Петровский собор. Высоко-петровский монастырь. Спасительные стены святой церкви

Это был любимый храм Петра Великого. Царь бывал в нем два-три раза в неделю, читал Апостол и „пением своею особою, стоя на клиросе с протчими певчими, продолжал всенощное бдение часов по пяти и по шести“. Здесь отмечались полтавские годовщины и заключение Ништадтского мира, когда Петру был поднесен титул Императора. Здесь, в свой праздник, собирались поначалу андреевские кавалеры и произносил проповеди архиепископ Феофан (Прокопович). Здесь же отпевали казненного в 1718 царевича Алексея. По своему рангу собор до революции занимал в городе место сразу после Исаакиевского.

С основания новой столицы прошло всего четыре с половиной месяца, когда был дан указ о закладке „в знак благодарения Триединому Божеству“ церкви на правом берегу Невы, неподалеку от строящейся крепости. В апреле 1709 указ пришлось повторить, и 10 июля 1711 небольшая деревянная постройка была, наконец, освящена. Находясь в тогдашнем центре столицы, Троицкая церковь некоторое время считалась кафедральной.

Через два года после освящения храм расширили приделами и трапезной, над которой возвышалась двухъярусная колокольня с курантами, снятыми с московской Сухаревой башни, которые каждые четверть часа играли „Господи, помилуй“. В 1721 в память о битве при Лесной был пристроен придел прп. Харитона Исповедника, где поставили походную церковь Петра, позже переданную в приписной Николо-Труниловский храм. В 1727 в Харитоньевский придел из упраздненного храма Рождества Богородицы была передана на время чудотворная икона Казанской Божией Матери, которую позже перенесли в новопостроенный храм на Невском.

В январе 1732 последовал указ о возведении каменного храма, ибо „оная церковь совершенно обветшала... и невозможно свеч зажигать, что всегда от ветру угасают“, отчего пришлось даже разобрать колокольню. Хотя М. Г. Земцов и П. М. Еропкин соответствующие проекты составили, до их осуществления дело не дошло, и приготовленные стройматериалы пошли на Зимний дворец. Службы с 1739 стали идти в Гостином дворе и в Синодальной канцелярии.

В том же году И. Я. Бланк сочинил новый проект, а два года спустя проект купольного двухэтажного храма подал М. Г. Земцов, но в апреле 1743 приказано было, разобрав обветшавшую деревянную постройку, восстановить „ровно такую, какова прежде была“. Эту работу проделал X. фан Болеc под руководством арх. И. И. Сляднева. 1 июня 1745 в церкви был освящен придел прп. Харитона (вскоре перенесен в церковь Синода), а 17 мая следующего года в присутствии Императрицы - главный. Часть икон происходила из прежнего иконостаса, часть написали И. Я. Вишняков и М. Л. Колокольников. Однако 27 марта 1750 новопостроенный храм сгорел дотла от упавшей свечки; удалось спасти лишь иконостас из придела, петровские реликвии и часть утвари.

После этого пожара вначале было решено выстроить совершенно новый храм, и Б. Растрелли в 1752 составил его проект, но Императрица велела использовать освященную в 1725 деревянную церковь, которая при постройке третьего Летнего дворца (на месте Михайловского замка) была разобрана и складирована. Зимой 1753 ее перевезли на место, и под руководством Болеса стали собирать по проекту С. А. Волкова, воспроизводя прежний вид Троицкого храма, но без придела. Сруб при этом был сделан двойным. 1 июня 1756 восстановленный собор с новым трехъярусным иконостасом был торжественно освящен. Императрица Елизавета Петровна пожертвовала ему шитую золотом бархатную сень.

В 1802-1805 Л. Руска капитально отремонтировал собор, но он был сильно поврежден наводнением 1824 года, после чего устранением причиненных повреждений руководил арх. П. С. Филиппов. Следующий крупный ремонт был проведен в 1875-1876 арх. Е. Е. Аникиным, который подвел под постройку новый фундамент и выстроил часовни. Дополнительные образа для храма написал акад. А. Е. Бейдеман. 19 декабря 1876 последовало освящение обновленного здания. В 1858-1859 староста купец М. К. Низовцев сделал на свои средства серебряную одежду для престола и бронзовую гробницу для плащаницы.

В 1888 причт предложил выстроить в ограде новую церковь Греческой Божией Матери по проекту Г. И. Карпова и П. А. Григорьева, но денег на нее собрать не удалось. На бумаге осталась и выдвинутая в 1896 идея возвести трехпридельный храм в ознаменование 200-летия столицы - построили лишь часовню у Кронверкского сада по проекту А. В. Малова. Юбилей собора почти совпал с этой датой и праздновался 22 октября 1903 при участии митрополита Антония и о. Иоанна Кронштадтского.

С 1868 в храме хранилась самая большая его святыня - икона Греческой Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезенная в 1821 в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия. Она стояла слева от алтаря, на особом мраморном возвышении, в устроенном в 1908 гражд. инж. Н. Ф. Романченко в приделе прп. Нила Столбенского. В честь иконы 12 мая служился молебен с водосвятием, собиравший множество народа.

Имелись в соборе и другие чтимые образа: свт. Николая, изображенного в кольце, отчего он именовался в народе Николай-обручник, прп. Нила Столбенского в житии (1778) с частицей его мощей, мощевая икона ап. Андрея Первозванного и Новодворской Божией Матери, перед которой служили молебны при вселении в новый дом. В память о коронации Их Величеств в 1896 в соборе была устроена особая икона со вделанным в нее крестом-мощевиком. Об истории здания напоминали две бронзовые доски, помещенные в притворе.

Кроме святынь, в храме хранились и ценные художественные произведения: пальмовый крест XIV века с Афона с изображением жизни Спасителя, подаренный молдавскому господарю Д. Кантемиру, золоченая серебряная утварь и запрестольное Евангелие в богатом окладе работы А. Бланкенштейна, ряд старинных образов из московских церквей. Особое место занимали вещи, сделанные самим Петром Великим: небольшой резного мрамора образ Благовещения, паникадило из слоновой кости, коробочка для ладана и бывшее с Царем в Азовском походе стрелецкое знамя.

В 1873 при соборе было открыто благотворительное общество, содержавшее богадельню и ясли. Его долгое время возглавлял писатель Н. С. Лейкин. В праздник Рождества Божией Матери по приходу шел крестный ход в воспоминание о холере 1892 года.

В ночь на 7 февраля 1913 собор сильно пострадал от пожара: сгорели купол и крыша, притвор и колокольня. Через две недели Синод объявил о сборе средств на сооружение „нового величественного храма, соответствующего значению и достоинству столицы“. Состоялся конкурс, на который видные зодчие представили свои проекты, кто „в суздальском стиле“, кто „на две сажени выше Исаакия“, кто в подражание Успенскому собору в Москве. Был создан строительный комитет во главе с вел. кн. Иоанном Константиновичем, но ведавшее охраной памятников Императорское Археологическое общество решительно воспротивилось всем этим замыслам и предложило не отдавать сгоревший храм Шамординскому подворью в Стрельне, а бережно восстановить его „как историческую святыню… символ современной русской Империи“.

Погоревший собор был покрыт защитной крышей; службы проходили в деревянном двухпрестольном храме, освященном 22 декабря 1913 митрополитом Владимиром. Он простоял до конца 1927 и был копией сгоревшего, воссозданной А. П. Аплаксиным; в него из поврежденного здания перенесли отреставрированный иконостас, уцелевшие детали и утварь. Новые колокола отлил Валдайский колокольный завод, плафон в этом временном здании написал С. Т. Шелков.

Реставрация собора из-за революции и Гражданской войны возобновилась только в 1923 и шла под руководством Е. И. Катонина на деньги прихожан. Архиепископ Алексий 17 октября 1926 освятил восстановленный (кроме колокольни) храм, а в 1928 был освящен придел прп. Нила Столбенского.

Более полувека, с 1785, прослужил в храме прот. Никита Захарович Захаров, снискавший уважение прихожан подвижнической жизнью, а последним перед революцией настоятелем был прот. Иоанн Андреевич Савинский.

Закрыт собор 15 августа 1933 и через два месяца безжалостно снесен, хотя числился под охраной как уникальный памятник архитектуры. Часть икон из него поступила в Русский музей, имущество - во Владимирский собор. Освободившееся место занял разбитый после войны сквер.

В 1998 был объявлен конкурс на воссоздание храма, который выиграл Д. А. Бутырин, предложивший вернуться к зданию середины XVIII века. В 2001 решено вместо этого построить к юбилею города у Троицкого моста высокую часовню, хотя комитет городского Законодательного собрания высказался за восстановление собора. Часовня заложена 8 мая 2002 и освящена 27 мая 2003.

http://www.encspb.ru/object/2804677827?dv=2853952566&lc=ru

Собор в плане представлял собой четырехугольник. С востока к нему примыкал алтарь с трехскатной крышей, над которой находилась луковицеобразная глава. Наружные стены собора были украшены большими пилястрами с капителями ионического ордера. С запада к нему примыкал трехъярусный притвор с колокольней.

Описание собора, сделанное в конце XIX века: "Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен... Высота здания от основания до креста 15 сажень. Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового золота". Внутри стены были оштукатурены и окрашены маслянной краской. Деревянный трехъярусный иконостас с резными украшениями, покрытыми червонным листовым золотом, был окрашен белой маслянной краской. Иконы были написаны на досках. Царские врата - деревянные, сквозной резьбы.

http://drevo-info.ru/articles/19419.html#1



Деревянный храм Святой Троицы заложен через четыре с половиной месяца после основания города, 1 октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Два года спустя его расширили приделами и трапезной с колокольней. Когда 30 мая 1714 года в Петропавловской крепости заложили каменный собор, Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы. В соборе совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий. В нем торжественно отмечалась Полтавская победа (1709), праздновалось заключение Ништадтского мира со Швецией и присвоение Петру I титула императора (1721). На богослужениях в соборе почти повседневно присутствовала царская семья, а сам государь случалось пел на клиросе или выходил читать Апостол.

В 1743 году по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкой церкви было разобрано, и к 1746 году возведен новый "безо всякой перемены" храм, освященный в мае того же года. Здание храма всегда сохраняло первоначальный вид. В 1750 году здание сгорело дотла и восстановлено после пожара в 1756 году архитектором С. А. Волковым, который во всем следовал старым планам. При императоре Александре I Троицкий собор дважды капитально ремонтировали: в 1802 и в 1825 годах, после наводнения 1824 года. К 1869 году здание так обветшало, что совершать в нем богослужения стало небезопасно. Император Александр II распорядился выделить необходимую сумму на ремонт храма. Восстановительные работы начались весной 1876 года, и зимой того же года обновленный храм был освящен.

"Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен. Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового железа" - из описания собора конца XIX века.

Около 150 лет здание собора, перекрытое характерным приземистым куполом с луковичной главкой, было одной из главных достопримечательностей всей столицы. В 1913 году огонь вновь повредил купол, крышу и колокольню. В 1924-1928 годах собор был восстановлен как историческая святыня. В соборе хранилось знамя, сопровождавшее Петра I во время Азовских походов.

Ценнейший памятник отечественной истории и архитектуры снесен в 1934 году.

http://piters.in/nohram

Адрес: Россия, Москва
Дата основания: XIV век
Основные достопримечательности: Собор святителя Петра, митрополита Московского, собор Боголюбской иконы Божией Матери, церковь Преподобного Сергия Радонежского, церковь Толгской иконы Божией Матери, церковь Петра и Павла (Пахомовская церковь)
Святыни: Чудотворная Казанская икона Божьей Матери, икона святителя Петра с частицей мощей, мощи Митрофана Воронежского, крест с частицей Живоносного Древа Господня, ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых, Дивеевский ковчег
Координаты: 55°46"02.5"N 37°36"55.0"E
Объект культурного наследия России

Содержание:

Немногие российские города могут похвастать монастырями возрастом 700 лет. В историческом центре Москвы , в пределах Бульварного кольца, сохранилась мужская обитель XIV века. По одной из версий ее основателем стал митрополит Всея Руси Петр. Древний монастырь интересен не только своей историей, но и красивыми памятниками архитектуры, построенными в XVII-XVIII веках.

Высоко-Петровский монастырь с высоты птичьего полёта

Как появился монастырь

Сохранилось несколько преданий об основании обители. По одной версии ее заложил первый из русских церковных иерархов, поселившихся в Москве - митрополит Петр. В начале XIV века он сблизился с князем Иоанном I по прозвищу Калита и возвел деревянную церковь Петра и Павла.

По другому преданию монастырь основал сам Иоанн I Калита. В 1326 году, незадолго до смерти митрополита, князь охотился там, где потом появилась обитель, и ему привиделась высокая снежная гора. На глазах князя снег быстро растаял, и горы не стало. Святитель Петр объяснил князю, что гора символизирует самого князя, а снег - митрополита, поэтому скорее всего князь переживет его. Услышав это, Иоанн I Калита повелел построить деревянный храм Петра и Павла, и вокруг него потом поселились монахи.

По третьей версии обитель была заложена Дмитрием Донским. Московский князь основал ее на месте старой церкви, построенной Иоанном I Калитой, и посвятил памяти русских воинов, которые погибли во время Куликовской битвы. Есть также предположение, что при Дмитрии Донском монастырь уже существовал. Но в 1382 году войска хана Тохтамыша разорили его, и князь приложил немало сил, чтобы заново отстроить храмы и кельи для монахов.

На переднем плане собор святителя Петра, митрополита Московского

История монастыря в XV-XIX веках

В Средневековье все монастыри Москвы страдали от набегов неприятелей и сильных пожаров. Древняя Петропавловская обитель была возведена из дерева, и поэтому выгорала дотла. В 1493 году пожар в Москве был настолько опустошительным, что сгорела половина города. Огонь погубил около 200 человек, в том числе и несколько насельников монастыря.

Каменное строительство в обители началось, благодаря великому князю Василию III. По его указу итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил каменный собор, посвященный митрополиту Петру. С этого времени обитель стали называть Высоко-Петровской, хотя до XVIII столетия в исторических документах еще встречалось старое название «Петропавловская».

После изгнания из России польско-литовских войск монастырскую территорию огородили каменной стеной. В те времена обителью руководил архимандрит, и она состояла из четырех священников, двух диаконов, пономаря, дьячка и шести старцев.

При Петре I территория монастыря выросла вдвое. Была возведена фамильная усыпальница Нарышкиных - каменный Боголюбский храм, трапезная церковь Сергея Радонежского, братский корпус и надвратная Покровская церковь. К 1735 году в обители жило более 70 насельников, и она владела шестью тысячами крестьян.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Много бед и разорений принесла монастырю война с французами. Когда наполеоновские войска вошли в Москву, в обители разместились французские кавалеристы. Они осквернили монастырские церкви и разгромили усыпальницы Нарышкиных. Особенно возмутило москвичей то, что наполеоновские солдаты вбили крючья в иконостас Боголюбского храма и вешали на них туши забитых животных.

После войны обитель восстановили, и она стала играть заметную роль в духовной жизни москвичей. Здесь открылось духовное училище, и хранились книги из обширной епархиальной библиотеки.

Судьба обители в XX веке

К началу прошлого века в монастыре жило 15 насельников. После прихода советской власти обитель ликвидировали, а здания переделали под жилье. Церковные службы в храмах велись до 1929 года. После того, как закрыли последнюю Боголюбскую церковь, место погребения Нарышкиных уничтожили, и в храме создали предприятие для ремонта сельхозтехники.

В бывшей церкви Сергея Радонежского разместили библиотеку, а потом - спортивный зал. В древнем соборе святителя Петра существовал литейный цех, а все остальные храмы и корпуса переделали под коммунальное жилье. К середине прошлого века некогда величественный монастырский ансамбль был практически утрачен. Более того, новые градостроительные планы предусматривали расширение автомагистрали и снос старинного монастыря.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной

К счастью, этого не произошло. В 1959 году обитель получила статус архитектурного памятника, и постепенно отсюда вывели предприятия и расселили коммунальное жилье. В храмах разместили театральные мастерские, зал для репетиций, литературный музей и несколько организаций, подчиненных Министерству культуры. До 1987 года в старинных зданиях проводили реставрационные работы, и в 1994 году их передали церкви. Потом здесь был возрожден мужской монастырь.

Старые храмы и монастырские постройки

В центре обители стоит самый древний монастырский храм - небольшой собор святителя Петра, возведенный в 1517 году. Он имеет вид восьмигранной башни и увенчан шлемовидным куполом. Монастырский собор считается уникальным памятником архитектуры, ведь это один из первых столпообразных храмов, появившихся на Руси.

Входы в церковь находятся с северной, южной и западной стороны, на остальных «лепестках» нижнего яруса прорезаны окна. Иконостас и настенные росписи, которые можно увидеть в соборе, новодельные - они появились в 1990-е годы.

Церковь Петра и Павла

Красивый Боголюбский собор возведен в 80-е годы XVII века. До 1771 года здесь хоронили бояр Нарышкиных. Основу храма составляет квадратный двухсветный четверик, верх которого украшают изящные килевидные закомары. Пять луковичных глав возвышаются на высоких барабанах. Внутри храма сохранились живописные работы XVIII-XIX веков и фрагменты старинной лепнины.

С юга от собора святителя Петра стоит храм Сергия Радонежского. Трапезная церковь была возведена на рубеже XVII и XVIII века в традициях пышного «нарышкинского» барокко. Изначально она имела одну главу, но потом стала пятиглавой. Во внешнем оформлении Сергиевской церкви использован популярный в московском зодчестве белокаменный декор. Из известняка сделаны порталы, наличники и основания барабанов.

С середины XVIII века обитель украшает аккуратная одноглавая церковь Толгской иконы Богоматери. Прямоугольный храм возвышается рядом с улицей Петровка. Он построен на подклети и имеет одну пятигранную абсиду. Считается, что проект церковного здания выполнил мастер русского барокко Иван Федорович Мичурин или один из его учеников. Сегодня внутри этой церкви находится красивый керамический иконостас.

Церковь Толгской иконы Божией Матери

С северной стороны можно увидеть высокую монастырскую колокольню с надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Красно-белый нарядный храм был возведен в 90-е годы XVII века по указу Петра I. Он имеет массивное квадратное основание, которое завершается двумя восьмериками колокольни. Долгое время церковь использовалась в качестве домового храма для настоятеля монастыря. Храм стоит над воротами, которые были созданы для входа в монастырь в 1680 году. С начала прошлого века в южном пролете ворот существует небольшая часовня Казанской иконы Богоматери. После революции почитаемый образ пропал, а саму часовню закрыли. Однако, сегодня она полностью отреставрирована и открыта для верующих.

В южной части монастыря находится барочный храм преподобного Пахомия, построенный в середине XVIII века. В наши дни он еще не до конца восстановлен. Кроме того, на территории обители можно увидеть настоятельский и келейные корпуса, одноэтажную усыпальницу Нарышкиных и небольшую звонницу.

Монастырь изначально был создан за пределами Москвы, в селе Высоком – отсюда и соответствующая приставка в его названии. Его основание связывается с именем митрополита Петра, перенесшего свою кафедру из Владимира в Москву в 1325 году. Расцвет обители приходится на 1680-1690-е годы, когда его главными жертвователями были Нарышкины – родственники Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Именно в это время формируется в целом существующий облик Высоко-Петровского монастыря.

С 1514 года сохраняется практически в неизменном виде собор митрополита Петра, по которому монастырь получил свое название. Небольшая столпообразная одноглавая церковь в плане представляет собой восьмилистник, крупные выступы которого направлены по сторонам света, а малые расположены между ними. Собор строился архитектором-итальянцем Алевизом Фрязиным – ранее таких церквей в Москве было несколько, схожим образом выглядел храм святой Варвары на Варварке, но до наших дней дошел только собор в Высоко-Петровском монастыре. Две других соборных церкви построены позже: холодная, в честь Боголюбской иконы Божией Матери, в 1684–1685 годах, а также теплая, во имя преподобного Сергия Радонежского, в 1690 году. В Боголюбской церкви на средства царя Петра I создана фамильная усыпальница Нарышкиных, его родственников по материнской линии. Церковь выстроена в традиционном русском стиле. Сергиевский же храм построен в память о событиях 1689 года, когда Петр I был вынужден спасаться от заговора стрельцов и царевны Софьи в Троице-Сергиевом монастыре. В нем нашла воплощение стилистика нарышкинского барокко: богаты украшенные белокаменной резьбой порталы, оконные наличники с «разорванными фронтонами» и раковины вместо традиционных кокошников, венчающие четверик, с пятиглавием.

Другие монастырские храмы играли вспомогательную роль. Так, в 1694 году на Петровке были построены новые Святые врата, над которыми появилась трехъярусная колокольня с надвратной церковью Покрова Богородицы, служившей в качестве домового храма настоятелей монастыря – их корпус примыкает к Святым вратам с севера. Южнее расположен храм Толгской иконы Божией Матери, созданный архитектором И.Ф. Мичуриным на средства статс-дамы А.К. Нарышкиной в 1744 году в память спасения Петра I от стрельцов, которое произошло в день памяти этого богородичного образа. Западный фасад этой церкви разрывает стену и выходит на Петровку, но входа здесь не существовало – ранее тут был киот для иконы. Наконец, над южными хозяйственными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, в 1753–1755 году возведена церковь святого Пахомия Великого, позднее переосвященная во имя святых апостолов Петра и Павла. Она возникла на основе существовавших ранее на этом месте белокаменных ворот усадьбы Нарышкиных. Ими же были созданы палаты на углу Петровки и Крапивенского переулка, превращенные в монастырские кельи: их фасад украшен богатыми оконными наличниками с завершениями в виде ступенчатых гребней.

Монастырь был упразднен в 1926 году, но окончательно богослужения прекратились в 1929 году, когда был закрыт последний храм – Боголюбский. Здания оказались заняты различными конторами, бывшие нарышкинские палаты оказались в ведении Государственного Литературного музея. Возвращение богослужений началось в 1992 году, когда Сергиевский храм передали верующим, а в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Церкви Высоко-Петровского монастыря получили статус патриаршего подворья, а в 2009 году он был возобновлен как монашеская обитель. В южном пролете Святых врат создан новый храм Казанской иконы Божией Матери. Реставрация монастырских построек еще продолжается.

Высоко-Петровский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Паломников привлекает Высоко-Петровский мужской монастырь, который находится в Москве. Но и равнодушные к православию туристы найдут здесь для себя много интересного. В Высоко-Петровском монастыре расположены великолепные с архитектурной точки зрения соборы церкви, основная часть которых построена в 17-18 веках.

Монастырь имеет давнюю историю: упоминания о нем встречаются еще в письменах 1337 года. Но вторая жизнь для Высоко-Петровского монастыря началась только с 1990-х годов, когда его открыли после долгого забвения: православная деятельность монастыря была прекращена большевиками в 1918 году. Реставрировать здания начали еще в 50-х годах прошлого века. Монахи смогли вновь заселиться в кельи только в 2009 году.

Что посмотреть

На территории Высоко-Петровского монастыря разместились семь храмов. Практически целый квартал на Петровке, но о существовании этой достопримечательности почему-то мало кто знает. Именно поэтому Высоко-Петровский мужской монастырь нередко называют невидимкой.

Изнутри Высоко-Петровский мужской монастырь гораздо больше, чем может показаться тем, кто находится за его стенами.

Еще одна особенность монастыря: изнутри он гораздо больше, чем может показаться тем, кто находится за его стенами.

Встречает паломников и обычных туристов собор Боголюбской иконы Божией Матери, его постройку датируют 1684 годом. Рядом с собором, под открытым небом, а также внутри храма туристы увидят множество богатых надгробий, выполненных из белого камня. Часть из них украшена гербами, другая же - черепами. Для современного человека картина если не пугающая, то уж точно немного мрачная. Хотя причина такого убранства довольна проста: до 1774 года здесь располагалась родовая усыпальница Нарышкиных.

Самое древнее здание Высоко-Петровского монастыря находится в центре его площади. Собор Петра Митрополита был построен в 1514-1517 годах.

Удивляет храм отнюдь не своими размерами: он не похож ни на один в Москве, абсолютно уникальное явление архитектуры. Да и увидеть его смогли люди только после реставрации в 20 веке.

Дело в том, что Петр I так увлекся своими преобразования храмов Высоко-Петровского монастыря, что собор Петра Митрополита был почти полностью переделан в барочном стиле. Но современные архитекторы восстановили историческую справедливость.

Центр жизни монахов - храм преподобного Сергия Радонежского. Внимательные туристы заметят рядом с ним не совсем вписывающуюся в архитектурный ансамбль беседку. И неслучайно, потому что появилась она здесь только в 2000 годах на месте разрушенной в советское время. Тогда же церковь лишилась приделов Алексия Московского и Митрофана Воронежского, к сожалению, безвозвратно.

Важными для паломников, в первую очередь, будут святыни, находящиеся в монастыре. Высоко-Петровский мужской монастырь хранит Казанскую и Толгскую чудотворные иконы Божией Матери.

Часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца - главная святыня монастыря.

Часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца - главная святыня монастыря - находится в храме преподобного Сергия Радонежского. Здесь же вы найдете частицы мощей и других православных святых, в том числе, конечно же, преподобного Сергия Радонежского.

Как добраться

Высоко-Петровский мужской монастырь находится в самом центре столицы России, между Петровкой, Петровским бульваром и Крапивенским переулком. От станций метро достопримечательность отделяет всего 10 минут ходьбы.

Ориентироваться нужно на станции «Чеховская», «Пушкинская», «Трубная» или «Тверская».

Не большим преувеличением будет сказать, что Высоко-Петровский монастырь – это место, в котором «зарыт» секрет того, как Москва из небольшого города, в котором совсем не было каменных храмов, превратилась в великую столицу России.

История монастыря

Началось все примерно 700 лет назад, когда князь Юрий Данилович, борясь за Великое княжение, отбыл на два года по делам государственным, оставив править городом своего брата Иоанна. Молодой князь Иоанн, сын Даниилы Московского и внук Александра Невского, был богобоязненным человеком и хотел всегда иметь возможность обращаться за духовным советом к мудрому святителю. Поэтому он пригласил из Владимира в Москву погостить Русского Митрополита Петра.

Знакомство молодого князя и святого старца стало судьбоносным для русской земли. Они подружились, и святитель решил остаться в малолюдной Москве. Он был склонен к уединению и попросил разрешение выстроить монастырь на высоком берегу речки Неглинной, возле селения Высокое. Летописи не сохранили точной даты, но у историков есть веские основания предполагать, что это произошло в 1315-1317 годах. Обитель была названа в честь его небесного покровителя.

Митрополит завещал похоронить себя в Кремле, в Успенском соборе. Постепенно все больше нитей церковной, духовной, а за ними и государственной жизни тянулось к этим святым мощам, к Москве. Вся православная Русь обращала лицо свое и помыслы к благодати Божией, царящей в храме на месте погребения святого. Постепенно маленькая Москва стала огромным городом-объединителем раздробленных Русских земель.

Все героические и трагические события, проходившие в первопрестольном граде, оказались неотделимы от жизни Высоко-Петровского монастыря. Вместе со столицей монастырь страдал от набегов татар и поляков, от разрушительных войн и пожарищ, вместе с нею он восстанавливался и украшался стараниями Великих князей и простых горожан.

Достопримечательности обители

Особая близость храма к царской семье дала право Высоко-Петровскому монастырю называться в народе «государевым богомольем». В конце XVII века монастырь обнесли крепкой каменной стеной, имевшей изнутри вид полуарок, из-за чего эта непреступная «крепость» выглядит на удивление легкой и воздушной.

Главная святыня в монастыре – мощи святого Петра, митрополита Киевского и Московского, и каждое утро, ровно в семь часов, над ними монахи совершают молебен. Хранятся в Высоко-Петровском монастыре частицы мощей других святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и, переданные несколько лет назад из Киева, частицы мощей всех святых Киево-Печерской лавры.

Сама церковь имеет уникальную архитектурную форму в виде восьми лепестков, она была спроектирована в таком виде в 1514 году (архитектор Алевиз Фрязин Новый). В 1684 году церковь Боголюбской Богоматери была оснащена роскошным декором в стиле московского барокко. В юго-западной части есть часовня над могилой монаха Киприяна (Нарышкина К. П.), дедушки Петра I. Сам Великий Петр тоже был в монастыре, в честь этого события была воздвигнута Трапезная церковь Сергия Радонежского.

В наши дни Высоко-Петровский монастырь имеет огромную историческую, архитектурную ценность, а кроме того он по-прежнему остался одним из главных центров духовной силы православных. Посещение монастыря оказывает умиротворяющее действие, очищает душу от тревог и вселяет уверенность, что все будет хорошо.

Видео: