ровной поверхности камня, солнечные лучи попадали на залитую водой или маслом квадратную дыру в полу в центре комнаты. От водной глади лучи тоже отражались и, на сей раз, освещали ярким светом статую бога Митры. Так жрецы являли людям чудо Божественного Солнца.

В 1679 году по Армении прокатилось сильное землетрясение, разрушившее множество строений. Пострадал и Храм Солнца. Его обломки разлетелись по ущелью реки Азат. Но в 1966-1976 годах храм удалось восстановить благодаря опытным реставраторам и местным жителям, которые в течение нескольких лет собирали кусочки разрушенного здания по окрестным склонам. Сегодня святилище Бога Солнца удалось восстановить в его первозданном виде, хотя отдельные элементы заменены на современные.

Храм стоит на холме, окруженном виноградинками, с трех сторон его окружает фантастически красивое горное ущелье. Отсюда хорошо просматривается обширная Араратская долина со сверкающими в голубой выси снежными вершинами Арарата, открывается замечательный вид на ущелье реки Азат, к которой слева вплотную подступают розовые скалистые отроги Гегамского хребта.