Оперные театры европы. Путешествия. Gran Teatre del Liceu, Барселона, Испания

Большой театр в Москве /тыц/

Мариинский театр(Санкт-Петербург) - один из старейших и наиболее крупных музыкальных театров России.

Театр Ла Скала -всемирно известный оперный театр в Милане (Италия)

Римский оперный театр

Оперный театр Сан-Карло, Неаполь, Италия

Сиднейский оперный театр, построенный в 1973 году по проекту датского архитектора Йорна Утцона в стиле экспрессионизм, считается одним из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира. Также сиднейская опера - это самая главная достопримечательность целого континента. Два крупнейших свода из раковин образуют потолки двух главных залов: Концертного и Театра Оперы. В других залах потолки образуются с помощью более мелких сводов. Парусообразные оболочки крыш придают театру уникальность. 28 июня 2007 года здание оперного театра в Сиднее обрело статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сиднейский оперный театр

Страсбургский оперный театр

Колон - крупнейший театр оперы и балета (а также центр классической музыки) во всей Южной Америке.Буэнос - Айрес.Аргентина

Венская государственная опера была построена в 1869 году. К сожалению, в тяжелые годы оккупации Австрии (1938-45 гг.) театр переживал серьезный упадок интереса. В 1945 году при бомбардировке австрийской столицы здание театра было разрушено. На его полное восстановление ушло около 10 лет. Помимо оперных и балетных постановок, в этом комплексе ежегодно проводятся театрализованные балы-маскарады.

Венская государственная опера

Официальное название «Опера Гарнье» или «Дворец Гарнье» (Palais Garnier), прежние названия «Национальная академия музыки и танца», «Парижская опера», «Гранд-Опера».«Гранд-Опера» — государственный оперный театр, крупнейший центр французской музыкально-театральной культуры.

Одесский оперный театр

Один из самых престижных в мире, театр "Метрополитен-Опера" существовал еще с 1880 гг, однако свой нынешний статус в центре исполнительных искусств Линкольна на Манхэттене получил лишь в сентябре 1966 года. В состав этого легендарного комплекса входят: большой зрительный зал, рассчитанный на 3900 зрительских мест, и три вспомогательных площадки. Важнейшими декоративными элементами в интерьере театра служат монументальные фрески знаменитого художника-эмигранта Марка Шагала.

Метрополитен Опера в Нью-Йорке

Основной зрительный зал - самый большой в мире,и несмотря на свои размеры,известен отличной акустикой.

Дрезденская государственная опера (Dresdner Staatsoper или Semperoper ). Один из старейших оперных театров Германии

Ла Фениче (La Fenice)



Национальный центр исполнительских искусств (по китайски Национальный Большой театр) , называемый "Яйцо", - современный оперный театр в Пекине, Китай. Считается одним из современных чудес света, имеет форму эллипсоида, сделан из стекла и титана и полностью окружён искусственным озером. Построен в 2007 году.Национальный центр исполнительских искусств в Пекине

Берлинская государственная опера (нем. Staatsoper Berlin ), также именуемая Немецкой государственной оперой (нем. Deutsche Staatsoper ), или Государственной оперой на Унтер-ден-Линден (нем. Staatsoper Unter den Linden ) — самое старое театральное здание в Берлине

Румынский Атеней(Бухарест)

Цюрихский оперный театр

Венгерский государственный оперный театр

Театр Массимо в Палермо

Ультрасовременное здание оперного театра в центре Осло было построено по проекту всемирно известного архитектурного бюро Snohetta в 2007 году. Главной задачей архитекторов было органично вписать здание в городскую застройку, скалы Осло-фьорда и прибрежную территорию морского порта, связав при этом исторический центр города с современными кварталами.

Главный зал театра рассчитан на 1364 места и имеет классическую форму подковы, что позволяет обеспечить самые высокие акустические характеристики. Главной особенностью театра стала наклонная крыша, плавно спускающаяся к земле. Ее очень быстро облюбовали местные жители, особенно велосипедисты и скейтбордисты.

Оперный театр Осло — национальный оперный театр Норвегии

Royal Swedish Opera,Stockholm

Оперный театр «Лисео», Барселона

Palau de Musica Catalana,Barcelona,Spain


Королевский театр Ковент-Гарден,Лондон

Чешский Национальный театр в Праге




Львовский оперный театр

Оперный театр Монте-Карло

Городской оперный театр (Лирическая опера) (Civic Opera House/Lyric Opera) - оперный театр в Чикаго

War Memorial Opera House,San Francisco,California

Опера Бастилии (Опера Бастий) — крупнейший оперный театр во Франции (Париж)

Curtain,Palais Garnier,Paris,France

Пражская государственная опера (чеш. Státní opera Praha) — оперный театр в Праге, один из важнейших в Чехии, в репертуаре которого также присутствуют балеты. Репертуар театра сосредоточен на иностранных произведениях (чешский репертуар традиционно ставится в Национальном театре).

Оперный театр Мюнхена , Germany

Амазонский театр или Амазонас (Teatro Amazonas) - оперный театр, расположенный в центре бразильского города Манаус (Manaus, Brazil)


Оперный театр (Markgräfliches Opernhaus),Германия

Сословный театр славен также тем, что в нем Амадей Моцарт дирижировал свою премьеру «Дон Джованни» в 1787 г. Это событие увековечено мемориальной табличкой. По случаю коронации Леопольда II была представлена в этом театре еще одна премьера Моцарта La Clemenza di Tito («Милосердие Тита», 1791 г).Прага

Дворец изящных искусств,Мексика

Роскошный дворец изящных искусств, возведенный в мексиканской столице в 1934 году, представляет собой образец смешения архитектурных стилей боз-ар и ар-деко, о чем свидетельствуют стены из каррарского мрамора и невероятная пышность декора. Значительную часть этого великолепного здания занимают концертные залы оперного театра.Также в состав этого ансамбля входят музей архитектуры и национальный музей изящных искусств.

Оперные театры - храмы искусства Моцарта, Верди, Чайковского, а заодно детища талантливых архитекторов и дизайнеров своего поколения. В мире немало богатых на красоты театров с шикарными залами, немыслимыми декорациями и поистине впечатляющими экстерьерами. Итак, мы отправились на поиски самых красивых оперных театров мира и выявили 15 лучших.

Гранд-опера, Париж, Франция

Известный так же как «Опера Гарнье» театр в Париже является одним из самых известных и значимых театров оперы и балета мира. Сооружение возводилось более 15 лет, а руководил проектом никому не известный на тот момент тридцатипятилетний Шарль Гарнье. Здание впечатляет с первых минут своим роскошным вестибюлем с выложенной многоцветным мрамором лестницей и дивными торшерами. Театральное фойе с прелестной мозаикой и золотым фоном поражает богатством, а главный зал с гигантской люстрой из хрусталя и расписанным потолком вмещает 1900 человек. В подвальных помещениях театра есть резервуар с водой, на счет которого ходило множество легенд – он был упомянут в романе Гастона Леру «Призрак Оперы».

Сиднейский оперный театр, Сидней, Австралия

Здание театра стало настоящим символом города и страны. Возведенный в 1973 году оперный театр является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Узнаваемое здание с парусообразной крышей строили 14 долгих лет, а на его открытии присутствовала королева Англии Елизавета II.


Оперный театр Ла-Скала, Милан, Италия

Известнейший 230-летний театр когда-то освещали более тысячи лампад, поэтому повсюду стояли сотни ведер, наполненных водой - на случай пожара. Свое название театр приобрел благодаря церкви Санта-Мария делла Скала, на месте которой было построено здание. Ла-Скала тесно связана с творчеством величайших композиторов Италии - Беллини, Верди, Пуччини, творения которых были поставлены здесь впервые.


Оперный театр Копенгагена, Копенгаген, Дания

Строительство Копенгагенской Оперы считается одним из самых дорогостоящих в мире, и здание получилось удивительно красивым. Еще бы, ведь речь идет о первом национальном оперном театре Дании! Это сооружение, открытое в 2005 году, весьма отличается от трех вышеуказанных, так как оно построено в стиле неофутуризма.


Большой театр, Москва, Россия

Один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета был построен в 1776 году по указу Екатерины II. Вся история театральной культуры столицы долгие годы была связана исключительно с этим театром, но и сегодня театр обожаем и почитаем своим зрителем.


Королевский оперный театр, Лондон, Великобритания

Этот театр часто называют просто «Ковент-Гарден» по имени района, в котором находится здание театра. Георг Фридрих Гендель, немецкий и английский композитор середины 18 века, написал несколько опер специально для этого оперного театра.

Метрополитен-опера, Нью-Йорк, США

Театр, который сокращенно называют «Мэт», славится шикарными фресками Марка Шагала, великолепным занавесом, украшенным шелковым шитьём и блёстками, и впечатляющим зрительным залом на 3900 мест. Речь идет о новом здании Оперы, которое было построено в 1966 году.

Оперный театр Колон, Буэнос-Айрес, Аргентина

В Колоне одна из лучших акустик в мире. Театр, которое мы видим сегодня, был возведено в 1908 году. Его зал вмещает 2 500 человек, а так же есть места примерно для 1000 зрителей, пожелавших слушать оперы стоя.

Мариинский театр, Санкт-Петербург, Россия

Название театра, основанного в 1783 году, менялось пять раз. Интерьеры театра впечатляют: старинный занавес, в точности повторяющий рисунок парадной мантии императрицы Александры, роскошная золотая лепнина, огромная бронзовая люстра весом в 2,5 тонны.

Оперный театр Сан-Карло, Неаполь, Италия

Основанный по указу короля Карла VII театр является старейшим непрерывно работающим оперным театром в Европе.

Королевская Опера Версаля, Версаль, Франция

Это главный оперный и драматический театр Версальского дворца. Театр, полностью построенный из дерева и выкрашенный таким образом, будто он построен из мраморных плит, был открыт в 1770 году.

Маркграфский оперный театр, Байройт, Германия

Рихард Вагнер восхищался огромной главной сценой этого оперного театра – несколько позже под его руководством неподалеку был возведен Байройтский фестивальный театр. Баварский театр является памятником Всемирного наследия.

Дворцовый театр Дроттнингхольм,Стокгольм, Швеция

Открытый в 1766 году театр в стиле барокко до сих пор хранит типичные для того времени итальянские машины и механизмы, с помощью которых по сцене двигалась мебель, лились струи воды и раздавался грохот.

Сословный театр, Прага, Чехия

Более всего этот театр знаменит как место, где состоялись премьеры опер Моцарта «Дон Жуан» (в 1787 году) и «Милосердие Тита» (в 1791 году). Причем постановками дирижировал лично автор, и это единственный сохранившийся в первозданном виде театр, где выступал великий композитор.


Венгерский государственный оперный театр, Будапешт, Венгрия

Оперный театр, открытый в 1875 году, занимает 3-е место по акустике в Европе. В здании театр дважды ставил свои оперы Джакомо Пуччини.

Ла Скала, Милан, Италия

В истории оперы нет другого оперного театра, столь же почитаемого, столь же часто копируемого, столь же часто упоминаемого в качестве эталона для сравнения, как "Ла Скала". Но "Ла Скала" - это отнюдь не только красивое место для оперных постановок, это самый символ оперы - итальянской оперы.

Потому открытие в 1946 году восстановленного театра, который был разрушен во время бомбёжки в 1943 году, было, быть может, самым впечатляющим знаком преодоления последствий катастрофы второй мировой войны.

История "Ла Скалы" восходит к 1776 году, когда по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини началось строительство нового театра на месте церкви Санта-Мария делла Скала (откуда театр получил своё название).

Закончилось это строительство в 1778 году. Для открытия нового театра, которое состоялось 3 августа 1778 года Антонио Сальери специально сочинил оперу "Узнанная Европа" (прежде предложение было сделано Глюку, но тот отказался).
До конца XVIII века на сцене "Ла Скалы" ставились также драматические спектакли, и только в начале XIX века театр стал исключительно оперным. В 1812 году на его сцене прошла премьера оперы Дж. Россини "Пробный камень", положившая начало россиниевскому периоду истории театра. С 30-х годов XIX века история "Ла Скалы" связана с творчеством Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди. Во второй половине XIX века путь на сцену "Ла Скалы" находят оперные шедевры иностранных композиторов. Здесь впервые в Италии были поставлены "Фауст" Гуно, "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Зигфрид", "Парсифаль" Вагнера, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П. Чайковского, "Борис Годунов" и "Хованщина" М. Мусоргского.
Миланская публика - это совершенно особый разговор. Она может восторженно превознести, но может и безжалостно растоптать. И это невзирая на имена. В 1904 году, например, "Мадам Баттерфляй" Пуччини на премьере в "Ла Скале" получила такой плохой приём, что была исключена из репертуара театра более чем на двадцать лет и вновь дана лишь в 1925 году. Волнующая история рассказывается об исполнении "Турандот" - оперы, которую Пуччини не успел закончить. После смерти композитора её дописал, как известно, Франко Альфано. Премьерой в "Ла Скале" дирижировал Артуро Тосканини. Дойдя до того момента, где прерывается запись Пуччини, Тосканини положил свою палочку, повернулся к публике и сказал: "Здесь опера кончилась. Маэстро умер", после чего покинул дирижёрский пульт.


Опера Гарнье, Париж, Франция"Гранд-Опера" (Grand Opera)

- государственный

оперный театр,

крупнейший центр французской музыкально-театральной культуры. Его официальное название в настоящее время - "Национальная академия музыки и танца"

В момент своего основания - в 1669 году - театр назывался Королевской академией музыки. Король Людовик XIV выдал патент поэту П. Перрену и композитору Р. Камберу на организацию постоянного оперного театра в Париже. В 1671 году после объединения с Королевской академией танца театр был преобразован в Королевскую академию музыки и танца, которая начала свою деятельность 3 марта 1671 года постановкой музыкальной трагедии "Помона", написанной его основателями - П. Перреном и Р. Камбером. После Великой французской революции театр не раз менял своё официальное название - "Театр Искусств", "Театр республики и Искусств", "Театр Оперы", "Императоская академия музыки", "Королевская академия музыки и танца". В 1871 году театр получил своё теперешнее официальное название.

Свой современный облик здание "Гранд-Опера" (неофициальное название театра) получило в 1875 году, когда было закончено его строительство. Автором проекта был архитектор Шарль Гарнье (отсюда ещё одно название - "Палас Гарнье"). Строительство здания велось с 1862 года. В результате получилось одно из самых интересных произведений архитектуры эпохи Наполеона III. Фасад поражает обилием декоративных элементов, характерных для той эпохи. Здание стоит на возвышении в несколько широких ступеней. Нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед которыми множество скульптурных групп. Перед вторым пилястром справа - восхитительный шедевр Жана-Батиста Карпо "Танец". Второй этаж отличается от первого изяществом высоких парных колонн, которые обрамляют огромные окна. Интерьер театра не менее роскошен, чем фасад: "Большая лестница" отделана великолепным белым мрамором; свод украшен фресками Исидора Пилза; плафон в зале расписан в 1966 году Марком Шагалом.

Мариинский театр, Санкт-Петербург, Россия
Мариинский театр

Мой любимый театр.

Надевайте свои лучшие смокинги и вечерние платья, дамы и господа!

МАРИИНКА!

- символ русской культуры.

Летоисчисление его труппы ведется с 1783 года,

когда в Петербурге был открыт Большой театр, на месте которого находится сейчас Санкт-Петербургская консерватория.
В XVIII веке во второй Адмиралтейской части Петербурга появилась площадь Карусель - так называлось театрализованное конное действо - любимое развлечение придворного общества. Здесь же проходили народные гулянья с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской танцевальной школы. По приказу Екатерины Великой на месте этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Он открылся в 1783 году представлением оперы Паизиелло "На Луне". Площадь перед театром стала называться Театральной. В 1802 году театр перестроил архитектор Тома де Томон, в 1836 его реконструировал Альберт Кавос.

29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив Большого театра по проекту архитектора Альберта Кавоса, праздничным конным представлением открылся Конный цирк. Он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение. Ровно через десять лет цирк сгорел. Восстановленное здание предназначалось только для музыкальных спектаклей. Сюда переехала русская оперная, а затем, в сезоне 1885-1886 годов, и петербургская балетная труппа.
Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки "Жизнь за царя" театр стал называться Мариинским, по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, "великолепнейший в Европе", но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его приходилось постоянно перестраивать. В XIX веке здание театра дважды реконструировалось. По проекту главного архитектора Дирекции Императорских театров Шретера в 1884-1886 годах перестраивались закулисные помещения. В 1894-1896 главным инженером Смирновым проведена реконструкция зрительской части. К главному фасаду, выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе. Яркий живописный плафон выполнен живописцем Фрачиоли по эскизам профессора Дузи. Бронзовая трехъярусная люстра с хрустальными подвесками и канделябры были изготовлены на пожертвования купца Плеске, награжденного золотой медалью "во внимание к такой особой артистической заслуге". Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок - таков уникальный колорит зрительного зала - самого лирического театрального зала Европы.

Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина. В 1952 году художник Симон Вирсаладзе изменил цветовую гамму занавеса - в соответствии с цветом обивки мебели и драпировки зрительного зала из темно-красного он сделал его сине-голубым. Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено. В конце 1960-х годов в ходе реконструкции была перестроена сценическая коробка. Подъемный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют по-разному использовать оркестр и добиваться сложных декоративных эффектов.

Венгерский государственный оперный театр, Будапешт, Венгрия
БУДАПЕШТСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР

В 1872 году сразу после слияния Буды и Пешта и образования Будапешта по инициативе Ференца Листа и Ференца Эркеля, двух выдающихся венгерских композиторов, был создан комитет, возглавивший работы по строительству в городе оперного театра. К тому времени оперные спектакли давались в Венгрии вот уже почти двести лет. Это происходило в аристократических домах, например, у графа Я. Эрдёди. Ставились оперы Г. Бенды, К. Диттерсдорфа, Дж. Паизиелло, А. Сальери, А. Гретри.
Cтроительство здания театра началось в 1875 году. Автором проекта был архитектор Миклош Ибли. На строительстве использовались исключительно венгерские мастера и художники. Через девять лет - в 1884 году - оперный театр был открыт. В торжественной церемонии участвовал император Австро-Венгерской империи Франц-Йозеф. Театр назывался Королевский Венгерский оперный театр. На открытии были исполнены две венгерские оперы "Банк Бан" и "Ласло Хуньяди" Эркеля и первый акт немецкой оперы "Лоэнгрин" Вагнера.
После своего открытия, прошедшего с большой помпой, театр испытывал значительные финансовые трудности. В 1888 году директором театра на три года становится Густав Малер. Вместе с его венгеским коллегой Иштваном Кернеромоном Малер поднимает театр на очень высокий музыкальный уровень. Он приглашает иностранных исполнителей, с вниманием относится к венгеским певцам. С приходом на должность директора Шандора Хенеси расширился венгерский репертуар театра. Перед первой мировой войной широкой публике были впервые представлены два произведения Белы Бартока - балет "Деревянный принц" и опера "замок герцога Синяя Борода".
Межвоенная эпоха - время выступлений в театре самых знаменитых дирижёров - Томаса Бичема, Бруно Вальтера, Герберта фон Караяна.
Современный свой облик театр получил после реконструкции, которая началась в 1980 году и продолжалась 4 года. Вновь открытый в 1984, в год своего столетия, театр стал одним из лучших в Европе.

Метрополитен Опера, Нью-Йорк, США
«Метрополитен-опера»

(Metropolitan Opera), ведущий оперный театр в США.

Открыт в 1883 в Нью-Йорке.

Здание построено по проекту архитектора Дж. К. Кейди. Зрительный зал на 3625 мест. Единственный в США постоянный оперный театр (работает 7 месяцев в году). Создан на средства акционерного общества «Метрополитен-опера хаус компани». Субсидируется крупными фирмами, обществами, частными лицами. Хор, оркестр и вспомогательные коллективы стабильны; солисты и дирижёры приглашаются на определённые сезоны или на спектакли (по контрактам). Оперы исполняются на языке оригинала. Произведения американских авторов и современных композиторов др. стран ставятся редко, в репертуаре - мировая классика: оперы Дж. Верди, Дж. Пуччини, Г. Доницетти, Р. Вагнера, Ш. Гуно, Ж. Визе, В. А. Моцарта, Р. Штрауса и др. Успехом пользуются произведения русских композиторов («Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»).

Королевский оперный театр Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания

КОВЕНТ ГАРДЕН

(Covent Garden)
Ковент Гарден (Covent Garden) - королевский оперный театр в Лондоне (Royal Opera House).
Крупнейшая оперная сцена Великобритании. Основан в 1732, как оперный и драматический театр (2250 мест). В 1808 перестроен, с 1847 становится исключительно оперным театром (это событие было отмечено постановкой оперы Россини "Семирамида"). После большого пожара 1856 театр вновь отстроен и в таком виде сохранился до наших дней.
В 1892 получил название Королевского оперного театра. В год открытия здесь была поставлена "Опера нищих" Пепуша. В 1734-37 состоялись премьеры ряда опер Генделя ("Верный пастух", "Ариодант", "Альцина" и другие), специально для Ковент Гардена Вебером написана опера "Оберон" (1826). В XIX веке в Ковент Гардене выступали крупнейшие певцы того времени Малибран, Тамбурини, Джулия Гризи, Патти. В конце XIX века в театре впервые в мире вводится традиция исполнения сочинения на языке оригинала.
В 1892 Гамбургской труппой под управлением Малера здесь была показана тетралогия "Кольцо нибелунга". Среди важнейших постановок XX века отметим "Электру" (1910), оперу Дилиуса "Сельские Ромео и Джульетта" (1910), "Бориса Годунова" (1928, с Шаляпиным в заглавной партии), "Норму" (1953, c Каллас). В 1961 на сцене Ковент Гардена была поставлена опера "Пиковая дама" (дирижёр Мелик-Пашаев), в 1962 партию Аиды здесь пела Вишневская. Важное место в репертуаре театра занимает английская опера и, прежде всего, оперы Бриттена. В Ковент Гардене прошли мировые премьеры его произведений "Билли Бад" (1951), "Глориана" (1953). Среди постановок последних лет "Сон в летнюю ночь" (1986), "Питер Граймс" (1995). На сцене театра прошли также премьеры ряда опер Г. Бишопа (1786-1855), бывшего в 1810-24 главным дирижёром театра, Воана-Уильямса, Типпетта, Уолтона. Здесь долгое время пела Сазерленд. Среди главных дирижёров Шолти, Дейвис, Хайтинк. В конце 1950-х годов в Ковент Гардене осуществил ряд постановок выдающийся кинорежиссёр Висконти. Здесь состоялась премьера оперы П. Дейвиса (р. 1934) "Тавернер" (1972).
Спектакли театра отличаются высоким художественным уровнем. Многих молодых певцов после успеха в Ковент Гардене ждала блестящая карьера. Так, например, случилось после блистательной премьеры "Травиаты" в 1994 (дирижировал Шолти) с исполнительницей партии Виолетты румынкой Георгиу. С 1946 на сцене Ковент Гардена выступает также балетная труппа "Сэдлерс-Уэлс-балле". С 1995 в Ковент Гардене проводятся ежегодные "Вердиевские фестивали".

Оперный театр Сан-Карло,

Неаполь, Италия
САН-КАРЛО

(Teatro San Carlo)
Сан-Карло (Teatro San Carlo) - оперный театр в Неаполе (Италия). Открыт в 1737 году. В 1816 году был восстановлен после пожара. В театре 3500 мест. Наибольший рассвет театр пережил в 1809-40, когда его руководителем был знаменитый импрессарио Барбайя.
На сцене театра прошли мировые премьеры ряда опер Россини ("Елизавета, королева Англии", 1815; "Моисей в Египте", 1818; "Дева озера", 1819; "Магомет II", 1820; "Зельмира", 1822), Доницетти ("Фауста", 1832; "Лючия ди Ламмермур", 1835; "Полиевкт, 1848); Верди ("Луиза Миллер", 1849) и другие.
Среди певцов, выступавших в театре: Донцелли, Ноццари, Кольбран, Паста, Патти, Таманьо (XIX век), Джильи, Лаури-Вольпи, Бергонци, Гедда, Гяуров, Доминго, Кабалье (XX век). Среди дирижёров Молинари-Праделли, Решиньо, Серафин, Д. Орен и другие.

Баварская государственная опера, Мюнхен, Германия
Баварская государственная опера

(Bayerische Staatsoper) - одна из ведущих оперных сцен Германии. Находится в Мюнхене (2100) мест. Основана в 1818 году. В 1963 открыта после реставрации спектаклем "Женщина без тени" Р. Штрауса. Среди главных дирижёров: Бюлов, Мотль, Вальтер, Кнаппертсбуш, Шолти, Кемпе, Заваллиш, Шнайдер. Значительный вклад в деятельность театра внёс режиссёр Поннель. С 1992 театром руководит известный театральный деятель П. Джонас, ранее возглавлявший Английскую Национальную оперу. Летом в театре проходит традиционный фестиваль (оперы, балеты, концерты). На сцене театра прошли мировые премьеры ряда опер Вагнера, Пфицнера, Корнгольда, Хенце и других.

Оперный театр «Колон», Буэнос-Айрес, Аргентина

ТЕАТР КОЛОН

(Teatro Colon)
Театр Колон (Teatro Colon) - национальный оперный театр Аргентины (Буэнос-Айрес).

Крупнейшая оперная сцена Южной Америки. Театр открыт в 1908 спектаклем "Аида". В год открытия в нём выступала выдающаяся итальянская труппа, в которую входили Руффо, Шаляпин и другие.
В театре 2478 мест. Сезон длится с мая по декабрь. На сцене театра выступали многие знаменитые певцы XX века: Карузо, Гобби, Дель Монако, Тебальди и другие, дирижёры Тосканини, Клемперер, Э. Клейбер.
Значительное место в репертуаре театра всегда занимала русская классика. Здесь ставились оперы "Борис Годунов" и "Демон" (обе в 1909), "Евгений Онегин" (1911), "Пиковая дама" (1924, с участием русских певцов), "Хованщина" (1929), "Садко" (1930) и другие. Здесь выступала труппа Дягилева в 1913-17 годах. Эти традиции сохранились и до наших дней. Так, в 1996 в театре гастролировала труппа Московского камерного музыкального театра под управлением Покровского (были показаны спектакли "Нос" Шостаковича, "Четыре девочки" Денисова).

и

Несмотря на то, что кинематограф существует уже давно, театры популярны как и в былые времена.

Да и может ли картинка сравниться с игрой актера “вживую”, когда ощущение духа спектакля буквально витает в зале?

И балет, и опера, и комедия, и мюзикл, любая постановка может всколыхнуть все чувства.

Так что сегодня мы поговорим о театрах, и хотя этот рейтинг, назван топом лучших театров, лучших или худших здесь нет и разделение условно.

Каждый театр уникален и неповторим, своей атмосферой, актерами, историей.

Так что в случае если не увидите здесь какой-то из знаменитых театров, не спешите с выводами, рассказать обо всех невозможно, а разделение, как уже сказано выше – условно.

Ла Скала

1. Начнем с Италии, ведь ее можно назвать одной из колыбелей театра, ведь здесь, наравне с Греций и Францией, зарождались многие театральные традиции. Здесь были театры во времена Рима и в эпоху Возрождения, так что вклад этой страны в театральное искусство неоспорим. Лучшим театром Италии заслужено считается “Ла Скала” в Милане.


Построен он был 1776-1778 годах, а своим названием обязан церкви “Санта Мария дела Скала”, которая располагалась на этом месте до театра.

Есть легенда, что при закладке фундамента была найдена античная глыба с изображением мима Пилада, словно благословение древних богов будущему театру. Зал театра вмещает до 2 800 человек. Кстати, сюда принято приходить одетым в черное.

В разные времена здесь очень любили творчество Беллини, Верди и Пуччини. Также в “Ла Скала” проходили балы и даже когда-то была коррида.

Гранд Опера

2. Во Франции самым знаменитым считает театр “Гранд Опера”, хотя официальное его название – “Национальная академия музыки и танца”. Основан в 1669 году поэтом Перреном и композитором Камбером с подписи Людовика XIV. Этот театр пережил века, Французскую революцию, сменил много названий, но так и остался одним из лучших.


Здание, в котором он располагается сегодня построено архитектором Ш. Гарнье в 1875 году. Зал вмещает 2 130 человек. Спектакли, поставленные на сцене “Гранд Опера” за три с половиной века перечислить сложно.

Изначально это были произведения французских композиторов, потом итальянских и немецких. В двадцатом веке здесь состоялась премьера оперы “Мавра” Стравинского.

Венская опера

3. “Венскую оперу” тоже нельзя обойти вниманием. Австрия всегда гордилась своими композиторами, именно поэтому здесь так любят ставить оперы Моцарта. Также здесь прошла премьера всего Вагнеровского цикла “Кольцо Нибелунгов”.


Построена “Венская опера” 1869 году, внутреннее убранство поражает роскошью и величественностью.

В конце 19 века это место было средоточием культурной жизни Европы. Здесь до сих пор по традиции ежегодно проходит знаменитый на весь мир “Оперный бал”, куда съезжаются со всего мира.

Ковент-Гарден

4. Самый знаменитый театр в Англии – лондонский “Ковент-Гарден”. Основан он был в 1732 году. В том виде, в котором предстает сейчас, сохранился с последней реставрации в 1856 году. Отличается высоким уровнем игры актеров и соответствующими гонорарами.


В 19 веке здесь пели лучшие исполнители того времени, такие как Малибран, Тамбурини, Джулия Гризи.

Само здание окутано таинственностью и легендами о призраках, так подходящими “Туманному Альбиону”. Рассчитан на 2 250 мест.

Метрополитен Опера

5. Нью-Йоркский “Метрополитен Опера” самый знаменитый театр в США и при этом самый современный из всех здесь перечисленных.


Он основан в 1883 году, отличается отсутствием столь роскошного убранства, как в других театрах. Зато здесь применены многие современные технологии, как, например, бегущая строка в спинке кресла.

Изначально в Метрополитен Опера любили ставить Вагнера. Также как и в Англии здесь ставят оперы на языке оригинала. Гонорары исполнителям здесь скромнее, чем в других местах, но петь на этой сцене все равно очень престижно.

Зал большой, вмещает 3 625 человек. Что интересно, театр не государственный и содержится на средства частных лиц и пожертвования фирм.

6. В России в один ряд с вышеназванными театрами можно поставить “Большой театр”. Он был основан в 1776 году, то здание где он располагается сейчас появилось в 1825 году.


Здесь прошли премьеры опер Чайковского – “Мазепа”, “Воевода”, “Черевички” и Рахманинова – “Скупой рыцарь”, “Алеко” и “Франческа да Римини”, а Рахманинов выступал в качестве дирижера.

На сцене “Большого театра” дают спектакли и приезжие труппы из “Ла Скала” и “Венской оперы”. Рассчитан на 2 155 мест.

7. “Сиднейская опера” – шедевр скорее архитектурный, нежели театральный.


Это место стало символом Австралии, здесь проходят как спектакли, так и различные шоу, нет привычного театрального оформления, да и репертуар не классический. Но может это такое представление создателей о театре будущего, ведь “Сиднейская опера” была построена всего 37 лет назад. Кстати, открывала ее сама королева Елизавета.

8. Еще один неклассический театр – “Бродвейский”.


Это не здание, это традиции. Когда-то “Бродвейский театр” означало, что это один из небольших театров, расположенных на соответствующей улице Нью-Йорка, сегодня в это понятие вложен совсем другой смысл.

На “Бродвей” приглашаю актеров на один или несколько сезонов, там нет постоянной труппы, и спектакль идет, пока он интересен публике. Именно поэтому многих тянет сюда, из-за разнообразия. Традиции “Бродвейского театра” сложились около столетия назад.

Арена ди Верона

9. “Арена ди Верона”, аналогов этому театру нет во все мире, ведь он построен еще во времена императора Августа в первом веке нашей эры. Это овальный римский амфитеатр, и что самое интересное, функционирующий.


Арена ди Верона. Фото – Ennevi

Уже триста лет на этой сцене даются спектакли, а в римские времена здесь умирали гладиаторы и проводились турниры.

С 1913 года ежегодно летом здесь проходит оперный фестиваль. Ставят в основном зрелищные постановки, такие как “Аида”, открывшая первый из этих фестивалей, “Турандот”, “Кармен”. “Арена ди Верона” способна вместить до 16 000 зрителей одновременно, что не под силу ни одному залу классических театров.

10. Самым крупным театром Южной Америки является “Театр Колон”. Он был основан в 1857 году.


Располагается в городе Буэнос-Айрес и может вместить до 2 478 человек одновременно. На момент строительства первое здание театра было самым передовым среди опер, здесь применялось газовое освещение и устройства для спецэффектов.

Современное здание открылось в 1908 году, помимо сидячих мест рассчитано на 500-1000 стоящих людей. Здесь часто ставят русские спектакли, такие как “Борис Годунов”, “Садко”, “Евгений Онегин”.

сайт


Когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрыленным радостным предчувствием. Оркестранты уже настраивают инструменты. Публика неспешно рассаживается по своим местам. И этот пестрый шум обещает нечто таинственное, чудесное. Вот меркнет свет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижер взмахнул палочкой, и оркестр зазвучал удивительно стройно. Начинается увертюра.

Оперный театр – совершенно особое здание. Ведь для того, чтобы проводить оперные и балетные спектакли, нужны большая сцена с техническим оборудованием (для перемещения кулис и декораций), оркестровая яма и зрительный зал, театральные мастерские, репетиционные помещения, а также кассы, гардероб, буфет и т.д. Конечно же, такому внушительному заведению требуется огромное количество работников самых разнообразных профессий. Среди них – солисты театра, хористы, оркестранты, балетная труппа, директоры, режиссеры, драматурги, балетмейстеры, костюмеры, швеи, работники сцены, специалисты по свету и звуку, вахтеры, работники гардероба, уборщики... Каждый из оперных театров (их ведь не так уж много в мире) имеет собственную неповторимую историю. Вот некоторые из них, пожалуй, самые знаменитые.

«Гранд-Опера» («Большая опера»). ФРАНЦИЯ

Ни один оперный театр мира не был в течение целых столетий таким вершителем оперных судеб, как парижская Гранд-Опера. Сюда стремились оперные композиторы многих стран. К кому-то приходили слава и богатство, других же ожидали отчаяние и безнадежность. Здесь пришло признание к Кристофу Виллибальду Глюку, тут была с триумфом принята последняя опера Россини, здесь же жесточайшее разочарование постигло Вагнера. Именно в стенах Гранд-Опера получил наиболее полное воплощение тип грандиозного и роскошного оперного спектакля. Постановочные традиции этого театра оказали большое влияние на облик оперного спектакля крупных форм во всем мировом оперном искусстве.

Гранд-Опера – крупнейший центр французской музыкально-театральной культуры. Его официальное название – «Национальная академия музыки и танца». В момент основания театр получил название «Королевская академия музыки». 3 марта 1671 г. состоялась первая постановка на новой сцене. Для этого торжественного события была выбрана музыкальная трагедия «Помона», написанная основателями театра поэтом П. Перру и композитором Р. Камберу.
В XVII-XVIII вв. в Гранд-Опера ставились преимущественно оперы французских композиторов, в частности, Люлли и Рамо. С конца XVIII в. появился также итальянский и немецкий репертуар. В XIX веке на сцене Гранд-Опера царили постановки с музыкой Россини, Доницетти, Верди. Среди премьер ХХ века отметим оперу «Мавра» Стравинского.
Свой современный облик здание театра получило в 1875 г., когда было закончено его строительство по проекту архитектора Шарля Гарнье. Фасад Гранд-Опера, обустроенный Гарнье, поражает обилием декоративных элементов. Здание стоит на возвышении, которое представляет собой несколько широких ступеней. Нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед ними множество скульптурных групп. Второй этаж отличается изяществом высоких парных колонн, обрамляющих огромные окна. Роскошен и интерьер театра. Большая лестница отделана великолепным белым мрамором, свод украшен фресками Исидора Пилза, плафон зрительного зала расписан в 1964 г. выдающимся художником Марком Шагалом.

На протяжении трех веков театр является одним из центров европейской оперной культуры. Здесь пели Виардо-Гарсиа, Джулия Гризи, Карузо, Шаляпин, выступали многие зарубежные труппы, шли спектакли дягилевской антрепризы.

«Ла Скала». ИТАЛИЯ

Второй крупнейший прославленный на весь мир оперный театр – «Ла Скала» – находится в итальянском городе Милане. Он появился во второй половине XVIII в., в пору расцвета музыкально-театральной жизни Италии. Здание воздвигнуто по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини на месте старинной церкви Санта Мария делла Скала. Его архитектурный облик определяют античная простота форм, строгость и благородство. Итальянцы чрезвычайно почитают свой театр, его славные традиции, и по праву считают театр национальным достоянием.

Здание почти без изменений сохранилось до наших дней. В глубине нижнего фойе высятся четыре мраморные статуи. Это монументы великим композиторам Италии – Россини, Беллини, Доницетти и Верди. В музее театра «Ла Скала» хранятся реликвии, дорогие для поклонников: очки Россини, светлый локон волос Беллини, гипсовый слепок руки Шопена. Привлекает внимание и небольшая афиша, оповещавшая миланцев, что 3 августа 1778 г. оперой Антонио Сальери «Признанная Европа» открывается новый королевско-герцовский театр.

История этого театра – одновременно и история итальянского оперного творчества и вокального искусства. В первой четверти XIX в. репертуар “Ла Скала” составляли произведения Чимарозы, Керубини, Цингарелли. Большую славу театру принесли постановки опер Доницетти, Россини, Беллини. Целую эпоху в развитии Ла Скала составили творения Верди. Здесь были поставлены все 26 опер композитора. Постепенно на сцене формировался стиль классического бельканто, что в переводе с итальянского означает «прекрасное пение». Он отличался особой легкостью и красотой звучания, предельной выразительностью, оттачивался в операх композиторов Пуччини, Масканьи, Леонкавалло.

В 1901 г. в миланском театре произошло выдающееся событие. В новой постановке оперы А. Бойто «Мефистофель» впервые за рубежом выступил русский бас Федор Иванович Шаляпин. Затем он неоднократно исполнял на сцене «Ла Скала» свои лучшие роли («Борис Годунов», «Иван Грозный»), открыв итальянской публике красоту и мощь русской классической оперы. Шаляпин начал новую эру в итальянском оперном искусстве; после его выступления уже невозможно было просто исполнять свою музыкальную партию (пусть и очень хорошо), нужно было и великолепно играть, создавать образ в музыкальном спектакле. Итальянские певцы усвоили этот «русский» урок и стали больше внимания уделять актерскому мастерству.
Удивительно, но в «Ла Скала» нет постоянной труппы солистов. На ведущие партии приглашаются и певцы из других стран. Неоднократно там выступали Ирина Архипова, Елена Образцова, Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко и многие другие русские вокалисты. А итальянские артисты с огромным успехом давали спектакли на сцене Большого театра.

Берлинский оперный театр. ГЕРМАНИЯ

Старейший театр Европы. Он прошел долгий и трудный путь – от придворной труппы до ведущего музыкального театра. В XVIII в. на прусском престоле восседал король Фридрих II. Одним из украшений его двора были музыка и музыканты. Исполняя волю короля, придворный архитектор Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф приступил к строительству театрального здания. Оно было торжественно открыто 7 декабря 1742 г. К этому же времени был создан оркестр и хор. Первым произведением, поставленным на сцене нового театра, стала опера придворного композитора Карла Генриха Грауна «Клеопатра и Цезарь». И если это произведение принадлежало перу немецкого автора, то в дальнейшем репертуар театра, как правило, включал модные тогда итальянские оперы. Это отвечало вкусам и самого Фридриха II, и его наследников.

После свержения монархии в 1818 году Берлинская опера стала государственной. На ее сцене в этот период были поставлены десятки музыкальных сочинений. За дирижёрским пультом стояли выдающиеся Р. Штраус, Л. Блех, Э. Клейбер. В спектаклях участвовали лучшие мировые певцы: Э. Карузо и Б.Джильи.

Во время войны здание театра было разрушено. После восстановления с 1955 года в знаменитом театре снова идут бессмертные творения Генделя, Глюка, Вагнера, Штрауса. Театр осуществляет интересные постановки опер и балетов П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна.

Венский оперный театр. АВСТРИЯ

Немалую роль в развитии оперного искусства Европы и мира сыграл Венский оперный театр. Здание Венской оперы было построено в 1869 г. по проекту архитектора Августа Зиккарда фон Зиккардсбурга, а интерьер разработал Эдуард ван дер Нюлль. Долгое время театр считался одним из красивейших в мире. Открытие этого здания театра было ознаменовано постановкой оперы Моцарта «Дон Жуан».
В 1897 г. во главе театра стал выдающийся композитор и дирижер Густав Малер, который привлек к работе таких мастеров, как Бруно Вальтер, Франц Шальк. В тот период на сцене Венской государственной оперы были поставлены оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского.

В 1945 г. здание пострадало во время бомбардировки. Десять лет спектакли шли на других площадках. Новый сезон в восстановленном театре начался в 1955 г. под руководством прославленного Герберта фон Караяна.
Венская государственная опера предлагает слушателям очень разнообразный репертуар, считаясь при этом хранительницей лучших традиций венской классической школы.

Продолжение следует.

Лариса Путинцева.