Откуда пришли цыгане, и почему их нигде не любят? Откуда произошли цыгане: мнение учёных Цыганская страна

Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии группой около 1000 человек. Время миграции предков цыган из Индии точно не установлено, так же, как и количество миграционных волн. Но известно, что падишах из Индии подарил в знак признательности шаху Персии 1000 человек. Различные исследователи приблизительно определяют исход так называемых «протоцыганских» групп VI-X веками н. э. По самой популярной версии, основанной на анализе заимствованных слов в языках цыган, предки современных цыган провели около 400 лет в Персии, прежде чем ветвь ромов продвинулась западнее, на территорию Византии. Они и явились предками европейских цыган: ромов, кале, синти, мануш . Часть мигрантов осталась на Ближнем Востоке. Существует мнение, что ещё одна ветвь прошла в Палестину и через неё в Египет.

Что касается так называемых среднеазиатских цыган, или люли , то они, как иногда образно говорят, являются двоюродными или даже троюродными братьями цыган европейских. Так, среднеазиатское цыганское население, на протяжении столетий вбирая в себя различные потоки мигрантов из Пенджаба (в том числе группы белуджей), исторически было неоднородным.

Цыгане Европы являются потомками цыган, проживавших в Византии. Документы свидетельствуют, что цыгане жили и в центре империи, и на её окраинах и там же большая часть этих цыган приняла христианство. В Византии цыгане быстро интегрировались в общество. В ряде мест их вожакам были даны определённые привилегии. Письменные упоминания цыган того периода скудны, но по ним не похоже, чтобы цыгане вызывали какой-то особенный интерес или воспринимались как маргинальная или криминальная группа. Цыгане упоминаются как мастера по работе с металлом, изготовители конской сбруи, шорники, гадатели (в Византии это была обычная профессия), дрессировщики (причём в самых ранних источниках - заклинатели змей, и только в более поздних - дрессировщики медведей). При этом самым распространённым ремеслом, по всей видимости, были всё же артистическое и кузнечное, упоминаются целые деревни цыган-кузнецов.

При крушении Византийской империи цыгане начали мигрировать в Европу. Первыми, судя по письменным европейским источникам, в Европу прибыли маргинальные, авантюрно настроенные представители народа, занимавшиеся попрошайничеством, гаданием и мелким воровством, что положило начало негативному восприятию цыган как народа среди европейцев. И только через некоторое время стали прибывать артисты, дрессировщики, ремесленники, конеторговцы.

Самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 году - указ Анны Иоанновны о новых налогах на содержание армии:
Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны. При сем случае докладе Генерал-лейтенанта князя Шаховского объяснено было, между прочим, что цыган в перепись писать было невозможно, потому что они дворами не живут.

Всемирный День цыган - 08.04.1971.

8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Такими символами обычно украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвящённых цыганской культуре.
В честь Первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Днём цыган. У некоторых цыган есть связанный с ним обычай: вечером, в определённое время, проносить по улице зажжённую свечу.

В ПОИСКАХ ЦЫГАНСКОЙ ПРАРОДИНЫ

Прародина цыган - Индия. Об этом знают этнографы, историки и сами цыгане. Открытие этого научного факта относится к середине ХVIII века. Студент Лейденского университета венгр И.Вайя подметил сходство цыганского языка с языком его сокурсников, родиной которых был Малабарский берег.1 Статья об этих наблюдениях в венской газете попала в руки немецкого ученого Г.Грельмана, который, сравнив цыганский язык с индийским санскритом, выдвинул гипотезу об индийской прародине цыган.2 Но только через столетие, благодаря исследованиям немецкого филолога А.Потта, гипотеза приобрела вид доказательной теории, не потерявшей научного значения до настоящего времени.3 Открытие цыганской прародины было сделано на основе лингвистического анализа, так как круг других источников - археологических, документальных, которыми могли бы воспользоваться цыганологи, - очень ограничен. В традиционной культуре цыган также прослеживаются некоторые черты, которые ученые связывают с индийскими корнями народа.
В литературе высказано немало и других, иногда ничем не доказанных, порой фантастических, предположений о происхождении цыган. Родину цыган искали в Ассирии и Персии, Занзибаре и Намибии, в Египте и на Дунае. Их считали строителями египетских пирамид и жителями легендарной Атлантиды, которые приплыли накануне ее исчезновения.4
Если вопрос о прародине цыган решен в этнографической науке, то немало спорного остается в цыганской истории. Ввиду отсутствия достоверных исторических источников до конца не раскрыты загадки ранней цыганской истории, хотя гипотезы и предположения учеными высказывались неоднократно. Больше всего споров вызывают вопросы о том, когда и почему предки цыган покинули свою прародину, какая индийская народность отправилась искать новую родину.
О том, когда предки цыган покинули Индию, ученые спорят до настоящего времени. Одни авторы называют V век, другие - Х век. Авторы монографии «История цыган: Новый взгляд» считают, что правы обе стороны: «Мелкие индийские племена покидали родину столетие за столетием, предки цыган не шли одним табором, имея определенную заранее цель. Часть цыган оседала по дороге, положив начало нынешним этническим группам. Часть двигалась дальше с редкой неторопливостью, таборы десятилетиями кружили в одном и том же ареале, пока однажды, по экономическим или социальным причинам, не сдвигались на сто-двести километров западнее».5 Российские цыганологи Е.Друц и А.Гесслер утверждают, что исход цыган из Индии продолжался около тысячи лет, а его кульминация пришлась на рубеж первого и второго тысячелетий, а отдельные волны миграции продолжались и в последующее время.6 Причины, вызвавшие миграции, исследователи связывают с междоусобными войнами, постоянными набегами мусульманских завоевателей.7
Какой народ отправился в далекое кочевье? Этнографы по-разному отвечают на этот вопрос. Одни считают цыган потомками не одной, а многих индийских народностей. Другие, как, например, Е.Друц и А.Гесслер, отмечают, что цыгане - потомки индийской касты «дом», покинувшие некогда свою родину. Эта каста и сейчас существует в Индии, ее представители ведут полукочевой образ жизни, занимаются кузнечным делом и другими ремеслами, а также пением и танцами. Каста относится к низшим слоям индийского общества.8
Н.Деметр, Н.Бессонов... не соглашаются с данной точкой зрения и считают, что предки цыган занимали среднее положение в кастовой иерархии. Исследуя уклад цыган, они пришли к выводу о том, что при дворах индийских князей была особая социальная прослойка, представители которой развлекали их музыкой и танцами, а также были заняты по хозяйству, занимались ремеслами, что объясняет тягу цыган к золоту и украшениям, кочевому образу жизни.9
Путь, который прошли цыгане, реконструируется учеными сегодня так: «Из Индии они двинулись через территорию современных Ирана, Афганистана и Армении. Цыгане, осевшие в Средней Азии, Армении, Персии, составили основу существующих до настоящего времени этнографических групп цыган этого региона (мугат, карачи, боша и др.). Далее произошло разделение, часть цыган двинулась в сторону Палестины и Египта, где и осталась, часть направилась... на территорию Византии».10

Из полевых наблюдений
Вопрос о происхождении цыган всегда был в центре внимания наших полевых исследований: что помнит народ, как он объясняет свое происхождение. Оказалось, что практически все в таборе знают об Индии как родине своих далеких предков. Одни узнали об этом из журналов, научно-популярных изданий, другие - от своих родителей. Даже Замбила Георгиевна Кулай (1914 г.р.), старейшая в таборе, также поведала нам о том, что цыгане вышли из Индии. Кто-то принимает факт индийской прародины на веру, соглашаясь с исследователями; кто-то знает об этом, но не верит, считая, что родина цыган находится где-то поближе, например в Молдавии.
Некоторые серьезно задумываются над своими корнями и даже выдвигают свои версии слова «цыгане»: «В Индии есть река Ганг, ее еще Гана называют, вот цыгане там раньше у реки и жили. А потом и пошло, люди из Ганы – ганы. Но не ганами стали называть, а добавили букву ц и получилось – цыгане».*

Об общности с Индией напоминают цыганам и индийские фильмы: цыгане понимают некоторые слова. Кто-то высказывается и более определенно: «Индийские песни поют, мы первый куплет понимаем, а на втором куплете уже и подпеть можем».
Сохранились в таборе и более древние «свои» предания и легенды о происхождении цыганского народа. Вот лишь некоторые из них, которые нам удалось записать.
О том, как появились на свете разные народы, почему они отличатся друг от друга, известно такое предание: «Раньше на земле не было разных народов. И привел Бог людей в свой сад Эдем. А там росли разные деревья, и груши, и сливы, и яблоки. И каждый пошел к тому дереву, которое ему понравилось. Так и пошли разные народы, кто какой фрукт съел. Цыганка пошла и скушала себе одну сливу. Так и пошли наши родители от сливы. Она не пошла, где яблочки, где груши, а пошла, где сливы, так и пошли цыгане. Татары ели горох. Когда кушали горох, они говорили: “Помогает Бог. Сколько гороху растет, столько чтоб людям было здоровье”. Узбек скушал маслину, черную, сочную. Они и теперь черненькие такие, как маслина у них лицо. Русские яблоки съели. Пошла, видит, красивое яблоко висит на ветке, пошла и съела его. И, правда, русские яблоки любят. А евреи пошли туда, где груши. А груши, знаешь, они такие длинные, как нос. Нос и длинный у евреев, как груша. Румыны, они красивые, красивей нету, они как виноград красивые. У них раньше тоже были брички. Они ехали и смотрят: это яблоко, это груша, это прошли, а где виноград - остановились, взяли себе по две-три веточки, покушали, вот такие стали красивые, симпатичные, друг друга красивее. А болгары ели абрикос, они тоже красивые. А цыгане пошли на сливу. Первая девка была, ей года три-четыре было, она сливу съела, одну, другую, третью, поэтому цыгане такие смугленькие, как слива. Так и пошли цыгане молдавские и всесоюзные от сливы».
Ответ на вопрос о том, почему цыгане кочуют, почему у них нет своей земли, находим в старинной цыганской легенде: «Есть легенда такая, что Бог им не дал земли. Бог, когда землю делил, забыл про цыган. И один цыган пошел к Богу со слезами на глазах и сказал: “Почему ты, Бог, так со мной поступил, ты всем землю дал, а мне не дал?” То Бог сказал на это: “Я тебе дам ум, чтобы ты жил своим умом, хитростью. И чтобы этим добывал свой кусок хлеба. И весь мир будет у ног твоих. И ты будешь добывать свой кусок хлеба своим умом и хитростью, будешь выживать везде, куда бы ты не пришел”».
Другая цыганская легенда объясняет, почему цыганам разрешено обманывать: «Бог разрешил цыганам обманывать. Когда Иисуса Христа понесли на распятье, тогда цыган украл гвоздь, последний гвоздь, которым хотели пробить сердце. И цыган украл этот гвоздь. Когда его спросили, сказал: “Ей Богу, не брал!“. Взял и проглотил этот гвоздь. И тем самым немножко продлил жизнь Иисусу Христу. Ему опять Бог сказал, что будешь жить своей хитростью. От этого хитрость появилась у цыган. Есть такая легенда, что именно Бог нам придумал так, чтоб наш народ гадал, чтоб своим умом мы жили, своей хитростью». Эта легенда в разных вариантах широко распространена не только среди цыган, но и у других народов.

ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД

Появление цыган в Византии историки относят к ХII - ХIII векам. Встречается и более ранняя дата - ХI век. В Византии цыгане задержались достаточно долго, прежде чем двинуться дальше - в сторону Восточной и Западной Европы.
Византийский период цыганской истории, как считают историки, был достаточно значимым для этноса. Исследователи цыганской этнической истории утверждают, что формирование цыган как народа произошло именно в Византии, где они пребывали около трехсот лет, и завершилось к началу ХV века.11 В немногочисленных сохранившихся исторических источниках упоминается о таких занятиях цыган, как гадание и дрессировка животных (заклинание змей и вождение медведя), изготовление решет и сит, кузнечное дело. Именно в Византии цыгане познакомились с христианством. В одном из источников ХIV в. читаем: «Эти люди... придерживались обрядов греческой православной церкви».12 Христианство стало основной религией большинства этнографических групп цыган Западной и Восточной Европы. Греческий язык оказал заметное влияние на цыганский язык: были заимствованы десятки слов, некоторые формы словообразования. От греческого слова «антсинганос» произошло и русское название народа - цыгане.13 Происхождение этнонима рома исследователи также связывают с византийским периодом цыганской истории.14 Некоторые цыганологи считают, что и гаданию цыганки научились именно в Византии, где в то время были достаточно сильны суеверия, вера в возможность предсказания судьбы.15
Начало ХV в. отмечено экспансией мусульман, в результате территория империи стала сокращаться, увеличилась численность цыганского населения, что, по-видимому, и послужило причинами «великого цыганского похода» в Западную Европу, начавшегося в 1417 году.

Из полевых наблюдений
Как цыгане расходились по всему миру, представить довольно сложно. Однако, наверное, в каждом таборе сохранились свои предания, в которых раскрывается цыганская история. Есть такие и у пермских цыган-кэлдэраров. Вот одно из них, рассказанное Гранчо Додовичем Буцо (1941 г.р.): «У моего деда было шестеро братовей. От одного брата табор находится в России, а остальные разошлись по всему миру еще во времена революции и до войны. Перед войной вот такой случай был, я от отца слышал. Вышел в таборе спорный вопрос, поспорили, может, из-за невестки, поругались, мелочное дело. И они решили на время разойтись, думали на неделю, на месяц, может, на две недели. А получилось так, что разошлись очень далеко. Одни оказались в России, а другие - за границей. После войны уже венгерские цыгане сказали нам, что наша родня выехала на пароходе в Америку. Но мы о них ничего не знали. И вот только недавно наши цыгане из Пензы ездили в Аргентину. Так получилось, что у пензенских цыган (тоже кэлдэрары), родня живет в Аргентине. Из Аргентины в Пензу цыгане приезжали, сказали, что в Аргентине живет и наша родня. Там моего отца двоюродный брат, его дети живут. У нас у каждого табора прозвище есть. Мы рода рувони (от цыганского рув - волк). Вот у нашего рода в Перми табор и в Аргентине».

ИСТОРИЯ ЦЫГАН ПОСЛЕ ХV ВЕКА

Переселившиеся в Западную Европу цыгане составили основу современных этнографических групп цыганского населения (кале, трэвэлс, синти, польска рома), проживающих в Англии, Германии, Франции, Польше и других странах. От западноевропейской ветви ведет свое происхождение особая этнографическая группа - русские цыгане.
Однако не все цыгане в начале ХV в. покинули территорию Византии. Значительная их часть продолжала проживать в греческих областях, где впоследствии сложились этнографические группы арлия, румелия, фичира, джамбаза. Немало цыган оказалось и на сопредельных территориях: в Сербии, Албании, румынских и венгерских землях. Эти цыгане составили основу восточноевропейской ветви цыганского народа - этнографические группы сэрвы, влахуря, урсары, крымы, кишиневцы, ловаря, кэлдэрары и др. Они выступали с дрессированными животными, вели полукочевой образ жизни. Были среди цыган кузнецы, лудильщики, мясники, маляры, сапожники, сторожа, шерстобиты, скороходы, портные.16 Часть цыган, оказавшись под властью Османской империи, приняла ислам.
Тяжелым было положение цыган в зависимых от Османской империи Молдавском и Волошском княжествах. Здесь с ХV века цыгане стали зависимым населением - рабами и крепостными, принадлежащими боярину, монастырю или государству. Согласно молдавскому Гражданскому кодексу до середины ХIХ века крепостным не разрешалось жениться на свободных, они могли вступать в брак только по разрешению хозяев, а могли быть и проданы. Только государственным крепостным позволялось вести кочевой образ жизни. С 1829 года, когда Молдавия и Валахия оказались под юрисдикцией России, начался постепенный процесс отмены рабства, что окончательно было закреплено в Конституции 1864 года.17
Цыгане, которые жили на территории, подвластной империи Габсбургов (Венгрия, Сербия, Словакия), также испытывали давление со стороны местных властей, ставивших их вне закона. С конца ХVIII века в рамках ассимиляционной политики государства цыганам выдавались паспорта с новыми именами, предпринимались безуспешные попытки навязать цыганам оседлый образ жизни. Однако цыгане получили гражданские права и возможность «врастать» в общество.
Все эти события повлекли за собой так называемый «миграционный взрыв», в результате которого цыгане восточноевропейской ветви, прежде всего кэлдэрары в ХIХ в. стали покидать ареал формирования. Цыганские таборы кэлдэраров появились в Западной Европе, Польше, России и других странах.18

В результате сложной этнической истории сформировались разные этнографические группы цыганского народа, каждую из которых отличает особый диалект, вероисповедание, занятия, свой уклад жизни (в то числе пища, утварь, жилище), традиционный костюм, мировоззрение. Многие этнокультурные особенности той или иной этнографической группы обусловлены фактором взаимодействия цыган с местным населением.

Из полевых наблюдений
При проведении опросов мы были удивлены насколько хорошо пермские цыгане осведомлены о других этнографических группах цыган. Нам рассказывали об отличиях языка, быта, занятий, «законов». Пермским молдавским цыганам известны такие этнографические группы, как русские цыгане лаеци (так молдавские цыгане называют русских цыган), крымы (крымские цыгане), ловари, влахури, плащуны, сэрвы, то есть практически все группы, которые населяют Россию.
Молдавские цыгане и считают, что в их языке русских цыган много слов, заимствованных из русского языка, отличается от диалекта молдавских цыган и произношение отдельных звуков и слов. Отмечается также, что лаеци в России больше и расселены они практически по всей стране: «В любом районе можно встретить русских цыган, пусть немного, но две-три семьи есть, даже на Крайнем Севере». В отличие от русских и молдавских цыган, крымы исповедуют ислам, поэтому их быт заметно отличается от быта цыган русских и молдавских. Молдавские цыгане отмечают, что у русских цыган меньше сохранились старые традиции. Например, женщины уже давно отказались от традиционного костюма, ходят в платьях. Крымские цыгане, наоборот, строго придерживаются старых «законов».

ЦЫГАНЕ В РОССИИ И В ПРИКАМЬЕ

Этнографические группы цыган разными путями и в разное время проникали на территорию России. Вопрос о времени появления цыган в России всегда вызывал затруднения у исследователей. Границы Российского государства в разные периоды его истории изменялись. Часто на присоединенных территориях уже проживали цыгане, поселившиеся там до того, как они вошли в состав Российской империи.
Сегодня в России можно встретить цыган не только из самых больших этнографических групп - русские цыгане (самоназвание - русска рома) и кэлдэрары (котляры), но и цыган, -выходцев из среднеазиатских районов и Закавказья, украинских цыган (сэрвы), крымских цыган, цыган-влахов, ловари, кишиневцев и др. История появления в России каждой этнографической группы имеет свои особенности, изучение которых составило бы предмет отдельного исследования. Мы остановимся лишь на тех исторических событиях, которые привели в Россию цыган этнографических групп русская рома, крымские цыгане и кэлдэрары.
Русские цыгане - русска рома - одна из этнографических групп цыган западноевропейской ветви. В Россию они пришли в конце ХVII века. В одном из источников того времени можно прочитать: «Цыганы есть люди в Польши, а поидоша от немец...».19 Так обозначен тот путь, которым пришли цыгане в Россию. О местах их былого пребывания говорит и множество немецких и польских слов, встречающихся в языке русских цыган. Уже на территории России из пришлых цыган сформировалась особая этнографическая группа - русские цыгане. Это одна из самых больших этнографических групп цыган России. Однако и они не однородны, а состоят из нескольких региональных подгрупп: сибиряки, смоленска рома... и др. В России русские цыгане вели полукочевой образ жизни. В летнее время совершали переезды, кочевали, а на зиму останавливались в русских деревнях, где снимали избы. Русские цыгане по вероисповеданию православные. Традиционные занятия - торговля и мена лошадей, попрошайничество, гадания, конокрадство. Именно русские цыгане в начале ХIХ века в Москве составили основу цыганских хоров, столь популярных в России.
Крымские цыгане (кырымитика рома) получили свое название от места проживания - Крыма, куда они переселились с Балкан. Ученые считают, что в прошлом крымские цыгане были христианами, но, скорее всего уже на Балканах, приняли ислам. Инокультурное окружение сказалось на культуре крымских цыган, они свободно владеют татарским языком, множество заимствованных татарских слов отмечено и в их языке. Традиционными занятиями цыган этой группы стало кузнечное и ювелирное дело. Были среди них также музыканты, извозчики, торговцы лошадьми. Наряду с гаданием женщины занимались торговлей косметикой. В составе Российской империи крымские цыгане оказались со времени присоединения Крыма.20
Цыгане третьей этнографической группы - кэлдэрары появились в России только в ХIХ. веке. Ареалом их формирования и проживания до середины ХIХ века, как мы отмечали, были румынские земли. Первые кэлдэрарские таборы проникли в Россию в 70-е гг. ХIХ века из Молдавии, где проживало немало цыган этой группы. Особенно мощная волна их переселения пришлась на рубеж конца ХIХ - начала ХХ века.
Среди пермских цыган этой группы также сохранилось немало преданий о времени переселения того или иного табора в Россию. По рассказам старейшей жительницы цыганского табора Замбилы Георгиевны Кулай (1914 г.р.), из Молдавии табор ее отца пришел в Россию в 1923 г. Гранчо Додович Буцо (1941 г.р.) вспоминает, со слов родителей, что один из таборов рода рувони пришел в Россию из Молдавии в 1930-е годы и долгое время кочевал на территории Украины, Белоруссии и Западной России.
Традиционным занятием у мужчин было ремесло - изготовление и лужение котлов, у женщин - гадание. Сегодня цыгане-кэлдэрары проживают во многих городах и областях России: Ленинграде, Туле, Москве, Екатеринбурге, Уфе, Ижевске, Иркутске, Тюмени, Пензе, Казани и др.

Важным и исключительно сложным этапом в истории цыган России был советский период. С одной стороны, правительство еще в предвоенный период предпринимает ряд мер, направленных на социально-экономическое и культурное развитие цыганского населения России. Были приняты указы о первоочередном наделении цыган землей, о содействии в переходе к оседлому образу жизни, о создании цыганских артелей. Появилась литература на цыганском языке. Однако к концу 1930-х годов все эти начинания были сведены на нет.
С другой стороны, был разрушен традиционный уклад цыганского обеспечения, исчезли многие источники цыганского существования. Занятия ремеслом, торговлей, гаданием противоречили «советскому образу жизни». Идеологический прессинг и обнищание населения не позволяли цыганам взаимодействовать с населением так же, как в дореволюционной России. Репрессии 1930-х годов не обошли и цыганское население, которое обвиняли в шпионаже, вредительстве, контрреволюции. Крымские цыгане разделили судьбу крымских татар и были выселены с территории традиционного проживания.21
Несмотря на сложную ситуацию, цыгане нашли свое место в советском обществе. Вплоть до 1970-80-х годов цыганское ремесло и торговля продолжали быть востребованными в Советском Союзе на фоне дефицита товаров народного потребления.
Особенно значимым для кочевых цыган России было Постановление Совета Министров РСФСР №685 от 20 октября 1956 г. «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Оно предусматривало суровые наказания, вплоть до лишения свободы на 5 лет, за кочевой образ жизни цыганского населения. В результате практически все группы цыган перешли на оседлый образ жизни.22 Особенности истории цыган в советский период нетрудно увидеть на примере цыганского табора, проживающего в микрорайоне «Чапаевский».

Когда появился в г.Перми первый цыганский табор, неизвестно. Скорее всего, это были представители этнографической группы «русские цыгане», которые и в настоящее время составляют основную часть цыганского населения Прикамья. Пермская земля была местом кочевания и других групп цыган. Перепись населения г.Перми 1890 г. не зафиксировала в городе ни одного цыгана.23 Значительное число цыган осело в г.Перми и Пермской области после принятия упомянутого постановления 1956 г. По данным переписи 1989 г. в Прикамье проживало 1492 цыгана. Однако полученная информация не всегда отражает истинное положение. Так, у крымских цыган в паспорте и других официальных документах чаще можно встретить запись «татарин», а не «цыган», так же поступают и молдавские цыгане, записываясь молдаванами, бессарабами, румынами. С уверенностью можно сказать, что, в частности, в материалах переписи, под цыганами Прикамья отмечены, видимо, только представителей этнографической группы русских цыган. Среди трех этнографических групп цыган Прикамья только русские цыгане проживают в г.Перми, в городах и районах области. Крымские и молдавские цыгане имеют диаспоры только в г.Перми.
В г.Перми традиционными местами компактного проживания цыганского населения остаются окраинные районы с деревянной застройкой. Именно в таких условиях можно сохранить уклад цыганского быта. Русские цыгане проживают на Гайве, Южном, Запруде, Верхней Курье и других районах города. Крымских цыган в г.Перми насчитывается лишь несколько семей. Молдавские цыгане (кэлдэрары/котляры) проживают в микрорайонах «Чапаевский» и «Январский».

Из полевых наблюдений
Во время нашего пребывания в цыганском таборе мы познакомились практически со всеми его жителями. Чаще всего, как обычно, мы обращались к старожилам. Настоящим открытием экспедиции стала Замбила Георгиевна Кулай, одна из самых старых цыганок г.Перми. Познакомились мы с ней во время второго посещения табора, и с тех пор заходили к ней в каждый приезд. Замбила Георгиевна родилась в 1914 г. в Молдавии, откуда табор ее родителей в 1920-е годы перекочевал в Россию. Сегодня многие рассказы Замбилы Георгиевны о кочевой жизни, семейные предания можно назвать цыганской историей.
Замбила Георгиевна – одна из немногих жителей табора, которые помнят кочевание на цыганских бричках. Она прекрасный знаток цыганского фольклора. Именно от нее нам удалось записать рассказы о том, как появились на земле разные народы, почему идет снег и дождь, как появились пятна на луне и многие, многие другие. Рассказывая как-то древнее предание о появлении пятен на луне, она вывела нас на улицу. Был уже глубокий вечер, и на небе была полная луна. «Видишь, на луне пятна? Вот там и есть пастух со своими овцами. Бабушка Замбила не обманывает».
Не один раз слышали мы от Замбилы Георгиевны и ее детей семейное предание о родителях. Ее отец, Георгий, в 1930-е годы снимался в фильме «Последний табор». Мать Марица играла в фильме «Табор уходит в небо», в небольшом эпизоде. Замбила Георгиевна рассказывает, что смотрит она эти фильмы с трепетом, смотрит на своих родителей, вспоминает и плачет: «Видел, когда идет кино “Последний табор”? Там у одного старика был медведь. А это был мой отец с медведем. Когда идет это кино “Последний табор”, я плачу. Я смотрю на своего отца с медведем, а у меня слезы текут. А старуха, мать моя, “Табор уходит в небо” кино, она идет, гадает, говорит: “Эй, бриллиантовый, дай погадаю”. Я тоже плачу, когда вижу свою мать».

1. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.4.

2. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.11.

3. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.4.

4. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.11-12; Немцов Ф. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1892. №27. С. 427.

5. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.14.

6. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.5.

7. Там же. С.5.

8. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.14.

9. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.12.

10. Там же. С.13.

11. Там же. С.79.

12. Там же. С.17.

13. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.16.

14. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.17.

15. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.18.

16. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.43.

17. Там же. С.44-48.

18. Там же. С.52.

19. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.24.

20. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С. 106-109.

21. Деметр Н.Г. Цыгане // Народы России. М., 1994. С.391; Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.196- 209.

22. Деметр Н.Г. Цыгане // Народы России. М., 1994. С.391.

23. Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: Очерки этнокультурного развития в ХIХ - ХХ вв. С.36.

- Bohémiens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos ) или Tsiganes (заимствование от греческого - τσιγγάνοι, цинга́ни ), немцы - Zigeuner , итальянцы - Zingari , голландцы - Zigeuners , венгры - Cigány или Fáraók népe («фараоново племя»), грузины - ბოშები (бошеби ) , финны - mustalaiset («чёрные»),казахи - сығандар , лезгины - къарачияр («лицемеры, притворщики»); баски - Ijitoak ; албанцы - Jevgjit («египтяне»); евреи - צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; персы - کولی (коли́); литовцы - Čigonai; болгары - Цигани ; эстонцы - «mustlased» (от «Must» - чёрный). В настоящее время всё бо́льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «рома́ » (англ. Roma , чеш. Romové , фин. romanit и др.).

Таким образом, во «внешних» по происхождению названиях цыганского населения преобладают три:

  • отражающие ранние представление о них, как о выходцах из Египта ;
  • искажённые версии византийского прозвища «атсинганос» (в значении «гадатели, маги»);
  • обозначения «черноты» как отличительной особенности внешности, сделанные на разных языках (что характерно, одно из самоназваний цыган также переводится как «чёрные»)

Цыгане живут во многих странах Европы , а также в Северной Африке , Северной и Южной Америке и Австралии . Родственные европейским цыганам группы проживают также в странах Передней Азии. Численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись ). В России, по переписи 2010 года , проживает около 220 тысяч цыган.

Национальные символы

В честь первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Днём цыган . У некоторых цыган есть связанный с ним обычай: вечером, в определённое время, проносить по улице зажжённую свечу.

История народа

Индийский период

Наиболее распространённое самоназвание цыган, вынесенное ими из Индии - «ром» или «рома» у европейских цыган, «дом» у цыган Ближнего Востока и Малой Азии. Все эти названия восходят к индоарийскому «d’om» с первым церебральным звуком. Церебральный звук, условно говоря, представляет собой нечто среднее между звуками «р», «д» и «л». Согласно лингвистическим исследованиям, рома Европы и домы и ломы Азии и Кавказа явились тремя основными «потоками» мигрантов из Индии. Под названием d’om в различных областях современной Индии в наши дни фигурируют низкокастовые группы. Несмотря на то, что современных домов Индии трудно непосредственно соотнести с цыганами, их название имеет к ним самое прямое отношение. Сложность состоит в том, чтобы понять, какова была связь в прошлом между предками цыган и индийских домов. Результаты лингвистических исследований, проведённых ещё в 20-х гг. XX века крупным индологом-лингвистом Р. Л. Тернером, и которые разделяют современные учёные, в частности, лингвисты-ромологи Я. Матрас и Я. Хэнкок, показывают, что предки цыган жили в центральных районах Индии и за несколько веков до исхода (приблизительно в III в. до н. э. ) мигрировали в Северный Пенджаб .

Что касается так называемых среднеазиатских цыган, или люли , то они, как иногда образно говорят, являются двоюродными или даже троюродными братьями цыган европейских. Так, среднеазиатское цыганское население, на протяжении столетий вбирая в себя различные потоки мигрантов из Пенджаба (в том числе группы белуджей), исторически было неоднородным (см., например, раннее описание среднеазиатских цыган: Вилькинс А. И. Среднеазiатская богема // Антропологическая выставка. Т. III. М., 1878-1882).

В книге «История цыган. Новый взгляд» (Н. Бессонов , Н. Деметер) приводятся примеры антицыганских законов:

Швеция. Закон от 1637 года предписывает повешение цыган мужского пола. Майнц. 1714 год. Смерть всем схваченным в пределах государства цыганам. Порка и клеймление раскалённым железом женщин и детей. Англия. По закону 1554 года смертная казнь для мужчин. Согласно дополнительному указу Елизаветы I закон был ужесточён. Отныне казнь ожидала «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». Уже в 1577 году под этот указ попали семь англичан и одна англичанка. Все они были повешены в Эйлесбери. Историк Скотт-Мэкфи насчитывает 148 законов, принятых в немецких государствах с XV по XVIII век. Все они были примерно одинаковы, разнообразие проявляется только в деталях. Так, в Моравии цыганкам отрезали левое ухо, в Богемии правое. В эрцгерцогстве Австрийском предпочитали клеймить и так далее. Пожалуй, самым жестоким оказался Фридрих-Вильгельм Прусский. В 1725 году он повелел предать смерти всех цыган мужского и женского пола старше восемнадцати лет.

Картинка из французского развлекательного журнала, изображающая цыган во время приготовления человеческого мяса

В результате гонений цыгане Западной Европы, во-первых, сильно криминализировались , поскольку не имели возможности законно добывать себе пропитание, во-вторых, практически культурно законсервировались (до сих пор цыгане Западной Европы считаются наиболее недоверчивыми и приверженными буквальному следованию старинных традиций). Им также пришлось вести особый образ жизни: передвигаться по ночам, скрываться в лесах и пещерах , что усиливало подозрительность населения, а также порождало слухи о людоедстве , сатанизме , вампиризме и оборотничестве цыган, следствием этих слухов стало появление связанных с ними мифов о похищении людей и особенно детей (для употребления в пищу или для сатанинских обрядов) и о способностях к злым чарам .

Часть цыган сумела избежать репрессий, завербовавшись в армию в качестве солдат или обслуги (кузнецов , шорников , конюхов и т. п.) в тех странах, где активно шла вербовка солдат (Швеция , Германия). Их семьи тем самым также были выведены из-под удара. Предки русских цыган пришли в Россию через Польшу из Германии, где в основном служили в армии или при армии, поэтому поначалу среди других цыган они носили прозвище, переводимое примерно как «армейские цыгане».

Отмена антицыганских законов по времени совпадает с началом промышленной революции и выходом Европы из экономического кризиса. После отмены этих законов начался процесс интеграции цыган в европейское общество . Так, в течение XIX века цыгане во Франции , по свидетельству Жана-Пьера Лежуа, автора статьи «Bohemiens et pouvoirs publics en France du XV-e au XIX-e siecle», освоили профессии, благодаря которым их признали и даже стали ценить: они стригли овец, плели корзины, торговали, нанимались в подёнщики на сезонных сельскохозяйственных работах, были танцорами и музыкантами.

Однако к тому моменту антицыганские мифы уже прочно укоренились в европейском сознании. Сейчас их следы можно увидеть в художественной литературе , связывающей цыган со страстью к похищению детей (цели которого со временем всё менее и менее ясны), оборотничеством и службой вампирам.

Отмена антицыганских законов к тому времени произошла не во всех странах Европы. Так, в Польше 3 ноября 1849 года было принято постановление об аресте кочевых цыган. За каждого задержанного цыгана полицейским выплачивали премиальные суммы. В результате полиция хватала не только кочевых, но и оседлых цыган, записывая задержанных как бродяг, а детей - как взрослых (чтобы получить больше денег). После Польского восстания 1863 года этот закон потерял силу.

Можно также заметить, что начиная с отмены антицыганских законов в среде цыган начали появляться, выделяться и получать признание в нецыганском обществе одарённые в тех или иных областях личности, что является ещё одним свидетельством сложившейся более или менее благоприятной для цыган обстановки. Так, в Великобритании в XIX и начале XX века это проповедник Родни Смит , футболист Рэйби Хоуэлл, радиожурналист и писатель Джордж Брэмвелл Эвенс; в Испании - францисканец Сеферино Хименес Малья , токаор Рамон Монтойя Саласар-старший ; во Франции - джазмены братья Ферре и Джанго Рейнхардт ; в Германии - боксёр Иоганн Тролльманн .

Цыгане в Восточной Европе (XV - начало XX века)

Миграция цыган в Европу

В начале XV века значительная часть византийских цыган вела полуоседлый образ жизни. Цыгане были известны не только в греческих областях Византии, но и в Сербии , Албании , землях современных Румынии (см. рабство в Румынии) и Венгрии . Они селились деревнями или городскими слободками, собираясь компактно по признакам родства и профессии. Основными ремёслами были работа с железом и драгоценными металлами, вырезание из дерева предметов быта, плетение корзин. Жили в этих областях и кочевые цыгане, которые также занимались ремёслами либо цирковыми представлениями с использованием дрессированных медведей.

У сыновей и наследников умершего сердара Николая Нико, в Бухаресте, продаются 200 семейств цыган. Мужчины большей частью слесари, золотых дел мастера, башмачники, музыканты и земледельцы.

Монастырём св. Илии на продажу выставлен первый лот цыган-рабов, 8 мая 1852 года, состоящий из 18 мужчин, 10 мальчиков, 7 женщин и 3 девочек: в прекрасном состоянии.

Цыгане в Европе и СССР/ России (вторая половина XX - начало XXI века)

В современной Восточной Европе, реже в Западной Европе , цыгане нередко становятся объектом дискриминации в обществе, особенно со стороны правоэкстремистских партий , в 2009 году сообщалось о нападениях на румынских цыган в Северной Ирландии

В конце XX - начале XXI века Европу и Россию захлестнула волна цыганских миграций. Обнищавшие или маргинализировавшиеся цыгане из Румынии, западной Украины и бывшей Югославии - бывших социалистических стран , в которых после развала СССР возникли экономические и социальные трудности - отправились на заработки в Европейский союз и Россию. В наши дни их можно увидеть буквально на любом перекрёстке мира, женщины этих цыган массово вернулись к старинному традиционному занятию - попрошайничеству, также распространена торговля наркотиками и мелкое воровство.

В России также наблюдается хоть и более медленное, но заметное обнищание, маргинализация и криминализация цыганского населения. Снизился средний образовательный уровень. Остро встала проблема употребления наркотиков подростками. Довольно часто цыгане стали упоминаться в криминальной хронике в связи с торговлей наркотиками и мошенничеством. Заметно снизилась популярность цыганского музыкального искусства. В то же время возродились цыганская пресса и цыганская литература.

В Европе и России идёт активное культурное заимствование между цыганами разных народностей, зарождается общецыганская музыкально-танцевальная культура, на которую сильное влияние оказывает культура русских цыган.

Цыгане за пределами Европы

Цыгане в Израиле

  • Цыгане-дом. В Израиле и соседних странах проживает община цыган, известная как народ дом . По вероисповеданию дом мусульмане , говорят на одном из диалектов цыганского языка (так называемый язык домари). До 1948 года в древнем городе Яффо , недалеко от Тель-Авива , существовала арабоязычная община дом, члены которой принимали участие в уличных театральных и цирковых представлениях. Они стали объектом пьесы «Цыгане Яффо» (ивр. הצוענים של יפו ‎), последней из написанных Ниссимом Алони, известным израильским драматургом. Пьеса стала считаться классикой израильского театра. Как и многие яффские арабы , большинство представителей этой общины покинули город по призыву соседних арабских стран. Потомки общины, как предполагают [кто? ] , теперь живут в секторе Газа , и неизвестно, до какой степени они все ещё сохраняют отдельную идентичность домари. Известно о другой общине дом, существующей в Восточном Иерусалиме , члены которой обладают иорданским гражданством; в Израиле имеют статус постоянных жителей, национальность определена как «арабы». Всего община дом в Израиле насчитывает около двухсот семей, большинство из них из района Баб аль Хута, что в Восточном Иерусалиме возле Львиных ворот . Члены общины живут в очень плохих условиях: большинство из них безработные и существуют только за счёт пособий от израильского социального обеспечения, они не имеют образования, и часть из них не умеет ни читать, ни писать. Рождаемость у домари высокая, они женятся в раннем возрасте и только на членах своей общины, в том числе и на родственниках (в стремлении избежать ассимиляции и растворения), поэтому часть детей страдает наследственными болезнями, пороками или является инвалидами. В октябре 1999 года Амун Слим основала некоммерческую организацию «Домари: Общество цыган в Иерусалиме» с целью защиты имени общины. ,

В октябре 2012 года староста цыганского квартала Восточного Иерусалима обратился к мэру столицы Ниру Баркату с просьбой оказать содействие в получении его соотечественниками израильского гражданства. По его словам, цыгане гораздо ближе по своим взглядам к евреям, чем к арабам: они любят Израиль, а их дети хотели бы проходить службу в ЦАХАЛ. По словам лидера общины, израильские цыгане практически забыли свой язык и говорят по-арабски, при этом палестинцы и израильские арабы считают цыган людьми "второго сорта".

Цыгане в Северной Африке

В Северной Африке проживают цыгане-кале , известные также как андалусийские цыгане, и дом . Кинорежиссёр Тони Гатлиф - кале родом из Алжира . Кале Северной Африки носят в цыганском мире прозвище «мавры» и часто сами им пользуются (так, «мавром» или «полумавром» называют себя и Тони Гатлиф, и Хоакин Кортес , чей отец родом из Северной Африки).

Цыгане в Канаде и США

Цыгане в странах Латинской Америки

Первое документальное упоминание присутствия цыган (кале) в Латинской Америке (на Карибских островах) относится к 1539 году . Первые цыгане были сосланы туда против своей воли, но в дальнейшем испанские кале и португальские калонс (группы, состоящие друг с другом в родстве) небольшими группами стали перемещаться в Латинскую Америку в поисках лучшей жизни.

Самая крупная волна переселения европейских цыган в Латинскую Америку произошла во второй половине XIX - начале XX века. Самую заметную часть переселенцев составляли кэлдэрары , среди остальных цыган можно упомянуть ловарей, лударей, а также группы балканских цыган, известных под собирательным названием хораханэ. Продолжали переезжать в Америку и кале и калонс.

Среди всех цыган Латинской Америки очень популярно ведение небольшого бизнеса по продаже автомобилей.

Цыгане в странах Кавказа

Для цыган разных стран характерно неравномерное развитие областей высокой культуры. Так, большинство цыганских художников - уроженцы Венгрии , наиболее развита музыкальная культура у цыган России , Венгрии , Румынии , Испании , Балканских стран, цыганская литература на данный момент больше развита на территории Чехии , Словакии , Украины и России , актёрское искусство - в России, Украине, Словакии. Цирковое искусство - в странах Южной Америки.

При всём разнообразии цыганской культуры у разных этногрупп, можно отметить схожую систему ценностей и восприятия мира.

Цыганские «большие» этнические группы

Можно выделить шесть основных ветвей цыган. Три западных:

  • Рома , основная территория проживания - страны бывшего СССР, Западная и Восточная Европа. К ним относятся и русские цыгане (самоназвание руска рома).
  • Синти , проживающие в основном в германоязычных и франкоязычных странах Европы.
  • Иберийские (цыгане), проживающие в основном в испаноязычных и португалоязычных странах.

И три восточных:

  • Люли , основная территория проживания - Средняя Азия , Пакистан , Афганистан .
  • Лом (известные в основном, как боша или поша ), проживающие на Кавказе и севере Турции.
  • Дом , проживающие в арабоязычных странах и Израиле.

Есть также «малые» цыганские группы, которые трудно отнести к какой-либо определённой ветви цыган, такие, как британские кале и романичелы, скандинавские кале , балканские хораханэ, архангельские цыгобиты.

В Европе существует ряд этнических групп, близких по образу жизни к цыганам, однако иного происхождения - в частности, ирландские трэвеллерс , центральноевропейские ениши . Местные власти, как правило, рассматривают их как разновидность цыган, а не как отдельные этносы.

Образ цыган в мировой художественной культуре

Цыгане в мировой литературе

  • Собор Парижской богоматери - роман В. Гюго Франция
  • Ледяной дом - роман А. Лажечников Россия
  • Живой труп - пьеса Л. Н. Толстой Россия
  • Очарованный странник - роман Николай Лесков Россия
  • Олеся - повесть, Александр Куприн Россия
  • Фараоново племя - очерк, Александр Куприн Россия
  • Кактус - рассказ Афанасий Фет Россия
  • Недопюскин и Чертопханов - И. Тургенев Россия
  • Кармен - новелла Проспер Мериме Франция
  • Звёзды Эгера - роман Геза Гордони Венгрия
  • Макар Чудра, Старуха Изергиль - рассказы М. Горький Россия
  • Цыганка Аза - пьеса А. Старицкий Украина
  • Цыганочка - М. Сервантес Испания
  • Цыганское романсеро - сборник стихов Федерико Гарсиа Лорка Испания
  • Трубка - повесть Юрий Нагибин СССР
  • Цыган - повесть, роман Анатолий Калинин СССР
  • Леди-цыганка - роман Ш.Басби США
  • Худеющий - роман С.Кинга США

Многие известные поэты также посвящали цыганской теме циклы стихов и отдельные произведения: Г. Державин , А. Апухтин , А. Блок , Аполлон Григорьев , Н. М. Языков , Э. Асадов и многие другие.

Песни про цыган

  • Славич Мороз: «Цыганская любовь» (Видео , видео)
  • Высоцкий: «Цыганка с картами,- дорога дальняя..» (Видео)
  • «Гадалка» - песня из кинофильма «Ах, водевиль, водевиль… »
  • «Цыганский хор» - Алла Пугачёва
  • «Валенки» - Лидия Русланова
  • «Цыганская свадьба» - Тамара Гвердцители (Видео)
  • «Мохнатый шмель» - песня из кинофильма «Жестокий романс » на стихи Р.Киплинга
  • «The Gipsy» и «A Gipsy’s Kiss» - Deep Purple
  • «Gypsy» - Mercyful Fate
  • «Hijo de la luna» - Mecano
  • «Gypsy» - Black Sabbath
  • «Gypsy» - Dio
  • «Cry Of The Gypsy» - Dokken
  • «Zigeunerpack» - Landser
  • «Gypsy In Me» - Stratovarius
  • «Gitano Soy» - Gipsy Kings
  • «Ocean Gypsy» - Blackmore"s Night
  • «Electro Gypsy» - Savlonic
  • «Gypsy/Gitana» - Shakira
  • «Gypsy» - Uriah Heep
  • «Gypsy Boots» - Aerosmith
  • «Gypsy Road» - Cinderella
  • «Gypsy Nazi» - S.E.X. Department
  • «Gypsy» - Ektomorf
  • «Cigany» - Ektomorf
  • «Gipsy King» - Patrick Wolf
  • "Hometown Gypsy" - Red Hot Chili Peppers
  • «Цыганский блюз» - Ночные снайперы
  • "Табор уходит в небо" - Calvados

Фильмы про цыган

  • «Ангел-хранитель», Югославия (1986 г.), режиссёр Горан Паскалевич
  • «Беги, цыган!»
  • «Большой куш » режиссёр Гай Ричи
  • «Время цыган », Югославия, режиссёр Эмир Кустурица
  • «Гаджо (фильм)», 1992 г., Режиссёр: Дмитрий Светозаров Россия
  • «Грешные апостолы любви » (1995 г.), режиссёр Дуфуня Вишневский Россия
  • «Драма в таборе подмосковных цыган » - мастерская Ханжонкова 1908, режиссёр Владимир Сиверсен Россия
  • «Есения », (исп. Yesenia; Мексика , 1971) режиссёр Альфред Б. Кревенна
  • «Заяц над бездной » 2006 г.,режиссёр Тигран Кеосаян Россия
  • «Кармелита » 2005 г., режиссёры Рауф Кубаев, Юрий Попович Россия
  • «Кассандра», Жанр: Сериал, мелодрама Производство: Венесуэла , R.C.T.V. Год выпуска: 1992 Сценарий: Делия Fiallo
  • «Король цыган » - режиссёр Фрэнк Пирсон (1978 г.)США
  • «Лэутары», режиссёр Эмиль Лотяну СССР
  • «Последний табор», (1935 г.) Режиссёры: Евгений Шнейдер, Моисей Гольдблат, СССР
  • «Сам по себе » (цыг. Korkoro, 2009) - фильм-драма, режиссёр Тони Гатлиф .
  • «Скупщики перьев », 1967 г., Югославия , (серб. Skupljaci perja), режиссёр Александр Петрович
  • «Странный чужак » (1997) Gadjo Dilo Гаджо дило, режиссёр Тони Гатлиф
  • «Табор уходит в небо », режиссёр Эмиль Лотяну СССР
  • «Трудное счастье» - Режиссёр Александр Столпер. 1958 г.

Цыгане - один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом - евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера . Но если про геноцид евреев - Холокост -написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш - геноцид цыган - мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить - ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения - и потому оказались к началу XX века без государственности.

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише - языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) - аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север - на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время (XV - XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют - как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту - общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей - были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х - XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII - XIV веках . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь - они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству - так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца - кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь - работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными - передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. "Предсказание судьбы".

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество - везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна - осело около девяноста процентов всех цыган .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции - так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции - как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей - с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем - изоляции и уничтожению.

Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII - XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение - без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган - их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.

Цыгане - это целая этническая группа, имеющая общее происхождение и язык. На сегодняшний день ромы проживают по всей планете, кроме Антарктиды. Истинное количество цыган в мире никто не знает, ведь они не участвуют в переписи населения, самостоятельный учет тоже не ведут. А некоторые страны не знают, есть ли на их территории вообще ромы, ведь многие из них до сих пор ведут кочевой образ жизни.

Откуда они родом

Очень интересный вопрос - откуда произошли цыгане. На эту тему было проведено не одно исследование, и на сегодняшний день сформирована единая точка зрения - ромы являются выходцами из Индии.

Фактически эта группа народов сформировалась в конце I тысячелетия нашей эры. В те времена в Индии начиналось засилье мусульманской культуры. Тогда цыгане попали в Переднюю Азию и там задержались, пока царствовала Византия.

Распространение по миру

Откуда произошли цыгане? Если даже они являются предками индусов, то как они распространились по всему миру? Считается, что в период с XIII по XV век ромы активно расселялись по всей Европе. Вплоть до XV века их воспринимали достаточно доброжелательно. Но затем стали воспринимать как бродяг, выселяли за пределы государств, то есть народ был вне закона. К XVIII веку некоторые страны стали более терпимо относиться к ромам. И с этого же времени появилось деление на оседлых и кочевых цыган.

Как ромы попали в Россию?

Считается, что цыгане попали на территорию России двумя путями:

  • через Балканы, и было это примерно в XV-XVI веках;
  • через Германию и Польшу в XVI-XVII веках.

Вплоть до Октябрьской революции ромы занимались кражей и обменом лошадей, а женщины гадали. Кочевники также гадали и просили милостыню, но некоторые занимались кузнечным делом.

Те же цыгане, которые обосновались в Москве и Петербурге, состояли в хоровых ансамблях.

После революции цыган пытались приучить к оседлости и труду. А в 1931 году в столице даже открыли цыганский театр «Ромэн». В период Второй мировой войны многие оседлые ромы пошли на войну.

В 1956 году была вторая попытка весь цыганский народ сделать оседлым, им дали право на труд и образование. Но не многие захотели жить, как все, даже не все семьи воспользовались возможностью обучить бесплатно своих детей.

Современное расселение

В прошлом веке во многих странах предпринимались множественные попытки по улучшению правового положения цыган, создавались комитеты и институты. Проводились фестивали, даже в стране, откуда произошли цыгане. Например, «Международный цыганский фестиваль» в Чандигахре, 1976 год.

Однако эти мероприятия начали проводиться только после Второй мировой войны. Во время военного конфликта многие группы цыган по всей Европе были практически полностью уничтожены огнем холокоста. И только с 70-х годов прошлого столетия началось цыганское национальное движение. И неважно, что народ не имеет собственного государства, цыгане - сторонники того, что они являются внетерриториальной нацией, но с богатейшей культурой и традициями.

С 90-х годов появляются достаточно профессиональные представители этой этнической группы: журналисты, политики, деятели образования. Формируются правила стандартизации языка, которые позволяют с ними общаться даже на международном уровне.

Цыганский язык

По общепринятой международной классификации цыгане являются носителями одного из вариантов средневекового индоарийского диалекта - шаурасена апабхранша.

В разных странах ромы формировали свой язык в тесном контакте с языком той страны, где они проживали. Поэтому у разных групп речь может кардинально отличаться от того языка, которым пользуются на другом континенте. А некоторые цыгане вообще утратили свой язык и полностью перешли на тот, которым пользуются в стране, где они живут. То есть независимо от того, откуда произошли цыгане, а именно из Индии, каждая этническая группа демонстрирует разную степень сохранности родного языка. На сегодняшний день самая простая классификация представлена четырьмя группами:

  1. Балканская группа. Это диалект, которым пользуются цыгане, проживающие на территории Европы, в частности, в исторической части расселения: Косово, Греция, Турция, Болгария и ряд других стран.
  2. Центральная группа. Язык, которым пользуются на территории Словакии, Словении, Чехии, в Моравии и на территории Карпат.
  3. Влашская группа. Этот диалект самый распространенный и изученный, так как в мире больше всего носителей именно этого цыганского языка. Изначально язык сформировался в Румынии.
  4. Северная группа. Условно группа еще разделена на две подгруппы. Первая - диалект цыган Финляндии и некоторых западноевропейских стран. Вторая - язык, которым пользуются ромы в северной части России, Прибалтике и в Польше.

Заимствование слов

Интересный факт, что не только ромы заимствовали слова из других языков. В современном русском языке есть множество примеров, когда цыганские слова прочно вошли в нашу речь. К примеру, слово «лавэ» в цыганском языке означает деньги, а «хавать» означает кушать, есть, «стырить» - украсть. Слово «чувак» означает «свой парень», а «лабать» переводится как играть на музыкальном инструменте.

Социальная организация

От кого произошли цыгане? От индусов, но их генетическое и культурное наследие настолько поддалось влиянию культуры тех стран, где они расселились, что достаточно сложно нарисовать обобщенный портрет. Хотя некоторые характерные отличия этой большой этнической группы все же можно выделить.

Группа родственных связей формирует род, который возглавляет единый лидер - «баро», то есть король, как трактуют современные СМИ. Этот человек может представлять свой род даже на международном уровне, может советоваться со старейшинами.

Семья играет главенствующую роль во всех отношениях. К бракам с не цыганами отношение неодобрительное. Даже если молодые из разных родов, то к таким бракам также не очень хорошее отношение. Обычно пара соединяется на всю жизнь, но в крайних случаях допускается развод.

Если проанализировать историю цыганского народа, то у них был всегда своеобразный внутренний суд «крис», состоящий из мужской ассамблеи. Этот суд существует по сегодняшний день. В компетенцию ассамблеи входит решение супружеских дел, материальных и моральных. Суд вправе налагать штраф и даже исключать из общины.

По сегодняшний день цыгане очень трепетно относятся к собственным детям. Если в семье никак не рождается наследник - сын, то семья решается на усыновление мальчика. При этом не принципиально, будет он белобрысым или в веснушках. Считается, что именно на фоне этой традиции и родилась легенда о том, что цыгане воруют детей.

Религия

На продолжении многих веков было множество попыток насадить собственную религию цыганам в местах, где они проживали Но по факту большая часть ромов стала приверженцами христианства или ислама, собственное, практически языческое вероисповедание большого влияния на образ жизни этих людей не оказало, как, впрочем, и другие религиозные культы.

Удивительным образом многие цыгане быстро восприняли христианство, многие ромы, проживающие в Европе, придерживаются католицизма и отмечают все праздники.

Средства к существованию, быт

Как и в былые времена, ромы предпочитают свободу и даже если и соглашаются на работу, то только с минимальным сроком контракта. В некоторых странах они нанимаются на сезонные работы по сбору овощей и фруктов, в других местах торгуют, по-прежнему гадают и воруют. Некоторые ромы так и занимаются развлечением публики, один из самых ярких примеров - Чарли Чаплин. В Румынии и Венгрии до сегодняшнего дня есть цыганские хоры.

Традиционно у ромов сохранилась любовь к тушеным блюдам и супам. То есть кухня состоит из блюд, которые можно сделать в котле или в горшке на костре. В Европе ромы, даже оседлые, предпочитают очень пряные и острые блюда.

Детей достаточно редко отдают в школу, а если даже и отдают, то оканчивают они в крайнем случае 3 класса, то есть если умеют писать и читать, то больше и не надо, лучше помогать родителям.

И по-прежнему, как было раньше, где родина цыган, женщины носят по две юбки и фартук. Ведь нижняя часть цыганки - «нечистая».

В заключение

Несмотря на пристрастное отношение к цыганам, многие представители этой этнической группы полностью адаптировались в современном мире, ведут традиционный образ жизни для европейских и других стран, учатся в институтах, осваивают профессии и живут в обыкновенных домах, женщины не носят двух юбок и разногласия решают в обыкновенном суде.