Морские вести россии. Морской транспорт России. Крупные порты и их специализация Города крупные морские порты рф

Морские порты России разбросаны в 3 океанах и 12 морях и на берегу самого большого в мире озера - Каспийского моря. Их суммарный грузооборот в среднем составляет не менее полумиллиарда тонн в год. Цифра впечатляющая, но в сравнении с другими портами мира это не много. Причина тому - ряд проблем, которые испытывают морские порты России. Но о них позже.

Крупные речные порты

Речные порты России основаны на 28-ми реках страны, крупнейшими среди которых являются Лена, Нева, Волга, Амур. Помимо транспортировки промышленных материалов, они также являются и через которые совершается перевозка пассажиров.

Речные порты России не функционируют самостоятельно. Успешную работу обеспечивает взаимодействие с другими видами транспорта, а особенно с железнодорожными составами и автомобильными фурами.

Стройматериалы путешествуют по Волго-Балтийскому каналу или Беломорско-Балтийскому в Санкт-Петербург, а доставляется на Череповецкий завод.

Заменой железнодорожному транспорту Лена, Амур и Енисей стали в тех районах, которые слабо обеспечены колеями. Они специализируются на перевозке нефтепродуктов, автомобилей, металлических изделий. Для некоторых городов, если не учитывать авиатранспорт, это единственный способ связи с окружающим миром.

Архангельский речной порт

Архангельский речной порт был основан в 1961 году. Во времена Советского Союза он активно развивался. Упадок претерпевал с распадом Союза и вплоть до 2011 года, пока не вошел в состав «Экотека». В первую очередь акцент был сделан на добыче песка.

Ориентировочно за два года объемы добычи возросли до 2 миллионов тонн. Общий оборот грузов достиг отметки свыше чем три миллиона тонн в год. Достижением является и переход на круглосуточное обслуживание, а оформление документов упрощено - все необходимые бумаги готовятся в одном месте, без беготни по кабинетам.

Налажена также и система безопасности. Круглосуточный видеоконтроль и наличие постоянной охраны гарантирует сохранность транспорта и груза.

Летняя навигация обеспечивает пассажирские перевозки. К услугам населения - 9 теплоходов. Маршруты касаются внутренних перевозок.

Грузоперевозки осуществляются в европейские страны, а также на Соловки и в другие регионы страны.

Среди проблем - недостаточно развитая инфраструктура, так как порт долгий период находился в запустении, а также низкая допустимая осадка судов - до 5-ти метров. Хотя руководство уверяет, что такие недостатки исправятся в ближайшее время.

Якутский речной порт

Северные порты России в своем перечне имеют один из самых больших - Якутский речной порт. Основанный в 1959 году, он на протяжении всей истории своего существования выполняет важную миссию - обеспечивает Якутию и близлежащие районы народнохозяйственной продукцией.

Также Якутский речной порт осуществляет пассажирские перевозки. Не менее важную часть его работы составляет и доставка автомобилей, металлических изделий, каменного угля, строительных материалов в северную часть Красноярского края.

Порт предоставляет услуги и по переработке поступающих грузов, имея ряд предприятий, работающих на него. Отсюда следует, что он обеспечивает рабочими местами большую часть населения.

В перечень услуг порта также входит и добыча, и производство строительных материалов.

Красноярский речной порт

Восточная Сибирь также может похвастаться расположением на своей территории порта, который входит в крупнейшие порты России. Также он является самым большим предприятием, специализирующимся на переработке грузов, в Енисейском бассейне.

Расположение порта делает его одной из самых важных составляющих транспортной развязки Сибири. Он находится на пересечении многих воздушных трасс, через него проходит легендарная автотрассы.

Средняя пропускная черта - около 30-ти тыс. тонн в год. Занимается Красноярский речной порт перевалкой грузов, грузоперевозками, перевозками пассажиров.

Крупные морские порты

Как уже было сказано, грузооборот всех морских портов России составляет свыше половины миллиарда тонн в год, что в несколько раз больше, чем средняя цифра 10 лет назад. Это стало возможным благодаря современным технологиям погрузки и разгрузки судов и складской системы при портах.

Лавры первенства в грузообороте занимает Черноморский бассейн. Основа грузов - продукты пищевой промышленности, металл. Также на первом месте порты по пассажирским перевозкам. Это обусловлено курортами, коих множество на территориях Черноморского бассейна. Морские ворота этого бассейна составляют крупнейшие порты России.

Первым по внешней торговле стал Балтийский бассейн. Порты России на карте не могут похвастаться таким завидным географическим положением, как у находящихся в пределах этого бассейна.

Северные порты обеспечивают транспортировку нефтепродуктов, полезных ископаемых, леса.

Единственная проблема, которую испытывают старые и новые порты России - это низкий грузооборот в целом и мелководность большинства.

Новороссийский морской торговый порт

Крупнейшие порты России на карте можно найти в пределах Черноморского бассейна. Одним из таковых является Новороссийский морской торговый порт.

Он работает в круглосуточном и круглогодичном режиме, чему способствует географическое положение - он находится в незамерзающей части.

Один из самых старых портов, он изначально специализировался на приеме и отправке грузов для торговли с другими регионами и странами. С середины 19-го века оборот грузов составлял не больше 8 тыс. пудов. В основном специализировался на отправке пищевых продуктов и табака.

Значительно увеличить объемы помогло строительство железной дороги. Со временем была налажена и система разгрузки и погрузки крупногабаритных товаров. Система защиты от штормов, а также налаженная охранная система сделали порт крупным торговым центром.

Морской торговый порт Приморск

Это нефтеналивная столица всех портов страны. Хотя история его и набрала обороты только в 2002 году.

Причиной неудач для него стало отсутствие прямых сухопутных путей к порту. А распад Советского Союза только усугубил кризис. Строительство Балтийской трубопроводной системы сделало порт крупнейшей нефтеналивной станцией. С начала 2002 года грузооборот составил в среднем около 70-ти миллионов тонн нефти и дизельного топлива.

Заключение

Расположены речные порты России в 17 бассейнах, что свидетельствует о развитой системе сообщения между городами. В некоторых случаях они служат оптимальным средством передвижения и перевозок грузов, как относительно недорогой вид переправы, а также такой, которым удобнее всего перевозить габаритные предметы.

Территория Черноморского побережья разделена между семью разными странами: Абхазией, Болгарией, Грузией, Россией, Румынией, Турцией и Украиной. Практически каждый порт в Черном море является курортным центром, обладает мягким климатом, живописными ландшафтами и богатыми рекреационными ресурсами.

Севастополь – красивейший город-порт в Черном море, крупный туристический центр и морской курорт. Одна из главных его достопримечательностей – заповедник Херсонес Таврический, где находятся руины древнего города, основанного греками более 2500 лет назад. Вся жизнь и история города связана с морем. Морем пропитана и сама его атмосфера. Здесь находится множество памятников великим морякам и выдающимся сражениям. Один из символов города - памятник затопленным кораблям, установленный в море рядом с Приморским бульваром.

Еще один крупный порт на Черном море – город Сочи. Это один из самых популярных российских курортов, который обладает всеми условиями для отдыха и оздоровления. Субтропический климат, пышная южная растительность, близость Главного Кавказского хребта и огромное количество пляжей привлекает в город самых разных отдыхающих: и пешеходных туристов, и спелеологов, и семейные пары с детьми, и пожилых людей. Среди природных достопримечательностей города пользуются спросом Агурское ущелье с живописными озерами и одноименным водопадом, Воронцовская пещера, Белые скалы и уникальные реликтовые рощи на горе Ахун. В самом городе находится множество парков, среди которых наиболее известный – сочинский дендрарий. Все виды зимнего отдыха представлены на курорте Красная поляна.

Грузинский город Батуми – известный курорт, окруженный цитрусовыми садами, бамбуковыми и эвкалиптовыми рощами и плантациями бананов, лавров и магнолий. Это порт на Черном море, богатый природными и архитектурными достопримечательностями. Украшениями города являются Приморский бульвар, «Поющие фонтаны», Летний театр и Батумский ботанический сад с великолепной коллекцией субтропических растений.

Расположенные на турецком побережье – Трабзон, Самсун, Зонгулдак и красавец Стамбул, имеющий выход еще и к Мраморному морю. Стамбул – это одновременно и азиатский, и европейский город, обладающий неповторимым очарованием и, как магнит, притягивающий туристов. Замечательным историческим, музейным и архитектурным комплексом является знаменитая городская стена Стамбула с ее крепостями и башнями. Еще одно значительное сооружение города – собор Святой Софии, неподалеку от которого расположен султанский дворец Толкапы. Старинные мечети и храмы, оживленные площади, широкие бульвары, шумные рынки – все это придает атмосфере города особый колорит. А одним из главных туристических маршрутов является пролив Босфор с висячим мостом, средневековыми крепостями, рыбными тавернами и многочисленными кафе.

Древний город Варна в Болгарии, очаровательная и тихая Констанца в Румынии, легкомысленная и веселая, и в то же время, героическая Одесса на Украине, солнечная Ялта в сердце Южного берега Крыма – все это крупные порты Черного моря, каждый из которых имеет непростую историю и обладает особым черноморским шармом.



Вместе с этим материалом обычно читают:


Если Вам хочется попытать счастья в кладоискательстве или в поисках сокровищ на затонувших кораблях, отправляйтесь на Острова в Черном море. Небольшие и уютные, они откроют Вам множество тайн и подарят немало острых ощущений. Вас ждут острова Черного моря.


Даже краткое путешествие по Черному морю на пароме не сможет оставить Вас равнодушным. Даже небольшая Керченская переправа из Крыма в Краснодарский край или обратно подарит Вам букет сильных эмоций: восхищение, гордость, удивление.


Часто путешественники выбирая маршрут круиза отдают предпочтение далеким городам и странам. А ведь буквально рядом Крымские берега, которые могут дать не меньше впечатлений, чем турецкие или египетские. Не пропускайте ближние чудеса в погоне за дальними.


Путешествие по Черному морю - это не только прекрасные пейзажи и бескрайние морские просторы, но и масса разнообразных развлечений. К примеру, популярны прогулки на прозрачной байдарке, сквозь дно которой можно наблюдать за жизнью подводных обитателей.

Новороссийский морской порт - самый крупный в России и пятый в Европе порт по грузообороту. ОАО «НМТП» обрабатывает около 20% от общего объема грузов, экспортируемых и импортируемых через морские порты России. Порт расположен на его северо-восточном побережье в незамерзающей Новороссийской (Цемесской) бухте на Черном море.




В границах морского порта Новороссийск осуществляют свою деятельность более 80 хозяйствующих субъектов (стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские компании и пр.). Основным предприятием, эксплуатирующими причальный фронт является

ОАО «Новороссийский морской торговый порт».


Панорама бухты

Общая площадь порта (включая нефтегавань «Шесхарис») составляет 238 га.



Общая протяженность причального фронта составляет 15 км и состоит из 88 причалов различного назначения.



Порт оказывает полный спектр стивидорных услуг по перевалке наливных, навалочных, генеральных и контейнерных грузов.



Грузооборот группы «Новороссийский морской торговый порт» в 2013 году составил 141 млн тонн



Навигация в порту длится круглый год. Бухта доступна для судов с осадкой до 19 м.



Ежесуточный поток на железнодорожную станцию Новороссийск - 800 вагонов (почти 300 тыс вагонов год).

Железнодорожная станция Новороссийск и НМТП взаимно осуществляют работу по перевалке. Станция и порт осуществляют обмен необходимой информацией, а также совместное сменно-суточное планирование работы.



Чаще всего в порт заходят суда с генеральными грузами. Однако лишь малая доля из них несет российский флаг. Территориальный разброс флагов очень велик – от Того, Танзании и Сьерра-Леоне до Тувалу или Сент-Китс и Невис. Постоянными посетителями в порту являются суда под турецким и мальтийским флагами.



Меньше всего заходов в порт совершают контейнеровозы, хотя в последние годы их количество растет.
Положительную динамику также продолжают демонстрировать суда типа Ро-Ро (ролкеры).



К причалам №16 и 17 (слева) пришвартованы балкерные суда, прибывшие за минеральными удобрениями и продукцией черной металлургии, а на 18 причале (справа) идут погрузо-разгрузочные работы с контейнерами.



На 18 причал заходят крупные океанские контейнеровозы.

Например в 2013 году причал принял судно-контейнеровоз компании Maersk длиной 286 метров и дедвейтом 58 341 тонн.



Контейнерооборот НМТП в 2013 году составил 610,5 тыс. TEU.

Этот показатель достигается за счет географически выгодного положения Новороссийска,
существенно сокращающего время доставки груза из Китая и других азиатских стран, в сравнении с доставкой его через Балтийские порты.



В обработке контейнеровоза на 18 причале задействованы 2 стреловых крана на пневмоколёсном ходу LIEBHERR LHM 550 грузоподъемностью 124 тонны.



LIEBHERR LHM 550 оснащен системой гибридного привода Pactronic, использующей дополнительный накопитель энергии, благодаря которому подъем груза происходит как за счет энергии, регенерированной во время опускания груза, так и за счет энергии, производимой силовым агрегатом.



Всего ОАО «НМТП» располагает 15 мобильными кранами грузоподъемностью от 45 до 124 тонн, 51 портальными кранами грузоподъемностью от 10 до 63 тонн и одним мостовым краном грузоподъемностью 10 тонн.



В НМТП работает более 90 погрузчиков KALMAR.



Главной особенностью KALMARа является универсальность эксплуатации - способность адаптироваться под любой вид груза.









«Ад перфекциониста»



Контейнерный терминал НУТЭП. Пропускная способность – 350 тыс. TEUs/год



Грейферная погрузка угля на причале №5



Среднее время разгрузки одного вагона грейфером занимает от 1 до 1,5 часа.



Перевалка железорудного сырья на судно, прибывшее с островов Кука.



Железорудное сырье (окатыши) – сырье металлургического производства.

Является продуктом обогащения железосодержащих руд специальными концентрирующими способами. Используется в производстве чугуна.



Причал №10. Здесь перегружаются генеральные и насыпные грузы.



Процесс перегрузки сахара-сырца из балкерного судна в ж/д вагоны через приемное бункерное устройство. Приемные устройства обеспечивают поточность и непрерывность процессов выгрузки.



На 11 причале применяется выгрузка сахара-сырца в ж/д вагоны «по прямому варианту».

Тростниковый сахар-сырец поступает из Южной Америки.



Работа порта никогда не останавливается, погрузочно-разгрузочные работы и швартовые операции в период штормовых предупреждений и во время временных их приостановок проводятся с учетом погодных условий и соблюдением требований безопасности.



Нефтяной терминал «Шесхарис»

Через причалы терминала «Шесхарис» производится перевалка нефти с месторождений Западной Сибири, Поволжья, Казахстана, Азербайджана. Отгрузки ориентированы на порты Италии, Румынии, Греции, Хорватии, Испании, Болгарии.



С момента образования ПНБ «Шесхарис» мощностями перевалочной нефтебазы было отгружено 25,3 тысяч танкеров. Это более 1,2 миллиарда тонн нефти.



Глубина у нефтепирса достигает 14,5 м.

Средняя интенсивность погрузки нефти на танкеры достигает 10.000 тонн/час.
Соответственно, погрузка наибольших судовых партий нефти 140.000 – 145.000 тонн, производится за 14-15 часов.



В составе резервуарного парка нефтебазы 19 резервуаров общей емкостью 99 000 м3.



Кроме нефти, через причалы терминала осуществляется отгрузка на экспорт мазута и диз. топлива.



Всего в Новороссийском морском порту работает более 6000 человек.



По данным Международного морского центра, который ежегодно принимает более пяти тысяч моряков из 70 стран мира, чаще всего команды состоят из филиппинцев, китайцев, индийцев, индонезийцев, жителей Восточной Европы и Турции.



Причал Новороссийского судоремонтного завода.



Суда, которые прибывают в Новороссийский морской торговый порт, подходят к причалам не в одиночку. Их сопровождают буксиры, осуществляя необходимые швартовые операции.

Города - порты в России.

Со времён монархии в России понимали необходимость строительства портовых городов, осознавая их значимую роль в торговом деле, в расширении связей с другими странами и в защите государственных границ. Поэтому строительство крупнейших российских портовых городов пришлось на эпоху царей. Наибольший вклад в развитие портов привнёс император Петр I, основавший город-порт Санкт-Петербург , который стал впоследствии культурной столицей России.
Сегодня многие города-порты являются ещё и курортами, на которые ежегодно приезжают отдыхать тысячи туристов. Крупнейшие портовые города России расположены по всей территории страны: Архангельск, Владивосток, Калининград, Санкт-Петербург, Мурманск, Находка, Петропавловск-Камчатский, Таганрог.
Несмотря на то, что в России находятся крупнейшие города-порты, которые ценятся во всём мире, их очень мало - всего 45. Этого явно недостаточно для такой огромной страны с протяжёнными морскими побережьями.
Санкт-Петербург и Калининград - главные портовые города России на западе. Петербургский порт - европейские ворота страны, важное транспортное звено между Востоком и Западом. Морской порт Санкт-Петербург состоит из Большого порта Санкт-Петербург , который оказывает услуги по перевалке всех видов сухих грузов, и Пассажирcкого порта Санкт-Петербург . Является одним из крупнейших портов России на Балтийском море
Единственный незамерзающий порт России на Балтике - это Порт Калининград. Состоит из морского торгового, морского рыбного и речного портов. Порт имеет выгодное положение. Расстояние до столиц близлежащих государств — Вильнюса , Риги, Минска , Варшавы , Берлина , Копенгагена и Стокгольма составляет от 400 до 650 километров, а до крупнейших иностранных портов на Балтике — от 400 до 700 километров. Порт Калининград связан контейнерными линиями с портами Нидерландов , Великобритании , Германии , Польши и Литвы .
Главными морскими воротами России на востоке является Владивостокский торговый порт . Он расположен на северо-западе города в бухте Золотой Рог и включает в себя 16 причалов - грузовые и пассажирские. Владивосток - многонациональный город , что обусловлено его восточным положением. Владивостокский порт граничит со странами тихоокеанского региона: Японией, Китаем, Тайванем, Южной Кореей, Тайландом и Вьетнамом.
Сегодня Находка по праву является одним из самых крупных тихоокеанских портов России. Навигация в порту открыта круглый год. В Находке действуют три морских порта: торговый, нефтеналивной и рыбный.
Одним из крупнейших морских портов на юге России является Таганрог . Он, как и Санкт-Петербург, был основан императором Петром I как военная крепость. Однако, в последствии стал торговым центром. Сегодня этот город-порт открыт для иностранных судов и международной торговли. Круглый год принимаются суда из Азовского, Чёрного и Средиземного морей. Как правило, российские порты на южных морях, такие как Таганрог, занимаются в основном экспортом хлеба. Однако, являясь центрами машиностроения, они также обеспечивают сельское хозяйство своего региона техникой.
Таганрог можно назвать важнейшим экономическим центром юго-запада России.
Мурманск - крупнейший незамерзающий порт страны, расположенный на севере. Именно к нему приписан самый большой парусник в мире «Седов», а также большинство российских ледоколов. Порт является основой экономики города и делится на три части: рыбный, пассажирский и торговый порты.
Жизнь города Архангельска тесно связана с морем. Он является крупнейшим российским портом по вывозу древесины, служит базой арктического флота и арктических исследований, готовит мореходов, занимается рыбным промыслом.
Новороссийск — ещё один крупнейший порт России. Город расположен на берегу никогда не замерзающей Цемесской бухты — одной из наиболее удобных на Чёрном море . Порт Новороссийска обеспечивает морскую внешнеторговую деятельность России с регионами Азии , Среднего Востока , Африки , Средиземноморья и Южной Америки . В городе находится управление Новороссийского морского пароходства — одного из крупнейших в России.
На восточном побережье полуострова Камчатка в центральной части города Петропавловска-Камчатского распол ожен порт. Главнейшая отрасль экономики в городе — добыча и переработка рыбы. В Петропавловске расположено несколько крупных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий. Рыба и морепродукты в основном экспортируются за рубеж — в Японию, Южную Корею, Китай. Также порт занимается перевалкой в другие страны хлеба, соли, леса, пиломатериалов, металла и угля. Среди импорта преобладают зерно, цемент и рефрижераторные грузы. По мере развития Северного морского пути планируется, что Петропавловский порт станет его опорным пунктом.
В России существуют также маленькие города-порты, такие как Дудинка, Певек, Советская Гавань, Туапсе.
Сейчас в России очень остро стоит проблема строительства новых портов и расширения старых. Города-порты обладают огромными возможностями для экономического развития. Они выступают центрами свободных экономических зон, мостами между Западом и Востоком, Европой и Азией. Недостаток портов в России очевиден. По мнению российских учёных, нам нужно создать новое морское окно из Сибири, а также новые крупные порты на берегах Финского залива и на Азовском море. .