Города европы с готической архитектурой. Самые красивые готические здания в мире. Французская готика и ее лучшие примеры

В Средние века не было в Европе города без католического собора. Латинский термин civitas, который переводится как город, поселение, в те времена означал местопребывание епископа. Епископской резиденцией был кафедральный собор. Строительство готических соборов - важная веха в истории средневековой Европы. Не все соборы огромны и величественны, но все величественные готические соборы, начиная с XII века представляют собой цитадели искусства, науки и техники, социальной жизни, веры и власти. Готические соборы - квинтэссенция европейской цивилизации. Многие дошедшие до нас соборы строились не только и не столько как культовые сооружения, примером тому базилика Сен-Дени.

В период заката Античности, Римская империя христианизируется, каждый крупный и средний город становится резиденцией епископа - епархией. В продолжении всего Средневековья создаются все новые епархии, продолжается евангелизация северной, центральной и восточной Европы. В XIII веке Западная Европа насчитывает около тысячи епархий и столько же католических соборов. В XII веке расцветает городское и военное строительство, застройка группируется вокруг готических соборов, возраст некоторых из которых достигает 1000 лет.

Готические кафедральные соборы отличались от того, какими мы знаем их сегодня. Обычно это были храмовые комплексы, состоящие из отдельных зданий, одни из которых служили для пышных празднеств, другие - для литургий духовенства из окружения епископа. Было и специальное помещение для крещения. Во второй половине XI в. папа Григорий VII провел масштабную церковную реформу, получившую название «григорианской». Реформа была направлена на укрепление роли церкви в жизни общества. Собор теперь представлялся как место, где миряне, священники, епископ - под руководством капитула могли собираться вместе и отправлять религиозные обряды. Собор, таким образом, противопоставлялся другим церковным учреждениям, например, аббатствам, и смог занять надлежащее ему место в жизни средневекового общества.

В XIII в. в Европе начинается экономический подъем. Увеличивающееся материальное благосостояние городов и провинций позволяет выделять значительные средства на строительство. Возводятся внушительные кафедральные соборы. Шартрский епископ Фулбер (ок. 960-1028 гг.) предвидел расцвет эпохи соборов и начал строительство своей резиденции еще в 1020 г. Фулбер был выдающейся личностью. Он рано осознал ту роль, которую может сыграть католическая церковь в феодальном обществе, ему принадлежат фундаментальные труды о вассальном и сеньоральном праве, он сам участвовал в примирении короля Франции с восставшей знатью. В Германии и Италии по римскому образцу возводятся величественные соборы - Майенский, Вормский, Моденский, Анконский. Тем не менее, готика берет свое. Сооружения культа все больше приобретают готические черты, соборы, построенные по римскому образцу оставляют неоконченными, либо разрушают и на их месте строят новые.

Основоположником, разработавшим методологию готического стиля, считают аббата Сужера (ок. 1080-1151 гг.). В 1144 году под его началом была закончена реставрация восточной стены аббатства Сен-Дени, а также хоров внутри. Сужер, советник Людовика VI и Людовика VII, задумал в архитектуре показать величие святого покровителя Парижа. Для этого внутри собора возвели скрещивающие стрельчатые арки, верхняя треугольная часть которых концентрировала свет, символизировавший максиму «Бог есть свет». Епископы с радостью восприняли новый канон. Вслед за Сен-Дени по новым правилам был возведен собор в Сенсе (1150 г.) - первый из известных готических соборов. Затем соборы в Нойоне, Лаоне, и в 1163 г. в Париже. Эта первая волна готических соборов характеризуется массивностью кладки, наличием галереи хоров, шестисводными стрельчатыми арками. Стали использоваться внешние подпорные арки, позволяющие распределять силу тяжести всей конструкции, а также делать проемы окон более широкими. В 1194 г. был завершен собор в Бурге, шедевр ранней готики.

С началом строительства Шартрского собора готическое искусство принимает свои классические формы: четырехугольные арки, трифорий заменяет балконы хоров, внешние подпорки строятся по совершенной системе контрфорсов. В 1211 г. начинается строительство собора Нотр-Дам в Реймсе, результатом которого явилось монументальное здание, не имеющее аналогов, 138 м в длину и 38 м в высоту. Самым большим по площади остается собор в Амьене - 8000 м2, построенный в 1220 г. Термин «ослепительная готика» как нельзя лучше отражает принцип строительства соборов, состоящих почти только из окон. Один только Сен-Этьен в Метце насчитывает 6500 м2 витражей. Бове считается самым высоким готическим собором, стрельчатые арки хоров достигают 48 м, однако в 1284 г. часть арочного ансамбля рушится. Это не были ошибки строительства. К концу XIII в. экономический подъем сменяется спадом, Европа поражена кризисом, средства на поддержание соборов оскудели. Четырнадцатый век печально известен многочисленными войнами и эпидемиями чумы, что замедлило строительство соборов. Строительство многих из них осталось незавершенным.

И, тем не менее, соборы медленно, но верно появляются по всей Европе. В Англии в XII в строится кафедральный собор Дарема, известный своими стрельчатыми арками. Династия Плантагенетов не чуждается французских архитекторов, например, Гийома де Санс, разработавшего проект Кентерберийского собора в 1180 г. Тем не менее, английские готические соборы сохраняют свою национальную идентичность - значительные в длину, они остаются приземистыми, по сравнению с их французскими соседями. В Испании готика отражает утверждение христианской Реконкисты: были построены соборы в Леоне (1205 г.) и Бургосе (1221 г.). В Германии готика расцветает: opus francigenum повсеместно заменят римский канон. Германские правители амбициозны, размеры соборов должны потрясать и приводить мирян в трепет, вот почему Кельнский кафедральный собор, начатый в 1248 г., был закончен только в XIX в. Италия долгое время остается верной римскому канону. Особенность итальянской готики заключается в богатом декорировании стен, многоцветностью отделочного камня, как в Сиенне и сохранением орнаментов из мозаики, как в Орвието. Исключением является Миланский кафедральный собор, построенный много позже, в 1375 г., скорее всего его строили архитекторы и каменщики из Германии, что выразилось в следовании классическим готическим принципам, правда внешнее мраморное убранство стен все равно смещает акцент в сторону итальянского своеобразия.

Готический соборы кардинально меняют облик городов. Часто епископы добиваются у властей права снести постройки вокруг епархий, чтобы увеличить свою территорию. В Бурге, таким образом к собору была добавлена абсида, в Нарбонне власти отказались удовлетворить просьбу епископа, и там собор так и остался без нефа. Еще одной сложностью было выделение места внутри для паперти. Например, в Амьене кафедральные башни собора имеют прямоугольную, а не квадратную форму, как было задумано изначально, из-за того, что капитул не смог приобрести необходимые участки земли.

Строительство готических соборов способствовало и развитию строительной техники и совершенствованию трудовых отношений (а здесь можно узнать о современной строительной технике wacker). И действительно, чтобы построить такое значительное здание, требовалась слаженная работа застройщика (часто епископа) и подрядчика. Последнего называли мэтром, его фигура являлось ключевой для успешного завершения строительства. Самыми известными подрядчиками был среди прочих Робер де Лузарш (ок. 1160-1222 гг.), который на строительстве Амьенского собора строго ограничил количество камня, для возведения стен, снизив, таким образом, затраты на постройку, и придав собору большую «воздушность». Мэтр Пьер де Монтрей из Парижа (ок. 1200-1267 гг.) заслужил почетную эпитафию на могилу: «Профессор камней». Он хорошо скоординировал своих рабочих из бригады и рационализировал саму работу, начиная от карьера, где добывались камни. Обтесывание блоков для собора начиналось практически сразу же после их извлечения, работала вся команда: каменщики, скульпторы, плотники.

Поскольку на строительстве работали наемные люди, им полагалось жалованье, часто очень приличное, поэтому они были заинтересованы в сохранении трудовых навыков и становились профессиональными рабочими, нанимавшимися затем на другие стройки. Епископы и капитулы, если позволяли средства, платили подрядчику из собственного кармана. Безусловно для финансирования привлекались и пожертвования, сделанные мирянами, однако, их нерегулярность не позволяла рассматривать их в качестве средства для долгосрочных инвестиций. Для управления ресурсными фондами строительства соборов во Франции был введен институт капитулов «Силы и производство» (Oeuvre et fabrique).

Готические кафедральные соборы играли значительную роль в жизни средневековых городов. Во-первых они были культовыми сооружениями. Конечно, собор принадлежал епископу, который проводил службы по большим религиозным праздникам. В обычные дни службы проводились многочисленными канониками (83 человека в Лаоне), обязательными были ежедневные мессы. Капелланы проводили богослужения на алтарях. В соборе Парижской Богоматери служило более 250 духовных лиц, епископ был даже вынужден ограничить пятью количество месс, служившихся одновременно. Во-вторых кафедральный собор неразрывно связан с институтом власти средневекового общества. Во Франции король - почетный каноник многих соборов. Власть быстро поняла важность епископского влияния. В 1302 г. Филипп Красивый объединил три монашеских ордена под верховенством Собора Парижской Богоматери, положив таким образом, начало Генеральным Штатам. За это в его честь в Нотр-Даме была установлена конная статуя. Многие кафедральные соборы служат и королевскими усыпальницами, как например в Руане, где покоится Ричард Львиное Сердце.

Эскиз конной статуи Филиппу Красивому в Нотр-Даме, из кн. R. Gane Le Chapitre de Notre-Dame de Paris au XIVe siècle: étude sociale d"un groupe canonial.

В Италии нередки конфликты между жителями окрестных деревень и епископами. Последние стремились прибрать к рукам не только церковную, но и светскую власть. В Сиенне жителям удалось национализировать строительство собора и таким образом стройка перешла городскому управлению. Ремесленники и рабочие организовываются в товарищества и корпорации, советы которых заседают в часовнях. Благодаря пожертвованиям и членским взносам соборы богато украшаются.

Кафедральные соборы являются также хранителями христианских реликвий, некоторые становятся местом паломничества, как Сен-Жак де Компостель. Епископы произносят торжественные речи перед паломниками, а также вершат суд по вопросам веры. Мирское и религиозное тесно переплетаются в жизнедеятельности готических соборов. Здесь отпускают грехи покаявшимся, но также и срезают путь, потому что через собор ближе добраться к рынку. Но прежде всего готический собор - это место литургии, религиозной мистерии и молитвы. Несмотря на внушительность здания внутреннее пространство четко разделяется на зоны. Главный алтарь находиться в святилище и скрыт от посторонних взглядов заалтарной занавесью. На переднем плане всегда расположены хоры, изолированные от нефа посредством амвона, а от галереи, окружающей хоры - специальным заграждением. Галерея, закрытая литой железной решеткой всегда открыта верующим, чтобы они могли почтить реликвии. Неф - место мирян. Гийом Дюран, епископ Менде (1230-1296 гг.) в своем труде Rational объясняет назначение соборов. Кафедральный собор - это «Божья обитель» и «небесные врата», он предваряет Новый Иерусалим и служит вящим напоминанием всем христианам о грядущем царствие Божьем.

Католическая религия известна богатством иконографии. Скульптуры в соборах располагаются на ограде хоров и на амвоне, а также снаружи над воротами. Соборы Шартра, Амьена, Бурга и Парижа известны своими скульптурными композициями, содержащими сцены из Ветхого и Нового завета, фигуры Христа и девы Марии. Весь фасад по сути превращен в своеобразный фронтиспис, на котором располагаются фигуры святых. В соборах Парижа и Реймса примечательной является и череда королей, запечатленных в камне. Витражи также стремятся внести свою лепту в изображение библейских сюжетов. Все больше их цвет приобретает теплый желтый оттенок, гармонируя со штукатуркой, которой обмазывали стены. Иногда на витражах изображают продолжающееся действие, как, например, на нижних окнах в апсиде в кафедральном соборе Бурга. Окна украшаются круглыми витражами, самый известный из которых на южном трансепте Нотр-Дама в Париже имеет 13,5 м в диаметре. Витражи в основном, изображают Христа и Богоматерь, а также сюжеты из Апокалипсиса. Иногда, правда, витражи носят сугубо практический характер представляя собой цикл зодиака или смену сезонов, как например, в соборе Анжера, а также повседневную работу или вообще свободное искусство - как в Лаоне.

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса.

Термин "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима.

В эту эпоху средневековья роль Церкви в жизни общества достигало максимального влияния. Церковь занималась не только религиозными делами, но активно вмешивалась в политику, экономику, образование, искусство. В те времена развитие науки полностью было сосредоточено в рамках Церкви. Поэтому готический стиль изначально зародился именно в церковном строительстве, а уже после перешёл и на светскую архитектуру.

Собор в средневековье был центральным местом любого города. Его регулярно посещали множество прихожан, в нём обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях. Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым.

Новые требования жизни с одной стороны и развитие науки и техники с другой стороны, стали предпосылками к появлению технически сложного готического тиля. Решающим фактором стало открытие нового способа распределения нагрузки: вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас:

Отличием от предшествующих стилей стало то, что свод перестали опирать на сплошные толстые стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами, вынесенными наружу здания.

Такая конструктивная схема была открыта ранее - в предшествующую эпоху Романского стиля. Но более монументальный готический стиль привнёс свои новые особенности, которые отражены на данной схеме:


Эти конструктивные решения позволяли не только экономить строительные материалы, но и сделать внутреннее пространство храма более просторным, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Готические храмы задумывались таким образом, чтобы они были способны вместить в себя жителей всего города одновременно. Пространство между колоннами заполнялось тонкими стенами, покрытыми резьбой, или цветными витражами в стрельчатых арочных проёмах. Увеличение площади остекления улучшило освещённость нефа.

Всё это сделало возможным также и радикальное увеличение высоты зданий в сравнении с предшествующим Романским стилем .

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:

контрфорс - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию;

аркбутан - наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами основного объёма здания;

пинакль - декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом;

нервюры (фр. nervure - жилка, прожилка) - выступающее ребро каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.

Готические своды Сен-Шапель - часовни-реликварии на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

Своды готического собора:

масверк - готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.

Вимперг - (нем. Vimperg) – высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

Трифорий - невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной Европы , расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.

__________________________________________________________________________________________

Родиной готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика аббатства Сен-Дени в Париже:

Собор Парижской Богоматери в Париже:

В каждой европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

Р анняя готика . Главные отличительные признаки:

Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)

Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов

Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности

Важные росписи по стеклу

Членение стен 4-х зонное

Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами

Богатая орнаментика капителей

Исключительно стрельчатые арки

З релая готика . Главные отличительные признаки :

Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые

Членение стен 3-х зонное

Тонкие разделяющие стены

Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов

Колонны составные (пучкообразные)

Арки полуциркульные

● Свод 4-частный

Крыши башен ажурные

П оздняя готика . Главные отличительные признаки :

Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом

Более высокие аркады

Более декоративно насыщенная (стиль Изабелла с 1475, стиль П латереско - соединение восточных и мавританских влияний)

Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)

Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В Г ермании поперечный неф вовсе отсутствует

Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого

Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах

Арки больших размеров - килевидная (уже ренессансная)

arch-simple.ru

Готические соборы средневековой Европы.

Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.

Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.

Собор Святого Стефана. Вена, Австрия.
Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Австрии Рудольфом IV. А самая узнаваемая характеристика собора - черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.







Бургосский собор. Бургос, Испания.
Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) - средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Испании Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.







Реймсский собор. Реймс, Франция.
Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I - один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.







Миланский собор. Милан, Италия.
Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.







Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания.
Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда - башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.







Йоркский собор. Йорк, Англия.
Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в Англии. Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.







Собор Парижской Богоматери. Париж, Франция.
Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) - красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.







Кёльнский собор. Кёльн, Германия.
Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.







Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия.
Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков: зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.







Шартрский собор. Шартр, Франция.
Шартрский собор находится в одноименном городе недалеко от Парижа. Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.







читати українською

Узнай, какие храмы вызывают восхищение у путешественников

© gettyimages.com

A post shared by Rachel Brabin (@womanandwolf) on Mar 29, 2017 at 9:26am PDT


Собор в городе Глостер может похвастаться самым большим витражом среди всех готических соборов мира. Он знаменит и тем, что в нем снимали четыре фильма о Гарри Поттере: именно этот собор обернулся на экране школой Хогвартс. Здание собора относится к XI веку, неоднократно ремонтировалось и являет собой один из самых прекрасных образцов мировой готической архитектуры.
  • Самые красивые готические соборы - Императорский собор Святого Варфоломея, Франкфурт

Самый крупный собор Франкфурта на протяжении нескольких веков средневековья служил местом коронации германских императоров и королей. Собор в готическом стиле начали строить в середине XIII века. Потрясающей красоты и величия здание, которое мы можем видеть сегодня - результат двух основательных перестроек. Первая проведена после пожара в 1867 году, вторая - после разрушительных бомбовых атак во время Второй мировой войны. Самой ценной реликвией собора считается верхняя часть черепа апостола Варфоломея, которого с 1239 года считают покровителем собора.
  • Самые красивые готические соборы - Реймсский собор, Реймс

A post shared by SJ Bowden (@sj_bowden) on Jan 29, 2017 at 5:53am PST


Представитель поздней французской готики стал излюбленным местом коронования французский королей. Строительство началось в 1211 году и продолжалось до 1481 года. Гигантский храм в 150 метров длину с двумя 80-метровыми башнями стремительно взмывает к небу. Здание как бы растет из земли, поднимаясь, ярус за ярусом, дробясь множеством стрельчатых арок, крутых треугольных фронтонов, пирамидальных острых шпилей. Собор в Реймсе - самый высокий собор во Франции. Реймсский собор обильно украшен скульптурой. Недаром его называют "царством скульптуры". Высеченные из камня рельефы практически целиком покрывают его главный фасад. У главного входа посетителя встречает статуя Богоматери, которой посвящен храм.
  • Самые красивые готические соборы - Ульмский собор, Ульм

Культовые здания часто украшают изображениями птиц. Обычно в христианской традиции это или орлы, как знак Господа, или голуби, символизирующие Святой Дух. Только в городе Ульм, Германия, можно увидеть готический собор, украшенный изваяниями воробьев. Эти безобидные птицы сменили хищников на крыше собора не по какой-то теологической причине - просто это своеобразный символ города. Ульмский собор является самым высоким в Европе. Строительство собора началось в 1377 году и финансировалось жителями города. Как и со многими другими масштабными стройками, процесс затянулся надолго, и после очередного длительного застоя, в 1543 году церковь стала лютеранской, строительство возобновилось, а в 1890 году был достроен шпиль. Большие готические шпили собора возвышаются на 161 метр в высоту. Кроме высоченного шпиля, в соборе стоит рассмотреть изящные резные хоры из дуба.
  • Самые красивые готические соборы - Шартрский собор, Шартр

A post shared by Mathithibird (@instantmathik) on Mar 29, 2017 at 11:57am PDT


Шартрский собор - поистине один из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Шартрский собор - первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии. Нотр-Дам де Шартр сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Длина Шартрского собора около 130 м, высота главного свода нефа от пола составляет 36 м, центральные и боковые нефы вместе имеют ширину 32 метр при трансепте 45 метров шириной. На полу собора мозаикой выложен загадочный лабиринт, датируемый 1205 годом, который символизирует путь верующего к Богу.
  • Самые красивые готические соборы - Севильский кафедральный собор, Севилья

A post shared by Işılay Ekin (@isilayekin) on Nov 3, 2016 at 4:37am PDT


Севильский кафедральный собор или cобор Мария-де-ла-Седе (Catedral de Santa María de la Sede) - собор в городе Севилья (Испания), крупнейший готический собор в Европе. Построен в 1401-1519 годах на месте бывшей мечети, оставшейся после Реконкисты. Имеет длину около 116 метров и ширину 76 метра. Собор состоит из пяти боковых приделов, большой основной капеллы. Общая площадь - 11 520 квадратных метров. Главный вход в собор находится с южной стороны, там же расположена могила Христофора Колумба. Останки Колумба неоднократно перемещались, потому некоторые предполагают, что из-за ошибки перевозчиков в Севильском соборе находятся останки не Христофора, а его сына Диего. В соборе хранится немало реликвий и сокровищ, в том числе картины Мурильо, Веласкеса, де Сурбарана и Гойи. Севильский кафедральный собор - третья по величине церковь в мире.
Кафедральный собор Севильи знаменит также своим позолоченным иконостасом. Считается, что он один из самых больших в мире иконостасов, площадью 220 квадратных метров, и содержит более 1000 позолоченных фигур. Говорят, что на его возведение ушло более 30 тонн золота! Иконостас содержит 45 сцен, или картин, из жизни Христа и Богоматери.

Одно из самых знаменитых готических зданий - Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris). 1163 - 1285 гг.

Готические здания при всем своем многообразии и огромном количестве составляющих декоративных элементов, тем не менее, создаются на одинаковой конструктивной основе. Виктор Гюго, знаменитый автор произведения «Собор Парижской Богоматери», писал, что искусство меняло в готическом соборе только оболочку, и при этом его остов оставался неизменным. В зависимости от культуры, традиций, исторического периода менялось количество шпилей башен, капелл, колоколен, входных порталов, но основа готических зданий оставалась неизменной.

Собор Парижской Богоматери. Париж. Франция

Наиболее знаменитым строением ранней французской готики стал Собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris). Воспетый Гюго собор воздвигли не на «пустом месте» - здесь до него стояла базилика Святого Стефана, а до нее, в более глубокой древности, Храм Юпитера. Нотр-Дам де Пари создан в период ранней готики, поэтому в его архитектуре сохранились черты романского стиля. Начало строительства Нотр-Дам де Пари относится к 1163 году во времена правления Людовика VII Французского. Центральное здание было возведено в 1196 году, западный фасад собора был готов к 1208 году. Завершение строительства относится к 1345 году. К создателям Нотр-Дам де Пари относят архитектора Жана де Шель (работал с 1250-х до 1265 года), Пьера де Монтрей (работал с 1265 по 1267гг.)* Кроме них в возведении сооружения принимали участие и другие зодчие и мастера: об этом свидетельствуют некоторые стилевые различия разных частей сооружения.

Пьер де Монтрё́й (Pierre de Montreuil; ок. 1200 - 1267 гг.) потомственный французский зодчий. Жан де Шелль (Jehan de Chelles; ? - 1265 г.) - французский зодчий

Реставрацию Нотр-Дама проводили с 1814 г. г. под руководством зодчего Виоле-де-Дюка. Ремонтировали здание, скульптуры, шпиль в течение 23-х лет. Виолле-ле-Дюк построил галерею химер, которую расположил у подножия башен. Зодчий также добавил новый шпиль вместо разобранного в конце 18 века. Шпиль сделан из дерева и покрыт свинцом. У основания шпиля были установлены статуи из бронзы работы скульптора Жоффруа Дешоме.

Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc, 1814—1879 гг.) — французский архитектор. Один из первых реставраторов в области архитектуры. Историк архитектуры, специалист в области искусствоведения. Являлся поклонником неоготики.

Центральный фасад этого грандиозного готического здания архитектурно поделен на три части. Над каждом из трех входных порталов находится скульптурные панно, на которых изображены сюжеты из Библии. Кровля собора выложена плитками из свинца (толщина плиток 5 мм), что утяжеляет крышу, и ее вес составляет 210 тонн. Великолепные витражи Нотр-Дама реконструированы в середине 19 века. Со средних веков частично сохранился витраж-роза над входом. Данное готическое здание построено в ранний период развития стиля, горизонталь в нем еще составляет конкуренцию вертикали. Стена все еще выглядит достаточно массивной, но центральный фасад, тем не менее, кажется легким благодаря башням, устремленными вверх и шпилем. Второй ярус фасада декорирован огромным окном- «розой».

Собор Святого Стефана. Вена, Австрия

Величественное сооружение - Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral) - находится в самом центре Вены на одноименной площади (Штефансплатц). Башни собора имеют разную высоту: южная башня сооружения составляет 136,44 м., а северная башня — только 68,3 м, ширина сооружения 62м, длина собора 198,2 м. Собор должен был быть самым высоким зданием в городе, и во времена Габсбургов был издан указ, по которому нельзя было возводить строения более высокие, чем собор. Уклон кровли достигает 80 гр.

Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral). Вена. (13-15 вв.)

11 апреля 1945 года кровля сгорела при пожаре. Несущий каркас кровли в оригинале был деревянным, при восстановлении после пожара 1945 года его сделали из стали (общий вес - около 600 т.) Собор после пожара восстанавливался до 1952 года (689-летие этого готического здания). Нынешнее покрытие кровли состоит из цветных черепиц, из которых выложены орнаменты, а также герб города Вены. С 1980-х годов продолжается реставрация собора.

Собор был построен в 13-15 веках, и остается практически неизменным с 1511 года (за исключением кровли и интерьеров*). Первая церковь на месте собора была заложена в 1137 году при маркграфе Леопольде IV совместно с епископом Пассау Регинмаром. Строение, законченное к 1147 году, было выполнено еще в романском стиле. Позже, в 1230-1245 гг. у церкви была достроена западная часть. Однако, в 1258 году здание сгорело, через пять лет построили новую церковь, тоже в романском стиле. С восточной стороны в 1304-1340 гг. при королях Альберте I и Альберте II церковь была снова пристроена. А в 1359 году король Рудольф IV участвовал в закладке нового готического здания. Новое сооружение возводили вокруг древнего строения, только в 1430 году старую церковь разобрали. Южная башня была достроена в 1433 году, а северная башня осталась недостроенной и до сих пор сохраняет свой вид с 1511 года.

Крыша собора Святого Стефана в Вене.

Реймсский собор. Реймс, Франция

Реймсский собор (Reims Cathedral - Notre-Dame de Reims) был возведен на месте двух древних базилик (одна была построена в 401 году, другая - в 9 веке). Строительство нового готического здания собора было завершено к концу 13 века.

Реймсский собор (Reims Cathedral - Notre-Dame de Reims).

Башни западного фасада имеют высоту 80 м и являются самыми высокими во Франции (изначально планировалось возведение высоких шатров со шпилями, а также еще пять башен, но этот проект не был осуществлен). Реймсский собор прославили скульптуры: в «Галерее королей» - пятьсот статуй, созданных в 13 веке. Самая известная фигура - улыбающийся ангел над северным порталом.

Улыбающийся ангел над северным порталом Реймсского собора.

После революции и войн собор был частично разрушен и восстановлен окончательно к 1996 году.

Кафедральный Бургосский собор. Бургос, Испания

Собор Бургоса (Burgos Cathedral) - средневековый собор в городе Бургос — древней столицы Кастилии, которая расположена на реке Арлансон. Это сооружение стало первой готической постройкой в Испании такого масштаба. Король Филипп II называл это готическое здание «Творением ангелов». Собор посвящен Деве Марии.

Собор Бургоса (Burgos Cathedral). Испания (1221-1567 гг.)

Проект дома в готическом стиле - собора Бургоса - принадлежит архитектору Энрике. Прототипом послужили готические соборы в Реймсе и Бурже. Заложено сооружение было епископом Маурисио в 1221 году при короле Фернандо III Кастильском (1217—1252 гг.). Завершено строительство в 1567 году. Поскольку собор строился не одно столетие, то над его созданием работало большое количество архитекторов. Завершил строительство двух башен собора высотой 84 м, строитель из Кёльна Иоганн (Хуан де Колониа). Западный фасад (Пуэрта Реал (13 в.)), этого величественного готического здания имеет главный вход. Южный фасад называется Пуэрта-дель-Сарменталь (построен к 1230 г.). Северный фасад имеет название Пуэрта де ла Коронерия (достроен в 1259 г.) Восточная часть Бургосского собора была построена в 15-16 веке уже в стиле Ренессанс. В центре аркады, между башнями установлена статуя Девы Марии, ниже нее - статуи кастильских королей, под ними - окно-роза, в его центре - контуры Звезды Давида. В плане сооружение имеет вид креста. В длину собор - 106 м., в ширину - 59 м. Витражи считаются лучшими в Испании. Вокруг собора - пятнадцать капелл. Наиболее древняя - капелла Сан-Николас (13 в.), поздняя - капелла дель Кондестабле построена в 1482-1489 гг. архитектором Симоном де Колониа - сыном немецкого мастера Иоганна, возводившего башни собора. Уже в 16 веке архитекторы Фелипе де Боргонья и Хуан де Вальехо построили световую башню над средокрестием собора. Высота башни-фонаря 54 м., в плане она представляет собой восьмигранник с башенками. Это готическое здание стало образцом для создания сооружений готического стиля в Испании, а также в испанских колониях.

Кафедральный Миланский собор (Duomo di Milano)

Миланский собор Duomo di Milano (1386 г. - начало 19 века). Италия. Создан из белого мрамора. Длина - 158 метров, ширина— 92 м. Количество скульптур - 3400. Вместимость собора - 40 000 человек.

Миланский собор - величественное сооружение в стиле пламенеющей готики. Посвящен Рождеству пресвятой Марии. Это единственного готическое здание в Европе из белого мрамора. Длина храма - 158 метров, ширина— 92 м, высота шпиля — 106,5 м. Количество скульптур - 3400. Вместимость собора - 40 000 человек. Собор строили на месте древних святилищ. Он был первым сооружением в готическом стиле на территории Италии. Первоначальный проект дома в готическом стиле - Дуомо ди Милано - разработал итальянец Симоне де Орсениго, но для строительства были приглашены французские и немецкие мастера. Строительство велось с 1386 до начала 19 века. Некоторые элементы подвергались доработке до 1965 года. Фундамент заложили при Джан Галеаццо Висконти* под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo)

Джан Галеаццо Висконти - Gian Galeazzo Visconti; 1351 -1402 гг. Миланский герцог, способствовавший расцвету Милана.

С 1470 году строительство шло под руководством архитектора Джунифорте Солари (до этого момента сменилось несколько зодчих). Консультантами Солари стали Браманте (Donato (Donnino) Bramante, 1444-1514 гг.) и Леонардо (Леонардо ди сер Пьеро да Винчи - Leonardo di ser Piero da Vinci; 1452-1519 гг.) - они добавили к готике элементы Ренессанса, благодаря их участию в проекте у собора появился купол, у которого в основании был восьмиугольник. В 1769 г. был построен шпиль (104 м.) со статуей Мадонны (высота 4 м) из позолоченной бронзы (был даже издан указ, что ни одно здание в городе не должно закрывать собой статую Мадонны). В настоящее время на небоскребе Пирелли установлена копия статуи.

Башня Пирелли (Grattacielo Pirelli) — высотное здание в Милане.

Проект фасада этого величественного был утвержден Наполеоном в 1805 г. и закончен архитектором Карлом Амати в 1813 году (Carlo Amati 1776 - 1852 гг.) и Занойя (Giuseppe Zanoia) По заказу Наполеона Амати разработал проект фасада со стороны площади и соорудил мраморные шпили (135 шт.).

Кафедральный Севильский собор. Севилья, Испания

Кафедральный Севильский собор (The Cathedral in Seville) - собор Мария-де-ла-Седе (Catedral de Santa María de la Sede) — храмовое сооружение в Андалусии, в городе Севилья. Это самый высокий кафедральный собор Испании. Длина этого готического здания составила 126 метров, ширина - 82 метра.

Кафедральный Севильский собор. (1402-1506 гг.) Возведен на месте разрушенной мечети во времена Реконкисты.

На месте собора в период оккупации Испании маврами стояла мусульманская мечеть Альмохады, подвергшаяся разрушению во время сильного землетрясения в 1356 г. После изгнания мавров, на ее фундаменте и с использованием оставшихся от разрушенных строений материалов началось возведение христианского храма, который должен был стать символом богатства и силы Севильи. Строительство началось в 1402 г. и было закончено в сравнительно короткие сроки - к 1506 году. Однако, даже несмотря на небольшой срок возведения готического здания привел к тому, что в его архитектуре уже заметны элементы Ренессанса. Рядом с собором находится колокольня Хиральда (от испанского «girar», что в переводе означает «вертеться») богато декорированная орнаментом и узорами. Это сооружение перестроено из бывшего минарета в 1560-1568 гг. архитектором Эрнаном Руисом, который надстроил минарет дополнительными ярусами, суживающимися кверху. На нижнем ярусе установлены 25 колоколов, на последнем ярусе - бронзовая фигура-флюгер со знаменем (1568 г. скульптор Бартоломе Морель).

Готические особняки

Марэ - так называется парижский квартал. Он расположился на правом берегу Сены. Это место понравилось королю КарлуV, где уже в 14 веке начали вести строительство домов для представителей королевского двора (большинство из них не сохранились) Клюни - строение представляет собой готический особняк, построенный по заказу аббата Жака Амбуазского (1485-1510 гг.) В 13 веке на этом месте стоял монастырь ордена Клюни, а до него тут располагались римские термы. С 1843 г. находится в собственности государства. Сейчас в этом здании расположился Национальный музей Средневековья.

Когда говорят о готических зданиях, обычно подразумевают соборы и храмовые сооружения. И действительно, готических особняков в светской архитектуре, которые бы сохранились до нашего времени, осталось совсем немного. Это связано с тем, что хозяева этих строений, каждое следующее поколение наследников, стремились жить в более модных жилищах, поэтому обычно создавали новые проекты, перестраивая свои дома в готическом стиле. Отношение к зданиям, как к историческим памятникам, началось только несколько десятилетий назад, когда стали ценить и стараться сохранить культурное наследие прошлого. В качестве примера сохранившегося готического особняка можно привести дом Санс на в квартале Марэ* Парижа. На левом берегу Сены в Париже известен готический особняк Клюни.

Готический особняк Клюни (1485-1510 гг.)

Особняк архиепископов Санс (Hôtel de Sens) (1475 -1507 гг.)

Готический особняк Санс (Hôtel de Sens) расположен на улице Фигуэр (Figuier), 1, в четвертом округе Парижа, в квартале Марэ. Землю для возведения резиденции архиепископов Санских выделили по указу Карла V, возводить здание начали в конце 15 века, строительство велось 30 лет. Особняк построен в смешанном стиле: Ренессанс соседствует с элементами поздней готики. Первым владельцем готического особняка был архиепископ Тристан де Салазара (служил в качестве архиепископа Санса с 1474 по 1518 гг.). В 1911 году сооружение стало собственностью города Парижа. От некоторых готических особняков Франции остались только отдельные части зданий или их фрагменты.

Башня Иоанна Бесстрашного (Tour Jean sans Рeur) -1411 г. - сохранившаяся часть готического особняка герцогов Бургундских.