История возникновения города венеция. Венеция: как строилась, история, фото с описанием История венеции город на море

Представленный группой из 118 малых островов, разделенных каналами и связанных мостами. находится в Венецианской лагуне Адриатического моря. Неповторимый архитектурный стиль Венеции был сформирован в период расцвета Венецианской республики в 14-16 веках. В настоящее время Венеция внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Название города происходит от венетов, которые населяли этот регион в 10-м веке до нашей эры. Венецианская Республика была крупной морской державой в период Средневековья и Ренессанса, а также очень важным центром торговли (шелк, зерно, и специи). Это сделало Венецию богатым городом на протяжении большей части своей истории. Венеция играла важную роль в истории симфонической и оперной музыки, это место, где родился Антонио Вивальди.

Городское поселение на островах Венецианской лагуны образовалось во второй половине шестого века, а уже спустя одно столетие все острова стали подчиняться одному правителю – дожу. Всего в Венеции было 120 дожей, первый был избран в 697 году, а последний отрекся от своей власти в 1797 году.

С 9 по 12 века Венеция превратилась в город-государство. Ее стратегическое положение на Адриатике сделало город почти неуязвимой морской и торговой державой. После ликвидации пиратов вдоль побережья Далмации, город превратился в процветающий центр торговли между Западной и остальным миром (в основном, исламским).

В середине пятнадцатого века Венеция столкнулась с турецкой экспансией, которая вынудила Европу искать другие торговые пути. В итоге, город перестал быть важной торговой точкой и, когда Венецию захватил Наполеон Бонапарт в 1797 году, город уже не был могущественной державой.

В течение 18-го века Венеция стала, пожалуй, наиболее элегантным и изысканным городом в Европе, в значительной мере благодаря искусству, архитектуре и литературе.

В девятнадцатом веке Венеция на какое-то время стала частью , но в 1866 году после Третьей итальянской войны за независимость, Венеция и Венето вошли в состав Королевства Италии. В годы Второй мировой войны Венеции удалось избежать сильных разрушений, город остался практически нетронутым.

Туризм является основной статьей доходов в Венеции с начала восемнадцатого века, когда здесь появились туристические экскурсии по живописным местам города. Сегодня это один из наиболее посещаемых городов в мире, в среднем ежедневно в Венецию приезжают около 50000 туристов. В 1980-х годах был возрожден Венецианский карнавал, в городе стали проводится престижные фестивали: Биеннале и Венецианский кинофестиваль, которые привлекают посетителей со всех уголков мира.

История Венеции начинается в первом тысячелетии до н.э., когда на островах лагуны Адриатического моря появились племена венетов , от имени которых Венеция и получила свое название. После венетов в этих местах были греки, этруски и римляне, основным занятием которых в этих местах было рыболовство.

В начале 5 века нашей эры из-за постоянных нападений германских племен многие жители Римской Империи стали переселятся с территории материковой Италии в лагуны Адриатического моря. Так в этих лагунах образовался город, получивший название .

В середине 6 века Венеция формально вошла в состав Византийской Империи , хотя по факту город сохранил свою независимость. В 568 году в Северную вторглось новое племя – лангобарды. Это вторжение породило новую волну переселенцев в Венецию.

Власть дожей в Венеции

Начиная с 697 года в Венеции установилась единоличная власть пожизненно избиравшегося дожа.

В 828 году венецианцам удалось похитить в Александрии мощи Святого Марка , который, начиная с этого момента, стал считаться покровителем города. В эти годы Венеция стала главным торговым посредником между странами Западной Европы и Византией. Город богател, и ему приходилось постоянно отбиваться от пиратов, викингов и других всевозможных искателей приключений. Для этого городу пришлось построить сильный военный флот. В 10 веке Венеция добилась формальной независимости от Византии и стала главной морской державой в Адриатическом море.

Участие Венеции в крестовых походах

Венеция активно поддерживала крестовые походы . За это город получил в свое владение торговые улицы в городах Ближнего Востока, что привело к бурному развитию торговли и значительному усилению венецианского купечества.

В 1172 году в городе был создан Большой Совет – законодательный орган республики. Бурное развитие товарно-денежных отношений привело к переселению в город большой части сельского населения из окрестностей Венеции, которое впоследствии основную массу городских ремесленников.

В 1177 году в городе произошло важное политическое событие в истории Европы. Благодаря искусной дипломатии Венеция стала местом примирения Папы Александра Третьего и Императора Священной Римской Империи Фридриха Барбароссы.

В начале 13 века венецианскому дожу Энрико Дандоло удалось уговорить крестоносцев сделать целью Четвертого Крестового похода Константинополь, в котором Венеция незадолго до этого потеряла свои торговые привилегии. Дандоло самолично принимал участие в походе. Он умер в Константинополе и удостоился чести быть похороненным в храме Святой Софии.

За свою помощь, оказанную крестоносцам при взятии Константинополя (Венеция предоставила крестоносцам флот), город получил в свое владение квартал в Константинополе, Далмацию, Пелопоннес в Греции, Ионические острова.

Начиная с 13 века Венеция вела войны со своей соперницей и другой итальянской торговой республикой Генуей. Венеция одержала победу и согласно Туринскому торговому договору 1381 года, господство Венеции в восточной части Средиземного моря было официально признано Генуей. Другим опасным соперником Венеции в Адриатическом море был город Дубровник, с которым Венеция не прекращала борьбу в течение всего Средневековья.

Венеция поддерживала оживленные отношения со странами Ближнего Востока, привозя оттуда пряности, хлопок, шелка и слоновую кость. Восточные товары венецианские купцы везли в Брюгге, откуда они расходились по всей Европе. Через Венецию проходил основной товарооборот между Востоком и Западом.

Венеция на карте

О, Венеция! Сколько стихов сложено об этом удивительном и уникальнейшем городе! Даже имя ее передает прекрасный поэтический образ безмятежности. Но последнее время уже нельзя назвать ситуации в городе безоблачной, потому что город буквально тонет на глазах. И сейчас нередко можно услышать слова тревоги о том, что город, медленно уходит под воду и гибнет безвозвратно. От некогда «безмятежной» Венеций, возможно, в скором будущем не останется и следа. Не случайно уже сейчас многие называют ее самым стареющим городским населенным пунктом Италии, городом, где лишь останавливаются заезжие путешественники и туристы.

Конечно, горожане не смотрят на это безучастно – всю свою историю здесь, как могут, борются с поступлениями воды, однако сейчас стихия еще становится еще активнее, чем обычно. Если брать за начало отсчета времена Римской империи, Венеция ушла под воду уже на три метра и процесс такого погружения не может никак остановиться. Основную причину в этом ученые видят во все возрастающем давлении наземных конструкций, также играет большую роль то, что не прекращают свою постоянную работу артезианские скважины.

На грани катастрофы

Однажды, а именно 50 лет назад, город уже находился на грани катастрофы. Тогда – буйство стихии захватило почти всю территорию Северной Италии. Местные жители, которые еще живы, по сей день, с ужасом вспоминают те роковые часы. От прилива, вторгшегося в город в вечерние время, начался стремительный подъем воды. Ничто нельзя было противопоставить этой неожиданной напасти. Оказалась не под силу и Лагуне противостоять воде, чтобы оградить Венецию от напора волн…

Над городом нависла зловещая коммуникационная тишина, перестали работать телефоны, в домах стало темно из-за погасшего электричества, не был доступен газ. Все кто находился в нем, могли ходить только в высокой резиновой обуви. Очевидцы происшествия говорят, что если бы еще какое–то время не наступило затишье, то разрушительные действия прилива нанесли бы городу непоправимый урон.

Для уже древнего фундамента замков и жилого сектора опасность представляют не только сильные приливы волн, но даже нежное их плескание. И поэтому в такой ситуации практически не было никаких шансов сохранить зданиям устойчивое положение. Без всякого сомнения, стали бы рушиться стены, слетать крыши и в итоге наступил бы полный их развал. Но наудачу стихия, как возникла, так и неожиданно начала отступать, ветер уже не буйствовал и пошел спад воды.

Последствия от катастрофы были чудовищными и размеры ущерба колоссальными. Но ни в какие материальные затраты было бы не уместить потерю Венеции. А ведь сама возможность существования города, а не только какие–то частичные разрушения, стояли под вопросом. Это – город памятник. Венеция – это не просто какие-то отдельные исторические достопримечательности, она полностью представляет собою один огромный памятник и наследие истории.

Слава Богу, все обошлось, и город по-прежнему может радовать каждого, кто решил полюбоваться им. Он на своем веку повидал многое – и периоды расцвета, и упадка и сладостные годы возрождения. Поэтому задача у людей в отношении него должна быть предельно простой – сделать все, чтобы еще не одно поколение могли восхищаться столько уникальным местом.

Первые поселения

Этот город, который совсем не похож на мегаполис в нашем привычном понимании. История возникновения Венеции хранит в себе много интересного. Венецианская лагуна, которую разделяют более полторы сотни каналов и протоков с перекинутыми почти четырьмястами мостами – дала начало этому уникальному явлению, где более, чем на ста островах располагается исторический центр города. Длинная, прерывающаяся коса служит своего рода границей, которая отгораживает место современной Венеции от материковой части.

Она также разделительной полосой, между Адриатическим морем и сравнительно мелкой лагуны, которая имеет большое количество отмелей. Они по большому счету и не являются небольшими частями суши, лишь напоминают ее, представляя собою илистые или песочные образования, нанесенные реками. Поэтому они вроде болотистых почв. Будучи зыбкими и очень ненадежными, являются отличными местами, которые способны укрыть от врагов, преследуемых людей.

Тем, кто интересуется историей, интересно узнать, какой была в самом начале Венеция, как строилась. Первые постройки, которые были возведены людьми на месте нынешнего города, конечно же, относятся к временам далекой древности и принадлежали такие поселения рыбакам и добытчикам соли. Более точной датой времени основания города, если полагаться на исследования ученых, нужно считать 560 год. В те далекие годы на Италию совершали свои опустошительные набеги лангобарды. Глава церкви Павлин, взяв все церковные святыни и богатства, спешно покинул Аквилею и нашел пристанище себе и патриархии на небольшом острове Градо.

Его примеру последовали и другие церковные служители, создавая на островах один за другим и свои епископства, которые были в разных городах Италии. Поэтому и считается это нелегкое время, пусть и условно, датой образования Венеции. Можно представить себе в каких непривычных условиях и сложных условиях жили первые поселенцы. Чтобы соединить между собой маленькие острова строили деревянные настилы, для этого приходилось вбивать огромные сваи, которые бы могли держаться в зыбком дне или грунте.

Поэтому и в дальнейшем можно наблюдать, что все постройки, даже самые грандиозные, имеют основу из деревянных свай, которые забивались на глубину не менее трех метров, а в отдельных случаях глубина забивки составляла и в три раза больше, доходя до десяти метров. Они располагаются очень густо и сверху, как правило, отводится место платформам, которые соединяют дубовые и лиственничные бревна. Такие устройства являются основой для укладки каменных фундаментов.

К примеру, для церкви Санта Мария делла Салюте использовали много срубов, она имеет под собою миллион с лишним различных деревянных свай, в основном, из таких пород, как дуб, ольха, лиственница. На возведение всего этого ушло более двух лет. На устройство Каменного моста Риальто ушло более 10 тысяч свай. О масштабах может говорить и такой факт, что в основе фундамента Венеции полностью лежат леса Далмации. Крепость таких свай очень надежна, ведь, например, лиственница, опущенная в соленую воду, становится прочной как железо.

Расцвет

История Венеции знала на своем веку и взлеты и падения. Если же говорить о периоде наибольшего расцвета, то золотым веком для нее стали Средние века. Это относится как во времена Крестовых походов, так и после них. К началу пятнадцатого века она уже являлась влиятельным государством. Венецианское процветание также во многом обязано ведущейся торговле. В это время пути по морю были давно проторены, купеческие дела шли в гору. В Венецию текли неиссякаемым потоком богатства со всего света. Все это давало возможность заниматься строительством великолепных зданий и соборов. О величии торгового флота и масштабах торговли мог говорить тот факт, что в 1424 году здесь уже бороздили моря тысячи первоклассных судов.

Строительство и обновление города шло с размахом. По мере того, как строилась Венеция, прокладывались набережные, возводились мосты, уделялось большое внимание проведению новых каналов, при этом засыпались уже отжившие свой срок старые. Но к началу шестнадцатого века начинает постепенное снижение Венеции в политических кругах, ослабляется ее экономическая роль и способность существенно влиять мировую экономику. При взятии турками Константинополя, Венеция была отстранена от портов за границей. Открывались новые пути к Индии и Новому Свету, возникали рынки в Европе – таких странах как Испания, Англии, Голландия, все это, несомненно, сказывалось на состоянии дел и венецианцы безвозвратно лишались своих преимуществ в торговой сфере.

Это интересно: Венесуэла обязана своим названием Венеции. Европейские мореплаватели во главе с А. Веспуччи, в одном из своих путешествий, заметив индейские дома на сваях, которые стояли прямо в озере, не могли не вспомнить о Венеции. С тех пор название латиноамериканской стране, переводимое с итальянского как маленькая Венеция, прижилось и дошло до наших дней.

Но богатства, которые были накоплены в период расцвета, никуда не делись и воплощенные в прекрасную архитектуру и другие достопримечательности по прежнему позволяли оставаться Венеции одним из самых крупных культурных центров не только Европы, но и без преувеличения, всего земного шара. Во времена расцвета изобразительного искусства ее стали величать Серениссимой – Светлейшей. О знаменитой венецианской школе живописи помнят до сих пор. А именно в те годы она была основана. Среди ее выходцев мастера, творения которых до сих пор радуют глаз посетителей, — это дворцы и храмы. А среди мастеров история помнит такие выдающиеся имена как Беллини, Карпаччо, Тициан, Джорджоне, Тинторетто, Веронезе.

Нравы древней Венеции

Но не только венецианская живопись и архитектура привлекала в те годы заезжих господ. Как это ни покажется странным, но с ростом изобразительной культуры, падала нравственность в городе. Нередко проститутки оказывались в центре внимания гостей не меньше, чем городские архитектурные объекты и живопись. Историки относят похождения знаменитого ловеласа Казановы как раз этому венецианскому периоду. Кроме всего прочего этот бабник еще невольно становился законодателем моды – треугольные шляпы и плащи, которые можно было видеть на карнавалах Венеции, стали модными благодаря ему.

Правда или нет, но многочисленные исследования говорят о том, что в 18 веке вся внутренняя политика города была направлена на разложение всего общества, а не только, например, аристократии. Когда недвусмысленно поощрялось ее праздная жизнь и роскошь; благим делом считалось поддерживать невежество и распущенное поведение служителей церкви, и разврат в монастырях. Власть также поощряла развитие всяческих непрерывных раздоров среди простого народа. Кроме нравственного бедствия, были и другие – такие же страшные по своей разрушительной силе. К примеру, чума накрывала город более полусотни раз!

Ах, карнавал, карнавал…

Этот период также характерен тем, что в это время стали зарождаться известные всему миру венецианские карнавалы. Если образно говорить о том, каким был для 18 век, то это был век масок. Здесь на венецианских просторах маске придавался статус, чуть ли не государственного учреждения. Это было одно из самых существенных изобретений государства, терявшего, какой бы то ни было, серьезный смысл. Начиная с первых чисел октября и до рождественских праздников, затем с начала января и до первых «постны» дней, а также в некоторые другие праздники, включая выборы дожа и других лиц управления, венецианцам разрешалось носить маски. Эти дни в общем количестве занимали половину календарного года…

Все пестрит от масок, они уже непременный атрибут одежды и дожа и самого последнего слуги. Все делается в масках и это не только игра, как говорится на публику, в них происходит исполнение повседневной работы, ведутся судебные процессы, торгуют рыбой, читают, ходят в гости. Это трудно вообразить, но именно так и обстояло дело. А начало зарождения венецианских карнавалов следует искать в древних обычаях римлян – Сатурналиях.

Это были такие праздничные ежегодные чествования Сатурна, их проводили, когда заканчивалась уборка урожая, и было зимнее солнцестояние. В массовых гуляниях зарождались карнавальные маски. В этот день рабы могли находиться за одним столом со своими повелителями. Маски скрывали истинное положение ее носителя в обществе. Это было придумано для того, чтобы снизить влияние сословных предрассудков, которые могли подпортить настроение веселившимся.

Сейчас карнавал уже по полгода не длится – всего десять дней. Ежегодно Венецию посещают огромное количество туристов. Они приезжают сюда, чтобы не только посмотреть на карнавал, но и поучаствовать в нем. В эти дни проходят на открытых площадках различные концерты, театры радуют зрителей постановками спектаклей, где центральной темой является карнавал. Гремят салюты и сверкают фейерверки, ну а двери старинных дворцов распахнуты для тех гостей, которые мечтают принять участие в балах — маскарадах. Венецианские улицы полны горожан, которые одеты в наряды популярных во всем мире персонажей, среди которых Коломбина – эмблема праздника.

Дороги ремонтировать не надо

Чем хороша Венеция, кроме всех своих уникальных достопримечательностей, так это тем, что здесь нет дорог. Главный вид транспорта, которым пользуются местные жители и гости города, водный. Как и на обычных дорогах, существуют свои «маршрутки» — они доставляют пассажиров по заданным маршрутам. И хотя нет шоссе, но знаки сродни обычным дорожным тоже имеются. Пользующиеся известностью на всем земном шаре гондолы служат прекрасным транспортом в романтических прогулках, который, как правило, вызывает особый интерес у туристов.

Что бы прокатиться на таком экзотическом транспорте, нужно выложить достаточно приличную сумму. Час прогулки стоит семьдесят евро. Гондола представляет собой довольно длинную — одиннадцатиметровую посудину и шириной полтора метра. Она также является символом города, как и карнавальные мероприятия. Кстати, следует заметить, что подобным видом передвижения нигде больше не пользуются. Первую похожу лодку начали строить еще во втором веке, а если говорить о вытянутой форме, то отсчет уже начинается пятьюстами годами ранее.

Есть две вещи, на которые обращают внимание туристы. Они, можно сказать, являются одними из основных особенностей Венеции. Первая – это отсутствие древесных насаждений. С этим, как говорится, все ясно. Вторая – выраженная обшарпанность стен сооружений. Вот это вызывает у многих недоумение. Просто им невдомек, что это специально созданный стиль, который придает неотразимый вид Венеции. Для этого даже только что поштукатуренные здания искусственно старят.
Информация туристам.

Желающим посетить Венецию, должно быть, интересно узнать, что сама по себе островная часть, являющаяся исторической и куда, в основном, приезжают туристы, достаточно компактная и небольших размеров. В длину она будет чуть более четырех километров, а в ширину – в два раза меньше. Поэтому пройти ее по силам даже за полтора часа неспешным ходом.

В городе шесть районов, которые разделяет большой канал – Canal Grande. Если подняться на высоту птичьего полета, то можно увидеть, что Венеция похожа по силуэту на рыбину, рассеченную посередине тем самым каналом, по обе стороны которого лежат венецианские районы. Каждый из них оригинален и не походят друг на друга, имея свои собственные исторические ценности и уникальную атмосферу. Рядом с каналами и узенькими кривыми улицами стоят, сверкая богатым убранством церкви и дворцы.

Ну а теперь о местах, которые обязательно должен посетить каждый приезжающий, чтобы перед ним полнее открылась Венеция, история города. В сравнительно небольшом городе имеется более ста пятидесяти церквей, множество и других достопримечательностей: дворцы, музеи, галереи. Каждый может найти для себя что-то интересное. Вот некоторые достопримечательности:

  • главная площадь Сан Марко. Очень красивое место, выложено плиткой из мрамора;
  • собор Святого Марка;
  • дворец Дожей – в нем располагались бывшие правители Венеции;
  • мост Вздохов. Среди множества мостов, о которых можно рассказывать часами и имеющих разные удивительные истории, этот мост примечателен тем, что по нему из Дворца Дожей конвоировали осужденных в тюрьму. В те суровые времена инквизиции оправдательных приговоров практически не существовало, поэтому здесь происходило короткое прощание с осужденным.
  • галерея Пегги Гуггенхейм. Стоит побывать тем, кто увлекается современным искусством, в том числе авангардом.
  • галерея Академии. Очень полезна будет для тех, кто увлекается классическим искусством.

Сервис

Вот с этим здесь обстоит дело, наверное, не так хорошо, как ожидают многие туристы, посещающие этот красивый уголок Италии. Нередко можно услышать жалобы на не очень хороший сервис. Нередко вам могут предложить не очень вкусную, но при этом весьма дорогостоящую еду. Кроме всего прочего вы можете нарваться на грубость. В связи с этим бывалые туристы советуют покупать пищу и питаться вдали от центра города.

Да и проживать в самом городе в отеле просто-напросто непозволительная роскошь, которая по карману лишь состоятельным туристам. Цены заоблачные. Поэтому большинство приезжих останавливаются где-нибудь в соседних в соседнем городках, например, один из них называется Местре. До него легко добраться любым видом транспорта — автобусом, поездом, катером или такси. Стоимость проживания в отеле в несколько раз дешевле.

Венеция или Серениссима – уникальный город, объединяющий нестандартное размещение и многочисленные роскошные здания. Жемчужина туризма Италии, центр торговли и искусства Средиземноморья во времена Крестовых походов, колыбель искусства и архитектуры.

История Венеции

Город на воде начал свое существование в V веке. До этого времени территорию, сплошь состоящую из островков и топей, занимали разрозненные поселения рыбаков и охотников. Когда на материке прокатывались войны, жители Венеции были надежно укрыты от врагов морем. Безопасность стала решающим фактором для богатых и влиятельных аристократических семей, бежавших со своими слугами и родственниками из разорённых городов. Вкладывая свои капиталы в развитие каналов, постройку зданий, торговлю, они стали костяком строящейся будущей республики.

А в 568 году в город была переведена резиденция архиепископа Аквелии, второго человека после Папы Римского. Деньги, связи, высокопоставленное лицо духовенства дали Венеции хороший стар для бурного развития. В VI веке имела сильный флот, который брал активное участие в военных морских кампаниях. Наградой за помощь воюющим странам были льготы на торговлю, свобода перемещения кораблей Венеции в водах Средиземноморье, покровительство и защита.

К VII веку острова объединили, и в 727 году Республика Венеция получила своего первого дожа. Пик развития город получил в XII-XIII вв., используя свой флот для переправы рыцарей и давая деньги в долг на нужды крестовых походов. В этот же период велось активное строительство зданий, в том числе и для простых людей, как за счет городских средств, так и на деньги влиятельных торговых семей. Для аристократов на протяжении практически всей истории Венеции личный вклад в архитектурное наследие и содействие искусству был вопросом престижа и хвастовства, что только пошло ей на пользу.

С XV века начало постепенное затухание роста и развития, город столкнулся с рядом серьезных проблем. Он пережил голод и чуму, участились военные столкновения с турками. Денежные же поступления сократились, когда мир захватили известия о новых землях за Атлантическим океаном. Венеция утратила свое первенство на воде, уступив место новым морским завоевателям – Великобритании, Испании. Вместо вложений средств в новые торговые пути, аристократия занялась строительством новых вилл и дворцов, что дало основу для будущего наплыва богатых туристов со всей Европы. Венеция XVIII века утонула в декадентстве.

Правительство утратило какое-либо экономическое влияние и торговую хватку на международной арене, но сам город продолжал вкладывать деньги в искусство. Открылись первые кофейни в Европе. Закономерно, что с приходом , Республика потеряла свою независимость, став провинцией. Однако разрушений зданий не последовало. Напротив, были построены новые верфи и порт, начались работы по реставрации дамб и мостов. В 1866г. город перешел под управление Италией.

Достопримечательности Венеции

В архитектуре города на воде за все его существование есть два примечательных момента. Первый – он практически не перестраивалась. Второе – несмотря на свой вклад в развитие фашизма, один из менее пострадавших от авианалетов в ходе . Гранд-канал – основная транспортная речная магистраль Венеции. Именно тут собраны самые красивые постройки города, среди которых церкви, дворцы, библиотеки и мосты. Отличительная особенность – к Гранд-каналу не прилегает набережная, поэтому дома как будто вырастают из воды.

Площадь Сан-Марко – сердце и душа города, окружённая древними и величественными зданиями. Над ней до сих пор реют флаги ее бывших колоний. Дворец Дожей строился два века, начиная с XIV, в стиле итальянской готики. Кроме резиденции правителя, здесь работали чиновники всех мастей, от юридических консультантов и адмиралтейства, до членов Большого Совета и судей. Кампанилла была самым старым строением города, возвышающимся над дворцами и домами, но в 1902 году от ветхости разрушилась. Властями города восстановлена в первоначальном виде, но как маяк уже не используется.

Соборы Венеции

Собор Сан Марко – древнейшая базилика, неоднократно перестраиваемая в результате пожаров. Ключевое место в истории города, где короновали и прощались с правителями, сюда приплывали корабли с дарами и отсюда они отплывали в далекие путешествия. Ныне самое посещаемое место Венеции. Базилика Девы Марии Исцеляющей построена в форме восьмиугольника в память о жертвах чумы. Это самое большое купольное строение в городе возводилось больше пятидесяти лет. Статуи у входа и алтаря созданы величайшими скульпторами того времени.

Церковь Санта-Мария Ассунта основана иезуитами по образу находящейся в Иль-Джезу. Примечательна тем, что в 1774 году перестала быть храмом, использовалась под административные нужды. Затем и вовсе превратилась в казармы для солдат. Спустя 70 лет ее вернули иезуитам и вновь открыли для служений.

Музеи Венеции

Остров Мурано – музей Венецианского стекла, где посетитель может не только посмотреть экспонаты, но и приобрести изделия любого вида (от стеклянной пуговицы до Люстры), вышедшие из-под руки мастера на глазах у благодарной публики. Музей навигации и морской истории хранит экспонаты и макеты кораблей тех времен, когда Венеция господствовала на море. Музей Академии в Венеции хранит в себе картины живописцев этого города, написанные начиная с XIV века. Здесь же постоянно познают прекрасное будущие художники и скульпторы, учащиеся в Академии.

Зачем венецианцы окружали свой город многочисленными каналами? Что символизирует лев на их знамёнах? Что вынудило их прятать мощи святого под кусками свинины? Как «потешные огни» спасли Республику? История Венеции – это войны, захватывающие интриги, заговоры, укрытые от посторонних тенью столетий.

Уже с 997 года, когда военные эскадры Венеции привели под ее руку Триест , Каподистрию, Рагузу и ряд других городов и земель Далмации, венецианцы стали именовать Адриатическое море Венецианским заливом, а дож принял титул "властителя Венеции и Далмации". А во время первого крестового похода Венеция добилась обещания, что во всем Иерусалимском королевстве ее купцы будут освобождены от податей и налогов и смогут торговать беспрепятственно.

С 998 года в правление двадцать шестого дожа Пьетра Орсеоло парадная галера Бучинторо была назначена для бракосочетания дожей с Адриатическим морем в день Вознесения.

Каждый вновь назначенный дож в этот день бросал в воду золотое обручальное кольцо, произнося: "О море, с тобою обручаюсь, в знак неизменного и вечного моего владычества над тобой".

Сто пятнадцать золотых колец лежат на морском дне. Давно рассыпались в прах останки последнего дожа. А море равнодушно, как и тысячу лет назад, плещет волной, и нет над ним власти у человека.

От Коринфа до Азова

Взятие Птомелаиды, древних Тира и Сидона, Яффы, овладение Иерусалимом объединенными силами союзных войск во время крестовых походов открыли новые возможности для республики. В Венецию хлынули азиатские трофеи.

Между тем как Европа разорялась, снаряжая крестовые походы, город лагуны укреплял могущество. Его спасало то же, что позже погубило - практичность. Венецианские галеры, бригантины, фрегаты, торговые корабли уходили все дальше в море. Пелопоннес и Коринф, Хиос, Лемнос, Абидос стали торговыми пунктами Венеции . Венецианские корабли шли и Черным морем - в Крым, Азовским - до Таны, сегодняшнего Азова, здесь они забирали не только хлеб, выращенный на юге России, но и меха, кожу, рабов, индийские товары, доставленные через Среднюю Азию. Венецианские купцы чувствовали себя вполне вольготно в Кандии, на Родосе, на Кипре, в Аккре, Хайфе, Бейруте, Александрии, Адене, Дамаске, Багдаде. В XI веке Венеция смогла позволить себе приступить к строительству роскошной базилики св. Марка, намереваясь создать церковь невиданной красоты. Собор святого Марка украшен богатствами, добытыми на Востоке, в Византии, у турок и сарацин. В отделке сооружения есть целые куски греческих и римских храмов, подогнанные к размерам и формам собора. Убежденные, что художественная ценность здания возрастет от разнообразия его деталей, строители не жалели античные развалины. Сама же Венеция первоначально строилась из римского кирпича, который перевозили на лодках из разрушенных нашествиями городов. Из Тира вывезли и установили на площади св. Марка у самого берега две мощные колонны (утопив по дороге еще одну), из красного и серого гранита. Одну из колонн венчает статуя святого Феодора, древнего покровителя венецианцев, другую - лев, символ св. Марка. Бронзовое изображение крылатого льва - сасанидская скульптура IV века, а беломраморный св. Федор верхом на крокодиле скомпонован из торса римского полководца II века и головы Митридата Понтийского.

С 1117 года знатных патрициев стали назначать на жительство во всех примечательных портах с титулом местных советников (консулов). В 1157 году в Венеции открылся первый в Европе банк.

"Нигде в мире нет такой огромной концентрации шедевров", - так говорили о городе на воде.

Заговор против республики

В 1618 году испанский посол в Венеции маркиз Бедемар, видя богатства города на воде, задумал план его захвата. По его соображениям, тысячи вооруженных испанских солдат вполне хватило бы на это. Гарнизон города составляла скверно обученная земская милиция, а войска Венецианской республики были заняты войной, как на суше так и на море.

Зловещие здания Адмиралтейства смущали взгляд коварного испанца. Он представлял его уничтоженным, флот Венеции - сожженным. Испанские войска занимали город, и знамена со львом св. Марка склонялись перед флагом Кастилии.

"Никакое правительство не пользуется столь неограниченной властью, как Сенат Венецианской республики", - записал маркиз в своем дневнике. Венецианцы были непобедимы объединившись, но сейчас дворяне грызлись между собой, а в кварталах бедняков готовы были поднять восстание. Бедемар потратил значительную сумму на подкуп вождей этого будущего восстания. Испанская армия находилась в Ломбардии и могла, в случае успеха, добраться до Венеции довольно скоро. Маркиз не дал знать королю о своем намерении, но намекнул одному из министров и получил в ответ молчаливое одобрение.

Пользуясь своей дипломатической неприкосновенностью, маркиз Бедемар мешками закупал оружие, которого хватило бы на пару батальонов. По одному в Венецию стали проникать переодетые и безоружные пока солдаты: испанцы и голландцы. С моря ждали эскадру. К венецианцам был заслан и некий перебежчик, капитан, служивший ранее у герцога Оссумы. Уверив Сенат в том, что бежал от притеснений испанского герцога, капитан возглавил венецианский флот и одержал несколько побед над морскими разбойниками - "ускоками". Ему присвоили звание адмирала. Он потихоньку набирал на корабли своих людей.

"Как скоро наступит ночь, те из тысячи солдат, которые придут без оружия, отправятся за оным к послу. Пятьсот... прибудут на площадь святого Марка, большая часть других 500 - в окрестности Арсенала, остальные овладеют всеми судами на мосту Риальто", - писал маркиз Бедемар.

Захватив Арсенал, следовало убить всех его начальников, взять штурмом дворец Дожей , разгромить оружейные склады, сжечь Адмиралтейство. Для того чтобы отвлечь внимание жителей от происходящих событий, город планировалось поджечь в сорока местах. Поджигатели были уже навербованы в бедняцких кварталах.

Смерть старого и выборы нового дожа несколько сместили планы маркиза. Операцию было решено провести в День Вознесения, когда новый дож будет торжественно обручаться с Адриатическим морем, бросая в его воды золотое кольцо. Наконец, все было готово. Адмирал венецианского флота собрал сторонников и подробно объяснил, как уничтожить корабли, находящиеся под его командованием, и перебить экипажи кораблей. Один из людей адмирала, Жафье, на протяжении совещания то краснел, то бледнел. "Жафье испугался, - сказали адмиралу. - С ним надо немедленно что-то делать, пока он не совершил какой-нибудь глупости".

"Жафье - мой друг, - отмахнулся адмирал. - Он выполнит все, что положено".

Жафье был венецианцем по крови. Он представлял пожары, крики людей, которых будут убивать на улицах, и вражеских солдат, занимающих город. Это - с одной стороны. А с другой - друзья. Друзья, которых казнят в случае провала заговора. Секретарь Совета десяти Варфоломей Комино долго не мог понять, что нужно от него этому измученному и бледному молодому человеку. Но когда тот испросил жизни для 22 участников заговора и открыл весь план, то дело оказалось ужасным. Настолько ужасным, что доносчику никто не поверил.

Как уничтожат корабли? - переспросил ошарашенный Комино.

Потешными огнями. Они начинены горючей смесью, которую почти невозможно потушить. Корабли сгорят, а флагман, на котором находится адмирал, будет захвачен верными адмиралу людьми. Сейчас они готовят или уже изготовили эти потешные огни в Арсенале.

Осознав, что до указанного Жафье срока времени почти не осталось, Варфоломей Комино ринулся к Прокурации. Часовые были усыплены подмешанным в вино снотворным, а те, кто держался на ногах, - безнадежно пьяны. В Арсенале, куда затем ворвался Комино, он не нашел ни одного из заговорщиков, пока не выломал малозаметную дверь в одном из зданий. Подкупленные чиновники заканчивали упаковывать последний "потешный" огонь и, увидев перед собой разъяренного секретаря Совета десяти, испугались до икоты и начали мямлить в свое оправдание что-то невразумительное.

Именем республики вы арестованы, - объявил Варфоломей Комино. Совет Десяти поднял по тревоге всех, кого мог найти. Вместе со стражниками Комино ворвался к испанскому послу. Под вопли и проклятия маркиза стражники охапками выносили из дома оружие.

Небольшое судно, подняв все паруса, устремилось к венецианской эскадре. Адмирала вызвали на палубу якобы для передачи важного письма, закололи и скинули в море. Так же расправились со всеми его сторонниками. Корабли республики были спасены.

Совет десяти недолго думая предал смерти и остальных участников заговора. Сорок чиновников, подкупленных маркизом, были утоплены, вдохновители несостоявшегося восстания удавлены и повешены за ногу на всеобщее обозрение как изменники. Еще триста человек удавили в темнице тайно. Испанские солдаты частью бежали, частью были схвачены.

Посол Испании не переставал жаловаться и угрожать. В ответ венецианский дож сказал, что готов принести извинения маркизу, если маркиз объяснит, откуда у него в доме взялось такое количество оружия. Бедемар махнул рукой и решил пойти на праздник обручения дожа с морем. Несчастный Жафье метался, безуспешно пытаясь спасти своих бывших друзей. Республика всегда любила брать, но никогда не спешила платить по векселям. Он дошел до угроз и проклятий.

Его заставили взять деньги - четыре тысячи секинов. В течение трех дней Жафье обязали покинуть венецианские владения. За возвращение полагалась смертная казнь.

Несчастный человек хотел теперь лишь одного - мести. По плану Бедемара, восстание планировалось поднять не только в Венеции , но и в одном из близлежащих городов - Брессеи. Предприятие могло еще удаться, и Жафье кинулся туда. Но Совет десяти не зря держал большой штат мастеров заплечных дел. Под пытками были выбиты признания, и тайн больше не существовало. Окруженный превосходящими силами, Жафье дрался насмерть, командуя остатками разгромленного испанского отряда, но венецианцам удалось пленить его. Верховный суд республики дал Жафье последнюю награду за спасение своей столицы. Приговор гласил: смертная казнь через утопление. Маркиз Бедемар вскоре получил указ о своей отставке. "Перво-наперво ругай меня и мои поступки, - поучал он человека, приехавшего на его замену. - Для начала нужно войти к ним в доверие". Для начала...

Тридцать лет спустя, в 1648 году, правительство Венеции получило от турецкого султана на обсуждение унизительные условия мира. Патриций Пезаро вместо ответа пожертвовал отечеству 6 000 дукатов. Его примеру последовал весь Сенат, что и было красноречивым ответом султану. Республика была еще сильна, опираясь на плечи могучих духом людей, готовых пожертвовать имуществом и самой жизнью для ее спасения и процветания.

Век маски

В начале XVIII столетия Венеция была отодвинута в Адриатическое море и лишена за ее пределами всех своих владений. Когда-то англичане, немцы, шведы учились у республики кораблестроению, кораблевождению и картографии. Теперь же русский царь Петр I смог взять у венецианцев только галерное искусство, в остальном многочисленные ученики уже превзошли своего дряхлеющего учителя. Пассаровицкий мир с турками в 1718 году положил конец многочисленным войнам, и Венеция стала жить мирно, никого не завоевывая, ни с кем особенно не торгуя и прожигая остатки своего прошлого.

Она была полна очарования. Ее называли второй, после Парижа, столицей Европы. Все знаменитости сцены, люди искусства, путешественники и авантюристы, богачи, изобретатели, шарлатаны и просто любопытные наполняли город, создавая удивительную атмосферу. XVIII век был веком музыки, и ни один из городов Европы и даже Италии не мог сравниться тогда с Венецией по музыкальности. Жизнь в Венеции , пышной и праздной, была вечным праздником. "Венеция , - пишет Монье, - накопила за собой слишком много истории, она отметила слишком много дат и пролила слишком много крови. Она слишком долго и слишком далеко отправляла свои страшные галеры, слишком много мечтала о грандиозных предназначениях и слишком многие из них осуществила... После трудной недели настало наконец воскресенье, и начался праздник. Ее население - это праздничная и праздная толпа: поэты и приживальщики, парикмахеры и ростовщики, певцы, веселые женщины, танцовщицы, актрисы, сводники и банкометы, - все, что живет удовольствиями или создает их..."

XVIII век принято считать веком маски. Венеция с самого начала своего существования надела маску, никому не открывая своих планов, интригуя, распуская сама про себя вздорные слухи и бережно храня тайны. Но тайн не осталось, интриги ушли в прошлое, и маска стала осязаемой. А жизнь республики вдруг сменилась просто игрой в жизнь. С первого воскресенья в октябре и до Рождества, с 6 января и до первого дня Поста, в день святого Марка, в праздник Вознесения, в день выборов дожа и других должностных лиц каждому из венецианцев было позволено носить маску. Это карнавал, который длился полгода. Множество масок возникало и пропадало, множество людей, наряжаясь, играли каждый свою роль. До нашего времени дошли ревнивый венецианский купец Панталоне в своем странном, наполовину средневековом обличье - длинные красные чулки, короткий камзол, торчащая вперед борода и плащ с капюшоном, венецианская служанка Коломбина, венецианские шуты Арлекин и Бригелла. Комедия масок охватила Венецию , подобно эпидемии. Город на воде увидел последнюю великолепную вспышку древней Commedia dell"Arte.

Последние минуты независимости

Завершающий удар Венецианской республике нанес Бонапарт. Первого мая 1797 года он объявил Венеции войну. Потомок знаменитого патриция Пезаро пытался еще в 1796 году утвердить вооруженный нейтралитет, но тщетно.

12 мая 1797 года последний дож республики, сложив свою власть, учредил временное управление, которое добровольно передалось в руки французов. После 14 веков аристократического правления Венеция пала. И в последние минуты своего существования республика имела три миллиона подданных, многие укрепления, флот, армию, 26 000 000 франков ежегодного дохода. Столица республики была неприступна как с моря, так и с суши. Но никто не хотел ее защищать.

Миновав грозные крепости, не сделавшие ни единого выстрела, 16 мая войска Наполеона вошли в город. Но уже семнадцатого октября по миру в Кампо-Формии император отдал Габсбургам в обмен на другие земли территорию бывшей республики св. Марка, словно пешку в шахматной игре.

18 января 1798 года в Венецию торжественно вступили австрийские войска. В 1805 году ее опять захватили французы. А в 1814 - опять австрийцы.

В период между первым уходом французов и первым вступлением австрийцев было девять дней между-властия. Девять дней, в которые на улицу вышла чернь, чтобы жечь и грабить собственный город. Парадная галера Бучинторо, в которой дожи выходили обручаться с морем, покрытая золотом и драгоценностями, была разграблена, разломана и брошена на мели. Австрийцы быстро навели порядок, потушили пожары, пересажали особо рьяных любителей поживиться и принялись править по своему усмотрению. И было так полвека.

И вдруг Венеция вспомнила о своем древнем величии. В 1848 году австрийский гарнизон был пленен. Начальник Адмиралтейства, корабельный капитан Маринович, пытался скрыться, но толпа догнала его и растерзала. Венеция провозгласила себя независимой. Но прошлого было уже не вернуть. Семнадцать месяцев держалась она. Но блокированная с моря и с суши, вынуждена была сдаться.Венеции " или других мест.

Нынешняя Венеция - только призрак былой жизни.

Шестьдесят шесть процентов зданий в "старой Венеции " нуждается в капитальном ремонте, сорок процентов жилищ - либо непригодно для жилья, либо перенаселено. Море в Венецианской лагуне сейчас поднимается примерно на 1 сантиметр в 10 лет. Одновременно, все убыстряясь, идет в Венеции процесс оседания грунта: в среднем три сантиметра за десять лет.

Приливные течения "вымывают" каналы, подтачивают фундаменты зданий.

В 1501 году дож Агостино Барбариго подписал решение Совета десяти, в котором было сказано, что каждому, кто попытается "так или иначе повредить общественную плотину, проложить под землей трубу, чтобы отвести воду, также углубить или расширить каналы... отрубят правую руку, вырвут левый глаз и конфискуют все принадлежащее ему имущество..."

Сейчас труб, в связи с промышленным производством, проложили в лагуне видимо-невидимо. Расширили старые каналы, выкопали множество новых, выкачивают из подпочвенных слоев воду и газ. Не из-за этого ли всего, вместе взятого, начала все быстрее опускаться в воды лагуны Венеция ? Все чаще и все основательнее захлестывают морские волны улочки и площади города.

Венеция красива днем и полна очарования ночью. Силуэты дворцов вырастают прямо из воды, и у парадных входов поднимается частокол жердей - причалы для лодок и гондол. Дворцы тянутся один за другим - четырехэтажные, желтовато-коричневые, зеленовато-серые, розовато-палевые. Сейчас во многих дворцах музеи, и поэтому Большой канал называют художественным салоном Венеции . Побродив по лабиринту улиц, замечаешь белые полосы на стенах - следы наводнений, а поглядев внимательно в воду, которая теперь не отличается чистотой, видишь, что щербатые фундаменты зданий бородаты от сине-зеленых водорослей.

Прошлое сохранилось в камне и в названиях каналов, улиц и зданий. Два бронзовых мавра звонят в колокол на башне Часов. С конца XV века двигаются стрелки, сработанные мастерами из Пармы, показывая сезоны года, фазы Луны, движение Солнца от созвездия к созвездию и, конечно, время. Говорят, что даже время здесь другое - насыщенное сыростью и соленым запахом моря, время приливов и отливов, прячущееся в белой дымке у горизонта, куда ушли навсегда галеры, фрегаты и торговые корабли Венецианской республики.

Дмитрий Беличенко. Весь мир №14 1998 года.