Мечеть аль софия в стамбуле. Мечеть айя софия - собор святой софии фото история храма. Время работы музея Айя София

Мечеть Айя София (Святая Мудрость ‒ греч.), бывший патриарший православный собор, впоследствии ‒ мечеть, ныне ‒ музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София (тур. Ayasofya Müzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире ‒ вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора ‒ 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

История

История постройки

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Согласно Иоанну Малале, собор сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя! » ‒ такие слова произнес, по преданию, Юстиниан , войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

История собора периода Византийской империи

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

Собор после османского завоевания

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айа-София . Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции ‒ алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айи-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний ‒ широкий, боковые ‒ более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше ‒ громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей: надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора, предполагается, что они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей.

Сегодня Айя София ‒ национальный музей, вход в который стоит 25 лир (около 10 евро), плюс 10 лир стоит аудио-гид. К кассам с 7 утра выстраивается невероятная очередь туристов, местные гиды пытаются шепотом выманить из очереди клиентов, чтобы отвести их во дворец Топкапы. Музей Айя-София работает с 9.20 до 16.30, каждый день кроме понедельника, продажа билетов заканчивается в 16:00.

Вы можете узнать о других мечетях в Стамбуле из следующих наших статей: и .

Всем привет и добро пожаловать!

В моем путешествии по Турции на осмотр Стамбула было отведено всего лишь 2 дня.
В первый день я успела довольно много: побывала в Голубой мечети, Айя Софии, Цистерне Базилика и во Дворце Топканы, совершила водную прогулку и забежала на рынок специй. А все потому, что выбрала правильный район проживания — Султанахмет.

Теоретически, Стамбул можно осмотреть и за 1 день. Но если у меня за 2 дня все было бегом, то за 1 день будет галопом. Город разделен на европейскую и азиатскую части проливом Босфором. Для путешественников это выглядит романтично — мосты…. паромы, а для жителей такое расположение города создает серьезные транспортные проблемы. В 2014 году Стамбул завоевал серебро в ТОПе самых загруженных городов мира. Первое место досталось Москве:).

К чему я все это пишу? Выбирайте удобное местоположение отеля, чтобы не тратить драгоценное время на переезды. Кстати, некоторые путешественники специально бронируют два отеля в Стамбуле. Сначала в европейской части, а потом в азиатской.

Четыре империи царили в Стамбуле в разные периоды времени: Римская, Византийская, Латинская и Османская. Каждая культура оставила свой неизгладимый след на челе города. В разных местах Стамбула можно встретить вот такую туристическую карту, которая наглядно показывает расположение основных достопримечательностей.

Билет в Айя Софию стоит 30 лир. Однако, если вы заранее озаботитесь покупкой Museum Pass, то можно немного сэкономить.Вечером в день прилета я мечтала, что утром раненько встану и прогуляюсь до Галатского моста, потом позавтракаю и отправлюсь на прогулку.
Ага, конечно… Проспала я довольно долго, вскочила, быстро перекусила и помчалась к Айя Софии. Стамбул известен не только своими пробками, но и огромными очередями за билетами в музеи. Я никак не планировала тратить время на очереди, поэтому бодрым шагом, минут за десять дошла до первой точки маршрута. Все складывалось как нельзя лучше. Никакой очереди и в помине не было.

Я не стала покупать Museum Pass только по той причине, что не планировала посетить все музеи указанные в карте.

Собор Святой Софии (Айя София).

Как думаете, можно ли православный собор превратить в мечеть? Еще как можно. Айя София яркое тому подтверждение.
Храм был построен во времена Византийской империи. Стамбул тогда был вовсе не Стамбулом, а великим Константинополем. 30 мая 1453 года османский султан Мехмед II захватил город. Собор ему приглянулся и султан решил его не разрушать, пристроил четыре минарета и превратил в мечеть. В мусульманских храмах запрещены изображения людей и животных. Мечети украшают красивыми орнаментами и плитками. Именно благодаря данному факту, сохранились многие фрески. Строители просто замазали их штукатуркой.

Снаружи размеры храма прочувствовать не представляется возможным. Он как-бы «зажат» со всех сторон. Как я не пыталась сделать более менее удачное фото…увы.

Только внутри собора можно понять истинные масштабы Айя Софии. С вашего позволения, я все таки буду называть ее собором, а не мечетью. На мой взгляд, минареты выглядят несколько чужеродно.
В настоящее время собору присвоен статус музея. То есть никакие службы не проводятся. На мое счастье, в Айя Софии как раз проводилась экскурсия на русском языке и я немного послушала родную речь:).

Неожиданно для меня, собор внутри оказался мрачноватым. Часть стены закрыта лесами, освещение слабое. При недостаточном освещении, сделать хорошие фотографии сложно.


Сумасшедшее смешение двух культур. Восточный орнамент и православные фрески с ликами Святых в одном храме.

По христианской традиции алтарь в соборе был ориентирован на восток. Мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб на юго-восток.
Посередине собора есть огороженный участок, куда нельзя ступать туристам. Это место коронования византийских императоров.

Прежде чем подняться на второй этаж, я подошла к колонне желаний. Если у вас есть заветное желание, то нужно вставить большой палец в отверстие и повернуть его на 360 градусов.

Удивительно и необъяснимо количество кошек в соборе вообще и в Стамбуле в частности. Котейка настоящий турок, а с виду обыкновенный Васька и на кис-кис откликается.

А вот и явное подтверждение тому, что мы находимся в православном храме.

Под штукатуркой с орнаментом скрывается древняя мозаика.

У меня есть небольшое видео из собора. Видеооператор из меня никудышный, но все же видео лучше передает атмосферу храма, чем фото.

Не думаю, что я провела в Айя Софии больше часа, но посмотрите что я увидела после ее посещения. Очередь за билетами растянулась на несколько десятков метров.

Следующая точка маршрута — Голубая мечеть. Она находится совсем рядом. Важно выбрать правильное время посещения мечети и не попасть на время молитвы.

Голубая мечеть

Я прошла через симпатичный сквер и устремилась к входу. Правила посещения мечети я и так знаю, но на всякий случай…

Храм действующий, а значит вход бесплатный.

Абсолютно все посетители, абсолютно любой мечети должны разуться, положить обувь в пакет и взять его с собой.

Первым делом посетитель попадает во внутренний двор. Я не знаю как он правильно называется, но у него точно должно быть свое название.

Вообще я заметила, что все мечети организованы одинаково. Посмотрите на макет. Стекла немного запотели, но вполне различима сама мечеть, двор и минареты.

Голубая мечеть внутри наоборот оказалась очень светлой и воздушной. Здесь нет какого-либо давящего ощущения.
Туристов пускают только на небольшую, огороженную часть мечети.
На фото как раз и видно, эту запретную часть.

Туристы толпятся с края.

Меня поразили две вещи в мечети — колонны и потолок. От потолка невозможно оторвать взгляд. Мелкие голубые плиточки складываются в прекрасный орнамент. Отсюда и название мечети.

Тонкие нити, которые видно на фото, это струны, которые держат большие светильники. Красиво, ничего не скажешь.

Из голубой мечети у меня тоже есть видео. Сорри за качество съемки)).

Ох и постарался же султан Ахмед I. Еще бы! Он хотел, чтобы Голубая мечеть превзошла по красоте собор Святой Софии. Не знаю специально он так перестарался или намеренно, но к Голубой мечети пристроили 6 минаретов, вместо четырех и она сравнялась по количеству минаретов с величайшей святыней мусульман — мечетью Масджид аль-Харам в Мекке.
Этот факт был великим святотатством и к мечети в Мекке оперативно пристроили еще один минарет.

Цистерна Базилика.

Признаться, больше всего в Стамбуле я стремилась попасть в Цистерну Базилика. Уже давно, начитавшись «Инферно» Дэна Брауна, я нарисовала ее в своем воображении. А теперь мне предстояло побывать там наяву.

Наземная часть цистерны настолько неприметная, что можно запросто пройти мимо. И только небольшая очередь из таких же страждущих подскажет вам, что здесь находится что-то интересное.

Территориально подземное водохранилище находится на одном пятаке с Айя Софией и Голубой мечетью.
Билет стоит 20 лир (Museum Pass никаких скидок на посещение не предоставляет).

Сразу скажу, Цистерна меня очаровала и увлекла. Я никак не хотела оттуда уходить, хотя там темно, сыро и немного зловеще.

Эти бесконечные колонны черти куда ведут…. Такое ощущение, что в преисподнюю.

Как я уже написала выше, у Цистерны было самое обыкновенное предназначение, здесь хранился резерв питьевой воды Константинополя. Когда-то помещение было полностью заполнено водой, ну а в наши дни, воды совсем мало.
Не знаю чем здесь кормят рыб, но таких монстров еще пойти поикать надо. Это не маленькие стайки рыбешек, шныряющие между колонн. Это огромные пузатики.

Всего колонн в подземном водохранилище 336. Некоторые из них были взяты из античных храмов, поэтому отличаются внешним видом.
Как вы думаете, что делает девушка?

Дело в том, что в этой колонне тоже есть отверстие, куда вставляют большой палец и прокручивают на 360 градусов. Сколько же у людей желаний)).

В Цистерне есть еще две колонны, которые неизменно привлекают к себе внимание. Находятся они в самом дальнем углу водохранилища. Это две головы Медузы Горгоны. Одна голова повернута на бок, а другая положена на голову.

Одна из версий такого странного положения колонн — боязнь окаменеть от взгляда Медузы.

Как только я вышла из Цистерны, тут же оценила образовавшуюся очередь. Небольшое здание с красной крышей и есть вход в водохранилище.

После посещения Цистерны сама с собой договорилась о перекусе. Как же я люблю договариваться сама с собой))). Уличной еды в Стамбуле много, но мне захотелось чего-то более серьезного.

По адресу Divanyolu Cadedesi 16 находится преинтереснейшая котлетная с почти 100-летней историей. Вот туда я и отправилась, благо что далеко ходить не надо (5 минут спокойным шагом от Цистерны).

А вот и «столетние» котлетки. Очень остро, но вкусно. Соус просто обжигающий. Маринованный перец я не рискнула попробовать:).

Угадайте сколько стоят котлеты и салат? Правильно 20 лир. Такое ощущение, что в Стамбуле все стоит 20 лир.
Конкретно в этом кафе ничего кроме котлет, салата и супа не подают. Это фишка такая.

Стамбул очень ориентирован на туристов. Даже если вы совсем не знает английский, все равно спокойно сориентируетесь в ценах и блюдах. Вот такие большие вывески располагаются практически перед любой харчевней.

Увидев очередь в кассы, мой пыл несколько поубавился, но решение было найдено быстро. Недалеко от обыкновенных касс находятся автоматические кассы, которые почему-то никто не жаловал.

Турция - традиционно одно из наиболее посещаемых туристами государств. Турецкая республика - так правильно называется эта страна - расположена главным образом в юго-восточной Европе, а частично на Ближнем Востоке. Восток, как известно, «дело тонкое», он всегда привлекал, точнее, манил путешественников из разных стран света.

Общие сведения

Крупнейший город Турецкой республики - Стамбул, древний город, бывшая столица Византийской, Римской, Османской и Латинской империй.

Город Стамбул: Айя-София - место, которое стоит посетить

У туристов, которые приехали сюда, часто возникает вопрос, что же из достопримечательностей посмотреть. Айя-София (Святая София) - это древний храм, наиболее интересный для посещения. Этот памятник древнего зодчества находится в историческом центре города, в районе под названием Султанахмет. Ранее это был центр Константинополя, недалеко располагался императорский дворец.

Мечеть Айя-София - одна из главных достопримечательностей города Стамбула (Турция). Как известно, раньше на территории страны была расположена Византийская империя, славящаяся высоким уровнем культуры. Айя-София переводится с греческого языка как «святая мудрость». Прежде это был православный патриарший собор, потом здание исполняло функции религиозное строение), а ныне это - музей, статус которого храм получил в первой половине XX века, точнее, в 1935 году.

Здание Айя София считалось самым крупным христианским храмом более тысячи лет, вплоть до постройки (Рим, Италия). Высота собора - 55,6 метров, а диаметр купола достигает 31 метра.

История постройки собора

Собор Айя-София был построен в 324 - 337 годах на главной рыночной площади Августеон при императоре Константине Первом (по некоторым другим данным - при императоре Констанции Втором). Сначала храм был арианским («арианство» - одно из течений в христианстве, утверждающее сотворенную природу бога-сына), затем был передан христианству императором Феодосием Первым. Но прожило здание недолго. Во период народного восстания в 404 году собор погиб в огне. Выстроенный на его месте новый храм тоже сгорел (415 год).

По приказу Феодосия на том же месте была возведена новая базилика. Базилика - это тип прямоугольного строения с нечетным количеством нефов (разных по высоте). Но и этот собор был уничтожен огнем. Это произошло в 532 году, но развалины этой постройки были найдены лишь во время раскопок в XX веке на территории собора.

После этого, третьего пожара, по велению императора Юстиниана и был возведен собор, который ныне носит название Айя-София.

Для постройки были приглашены лучшие архитекторы, имеющие уже большой опыт построек храмового типа. Это были Анфимий Тралльский и Исидор Мелецкий. По легенде, задумку зодчих воплощали ежедневно более десяти тысяч рабочих!

В стольный град Константинополь свозили лучшие материалы, мрамор и колонны с древних строений (колонны из Храма Солнца, колонны из зеленого мрамора - из Эфеса). И действительно, постройка стала самым богатым и самым большим храмом того времени. Это строение и превратилось впоследствии в нынешний Собор Святой Софии.

История собора во времена Византийской империи

В исторический период Византийского царства Айя-София несколько раз страдала от землетрясений, следовательно, достраивалась и перестраивалась. В частности, она получила более высокий купол. Для усиления устойчивости стен были достроены контрфорсы (выступающие из них колонны для укрепления несущих конструкций), и это, конечно, изменило вид собора.

Портрет императора Александра был сделан при его жизни, открыли достопримечательность в 1958 году в ходе работ по реставрации мозаичного покрытия.

В соборе имеются также мусульманские святыни, к которым ежегодно съезжаются тысячи паломников. Среди них можно выделить:

Минбар (место, откуда имам проповедует).

Ложу Султана (выстроена при реставрации братьями Фоссати).

Словно вышедшая из восточной сказки, турецкая Святая Мудрость соединяет в себе, казалось бы, противоположные понятия: православие и восточный ислам, две религии, столь различные, но и в чем-то очень похожие друг на друга. Снаружи храм кажется простым нагромождением архитектурных форм разных эпох и назначений, но внутри вас поразит величественность купола и его высота, а также многое другое.

Это единственное здание, сохранившееся с шестого века нашей эры до современности почти в неизменном виде, теперь заслуженно стало музеем, устав отдавать религиозный долг разным конфессиям.

Заключение

Если вам посчастливится побывать в Стамбуле хотя бы пару дней, обязательно посетите собор Айя-София. Турция заиграет для вас новыми красками благодаря этому храму.

– древнейший Константинополь. В самом его сердце возвышается мечеть Айя София – в переводе с греческого «Священная Премудрость». Мечеть Айя Софияимеет многовековую и непростую историю, связанную с множеством жертв, разрушениями, землетрясениями и войнами.

История мечети Айя София начиналась так…

Изначально Айя София строилась как величайший христианский храм Византии.

Впервые храм пострадал в 532 г. Причиной этому послужила драка между горожанами, что привело к восстанию в городе, погромам и пожарам. И собор сгорел.

Правящий император Юстиниан буквально через месяц начал стройку новой церкви. Для возведения храма были доставлены лучшие строительные материалы: золото, мрамор, слоновая кость, серебро; использованы отдельные элементы из древних храмов Эфеса и Рима.

Антоний Новгородец, русский паломник, описывая великолепие и богатство храма, указывал на золотой крест высотой в два человеческих роста, украшенный драгоценностями, на золотые лампады и полы, великолепные фрески на стенах.

Строительство продолжалось около 6 лет, на что потребовалось 3 годовых дохода Византии. Христианство получило самый большой храм в мире.

Дальнейшая история храма-мечети

Землетрясение 989 г. разрушило часть купола и здания Айя Софии.

До 1204 г., когда Константинополь разграбили крестоносцы, в Айя-Софии хранилась Туринская плащаница – 4-метровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти. Сейчас она находится в Турине.

В 1453 г. Константинополь завоевывает султан Мехмед II. К собору пристраивается 4 минарета и его превращают в мечеть. Внутри собора все фрески, мозаики и лики святых замазывают штукатуркой. Именно это спасало на протяжении веков внутренние росписи и мозаики от уничтожения. Таким образом, до наших времен сохранилась мозаика, на которой императоры Юстиниан и Константин подносят Богородице макеты Св. Софии и Константинополя.

Открыты еще не все тайны храма

В 2010 г. турецким кинодокументалистом Гёкселем Гюленсоем получено разрешение на исследование подземной части мечети, где выявлены затопленные помещения и тоннели, которые соединяют мечеть (собор) айя софия с дворцом Топкапы, подземелья, украшения, человеческие кости и две плотно закрытые двери. В свое время американские ученые для исследования нижнего яруса мечети хотели предварительно выкачать воду, но оставили эти работы, т.к. не смогли понизить уровень воды.

Самые главные символы Османской империи и Византии находятся в центре Стамбула. Этот город – настоящий кладезь для тех, кто любит познавать историю, религию, архитектуру и слияние Востока и Запада. В этой статье я расскажу об Айя-Софии, Голубой мечети и Цистерне Базилика. Интересные факты помогут вам самостоятельно исследовать эти достопримечательности в момент путешествия. Находятся они на одном пятачке в районе Эминёню на площади Султанахмет. Рассчитывайте, что времени на прогулку уйдет 3-4 часа.

Символ «золотого века» Византии тысячу лет считался самым большим христианским храмом. Когда в Собор вошли русские, посланные князем Владимиром, то воскликнули: «Это такое великолепие! Мы на небе или на земле?» Собор Святой Софии был построен в 537 году и открыт на Рождество. Императору Юстиниану он приснился ночью, после чего он нашел двух математиков для воплощения его сна в реальность. Доходы Византийской империи не могли покрыть такого дорогостоящего строительства, которое длилось 5 лет и 10 месяцев. Император перестал платить зарплату своим чиновникам и приказал взимать дополнительные налоги с граждан. Он зашел в расточительстве очень далеко, хотел сделать пол в Айя-Софии золотым, но его уговорили на разноцветный мрамор.

Купол высотой 55,6 м ранее был самым большим в мире, сегодня входит в пятерку. Но его предшественник не выдержал землетрясения 553 года, пришлось перестраивать, меняя форму на эллипс и увеличивая размер. Мрамор в собор был привезен из Анатолии и других регионов Средиземноморья.

916 лет Святая София была православной церковью, на недолгий срок даже стала католической. А когда Константинополь был захвачен османами, последующие 482 года тут действовала мечеть. Были достроены четыре алтаря и михраб, смотрящий на Мекку. Поэтому молящиеся мусульмане располагались в храме под углом. Фрески были закрашены, а поверх написаны суры из Корана, на куполе вместо креста поместили золотой полумесяц. При независимой Турции в 1935 году Айя-София по приказу Ататюрка была провозглашена музеем. Под слоем штукатурки обнаружили мозаики и фрески, прекратили богослужения и открыли ворота древнейшего храма для туристов.

На что обратить внимание в Айя-Софии

  • Интересно, что внутри все колонны разные, так как привезены из древних храмов из Эфеса и Ливана. Алтарь украшен сапфирами, жемчугом, золотом, аметистами, рубинами.
  • Встаньте прямо под куполом и посмотрите направо от алтаря, там находится отметка из цветного камня. На этом месте короновали византийских императоров.
  • Парадный вход (боковая дверь) ранее использовалась императорами для выхода из храма. Над дверью можете увидеть хорошо сохранившуюся мозаику с Богоматерью и Иисусом на руках, а чуть правее – Константина с макетом города и Юстиниана с макетом церкви. Этих правителей разделяло одно столетие, но оба оказались на одной мозаике.
  • Поднимитесь на второй уровень, осмотрите старинные фрески и мозаику. Оттуда открывается роскошный вид на собор сверху.
  • Небольшой забавой в Святой Софии является плачущая колонна. Она находится слева от входа, всегда к ней имеется очередь. В колонне есть отверстие, куда нужно вставить большой палец и полностью прокрутить вокруг оси. При этом не забудьте загадать желание! А потом вытрите влажной салфеткой руку, которую вам выдадут на входе в музей.

Полезная информация

Время работы: ежедневно, кроме понедельника.

С 9 утра до 19:00, с 1 октября до 15 апреля – до 17:00. Но за один час до закрытия перестают пускать посетителей.

Цена билета – 25 лир.

Сайт : ayasofyamuzesi.gov.tr

Голубая мечеть

Два самых великих архитектурных сооружения Турции стоят друг напротив друга на площади Султанахмет. Их разделяет небольшой парк, фонтаны и хамам Хюррем Султан. Несмотря на религиозные убеждения, советую каждому посетить Голубую мечеть. Ее шесть минаретов и каскадные купола доминируют над горизонтом города.

История постройки

Этой мечети могло и не быть, так как богословы советовали султану Ахмету I возводить ее только на деньги, полученные от завоеваний. Но он все же залез в сокровищницу империи. В Стамбуле уже 40 лет никто не возводил мечети, Османская империя терпела поражения в войнах, и ей пришлось отказаться от дани с династии Габсбургов. Умилостивить Аллаха 19-летний султан решил при помощи новой мечети, которая затмила бы по величию и красоте все остальные.

Для ее постройки в 1609 году были разрушены остатки зрительных мест Ипподрома, византийский Большой дворец и несколько османских домов знати. Для султана Ахмета I еще была важна близость к дворцу Топкапи, где он жил и правил. Архитектором стал Седефкар Мехмет Ага, он был учеником знаменитого Синана Аги.

Происхождение названия Голубая мечеть

На внутреннее украшение уходила вся плитка из мастерских Изника, после этого фабрика разорилась, так как ей запрещено было продавать продукцию для других зданий. Часть изразцов делалась по определенному размеру, а из-за недостачи их находили в других дворцах. Только на галерею у центрального входа ушло более 21 тысячи плиток. Именно из-за главного оттенка изразцов мечеть получила название Голубая, а второе имя Султанахмет дал ее основатель. В узорах плиток преобладают тюльпаны, розы, лилии, гвоздики. Только разновидностей тюльпанов на них насчитывается 50 видов.

Прошло всего два десятка лет, как цвет стал теряться – зеленый поменялся на глазурь, ярко-красный – на коричневый, белый потерял снежный оттенок. Массовое производство отразилось на качестве – совершенство изразцов из Анатолии было утрачено навсегда. При строительстве мечеть пожирала не только всю плитку империи, но и камень с мрамором.

Особенности строения и внутреннего убранства

Внутри мечеть прекрасно освещена, в ее залы падает свет с 260 окон. Стекла для них изначально были привезены из Венеции, но потом их заменили. Полы покрыты коврами, но ходить по ним в обуви запрещено, вам выдадут пакетики для обуви. Для мусульман предназначен центральный вход, а для туристов – справа за углом отдельный вход по расписанию. Купола мечети украшают изречения пророка Мухаммеда и суры из Корана. Главный купол держат четыре колонны диаметром по пять метров.

Ее двор был самым большим не только в Стамбуле, а и в империи. Когда постройка была завершена, оказалось что по количеству минаретов Голубая мечеть сравнялась с мечетью Масджид аль-Харам в Мекке. Это было святотатством, поэтому к главной исламской святыне был пристроен еще один минарет.

На минаретах Голубой мечети есть балконы, изначально их было четырнадцать, сколько правило до этого османских султанов, включая Ахмета I. Позже он приказал достроить еще два балкона в честь своих сыновей. Во дворе можете увидеть мавзолей, в котором похоронен оманский правитель.

Обратите внимание на небольшой вход напротив бывшего Ипподрома, там висит цепь. Ранее этим входом пользовался лишь султан, въезжая на коне. Цепь специально была повешена низко, чтобы султан накланялся, это показывало его ничтожность перед Аллахом. Сам он умер через год после открытия мечети, в 26-летнем возрасте после тяжелой болезни.

Вход в Голубую мечеть свободный. Вечером она закрыта для посещений, но красиво освещается, а у фонтанов проходят световые шоу. Добраться можно на трамвае или такси до остановки Султанахмет.

Цистерна Базилика

Еще одним интересным объектом в районе Султанахмет является Цистерна Базилика или как ее еще называют – Еребатан Сарничи. Само слово «цистерна» переводится как водохранилище. Константинополь строился на полуострове между морем и проливом Босфор, питьевой воды было недостаточно, а это делало город уязвимым для врагов. Поэтому строились подземные водохранилища в пределах городских стен, на сегодня их открыто более 40. Самой большой и интересной является Еребатан. Вход в нее найти легко – перейдите трамвайную линию со стороны Айя-Софии и увидите дверь.

Этой Цистерне более 1500 лет, воду использовал император и его Великий дворец, а также соседние здания. Доставлялась вода по акведуку Валента из Белградского леса. Резервуар построен из подручных средств, были привезены из древнегреческих храмов колонны с искусной резьбой. Они стоят параллельно в 12 рядом, колонн насчитывается 336 штук высотой по 9 метров. Многие отличаются по стилю, так как были взяты с разных дворцов, а одна украшена «слезами». По легенде, слезы льются по колонне в память о рабах, погибших при строительстве Цистерны. Также особое внимание привлекает голова Медузы Горгоны, эта колонна была построена при Римской империи. Почему она стоит вверх тормашками? Есть много мифов, но скорее по практичной причине – в перевернутом виде блок с головой Медузы подходил в качестве основания.

Интересная подсветка, прохладный полумрак, легкая музыка и плавающие под ногами огромные карпы произведут на вас впечатление. Только будьте осторожны, из-за влажности пол скользкий. Гуляя по водохранилищу, попытайтесь вспомнить о великолепным фильма, которые здесь снимались – «Одиссея» Андрея Кончаловского, «Из России с любовью» про Джеймса Бонда».

Полезная информация

Время работы : с 09:00 до 17:30 зимой и до 18:30 летом.