Общая характеристика и происхождение грузин. Население грузии Грузинские народности

ГРУЗИНЫ - народ, составляющий основное население Грузии. Сами себя называют картвелеби. Общая численность - свыше 4 миллионов человек, возможно, до 5. В Грузии при этом живут 3,6 миллионов. Населяют также Турцию (до 300 тысяч), Росиию (150 тысяч), Иран, Абхазию, Украину, Азербайджан. Язык входит в кавказскую семью (картвельская языковая группа). Содержит ряд диалектов.

Каждая из субэтнических групп грузин пользуется своим диалектом. Алфавит имеет восточно-арамейское происхождение. По религиозным взглядам - православные христиане, есть немногочисленные католики. Аджарцы, месхи, ингилойцы включают также некоторое количество мусульман суннитского толка.

Племена древних грузин упоминаются еще в письменных источниках, относящихся к античному времени. Формирование этого народа происходило во 2-1 тысячелетии до нашей эры, когда возникли союзы племен и были основаны первые царства (Колхидское, Картлийское). На протяжении 4-6 века нашей эры произошло принятие грузинами христианства, возникла письменность. К 10-11 веку грузины сформировали единое государство. Однако позже оно оказалось ослабленным. Это началось с нашествия монголо-татар в 13 веке, продолжилось столкновениями с Турцией и Ираном. С 16 по 18 век часть грузинских земель была оккупирована Турцией. На захваченных территориях распространялись турецкая культура и исламская религия.

С 1783 года Грузия оказалась под протекторатом России, в начале 19 века влилась в Российскую империю. В связи с объединением грузин в составе России началась консолидация этого народа, развитие культуры. Вскоре после Октябрьской революции была провозглашена Грузинская ССР. Она без изменений просуществовала до распада СССР в 1991 году. Обретение Грузией независимости было омрачено Абхазским военным конфликтом, который вызвал активную миграцию грузин (в том числе и в Россию).

Традиционно грузины занимались скотоводством (жители гор) и земледелием (в предгорьях). Выращивались такие культуры, как пшеница, ячмень, рожь, чечевица. На западе Грузии основой хозяйства были просо и кукуруза. Позже развитие получило культивирование цитрусовых и чая. Значимая отрасль сельского хозяйства - виноградарство и производство вина, шелководство, разведение пчел. Из ремесел развиты ткацкое и гончарное дело, работа с металлом и природными материалами, производство ювелирных украшений и ковров. Сейчас существует современная промышленность, включающая ряд отраслей. Велика степень механизации сельского хозяйства, развита сфера услуг.

Традиционные жилища имеют разный вид в различных областях Грузии. На западе селения спланированы свободно и имеют большую протяженность. В восточных районах планировка скученная. Особенно это касается гор, где часто не хватает места, и деревни поднимаются уступами вверх по склонам. На восточных равнинах обычно строились каменные дома дарбази. На западе дома возводились из дерева и имели один-два этажа. В 19 веке получили распространение двухэтажные дома из камня. Такие жилища включали несколько комнат, имели окна, полы из дерева. На смену располагавшемуся в центре дома открытому очагу пришел камин.

Грузины в разных районах носили схожую одежду. Традиционный костюм у мужчин состоял из рубахи, штанов, чохи и короткого ахалухи под ней. Зимой надевали тулуп и теплую бурку. Женщины у грузин ходили в рубашке, штанах большой длины и таком же длинном платье со вставкой на груди. Голову покрывали вуалью и бархатной повязкой. При выходе на улицу покрывались платком багдади.

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.


1. Источники по этногенезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказских народов и ихэтнической общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для освобождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мокцеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.


2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кавказские племена шли с юга и заселяли Кавказ поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образование – Иберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.


3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н. э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т. д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н. э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н. э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н. э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т. е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н. э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VIII в. до н. э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н. э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н. э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н. э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. до н. э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

8k (240 за неделю)

Современное население Грузии представляет собой потомков разных племён, живших в Закавказье с глубокой древности. Этнос сформировали три родственные племени - сваны, карты и мегрело-чаны. Примерно за тысячу лет до нашей эры начал формироваться единый грузинский народ, а завершился процесс создания грузинского этноса в VI-X столетиях. В этот период окончательно сформировался грузинский язык, который стал государственным, всё это происходило на фоне укрепления самого государства и развития национальной культуры.

Демографические данные

Численность население Грузии за последние годы сильно изменилось (здесь не учтены жители Абхазии и Южной Осетии):

  • на 1 января 2013 года здесь жило 4 483 800 человек;
  • на 1.01.2014 - 4 490 500 человек;
  • на 1.01.2016 - 3 720 400 человек;
  • на 1.01.2017 - 3 718 200 человек.

По этим данным видно, что в стране серьёзная демографическая проблема.

На долю мужчин приходится 47,7% населения, то есть, женщин больше. Мужчины в Грузии в среднем живут до 70,1 года, а женщины до 78,6, в среднем продолжительность жизни равна 74,4 года.

Этнический состав

В Грузии очень пёстрый национальный состав. Основную массу составляют грузины - 86,83%, а остальные народы Грузии распределены следующим образом:

  • азербайджанцы (6,27%);
  • армяне (4,53%);
  • русские (0,71%);
  • осетины (0,39%);
  • езиды (0,33%);
  • украинцы (0,16%);
  • кистины и греки (по 0,15%);
  • ассирийцы (0,06%).

Даже в советский период ещё не была завершена этническая консолидация грузинской нации. Мало того, в начале этого столетия произошло существенное обострение этнических, языковых, хозяйственных и культурных различий.

Грузинский народ делится на несколько этнических групп:

  • картвелы;
  • кахетины, картлийцы (восток Грузии);
  • имеретины, лечхумцы, аджарцы (запад Грузии);
  • месхи, джавы (юг Грузии);
  • сваны (высокогорные области страны);
  • мегрелы (бассейн реки Хоби);
  • лазы (ряд сёл на юго-западе Грузии).

Большая часть современного населения является городскими жителями, самые большие города: Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Рустави, Сухуми. За советский период здесь появилось несколько промышленных центров: Рустави, Зестафони (химия, чёрная металлургия), Чиатура (цветная металлургия), Ткварчели, Ткибули (добыча каменного угля).

Миграционные процессы

С 1950 года в Грузии стали регулярно подсчитывать количество населения, обновляя эти данные каждый год. На протяжении сорока лет происходил устойчивый прирост населения, который достиг максимальных значений в начале 90-х годов. На тот момент в стране насчитывалось больше 5,4 млн жителей. Но после объявления Грузией независимости демографическая ситуация в ней стала ухудшаться, а численность населения уверенно поползла вниз. Так, к 2010 году население страны уменьшилось по сравнению с 1992 годом более, чем на миллион жителей. Частично причиной тому стала фактическая потеря Абхазии и Южной Осетии, население которых перестало учитываться после 1994 года.

При Сталине из Грузии депортировались турки-месхетинцы и понтийские греки. Но ещё в конце 80-х годов месхетинцы бежали из Узбекистана из-за этнических конфликтов, однако, в Грузию их так и не пустили, поэтому им пришлось осесть в соседнем Краснодарском крае в ожидании решения своей участи. Наконец, и краснодарские власти отказались их принять. Тогда в 2004 году американское правительство разрешило им эмигрировать в США.
После объявления независимости Грузии её покинули многие русские, греки, евреи, многие осетины. Напротив, этнические грузины бежали из Абхазии в Грузию. Также много грузин живёт за пределами Грузии, например, их много в России.

Происходившие в последние годы в Грузии значительные социальные и экономические потрясения вызвали усиление внутренней миграции. В 2009 году Грузия стала одним из лидеров среди списка стран, граждане которых попросили за рубежом убежища. Большая часть из них хотела бы переехать в Европу, особенно в такие страны, как Германия, Австрия, Греция или Польша. Эксперты подчёркивают, что миграционные настроения подпитываются непростой социально-экономической ситуацией в Грузии, которую ещё больше усугубили военный конфликт в Южной Осетии и мировой экономический кризис 2008 года.

Масштабы нынешней эмиграции всерьёз стали беспокоить грузинские власти. Кроме того, многие выезжающие за границу грузинские граждане работают там нелегально, а это вызывает дополнительные проблемы.

Не лучше и современное состояние с рождаемостью в Грузии, в которой в последнее время стало рождаться почти вдвое меньше детей, чем требуется для простого воспроизводства численности населения. Население страны стремительно стареет - молодых всё меньше, а стариков за 60 - больше. Ситуацию к лучшему вряд ли исправят даже серьёзные достижения в области экономики.

Грузия – государство, расположенное на восточном побережье Чёрного моря. Относится к Азии, но часто рассматривается как часть Европы. Грузинский народ принял христианство в начале IV века нашей эры пытаясь заручиться поддержкой Византийской империи против персов на востоке. Святым покровителем новой стал святой Георгий, отсюда и возникло название «Гурджистан», в том числе современный русский экзоним – Грузия.

В других европейских языках и в англоговорящих странах прочно закрепилось латинское название – Георгия (Georgia). Название страны очень похоже на название штата в Северной Америке – , почему в СМИ и других источниках периодически возникает путаница.

Возникновение грузин и особенности формирования грузинской национальности

Сами грузины (georgians) называют себя как картвелеби, а своё государство – Сакартвело. Эти названия произошли от легендарного грузинского героя – Картлоса, родоначальника грузин и основателя Картли – региона-колыбели Грузии. По преданию, родословная Картлоса берёт начало из рода Фогармы – библейского патриарха от которого также ведут род армяне, дагестанцы, албанцы и другие народности Кавказа.


Предки грузинов образовались из большого разнообразия мелких племён и вылились в три самые крупные этнические (ethnic) группы грузин:
  • карты или картвелы (так зовут себя сами грузины, жители центральных регионов);

  • мегрело-чаны (народ исторического региона Мегрелия);

  • сваны (жители горных массивов – Сванетии).

Процесс ассимиляции длился вплоть до VI-X века нашей эры вместе с образованием первых грузинских государств, тогда же и начал формироваться общий грузинский язык.

Антропологически и по происхождению, грузины входят в состав Понтозагросского типа балкано-кавказской расы. Их расовые отличия характеризуются меньшими размерами среди других кавказских групп и брахицефалическим строением черепа.

Основная масса современного населения Грузии довольно однородна из-за особенностей географического расположения страны и отсутствия путей миграции других народностей через Закавказье.


Большинство грузин коренасты, хорошо сложены, мускулисты. Обладают смуглой кожей, тёмными карими глазами и чёрными волосами. Вопреки распространённой точке зрения, среди грузин встречаются золотоволосые, рыжие, русые горцы с ярко выраженными зелёными или голубыми глазами. Грузинки чаще имеют более светлые оттенки кожи.

Характерная особенность всех грузин – знаменитое кавказское гостеприимство и следование законам чести. Грузинская нация характеризуется чрезмерной открытостью, горячностью, жизнелюбием. Большинство грузин довольно лёгкие на подъем, склонны к активной разнообразной работе и недолюбливают повседневную рутину.

В отличие от мусульман, роль женщины в грузинском сообществе довольно велика. Грузины, как известно, православного вероисповедания и культ Нины – христианской просветительницы, имеет для них большое значение.

История грузинской миграции и их сообщение с другими государствами

Современная турецкая территория включает в себя так называемую турецкую Грузию – юго-западные регионы бывшего древнего царства Тао-Кларджети. В IX веке грузинское царство было одно из самых процветающих: на территории Кларджети строились храмы и монастыри, которые сохранились по сей день и включены в списки культурного наследия ЮНЕСКО.

Исторически, этот регион был захвачен тюркскими племенами в X веке – сельджуками. В последствии, территория была освобождена грузинами, но захвачена Османской империей в XVI веке, которая назовёт захваченные регионы на свой лад: Артвин и Ардаган. По сей день Кларджети является провинцией современной Турции на которой сохранился грузинский этнос.

На данным момент в Турции проживает свыше 150 тысяч грузин, большая часть из которых исламизирована и является носителем турецкого языка.

Крупнейшей грузинской диаспорой грузин является Россия. По данным переписи, в России проживает около 200 тысяч грузин. Первые общины переселенцев появились в Москве и Петербурге в эпоху средневековья. Ещё один бурный рост грузинской общины происходил во второй половине XX века, когда Грузия была частью СССР.


Иранские грузины – этнос грузин, проживающих на современной территории Ирана. Первые грузинские поселения в Иране появлялись в начале XVII века в результате карательных операций Сефевидского государства (современная территория Ирана) против Грузии, откуда было выселено 30 тысяч грузинского населения на территорию Сефевидов, преимущественно в качестве рабов и воинов.

Современная грузинская диаспора в Иране насчитывает более 100 тысяч человек, многие из которых были исламизированы ещё в средневековье, но сохранили свой язык и традиции.

Многочисленную диаспору грузин также можно наблюдать в некоторых странах Европы и Средней Азии, куда в различные периоды времени стекались жители Грузии:

  • Украина.
  • Кипр.
  • Греция.
  • Испания.
  • Азербайджан.
  • Италия.
  • Узбекистан.
  • Казахстан.
  • Бельгия.

Языковые диалекты Грузии и их этимология

Грузинский язык (georgian language) является древнеписьменным, первые записи на древнегрузинском языке датируются V веком нашей эры.

Грузинский язык следует относить к картвельской языковой семье. Наиболее близкими к нему есть сванский, мегрельский и лазский языки, которыми свободно владеют некоторые субэтнографические группы населения Грузии (Сваны, Мегрелы), что не мешает им свободно говорить и на национальном языке. Помимо этого, грузинский этнос богат разнообразием горских и западно-грузинских диалектов.


Современный грузинский язык опирается на классиков грузинской литературы и является национальным языком государства. Его основа берётся из картлийского диалекта, и тесно связывается с кахетинским, мтиульским, рачинским и имеретинским.

Особенности культуры

Самая главная достопримечательность Грузии – грузинская и . Множество блюд из закавказского меню стало интернациональным достоянием и по популярности вышло за далеко за пределы своей страны:

  • суп-харчо;
  • хинкали;
  • хачапури;
  • цыплёнок табака;
  • сулугуни.

Продукты, приготовленные на основе грузинских рецептов, славятся своими контрастными сочетаниями пряного и острого, а их рецептура датируется прошлыми тысячелетиями и мало чем отличается от современного способа готовки.

«В Восточной и Западной Грузии существует своя уникальная рецептура приготовления одного и того же блюда».

Грузия – родина виноделия. На территории Грузии найдено множество археологических находок, связанных с виноделием и культурой виноградарства.

«Культ вина в Грузии нашел своё проявление в празднике сбора урожая винограда – Ртвели. Этот семейный праздник не привязан к какой-либо дате и зависит от времени начала сбора урожая. Чаще всего припадает на конец сентября».

Грузия богата на архитектурные памятники и имеет широкий спектр объектов культуры. Пик развития архитектуры пришелся на средневековье во время высокого развития государственности и храмового строения.

Грузины – кто они? Или – "Грузия глазами историков".
Истории от Олеся Бузины: "Грузия - родина удабнопитеков".

Последняя война на Кавказе пробудила интерес к грузинскому прошлому. Откуда есть пошла Грузия? Так, перефразируя Нестора Летописца, хочется спросить

В наших школах историю Грузии не изучают. А жаль! Это поучительная для любого националиста история народа, окончательно "придуманного" только в советские времена. Начнем с того, что сами грузины себя грузинами не величают, хотя и любят спорить, кто из них настоящий грузин. В обычную человеческую логику это не вписывается. И, тем не менее, это факт.

Наименование "грузин" происходит от персидского слова "гюрдж". Так персы называли земляков Саакашвили еще в Средние века. От них слово перешло в европейские языки. Склонные к самопрославлению представители гордой кавказской нации, насчитывающей ныне около 3 млн. человек, любят утверждать, что международное имя грузин произошло якобы от св. Георгия Победоносца. Дескать, все грузины такие же храбрые, как он. Но наука (и филологическая, и военная) пока не подтвердила такое объяснение.

Самоназвание грузин - "картвелеби" (в множественном числе) и - "картвели" (в единственном), а их страны - Сакартвело. То есть, один грузин - это картвели. А два и больше - картвелеби. Прижилось это название от имени центральной провинции Грузии - Картли. Там находится и Тбилиси - столица страны.

Как же так получилось, что грузины до сих пор не решили, кто из них подлинный? А дело в том, что сильно пересеченный кавказский рельеф отлично способствует сохранению различных сепаратизмов. Тут удобно защищаться за каждой кочкой. И из-за нее же нападать на ближнего своего. За всю историю Грузии только в XII - первой половине XIII и во второй половине XIV - середине XV веков она была относительно единой. Во все остальные времена на ее нынешней территории находилось около десятка независимых государств.

С древности, кроме "картвелеби" тут существовали и другие племена - кахетинцы со столицей в Кутаиси, имеретинцы, мингрельцы, гурийцы, хевсуры, пшавы, сваны: Этот список можно продолжить до бесконечности! Причем, если диалекты кахетинцев и имеретинцев похожи на официальный грузинский, то сванский и мингрельский - это абсолютно отдельные языки. Речь свана напоминает тбилискую куда меньше, чем говор наших гуцулов - язык донецких шахтеров.

Сванский и мингрельский языки насчитывают почти 3 тысячи лет. Но в советские и нынешние времена в Грузии их последовательно подавляли во имя единства нации. Поэтому даже не существует их письменной формы - только устная. Но мингрелов легко отличить от всех остальных грузин по фамилиям, оканчивающимся на "-ия" или "-иа". Жвания, Берия, Гамсахурдиа - мингрелы. Время от времени мингрельский клан захватывает власть в Тбилиси, словно мстя за свое национальное унижение. Ведь самое древнее из известных истории государств на территории Грузии - Колхида - сложилось именно на земле мингрельцев. Сюда плыл древнегреческий герой Ясон за золотым руном. Отсюда увез он домой волшебницу Медею. Позже эта часть мингрельской истории была присвоена официальной грузинской пропагандой.

Ни одно событие в грузинской политике нельзя понять без учета этих запутанных "племенных" взаимоотношений. Свержение первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа в начале 90-х было не просто гражданской войной, но и борьбой против преобладания в правящей элите мингрелов.

ДАВИД СТРОИТЕЛЬ - ЦАРЬ АБХАЗИИ. До начала XII века на территории будущей Грузии продолжались бесконечные войны всех против всех. Конец этому на некоторое время положил царь Давид Строитель. Сейчас он считается грузинским национальным героем. А кем был в реальности, трудно сказать. Происходил Давид из династии Багратионов. Этот род утверждал, что является прямым наследником знаменитого по Библии израильского царя Соломона. На Кавказе любят сказки. Мог ли еврейский царь, исповедовавший иудаизм, стать родоначальником христианского правящего рода? Но пыли в глаза окружающим кавказским народцам Багратионы пустили! Первым же точно известным их представителем был некий Смбат Багратуни, трудившийся у армянского царя конюшим в конце III века. Вот и решайте, кем они были по корням: евреями, армянами или грузинами?

Ко времени Давида Строителя Багратионы, благодаря родственным связям, унаследовали Абхазию. Территория Картли вместе с городом Тбилиси в этот период вообще находилась в руках турок-сельджуков. Большинство населения города составляли мусульмане. А правил ими турецкий эмир. Но Давиду очень повезло. Как раз в эти годы русские князья во главе с Владимиром Мономахом разбили половцев. Орда их бежала на Кавказ. Давид нанял 40 тысяч этих битых кочевников себе на службу и с их помощью в 1122г. отобрал у турок Тбилиси и перенес туда свою столицу.

Но полным хозяином он там никогда себя не чувствовал и даже запретил любившим свинину грузинам приводить свиней в мусульманскую часть города, чтобы не оскорблять религиозные чувства правоверных. Полный титул Давида Строителя в конце жизни значился так - царь Абхазии и Картли.

КАК БАГРАТИОНЫ СТАЛИ МУСУЛЬМАНАМИ И НАРКОМАНАМИ. Эпоху Давида Строителя грузины считают великой, хотя она относится к ним, как говорится, боком. Посудите сами: царь - абхазский, войско у него - половецкое. А в результате все это - грузинская история. Между прочим, правил в Тбилиси Давид всего три года - после этого он умер.

Еще более выдающейся считается эпоха царицы Тамар (1184 - 1213). Если вы побываете в Грузии, местные жители покажут вам в разных местах штук десять могил, якобы принадлежавших этой великой женщине. Просто "переселение тел" какое-то! На самом деле, "величие" Грузии было эфемерным - одно нахальство. Так же, как князьями на Кавказе называли чуть ли не каждого второго, так и царем там мог стать обладатель пары десятков деревень. У нас Ярослав Мудрый правил огромной страной от Новгорода до Киева и скромно подписывался князем - всего лишь "герцогом" по западноевропейской терминологии. А Тамар - царица! Хотя царство ее с трудом можно различить на карте.

В XIII веке все, что оставалось от царства Тамар, захватили монголы. Потом эти руины завоевал Тамерлан, дважды сжигавший Тбилиси. И только в промежутке между этими азиатскими нашествиями - при Георгии V Блистательном (1314 - 1346гг) - царство Картли ненадолго воскресло. Но дали знать местные сепаратисты, считавшие, что они, прежде всего, кахетинцы или имеретинцы, и только потом, возможно, еще и грузины. В 1469 г. Картлийское государство распалось, как писал грузинский историк XVII в. Вахушти Багратиони, "на три царства и пять княжеств" - Картлию, Кахетию, Имеретию, Самцхе, Одиши, Гурию, Сванетию и Абхазию.

Вахушти Багратиони происходил из царского рода. Он хорошо знал повадки своих родственничков. По его рассказу, в XVII в. цари Картли выглядели не очень благопристойно. Большинство из них правили только по милости персов или турок и в тайне от своих подданных принимали мусульманство. Началось все с царя Ростома - ставленника Персии, воцарившегося в 1634г. По словам Вахушти, он "был мусульманином" и "привел из Персии омусульманившихся пленных грузин, и по их вине распространились среди грузин роскошь, прелюбодеяние, ложь, наслаждение тела, баня персидская, щегольство непристойное, арфисты и певцы мусульманские. И кто не пристрастился к этим делам, их не почитали".

Другие правители оказались под стать Ростому. Царь Свимон во время боя с турками под Гори обкурился гашишем, обпился вином и послал своих воинов за зеленью из сада, говоря: "Неужто не стыдно вам, ибо желаю зелени, вижу глазами и не могу отведать". Битва, начатая полководцем-наркоманом в обстановке такой морально-бытовой распущенности, естественно, была проиграна вчистую.

Еще один герой того времени - царь Иесе, начавший править в 1714 г. как ставленник персидского шаха, "веселился и наслаждался непристойно с юнцами и неподобающими песнями, вместо того, чтобы поступать величественно, отнял жену у Кайхосро Амираджиба, дяди матери своей, племянницу бабушки своей, и взял себе в жены". А когда грузинские епископы стали упрекать царя в непотребстве, Иесе ответил: "Подобает мне как мусульманину".

В эту эпоху магометанином стал даже Георгий Саакадзе - так называемый Великий моурави (правитель)- знаменитый грузинский деятель, о котором в советские времена выходили многотомные неудобочитаемые сочинения. Под 1626г. Вахушти пишет о нем и его соратнике: "Кайхосро и моурави отправились в Стамбул к султану, попросили у него войско, чтобы захватить Картли и там же моурави омусульманился".

В результате такой политики разваленная на восемь частей страна не могла защитить себя не только от Турции или Персии, но даже от племени лезгин, регулярно совершавших набеги чуть ли не на все три грузинских царства и пять княжеств одновремено.

"РОБКИЕ ГРУЗИНЫ" В ЧРЕВЕ ИМПЕРИИ. После того, как в 1795г. персы сожгли Тбилиси, последний царь Картли и Кахети Георгий XII завещал свое царство Российской империи. 12 сентября 1801г. присоединение было официально оформлено манифестом императора Александра I. Это отнюдь не означало, что в состав России вошла вся Грузия. "Всей Грузией" Георгий XII попросту никогда не владел. В 1804г. русские войска присоединили к империи царство Имеретию и княжество Мингрелию. В 1809г. наступил черед Абхазии. Впервые за долгие столетия все эти земли оказались в составе одного государства. Вместо кучи "царств" Россия образовала две губернии - Тифлисскую и Кутаисскую. Порядка сразу стало больше. Цари, кроме того, что сидел в Петербурге, перевелись. Даже с "родословными" от Соломона. Абреки сбежали в горы.

Будущая единая Грузия вызрела в чреве Российской империи, до 1917г. обеспечившей этой стране мир. Кровь за нее в войнах с турками и персами теперь проливали в основном русские и украинцы, служившие в императорской армии. А о боевых качествах местных жителей поэт Лермонтов, воевавший на Кавказе, в одной из поэм отозвался так: "Бежали робкие грузины".

До самой Октябрьской революции этнографы писали не о грузинах, а о "грузинских народах", понимая большую разницу между сванами, картвелами, мингрелами и прочими племенами. Так же, как теперь пишут о славянских народах, например. Но в 1918г. грузинские националисты, захватившие власть в Тбилиси, создали миф о единой нации и сразу же стали угнетать нацменьшинства. Тогда же впервые в XX в. вспыхнула резня в Осетии и Абхазии. Тбилиси считал эти земли своими. А местные народы думали иначе. Тем более, что с грузинами они не находились даже в отдаленном родстве. Свое особое мнение на происходящее было и у мингрелов - весной 1918-го там тоже вспыхнуло восстание.

В феврале 1921г. Грузию захватила победившая в гражданской войне Красная Армия. Но политика поддержки грузин в пику остальным народам страны продолжилась. СССР не признавал таких национальностей как сван или мингрел. А в Кремле у этой точки зрения была надежная крыша, попыхивавшая трубкой, - сам Иосиф Сталин. Официально он считался грузином, хотя, кроме грузинских, имел и осетинские корни. Только благодаря ему в составе Грузии, ставшей в 1936г. союзной республикой, в качестве автономий оказались Абхазия и Южная Осетия.

ОБЕЗЬЯНОЧЕЛОВЕК - ЗЕМЛЯК ВОЖДЯ НАРОДОВ. Вершиной грузинского исторического мифотворчества сталинских времен стало "открытие" удабнопитека - останков "единственного" в Советском Союзе ископаемого обезьяночеловека. Вот как описывал это событие английский кавказовед Дэвид Лэнг в книге "Грузины": "К востоку от Тбилиси, в Гареджийском районе, было открыто несколько поселений, где обнаружили останки человекообразной обезьяны, названные поэтому удабнопитеком (от грузинского слова "удабно", означающего "дикий"). Это существо занимало промежуточное положение между шимпанзе и гориллой. Оно было открыто в 1939г. геологами Н.О. Буршак-Абрамовичем и Е.Г. Габашвили. От удабнопитека сохранилось лишь несколько разрозненных фрагментов, два зуба, один - коренной, но они представляют единственную человекообразную обезьяну, останки которой сохранились на территории СССР".

"Некоторые советские ученые, - продолжал Лэнг, - рассматривают это открытие как свидетельство того, что Закавказье входит в число тех районов мира, где в конце Кайнозойской эры происходил переход от обезьяны к человеку разумному".

Странно другое: в послесталинскую эпоху никаких новых удабнопитеков больше не находили. Да и с первым дело темное. Отрыли-то всего чьих-то два зуба! И из этого сделали вывод, что Грузия - колыбель человечества! Наша Трипольская культура отдыхает.

Мне же ясно, как дважды два: при тогдашнем подхалимаже эти два зуба просто обязаны были "найти". Что больше могло польстить материалистическому самолюбию Сталина? Получалось, что и глава СССР родился в Грузии, и обезьяна стала человеком примерно в тех же местах.

А потом Сталин умер. И необходимость в сказке об удабнопитеке отпала, в связи с политической неактуальностью. Хотя, кто знает, как повернется история? Возможно, при Саакашвили мы еще услышим о находках в Грузии новых экземпляров удабнопитеков. Тем более, костей в тех местах после 1991г. наделали, хоть отбавляй.

Олесь Бузина,
("Сегодня", Украина)

===================================
Как тут не вспомнить "12 стульев" Ильфа и Петрова и фильм с таким же названием - "Дикие люди, дети гор, удабнопитеки, жрут сардельки, сидя на неприступной скале, а главное не падают".
И сразу же вопрос - А как представители стольких племён оказались в столь труднодоступном для врагов (или судей-соплеменников, которые решили их четвертовать за какие-то преступления) месте? Где можно спрятаться так надёжно и от друзей - соседей, и от врагов - соплеменников. Если продолжить эту мысль, то можно предположить, что убегая от сородичей по каким-либо жизненно-необходимым обстоятельствам, эти ребятки прихватили (незаконно заметьте) ещё и по паре дам с собой в горы, и там их надёжно спрятали, периодически пользуя и оплодотворяя. Потихоньку приворовывали женщин и далее на стороне, таким вот образом и разростались разные горные кланы, но не особенно мешая при этом друг другу, потому как, добраться друг до друга в горах дело хлопотное и опасное.

Почему подобный вариант сценария можно предположить? Во-первых в горах есть обычай (во всяком случае в Сванетии) - если женщина вышла одна из дома и даже до горного ручья с водой, её обязан сопровождать любой мужчина этого села, который её увидел одну без мужчины рядом. Следовательно, в этих местах обычное дело уворовать даму без спроса родичей и даже мужа.
Во-вторых - в Турции до сих пор воруют детей (особенно красивых) у всех, кто зазевался. А, как мы поняли из вышеизложенного рассказа Олеся, институт мусульманства среди грузин был развит достаточно широко и объёмно, особенно среди разномастных и разноплеменных царей и царьков. Таким образом, воровство детей и женщин могло быть тоже широко и объёмно развито в том горно-обеднённом женским началом обществе, некоторые обычаи из того классического набора кавказского абрека дожили благополучно и до наших дней - воровство невест, например. И отрывание головы несостоявшемуся жениху и мужу, если незадачливого жениха ловили родственники такой желанной добычи.
В-третьих - Ей Богу, М.Ю. Лермонтову я верю. Ну нет у него сегодня "политической целесообразности" и "политической необходимости" брехать про войну в Осетии, так как поэт- дуэлянт почил в бозе, не дожив (совсем немного, ей Богу) до новой войны Грузии в Осетии и не мог видеть, как бодро и дисциплинированно, большой разно-родово-войсковой кучей грузины в очередной раз показали на что они способны, когда удирали, уже не от Красной Армии, а от РеФе - шной, которая на порядок по своим тактико-боевым качествам уступает славной Красной Армии. Но даже и от неё.... Что же тогда говорить про времена Великого поэта и ту войну на Кавказе, где русские армии обладали ещё более высоким боевым духом и дисциплиной.
Таким образом вывод - Да здравствуют Великие русские поэты и славная Русская Армия, которой ещё не раз, в будущем, придётся доказывать свою живучесть и боеспособность.