Петропавловский собор снаружи и внутри. Шпиль петропавловского собора на реставрации Что украшает шпиль петропавловской крепости

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №72 (Любопытный Петербург, часть 5-я), февраль 2015 года

Петропавловский собор

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Особая благодарность Ольге Владимировне Скоробогатой, заведующей отделом по связям с общественностью Государственного музея истории Санкт-Петербурга, за неоценимую помощь в создании этого выпуска.

Дорогие друзья! Пятый выпуск серии «Любопытный Петербург» мы посвятили «сердцу» нашего города – Петропавловскому собору. Подготовить эту газету (как и предыдущий выпуск серии, посвящённый Заячьему острову) нам помогли сотрудники одного из крупнейших в России исторических музеев – Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Его главный «экспонат» – уникальный памятник истории, архитектуры и фортификационного искусства ХVIII-ХХ веков – Петропавловская крепость.

XVIII век

Крепость «Санкт-Петербург» (так вначале называлась Петропавловская крепость) была заложена 27 мая (16 мая по старому стилю) 1703 года на небольшом Заячьем острове в дельте Невы. Крепость строилась «с великим поспешанием» для обороны русских земель, захваченных Швецией в XVII веке и отвоёванных в ходе Северной войны 1700–1721 годов.
Легенда, изложенная в рукописи «О зачатии и здании царствующего града Санктпетербурга» (название нашего города писалось тогда в одно слово), так описывает это знаменательное событие: «Май, 14. Царское величество изволил осматривать на взморье устьев Невы реки и островов и усмотрел удобной остров к строению города (оной остров тогда был пуст и обросши был лесом, а именовался Люистранд, то есть Весёлый остров). Когда вошёл на середину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящего, и шум от парения крыл его был слышен. Взяв у солдата багинéт (штык) и, вырезав два дёрна, положил дёрн на дёрн крестообразно и, сделав крест из дерева, изволил говорить: “Во имя Иисус Христово, на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла”».
Дальше указывается, что 16 мая царь, выкопав ров, водрузил в него каменный ящик и «изволил поставить в тот ров ящик ковчег золотой, в нём мощи святого апостола Андрея Первозванного, и покрыть каменною крышкою, на которой вырезано было: “По воплощении Иисус Христове 1703, маия 16, основан царствующий град Санктпетербург великим Государем царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским”». Пётр I мечтал о том, что под покровительством апостола Андрея новая российская столица получит такую же славу, как Рим – город апостола Петра, брата Андрея.

Одно из первых изображений крепости на Заячьем острове (из учебных таблиц «Навигацкой школы» в Москве; составитель – Василий Киприянов, 1705 год). «Посреди крепости, вплотную у канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь».

29 июня, в день святых Петра и Павла, Пётр I заложил в центре крепости деревянную церковь. 1 апреля 1704 года митрополит Новгородский и Великолуцкий Иов освятил её во имя святых апостолов Петра и Павла (их память отмечается в один день, а за особые заслуги в деле христианской проповеди только они получили наименование «первоверховных»). Таким образом, как и сам новый город, храм получил имя святого апостола Петра – небесного покровителя царя.
1710 годом датируется одно из первых описаний церкви: «Посреди крепости, вплотную у канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют гармоничный колокольный звон… Человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время».
В 1709–1710 годах, после победы в Полтавской битве (1709 год), – решающем сражении Северной войны, завершившемся полным разгромом шведской армии, – храм расширили, пристроив два придела, увенчанных шпилями. Храм был расписан «под каменный вид жёлтым мрамором».

Петропавловский собор (в центре) и два из нескольких его прототипов – церковь святого Николая в Копенгагене (слева) и церковь святого Петра в Риге (справа).

8 июня 1712 года, на Троицу (в тот же праздник, к которому было приурочено основание крепости), рядом с деревянной крепостью Пётр заложил каменный Петропавловский собор. Поскольку с 1712 года Петербург стал столицей Российского государства, собор с самого начала своего строительства воспринимался как один из главных храмов России. Собор возводился по проекту выдающегося петербургского архитектора, швейцарца Домéнико Трезини. Это здание – один из наиболее значительных памятников Петровской эпохи, символ утверждения новой столицы на берегах Балтики. Собор – самый выразительный образец раннего русского барокко, которое называют также «петровским». Этот стиль формировался вместе с Петербургом, вбирая в себя европейские архитектурные традиции. До Петра в России таких православных храмов не строили. Интересно, что строительство велось таким образом, что первоначальная деревянная церковь оставалась внутри новой постройки. Она была разобрана только в 1719 году и перенесена на Петербургскую сторону в солдатскую слободу, где простояла до 1806 года.

«Фасад деревянной церкви св. апостолов Петра и Павла 1703 года», неизвестный художник. Иллюстрация из книги: Новосёлов С.К. Описание кафедрального собора во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. СПб, 1857 г.

Особое значение Пётр I придавал возведению колокольни. Колокольня в церковной традиции – это башня, пристроенная к храму (или расположенная рядом) и специально предназначенная для колоколов. В древней Руси вместо колоколен строили каменные стенки-звонницы, позднее их сменили отдельно стоящие ярусные башни-колокольни. Только в XVIII веке в России колокольни стали частью храма. Пётр стремился как можно быстрее возвести в молодой столице небывалое по высоте и торжественности здание. Именно с колокольни, увенчанной высоким остроконечным шпилем, и началось строительство Петропавловского собора. «Колокольню, – торопил строителей Пётр, – как возможно скорее отделать, дабы в будущем году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь».

Одно из первых изображений колокольни Петропавловского собора. Фрагмент Панорамы Санкт-Петербурга. Гравюра Алексея Зубова, 1716 год.

К 1719 году деревянный шпиль колокольни взметнулся на высоту 106 метров, существенно превзойдя самое значительное сооружение такого типа в России (и во всём православном мире) – колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Известно, что Пётр I даже задумывался о создании лифта в колокольне. К 1724 году несущие конструкции шпиля были полностью обшиты снаружи. «Крепостная церковь, – писал очевидец, – при ней колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении». Деревянные конструкции шпиля были установлены Хáрманом ван Бóлосом – мастером, приглашённым Петром I из Голландии. Само слово «шпиль» – голландского происхождения. На самом верху укрепили шар из позолоченной меди, похожий на большое яблоко. Эта декоративная деталь, завершающая шпиль или купол здания, обычно так и называется – яблоко. По рисунку и модели Трезини был исполнен и установлен на шпиль медный крест с фигурой Ангела, ставший одним из важнейших символов северной столицы.

Ангел на шпиле Петропавловского собора. Рисунок Доменико Трезини, 1722 год. Таким был первый ангел, парящий над Санкт-Петербургом с 1724 по 1756 год.

Петропавловский собор создавался в один из важнейших периодов русской истории Нового времени. В 1721 году завершилась Северная война, был подписан победоносный для России Ништадтский мир и Петру I торжественно преподнесён титул отца Отечества и великого императора. Эти исторические события определили особую пышность и величие внутренней отделки храма, которая так же необычна для традиционного русского церковного зодчества, как и его внешний облик. Долгое время Петропавловский собор являлся своеобразным памятником славы русского оружия: здесь хранились трофейные знамёна, ключи от взятых русскими войсками городов и крепостей (в начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж, а в соборе остались копии шведских и турецких знамён, которые можно увидеть и сегодня).
В 1720 году на колокольне Петропавловского собора появились приобретённые Петром I в Амстердаме за баснословную по тем временам сумму (45 тысяч рублей) часы-куранты и карильон с 35 колоколами. Куранты – часы с музыкальным механизмом, исполняющим несложную мелодию. Слово «куранты» возникло благодаря названию французского танца «данс курат», очень популярного в старину. Эта мелодия звучала с башенных часов ратуш европейских городов. В России куранты впервые появились в XV веке на башнях Московского Кремля, а в Петербурге – на колокольне Троицкой церкви (разрушенной в 1933 году). «Зелó прехитрые» куранты каждые полчаса «играли сами собой, приводимые в движение большою железною машиною с медным валом», и издавали неслыханный в России перезвон.
Карильóн (от французского слова «перезвон») – музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов и клавиатуры, напоминающей клавиатуру органа, «махина, которая управляется руками и ногами». Каждая клавиша (похожая, скорее, на рукоятку) соединена с языком «своего» колокола длинной проволокой. В Западной Европе «колокольная музыка» наибольшее распространение получила ещё в средневековье. Первый в России карильон был размещён на колокольне Петропавловского собора. Специально обученный «колокольный игратель» каждое утро исполнял на карильоне музыкальные пьесы.
В 1725 году на втором ярусе колокольни (на высоте 42 метра) в дополнение к карильону была установлена русская звонница. Эта открытая площадка с колоколами – обязательная принадлежность православного храма. Колокольный звон созывает верующих на молитву. Такой звон называется «блáговест» – им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения. При Петре I, когда Петропавловский собор был главным храмом Петербурга, благовест, раздававшийся с его колокольни, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах. Колокольным звоном также выражают скорбь об усопшем в день похорон. Поскольку Петропавловский собор ещё при жизни Петра I стал усыпальницей Дома Романовых, звон колоколов всегда звучал во время погребения русских императоров и членов царствующей династии.

Иконостас Петропавловского собора.

В 1729 году в соборе установлен деревянный позолоченный иконостас, придающий его внутреннему убранству особо торжественный характер. Он по праву считается непревзойдённым образцом русской резьбы эпохи барокко (эскиз иконостаса делал предположительно сам Доменико Трезини). Под руководством выдающегося русского художника и зодчего Ивана Зарудного он был изготовлен в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля, по частям перевезён в Петербург и установлен в соборе в 1729 году. Иконостас – особая перегородка с иконами («стена для икон» по-гречески), которая отделяет алтарь от остальной части православного храма и символизирует границу между миром земным и миром небесным. Высокие многоярусные иконостасы, состоявшие из пяти и более рядов икон, получили повсеместное распространение в русской церковной архитектуре XVI–XVII веков. Однако иконостас Петропавловского собора не похож на иконостасы допетровского времени. По своей композиции он близок к триумфальным сооружениям, возводившимся при Петре I в честь побед русского оружия. Здесь нет горизонтальных рядов икон, а центральная часть решена в виде величественной триумфальной арки, которая перекинута над центральными дверями иконостаса – Царскими вратами – и поднимается в подкупольное пространство на высоту почти 20 метров.
Над царскими вратами, расположенными в самом центре иконостаса, – скрещенные ключи. Эти атрибуты апостола Петра – ключи от рая, а также элемент герба Рима (города Святого Петра) – напоминают о том, что Петербург – это «третий Рим». В Петровскую эпоху такое изображение могло истолковываться как символические ключи от Балтики и новой столицы России, ставшей её морскими воротами.
В киотах (специальных шкафчиках) размещены 43 иконы, написанные 1727–1729 годах московскими мастерами. Иконы составляют единый художественный цикл, тематическая программа которого была разработана, скорее всего, архиепископом Феофаном (Прокоповичем). Среди основных тем этой программы – прославление деяний Петра I и идея торжества русской государственности.

Фигура Святого апостола Петра на иконостасе Петропавловского собора.

Незадолго до освящения собора у одного из пилонов (столб, служащий опорой сводчатых перекрытий) была установлена кафедра. Нужно отметить, что в православных церквях практика чтения проповедей со специальных кафедр до Петра I не существовала. Кафедра украшена картинами из Ветхого и Нового заветов, деревянными позолоченными скульптурами апостолов Петра и Павла.
У противоположного пилона находится Царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом, где во время богослужения молился император. Над помостом укреплены изображения императорских регалий – корона, меч и скипетр. По традиции русские императоры приходили в Петропавловский собор после коронации – испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей.

Место захоронения Петра I. На надгробии – памятные медали, на стене – скульптурная группа «Оплакивание Христа», подаренная собору супругой императора Екатериной I в знак скорби по умершему мужу. Её могила – на переднем плане.

Пётр I не увидел Петропавловский собор во всём великолепии – 28 января 1725 года император скоропостижно скончался, простудившись во время наводнения. Гроб с его набальзамированным телом был помещён во временную деревянную часовню, сооружённую Доменико Трезини внутри строящегося храма, где в окружении свечей, гербов и знамён простоял шесть лет. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Ещё при жизни Петра I в Петропавловском соборе похоронили его детей, умерших в младенчестве, царевича Алексея Петровича и его жену (принцессу Шарлотту-Христину-Софию), сестру Петра I (Марию Алексеевну) и его невестку (царицу Марфу Матвеевну, супругу сводного брата Петра I – царя Фёдора Алексеевича). Таким образом, ещё до окончания строительства собор стал некрóполем. Некрополь по-гречески – «город мёртвых». Так в древности назывался крупный погребальный комплекс, большое кладбище. Со временем это слово приобрело и другое значение – место, где похоронены известные люди. В Петропавловском соборе покоится прах многих представителей династии Романовых, прежде всего, русских императоров и императриц, за исключением Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна VI (место захоронения неизвестно).
У восточной стены собора расположен ещё один некрополь – Комендантское кладбище. Здесь хоронили комендантов Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости (до 1796 года это была единая должность), скончавшихся на своём посту.

«Большой пожар в городе Петербурге в 1737 году». Немецкая гравюра. В левой части гравюры – Петропавловский собор.

Не меньшую угрозу, чем наводнения, для Санкт-Петербурга всегда представляла огненная стихия. Огонь уничтожал дворцы и храмы, жилые кварталы и гостиные дворы, заводы и баржи, уносил человеческие жизни. Так, в 1737 году на Адмиралтейской стороне вспыхнул пожар, обративший в пепел более тысячи жилых домов от истока Мойки до Зелёного моста. В 1756 году во время ночной грозы загорелась колокольня Петропавловского собора. Самое высокое сооружение С.-Петербурга строилось в ту пору, когда громоотводы ещё не были изобретены, и не раз страдало от попадания молний. Летняя гроза 1756 года оказалась фатальной, сгорел не только деревянный шпиль с фигурой Ангела и часами, но и кровля собора. Расплавились колокола. Не выдержав жара, обрушились верхние ярусы колокольни и купол. Иконостас, благодаря его разборной конструкции, удалось вынести по частям.
Восстановительные работы затянулись на несколько десятилетий. В 1757 году над алтарём вместо первоначального деревянного купола был возведён новый кирпичный, увенчанный луковичной главкой. Новая двускатная крыша была сделана по железным стропилам, уложенным на кирпичные арки.

В 1764 году указом императрицы Екатерины II был объявлен конкурс на проект восстановления колокольни. В нём, в частности, приняли участие выдающиеся русские зодчие Юрий Фéльтен и Савва Чевáкинский. Однако, рассмотрев предложенные ими проекты, императрица распорядилась построить колокольню «точно так, какова была, понеже все протчие планы не столь красивы». Работы проводились под руководством инженера Хармана ван Болоса. Новый деревянный шпиль, обшитый медными золочёными листами, был воссоздан к 1773 году, и на его вершину установили воссозданную в прежнем виде фигуру второго Ангела.

Вид на город сквозь циферблат башенных часов.

Новый часовой механизм и карильон, взамен сгоревших, изготовил и доставил в Петербург известный голландский мастер Орто Красс. Их сборку на высоте 62 метров лишь в 1776 году осуществил часовой мастер И. Редигер. Тогда же по четырём сторонам света были установлены красивые круглые циферблаты с римскими цифрами. Диаметр каждого такого циферблата составляет два метра! Слово циферблат – немецкое и обозначает любую панель с цифрами. Циферблат может быть не только в часах, но и в других приборах, например, – в весах. В старину не так следили за точностью времени, как сейчас, поэтому циферблаты часов на колокольне имели только одну – часовую – стрелку. В новых курантах-карильоне было уже 38 колоколов, что позволяло исполнять более сложные мелодии.
К 1777 году на колокольне появился первый громоотвод. Ещё в 1750-х годах в России стало известно об опытах американского изобретателя и политика Бéнджамина Франклина по созданию защиты от молний. В 1772 году Екатерина II распорядилась об устройстве «електрического отвода к отвращению удара и палению, от молнии происходящего». Как его установить, решали учёные из Академии наук под руководством академика Леонарда Эйлера. Наконец, летом 1775 года слесарных и кузнечных дел мастера приступили к работе. По шпилю и стене собора, от креста до земли, был проложен железный прут, конец которого был опущен в воду канала.
В 1777 году случился «великий шторм». От натиска ураганного ветра фигура Ангела погнулась, а крылья оторвались. Чтобы избежать в дальнейшем таких неприятностей, решили уменьшить вес Ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Новый эскиз был разработан архитектором Антонио Ринальди согласно принципам классицизма. Этот, третий по счёту, Ангел – привычного нам вида – был установлен на шпиль в 1778 году и парил над городом в течение сорока лет.

XIX век

Подъём Петра Телушкина на шпиль колокольни. С гравюры начала 1830-х годов.

В 1829 году шторм вновь сильно повредил крест, а у Ангела отломилось крыло (которое чуть было не упало на коменданта крепости). Для того, чтобы произвести ремонт, нужно было строить вокруг колокольни дорогостоящие леса. За починку решил взяться талантливый ярославский кровельщик Пётр Телушкин. Ему удалось забраться на шпиль без возведения строительных лесов, а только лишь «остроумным применением сложных верёвочных петель и прибегая к весьма находчивым уловкам». В 1830 году в течение шести недель под восторженные возгласы зевак по верёвочной лестнице он каждый день поднимался на вершину шпиля и в одиночку вернул фигуре Ангела правильное положение и прикрепил крыло. Этот ремонт вошёл в историю как образец русской смекалки и отваги.

«Вид Невы и Петропавловской крепости». Акварель Василия Садовникова, 1847 год.
Винтовая лестница внутри шпиля, постепенно сужаясь, поднимается на 2/3 высоты шпиля и заканчивается небольшой дверцей «на улицу». Дальше к Ангелу можно подняться только по наружной лесенке.

В 1834 году крест вновь накренился. Выяснилось, что стали подгнивать деревянные конструкции шпиля. Восстановительные работы долго откладывались. Наконец в 1856 году император Александр II выразил согласие на устройство нового шпиля. Его главным строителем был назначен инженер Дмитрий.Журавский. Он спроектировал необычно лёгкий для такого массивного сооружения металлический каркас в виде восьмигранной пирамиды. Несущие конструкции были смонтированы в 1858 году. Опоры восьми рёбер каркаса были укреплены в кирпичной кладке колокольни. Снаружи шпиль был покрыт медными листами, позолоченными ртутно-гальваническим методом под руководством известного петербургского химика, члена-корреспондента Академии наук Генриха Струве. Внутри шпиля была устроена винтовая лестница. Над яблоком (его диаметр – 1,6 метра) поднялся шестиметровый крест с новой фигурой Ангела (высота – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра). Эта четвёртая по счёту фигура Ангела сохранилась до сих пор. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась до 122,5 метра. Петропавловский собор приобрёл свой современный облик.

Фигурки херувимов на колокольне.

На самом верху колокольни Петропавловского собора, под куполом с часами, можно заметить интересные украшения в виде головок пухлых младенцев с крылышками. Это херувимы – декоративный мотив, появившийся в западноевропейской архитектуре в XV веке и позже получивший широкое распространение. Херувимов можно увидеть и внутри Петропавловского собора. Согласно христианским представлениям, херувимы – это ангелы стражи. По народным верованиям, херувимы – это души погибших детей. В виде херувимов иногда делают украшения для рождественских ёлок или для пасхальных верб.
Одновременно с переделкой шпиля в 1858 году была проведена реставрация башенных часов. Московские мастера братья Николай и Иван Бутенóпы отремонтировали башенные часы и модернизировали механизм, добавив на циферблаты минутные стрелки (раньше их не было). Карильон, который износился и замолчал уже к 1840 году, восстанавливать не стали. Куранты настроили на исполнение церковного гимна Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». >

XX век

Так выглядит «игральный механизм» курантов.

В 1906 году репертуар башенных часов Петропавловского собора пополнился государственным гимном Российской империи «Боже, царя храни», написанным композитором Алексеем Львовым. Куранты вызванивали гимн дважды – в полдень и в полночь, а каждые четверть часа исполняли «Коль славен…». Одновременно на русской звоннице (третий ярус колокольни, высота 42 метра от основания собора) установили 27 новых колоколов, отлитых на гатчинском заводе. Самый большой из них весил 4,8 тонны, в его подъёме участвовало 400 солдат гарнизона Петропавловской крепости.

Бронзовый часовой колокол перед подъёмом на звонницу Петропавловского собора. Фото Карла Буллы – «отца российского фоторепортажа», 1905 год.

В 1897-1908 годах рядом с собором была построена Великокняжеская усыпальница (поскольку в самом соборе для захоронений уже не осталось места). Слово «усыпальница» связано с отношением к смерти как ко сну и переходу в другой мир. В христианском мире был широко распространён обычай хоронить представителей правящих династий в храмах. До XVIII века, когда столицей России была Москва, усыпальницей великих князей московских, а позднее – русских царей, служил Архангельский собор в Московском Кремле. С переносом столицы в Санкт-Петербург императорской усыпальницей стал Петропавловский собор. В Великокняжеской усыпальнице было решено хоронить только некоронованных членов императорской семьи – братьев, сестёр, детей и внуков императора. До начала Первой мировой войны туда успели перенести восемь захоронений из собора и похоронить ещё пять великих князей. Всего в усыпальнице 60 склепов. Традиционный православный обряд отпевания дополнили светские траурные церемонии, большей частью заимствованные в протестантских немецких государствах. В новом ритуале особая роль отводилась торжественной траурной процессии, которая под звон колоколов всех церквей города и непрекращающуюся пушечную пальбу со стен Петропавловской крепости сопровождала гроб с телом усопшего в Петропавловский собор.

Великокняжеская усыпальница.

В 1900–1907 годах был устроен отдельный вход в Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу, предназначенный для императорской семьи. Он был устроен при сооружении галереи, соединяющей собор и усыпальницу, по проекту Леонтия Бенуá. Он же был автором металлической ограды, установленной перед Царским подъездом со стороны Соборной площади. В качестве образца по личному указанию императора Николая II была выбрана знаменитая решётка Летнего сада. Художником Николаем Харламовым были созданы четыре мозаики, украсившие фасады Великокняжеской усыпальницы – образы Иверской, Казанской и Феодоровской Богоматери, а также образ Спаса Нерукотворного, расположенный над входом в галерею Великокняжеской усыпальницы. По рисунку художника Николая Брýни был выполнен витраж «Воскресение Христово».

Литография «Петропавловская крепость» из альбома «Петербург в 1921 году». Художник Мстислав Добужинский, 1923 год.

В сентябре 1917 года, ещё при Временном правительстве, из Петрограда в Москву был вывезен 31 ящик с имуществом собора: утварью, иконами, церковными облачениями, золотыми и серебряными венками, книгами. Многие ценности безвозвратно исчезли после прихода к власти большевиков. Ныне лишь отдельные предметы, хранившиеся в Петропавловском соборе, находятся в музейных собраниях Москвы (оружейная палата) и Петербурга (Эрмитаж, Музей истории Санкт-Петербурга). Внутреннее убранство Великокняжеской усыпальницы было уничтожено, мраморные надгробные плиты разбиты.
Богослужения были прекращены, в 1919 году собор был закрыт, в 1922 году он был передан «Главнауке», а в 1926 году – Музею революции. Куранты и колокола Петропавловского собора надолго замолчали. Предпринятая в 1937 году попытка настроить их на исполнение «Интернационала» не удалась, часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1930-х годах даже рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели.
Хотя ещё в 1918 году собор был взят под государственную охрану как памятник истории и культуры, здание не отапливалось и не ремонтировалось и к 1939 году его состояние стало «угрожающим для посещения трудящимися».
В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. Несмотря на то, что шпиль был закрашен альпинистами серой корабельной краской, а Ангел закрыт мешковиной, колокольня была заметным ориентиром для фашистской артиллерии и авиации. Одна из бомб, разорвавшихся на территории крепости, осколками повредила шпиль собора, а циферблаты взрывной волной вынесло из гнёзд. Алтарный витраж Николая Брýни был выбит взрывной волной.

Колокольня Петропавловского собора, отмеченная на фотоснимке как мишень для фашистских пушек.

Восстановление разрушений, причинённых Великой Отечественной войной, растянулось на десятилетия. В 1954 году Петропавловский собор был передан Государственному музею истории Ленинграда (ныне – Музей истории Петербурга) в удручающем состоянии. С тех пор выполнен огромный объём работ по восстановлению первоначального убранства Петропавловского собора.
В 1957 году вновь заиграли куранты – на этот раз первые такты гимна Советского Союза. Часы пришлось почти полностью восстанавливать. Их завод автоматизировали, и механикам больше не приходилось ежедневно поднимать свинцовые гири на 30-метровую высоту. Русская звонница была восстановлена в 1988 году. В настоящее время она включает 22 колокола, на которых исполняются пасхальные звоны, концерты колокольной музыки и благовест перед службами в соборе.
Возобновилась прерванная традиция погребений в Великокняжеской усыпальнице: в 1992 году захоронили правнука Александра II – великого князя Владимира Кирилловича. В 1998 году в Екатерининском приделе собора состоялось погребение обнаруженных вблизи Екатеринбурга останков императора Николая II, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, а также лейб-медика Евгения Боткина и трёх слуг, расстрелянных большевиками вместе с царской семьёй.

XXI век

Лишь в 2002 году после 85-летнего перерыва с колокольни Петропавловского собора вновь зазвучали мелодии «Боже, царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Ангел претерпел несколько серьёзных ремонтов, в том числе капитальный в 2002-2003 годах, во время которого снимался со своего места и увозился в реставрационную мастерскую. Подобно флюгеру, Петербургский Ангел вращается на внутреннем стержне, благосклонно повинуясь направлению ветра. До 2012 года Петропавловский собор оставался самым высоким зданием Санкт-Петербурга, уступив небоскрёбам «Князь Александр Невский» (124 метра) и «Лидер Тауэр» (140 метров). Не считая, конечно, 326-метровой телебашни. Но она является не «зданием», а «сооружением».
В 2006 году по сохранившемуся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга проекту был воссоздан запрестольный витраж «Воскресение Христово». Ныне он находится на своём старом месте – в восточном окне Великокняжеской усыпальницы. В этом же году в соборе перезахоронили останки императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III и матери Николая II. С 1992 года впервые в послереволюционное время в Петропавловском соборе стали проводиться богослужения. А в 2009 году между Санкт-Петербургской Епархией Русской Православной церкви и музеем был подписан договор о совершении регулярных богослужений по выходным и праздничным дням.

Действующий карильон на колокольне Петропавловского собора. Колокола и клавиатура.

В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон – дар Петербургу от правительства Фландрии (историческая область на северо-западе Европы) и 350 жертвователей. Он состоит из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 160 кг). Игра на карильоне в Петропавловской крепости возобновилась благодаря профессору Королевской школы карильона Йо Хаазену из бельгийского города Мехелен. В этом городе находится знаменитый карильон собора Святого Ромбальда. Возможно, вы слышали выражение «малиновый звон». Легенда гласит, что так назвал перекличку мехеленских колоколов Пётр I (французское название города Мехелена – Малин). Каждое лето в Петропавловской крепости проходит традиционный карильонный фестиваль, объединяющий исполнителей из разных стран.
Таким образом, на колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс из 103 голландских и русских колоколов. Самые старые из них датируются 1757 годом – это сохранившаяся часть второго голландского карильона.

Петропавловский собор в наши дни.

Петропавловский собор – уникальный историко-архитектурный памятник XVIII века, один из важнейших символов северной столицы. Известный во всём мире золочёный шпиль Петропавловки, увенчанный фигурой Ангела, главенствует в панораме центральных набережных города. Согласно старинной легенде, пока Ангел гордо парит над Невой, Петербургу не страшны никакие беды.

Что читать об истории Петропавловского собора?>

История Петропавловской крепости. Буклет. – СПб.: ГМИ СПб, 2014, – 20 с.: ил.
Петропавловская крепость от А до Я. – СПб.: ГМИ СПб, 2011, – 72 с.: ил.
Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. Альбом. – СПб.: ГМИ СПб, 2007, – 160 с.: ил.
Символы Петербурга. Буклет. – СПб.: ГМИ СПб, 2004, – 20 с.: ил.

Уважаемый автор, выкладывайте, пожалуйста, на сайт только проверенную информацию. Не вводите людей в заблуждение!

"Изготовить немедля на Воткинском заводе!" - так сказал император Александр II, когда принималось решение о том, где изготовлять каркас шпиля собора Петропавловской крепости: в России или за рубежом.
За 20 лет до того, еще цесаревичем, Александр II побывал на Воткинском заводе и остался доволен его оснащением и мастерством рабочих. В 1857 году, когда окончательно обветшал деревянный шпиль на главном соборе столицы, император вспомнил о воткинских умельцах.
Между заводом и Петербургом была достигнута договоренность: изготовить металл летом 1857 года, для того чтобы, как писали в донесениях, "была возможность отправить железо в нынешнее судоходство...".

Рождение шпиля: Воткинск

Производство 2600 пудов металла за четыре месяца было делом трудноосуществимым. Хотя горный начальник Воткинского завода Александр Андреевич Иосса принимал всевозможные меры для успешного выполнения заказа, а рабочие не прекращали работу днем и ночью и даже в христианские праздники, стало ясно, что сроки не будут выдержаны. Одна из причин этого была связана с крупными размерами железа, которые создавали настолько сильное сопротивление, что машины, не выдерживая напора, ломались.
Для шпиля требовалось изготовить несколько тысяч штук уголковых балок. Дело для завода не новое, да вот размеры их были уж очень велики. Не было на российском производстве прокатного стана, который мог бы "потянуть" такую нагрузку. Изготовили новый стан - великан по сравнению с остальными. Время затратили, а на первой же партии шестеренки оборудования разлетелись на части. Однако Журавский, прибывший на завод, был спокоен. Он ходил и подсмеивался над своими запаниковавшими помощниками: "При таком-то главнокомандующем, хладнокровном, невозмутимом, во всеоружии знания, дело не может быть проиграно!", - говорил Дмитрий Иванович, имея в виду горного начальника Иоссу. И не ошибся: тот нашел спасительный выход из, казалось бы, безнадежного положения. По предложению А.А. Иоссы, добавили меди в чугун, из которого ковали шестерни. И они выдержали! Теперь дело пошло веселее.
Однако проблема сроков выполнения заказа осталась, и завод отправляет прошение правительству с просьбой их пересмотреть. Согласие было получено. К 1 февраля необходимое количество железа было изготовлено. Журавский провел ряд опытов, подтвердивших безупречное качество воткинского металла. Но доставку его в Санкт-Петербург "по причине дурного санного пути" отложили до начала навигации - 1 мая 1858 года.
Работа велась воткинскими рабочими быстро и слаженно. За короткий срок в марте были поставлены ребра шпиля на высоту 44 саженей. Предварительная сборка и подготовка конструкции выполнялась на специальном помосте внутри цеха. Когда дошли до кровли, то ее разобрали и работу продолжили на улице. К концу апреля изготовили комплектацию для всех 43 секций и 144 ступени лестницы, которая по проекту находилась внутри шпиля.
Пробную сборку решили провести на заводском дворе, на берегу Вотки, чтобы потом изделие сразу погрузить на барки и отправить в Питер. Ввысь взметнулась железная игла высотой 48,5 метров (это примерно высота 14-этажного дома). Рабочие завода и жители поселка, первыми увидевшие новый шпиль, были в изумлении от такого чуда.

Возведение шпиля: Петербург

Первоначальная задача Воткинского завода сводилась только к производству и доставке железа в столицу, а остальные работы должны были выполнять петербургские подрядчики. Но цены, запрошенные ими, оказались настолько велики, что заводу позволили не только привезти готовый шпиль, но и "для удержания за собой полной сей замечательной работе чести, исполнить также и установку его в Санкт-Петербурге". Из архивных документов известно, что в Петербург отправились 30 человек. В том числе - 3 мастера, 4 кузнеца, 18 слесарей, 1 токарь, 1 столяр, 2 плотника и распорядитель работ (кондуктор). Каркас разобрали, аккуратно погрузили на три барки, и 2 мая 1858 года пароход "Лоцман" увел их в дальний путь по рекам Вотка, Сива, Кама и Волга до Твери. Из каждого крупного волжского города - Казани, Нижнего Новгорода, Рыбинска - Иоссу извещали о продвижении баржи. Команда благополучно прибыла 27 мая в город Тверь. Оттуда груз везли до Петербурга по железной дороге.
На момент приезда воткинских мастеров в Петропавловской крепости еще велись подготовительные работы для установки шпиля. Поэтому Журавский разумно распорядился занять прибывших воткинцев изготовлением железных оконных рам в куполе Петропавловского собора.
30 июля воткинские рабочие приступили к установке шпиля, предварительно пригнав части стропил на земле. Его верхняя часть была собрана и поднята целиком. Вес металлического шпиля достигал почти 207 тонн. Работы по его установке продолжались два месяца.
Колокольня без шпиля - это примерно 74 метра, то же самое, что 22-этажный дом. И вот на такой высоте заводчанам надо было начинать работу. Сперва возвели леса. Установили лебедки. Только одна "нога" шпиля весила около 320 килограммов, а длина ее - 3-4 метра. Поднять, состыковать, установить болты, закрутить гайки... Леса поднимались всё выше, диаметр шпиля становился все меньше, работа - опаснее и труднее. На 30-метровой высоте закончился монтаж лестницы - она шла по спирали внутри шпиля. Здесь устроили площадку для установки метеоприборов. Оставалось еще 18 метров.
Все монтажные работы в Петербурге проводились под открытым небом в трудных погодных условиях - при сильном ветре и дожде, днем и ночью. Не случайно один из слесарей Никита Тетерин после окончания всех работ находился по болезни в госпитале Монетного двора до 17 октября. При сборке шпиля отличился природной смекалкой и умением слесарь Иван Лаптев, который "был оставлен с разрешения господина Министра финансов в Санкт-Петербурге для ознакомления в Хирургическом инструментальном заведении МВД с починкой и изготовлением разных инструментов".
По сравнению с деревянным предшественником, высота нового шпиля увеличилась более чем на 10 метров, и колокольня теперь уходила в небо на 122,5 метра. В связи с этим надо отметить еще один аспект строительного гения Д. И. Журавского. Создавая проект, талантливый инженер тонко учел сложившуюся градостроительную ситуацию вокруг собора. К середине XIX века в связи с ростом населения плотность застройки, особенно центральной части города, значительно увеличилась, как и этажность петербургских строений. Для того, чтобы Петропавловская колокольня со шпилем по-прежнему оставалась архитектурной доминантой на фоне уже высоких многоэтажных зданий, Д. И. Журавский сознательно "удлинил" новый шпиль, сохраняя при этом общие пропорциональные соотношения колокольни с масштабом города.

Тоскуя по друзьям и облакам,
Со шпиля ангел о пощаде молит...
Но словно бабочка приколот
Крестом к земле, на Невских берегах...

мАе

В С-Петербурге много прекрасных храмов и дворцов.
Но самым главным является Петропавловский собор, как самый самый первый символ Петербурга.

В 1829 году при обследовании Петропавловского собора выяснилось, что за прошедшие сто лет из-за осадки повредилась часть иконостаса, что срочной починки требует шпиль, особенно его самая верхняя часть - крест с фигурой ангела. От постоянного вращения флюгера крест у основания слишком обтерся и опустился вниз, а у ангела сильным порывом ветра оторвало крыло.

Как быть не знали... требовалось строить наверх леса, что заняло бы уйму времени и государственных средств, так как высота Петропавловского собора вместе со шпилем до креста 122,5 м.

Неожиданно выход из трудного положения отыскался сам собой: к директору строительного комитета Петербурга пришел молодой кровельщик Петр Телушкин и сказал, что может попробовать исправить все повреждения на шпиле Петропавловского собора. У строительного комитета не было выбора, ведь других возможностей исправить поломки на самом верху собора никто предложить не смог.
Те лушкин, как бедный мастеровой, не имея залога, необходимого для подрядчиков на строительные работы, «заложил, — как выразились „Санкт-Петербургские ведомости“, — жизнь свою в обеспечение принятого им на себя дела».

За свой труд определённого вознаграждения он не назначил, предоставляя начальству установить величину его, а просил лишь о выдаче 1471 рубля за материалы, которые потребуются ему при производстве починки. Предложение Телушкина приняли, тем более что вариантов выбора было, мягко говоря, мало.

О самом мастере известно не очень много: весной 1829 года 23-летний кровельщик пришел в Петербург на заработки из Ярославской губернии.

Известно, что родом он был из деревни Мягра Мологского уезда Ярославской губернии, из семьи Михаила Стахеева. Помещица Трусова продала его купцу Телушкину села Вятское Даниловского уезда той же губернии, расплатившись полученными деньгами с казной за долги.

У Телушкина был определенный опыт подобной работы, будучи мастером кровельного цеха, имел опыт высотных работ — ему приходилось ремонтировать купола церквей и колоколен. Он был невысок, но запросто поднимал 13 пудов.

Работа началась 8 октября 1830 года. Вначале Петру Телушкину нужно было сделать самое трудное - подняться к концу шпиля, где и находится крест с ангелом, и закрепить там веревочную лестницу, по которой потом можно будет подниматься наверх. Мастер обвязал себя веревкой, закрепил ее конец к внутренним конструкциям башни собора, и начал медленный и сложный подъем.

Когда мы смотрим на шпиль Петропавловского собора снизу, нам, конечно же, не видно, что он покрыт медными позолоченными листами, которые в местах стыков образуют вертикальные выступы. Кроме того, от основания шпиля до самого его яблока, на котором и находится крест с фигурой ангела, по всей длине шпиля расположены железные крюки. Этим и воспользовался Телушкин. Упираясь попеременно руками и босыми ногами в выступы, он накидывал веревку на крюки и закреплял ее при помощи хитроумных узлов. Так, поднимаясь от крюка к крюку, он понемногу двигался вверх. В первый день работы мастеру удалось подняться только до основания яблока.

Самую трудную работу, которую без преувеличения можно называть подвигом, Телушкин выполнил на следующий день, 9 октября. Ему предстояло обогнуть яблоко и подняться к кресту. Главная трудность заключалась в том, что шпиль возле яблока имеет в диаметре примерно 20 сантиметров, а диаметр же самого яблока около 80 сантиметров. Мастер сделал из веревки две петли, просунул в них ноги, и почти горизонтально повиснув над землей, стал забрасывать веревочную петлю на крест. Когда это удалось, он смог перебраться через яблоко к кресту и ангелу, где и предстояло вести починку. Теперь можно было закрепить веревочную лестницу для следующих подъемов. Шесть недель ежедневно мастер поднимался на шпиль собора и работал там. Он закрепил оторванные листы, поправил фигуру ангела, укрепил крест. Если вспомнить, что первый день подъема пришелся на 8 октября, то получается, что мастер работал весь октябрь и почти весь ноябрь - время, когда в Петербурге не самая благоприятная погода - с Невы дует холодный ветер, часто идет дождь, порой со снегом, рано темнеет.

За работой Телушкина наблюдали тысячи петербуржцев, ведь шпиль Петропавловского собора виден издалека. Из окна своего дома на Гагаринской набережной (нынешней Дворцовой) за работой мастера внимательно следил тогдашний президент Академии Художеств и директор Императорской Публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин. Он даже установил на окне подзорную трубу, чтобы лучше разглядеть все подробности. Он и попросил пригласить к себе мастера, чтобы тот подробно рассказал обо всех деталях своей необычной работы.

После этой беседы появилась статья Оленина, в которой он рассказал о подвиге Телушкина.

Получилось так, что до наших дней дошел и портрет Петра Телушкина - художник Г. Чернецов, написавший знаменитую картину "Парад на Царицыном лугу в С.- Петербурге в 1831 году", изобразил на ней многих знаменитых петербуржцев - государственных деятелей, знаменитых писателей, художников, петербургских красавиц.

Среди тех, кого художник "привел" на Царицын луг, есть и простой русский крестьянин Петр Телушкин, совершивший настоящий подвиг во славу Отечества.

В 1831 году и газета "Санкт-Петербургские ведомости" подробно описала с весь процесс подъема мастера на шпиль собора, при этом рассказ заканчивался словами: "Может быть, иной скажет: "Все это прекрасно, да надобно еще посмотреть, хорошо ли Телушкин исправил все повреждения?" Дело: для чего же нет! Он всегда готов свою работу показать тому, кто согласится влезть на яблоко у шпица по веревочной его лесенке, за неимением другого удобнейшего хода!"

И действительно, проверить работу Телушкина никто не решился. А оставленную наверху веревочную лестницу мастеру приказали снять уже в мае 1831 года.

Через 110 лет верхолазы проверяли шпиль и на дубовом переплёте рамы, которая сохранилась и при позднейших переделках, они нашли сделанную краской роспись Телушкина. Фактически, Пётр Телушкин является первым известным русским промышленным альпинистом, а в народе его называли «небесный кровельщик».

На все работы мастеру была отпущена сумма 1471 рубль на приобретение материала. Мастера наградили 3 тысячами рублей ассигнациями и серебряной медалью на Анненской ленте с надписью "За усердие".

Существует легенда, что ему была подарена также грамота, увидев которую были обязаны наливать бесплатно в любом кабаке, но он её потерял; тогда ему было поставлено особое клеймо под правой скулой, по которому Телушкин, приходя в питейное заведение, щёлкал пальцами — отсюда якобы пошёл характерный жест, обозначающий распитие алкоголя.

Известно, что Пётр Телушкин починил также кораблик на шпиле Адмиралтейства.

В мае 1831 года он был обвенчан с крепостной девицей Ираидой Фёдоровой.

Но слава и посыпавшиеся кровельные заказы (на 300—500 тысяч рублей) не пошли ему впрок: он скоро спился и осенью 1833 года умер...

Какие ассоциации вызывает у вас Санкт-Петербург? Конечно же, это белые ночи, разводные мосты и колокольня Петропавловского собора. Это 122-метровое здание до сих пор является самым высоким в городе.

Основание и строительство крепости

История возведения крепости неразрывно связана с историей основания северной столицы. Началось все со строительства деревянных фортификационных сооружений на реке Неве. Чертеж деревянной твердыни разработал сам Петр І. Крепость закладывалась с целью укрепления завоёванных позиций во время Северной войны, но никак не возведения города. Чертеж деревянной твердыни разработал сам Петр І. В тот же год, когда завершили строительство, часть земляных валов разрушило сильное наводнение. В 1703 году здесь заложили деревянный храм в честь апостолов Петра и Павла. По завершении строительства деревянного храма, его сразу же начали перестраивать в камне. Собор выполнен в стиле европейского барокко. Это усыпальница русских императоров, начиная от Петра I. Кроме того, Петропавловскую крепость иногда называют «Русской Бастилией» из-за того, что ее помещения использовались в качестве тюремных камер для политических заключенных.

История и мифы

Колокольня появилась вместе с Петропавловским собором. Шпиль на нее установили умельцы Воткинского завода. В 1756 году колокольня пострадала от пожара из-за удара молнии. Работы по её реставрации велись 18 лет, но никто не решался отремонтировать накренившийся шпиль. Это было дорого и очень опасно. В 1830 году нашелся смельчак - Петр Телушкин. Он ежедневно на протяжении 6 недель поднимался наверх шпиля по веревочной лестнице и без лесов. На колокольне также были установлены часы с курантами, которые сообщали время каждые 15 минут.

По легенде Петру Телушкину за это было даровано 5 тысяч рублей и позволена чарка водки в любом питейном заведении столицы. Поначалу он пользовался грамотой, а потом ему поставили клеймо на правой стороне подбородка. Он заходил в кабак и известным жестом показывал на свое отличие.

Спустя 24 года понадобился новый ремонт и опять этим занялись мастера из Воткинского завода. Главный разработчик проекта Д. И. Журавский предложил конструкцию восьмигранной усеченной пирамиды, связанной кольцами. Дерево было заменено металлом. С тех пор высота шпиля составляет 40 метров. На колокольне Петропавловского собора собрана самая большая в мире коллекция колоколов. На самом его верху находится крест с 3-метровым ангелом. На его золочение было потрачено более 8 кг золота. Во время Второй мировой войны шпиль был покрыт маскирующей краской и сеткой. Те, кто его красил, были удивлены гениальной простотой сооружения. Шпиль держится за счет болтов и шурупов и во время шторма или бомбежки почти не двигается.

На колокольне Петропавловского собора собрана самая большая в мире коллекция колоколов. Они отлиты в России и Голландии. Также здесь установлен карильон - механизм, который заставляет колокола исполнять какую-либо мелодию. Во времена царской России с его помощью каждый час звучал гимн во славу императора. С приходом советской власти, мелодию заменили «Интернационалом». Сейчас нередко проходят концерты карильонной музыки.

Современность

Петропавловская крепость хранит много тайн, некоторые из них предстоит еще разгадать, а о некоторых мы не узнаем никогда. До сих пор сохраняются определенные традиции, связанные с ней. Вот, например, со времен Петра I - ровно в полдень производят пушечный выстрел с бастиона Нарышкина. В 1993 году Петропавловская крепость была удостоена статуса государственного заповедника. Теперь на её территории запрещены какие-либо строительные работы и перепланировки.

Петропавловский собор - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров и памятник архитектуры петровского барокко.

Петропавловский собор возведён в 1712-1733 годах архитектором Доменико Трезини на месте одноимённой деревянной церкви.

Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722-1726 году в Москве

Лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи - Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие


В 1756-1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1829 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими. Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Архитектор Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.

В 1864-1866 годах прежние Царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875-1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; в 1905 году были повешены новые колокола.


В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII - начала XVIII веков отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах - интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города. С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.


На колокольне собора Петра и Павла установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.


Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую. Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.


После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон - детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887-1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).


17 июня 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, цесаревичу Алексею, великим княжнам Татьяне, Марии, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.