Пролив Дрейка: где находится пролив Дрейка на карте мира. Самый широкий пролив в мире Самый широкий пролив между материками

Проливом называется водное пространство, которое располагается таким образом, что разъединяет собой два участка суши и соединяет смежные водные бассейны (а также их части). Так, два океана – Атлантический и Тихий имеют своеобразную границу в виде самого широкого в мире пролива, который называется «проливом Дрейка».

Где находится и каковы его размеры?

Самый широкий в мире пролив, который выступает своего рода соединяющим элементом между двумя вышеуказанными океанами, с северной части ограничен Огненной Землей (архипелагом), а с южной – Южными Шотландскими островами. Наиболее узкая часть этого пролива равна 820-ти км, а наиболее широкая составляет 950 км. В глубину пролив Дрейка достигает 5249 метров (и это наибольшая точка глубины от поверхности воды). В этом самом широком в мире проливе расположен мыс Горн, который представляет собой крайнюю точку Южной Америки с южной стороны. Течение в данном водном пространстве, а вернее в его северной части, достигает скорости в 4 м/с.


Исторические факты открытия пролива

Назван этот самый широкий в мире пролив в честь знаменитого мореплавателя Френсиса Дрейка, который к тому же был еще и пиратом. Однако довольно любопытен тот факт, что этот мореплаватель не является первооткрывателем этого места. Доплыть до пролива и совершить его открытие удалось испанцу Франсиску Осесу (в 1526г.). Но данное открытие прекрасного мореплавателя и капитана осталось незамеченным.

Дрейк вошел в пролив спустя пятьдесят два года, когда отправился в свое знаменитое кругосветное путешествие 1577-1580 гг. По его планам, он должен был пройти через Магелланов пролив из Атлантического в Тихий океан. Однако планы мореплавателя несколько сбились, поскольку океан «порадовал» сильным штормом. В результате чего судно Дрейка выбросило к югу, где оно прошло именно через этот пролив, названный в дальнейшем именем Дрейка. Вот так сложились обстоятельства, из-за которых капитану удалось сделать важное открытие в географии и проложить новейший путь для совершения ярких и смелых морских путешествий.


Особенности погоды

Издавна самый широкий в мире пролив отличался довольно неблагоприятными условиями погоды. Зачастую в этом водном пространстве наблюдаются невероятной силы штормы и дуют ужасные ветра, по скорости которые порой достигают 35-ти м/с. Ветер, дуя с огромной мощью, создает высочайшие волны, которые в высоту могут достигать не меньше 15-ти метров. Многие моряки отмечают, что оказаться в водах этого пролива – дело весьма опасное, но если удастся доплыть до назначенного места, то можно гордиться своим мужеством, отважным характером и смелостью.


Даже летом температура воды находится на одном пределе – плюс 6 градусов. Теплее вода не становится. Зимой в проливе присутствует множество плавучих льдов, айсберги можно даже видеть в летнее время. Штормы, которые поджидают мореплавателей в этом проливе, невозможно встретить ни на каких других водных участках мировых океанов. А морская болезнь не обходит в этом проливе стороной даже самых заядлых мореплавателей.

Для моряков, которые смогли преодолеть довольно опасный пролив Дрейка, английской королевой Елизаветой I даже были утверждены своеобразные награды – она дарила смельчакам медную серьгу и предоставляла право посещать все рестораны мира совершенно бесплатно.

Разнообразие птиц в районе пролива


Каждый моряк, который хотя бы раз проплывал через пролив Дрейка, отмечает, насколько много птиц сопровождает судно. Их здесь действительно великое множество в самых разных видах. Объяснение этому довольно простое – здесь проходит граница с Антарктикой, и идет смешивание холодных и теплых вод. В результате воды пролива богаты различными морскими живностями, которые являются главными продуктами в рационе буревестников, альбатросов, качурок, поморников и многих других птиц, обитающих в этой части света. А если у них есть еда, значит, и живут они здесь хорошо и привольно.

(англ. Drake Passage), «перемычка» между Атлантическим и Тихим океанами, является самым широким проливом: его ширина составляет 820 км в самой узкой части, местами достигая 1120 км. Протяженность — 460 км, глубина – от 276 до 5250 м. Основное направление течения: северо-восток. Средняя скорость движения воды: около 2 км/ч. Пролив расположен между южноамериканским архипелагом и Южными Шетландскими островами (Антарктида), омывая берега , и Антарктиды (не принадлежащей ни одному государству).

Погода в этом районе крайне неустойчива, часты сильные штормы. До 25% южной части пролива с апреля по ноябрь покрыто льдом, летом там много айсбергов.

Дрейфующие льды достигают Южноамериканского материка.

«Нечаянное» географическое открытие

До официального открытия (1920 г.), основными морскими путями из Атлантического океана в Тихий были проливы , и Дрейка. Бесспорно, проливы Магеллана и Бигля значительно сокращают путь и намного безопаснее пролива Дрейка, особенно у мыса Горн, прозванного моряками мысом Дьявола. Но парусникам сложно было лавировать в этих узких проливах, а зимой они часто скованы льдами. Поэтому корабли, на свой страх и риск решившие обогнуть Южноамериканский материк со стороны Атлантики, невзирая на плотные туманы, дожди, на постоянную угрозу шторма и встречи с айсбергом, вынуждены были идти по широкому, никогда не замерзающему проливу Дрейка.

Пролив получил свое имя в честь английского пирата и работорговца (позже вице-адмирала) , обогнувшего коварный в 1578 году во время совершения кругосветного путешествия, которое, в сущности, являлось пиратским рейдом по побережью Тихого океана. Но моряки и географы той эпохи обязаны именно этому «властному, жадному, мстительному человеку с бешеным нравом» (по свидетельству современников) многими важными уточнениями карты мира.

В погоне за драгоценными камнями, золотом, серебром, пряностями и рабами, мимоходом, случайно было совершено много великих географических открытий. Так и встреча с проливом, получившим имя Дрейка, произошла по воле случая. Сэр Френсис Дрейк, официальный его первооткрыватель, шел через Магелланов пролив, на выходе из которого корабли расшвыряло бурей. Одному из трех кораблей, флагману «Пеликан », удалось прорваться к Тихому океану, но его отбросило далеко на юг, где за безымянным утесом открывались бескрайние океанские просторы. На радостях «Пеликан» был переименован экипажем в «Золотую лань», которая, после мародерства и разбоя на тихоокеанском побережье, вернулась домой, нагруженная золотом и пряностями.

Пролив Дрейка — «Форточка» для западных ветров

Условная линия границы между Атлантическим и Тихим океанами проходит в проливе Дрейка, от мыса Горн до о. Снежный (Южные Шетландские о-ва).

Сильнейшие западные ветры (превалирующие между 40° и 55° ю. ш.), известные как «ревущие сороковые», дойдя до Южноамериканского континента, наталкиваются на могучую стену . Единственным проходом для них становится пролив Дрейка, где возникает грандиозный «сквозняк», осложненный встречными ветрами и циклонами, спускающимися с Анд.

Эти ветры порождают циркумполярное Антарктическое течение, называемое течением Западных Ветров, – исполинскую «реку», опоясывающую Антарктику.

Мировая ассоциация океанологов ведет изучение гидрологии в проливе с 1993 года, потому что в этом районе удобнее всего наблюдать за могучим Антарктическим течением, которое по расходу воды превышает Амазонку почти в 600 раз!

Природные достопримечательности

  • густые туманы и фантастические радуги;
  • самые мощные в мире ветра и сильнейшие штормы вблизи мыса Горн;
  • многочисленные айсберги;
  • морская фауна представлена огромным количеством осьминогов, крабов, баланусов, мидий и креветок;
  • на побережье и островах живут громадные колонии пингвинов, буревестников, альбатросов и множество других морских птиц;
  • здесь водятся киты и дельфины.

Проливом называется разделяющее два участка суши водное пространство, в свою очередь соединяющее смежные водоёмы. Как известно, самый широкий пролив на Земле - пролив Дрейка, соединяющий на юге Тихий и Атлантический океаны. Однако на каждом участке пролива может быть абсолютно разная ширина, поэтому данный рейтинг составлен с учетом самых узких частей проливов.

1. Пролив Дрейка (800 км)


Находящийся южнее оконечности Южной Америки пролив Дрейка ограничен с севера архипелагом Огненная Земля, насчитывающим около 40 тысяч больших и мелких островов, а с юга - Южными Шетландскими островами, относящимися к материку Антарктида. Этот пролив - единственная артерия (кроме Панамского канала), которая соединяет два самых больших океана Земли - Тихий и Атлантический.
Пролив Дрейка всегда был опасным для мореплавателей, которые убедились в этом, когда ещё впервые его проходили на парусных судах. Этому есть несколько причин. Первая - ужасная погода и неистовые штормы, нагоняющие волны высотой до 20 метров, при этом дует ураганный ветер со скоростью 40 м/с. Кроме того, в проливе Дрейка много айсбергов, отколовшихся от соседней Антарктиды. А ещё здесь действует очень сильно циркумполярное течение. Самая южная точка Южной Америки - острова Диего-Рамирес, находится здесь же. Однако редкие в этих местах туристы чаще посещают мыс Горн, до которого намного проще добраться. Назван пролив в честь англичанина Френсиса Дрейка, который первым из европейцев прошёл здесь в 1578 году.

2. Мозамбикский пролив (422 км)


Этот пролив, находящийся в западной части Индийского океана, отделяет остров Мадагаскар от Африки. Кстати, это самый длинный пролив на планете (1760 км). Наибольшую глубину он имеет на юге и на севере, но и в середине пролива немало - 2,4 км. Намного раньше европейцев проливом активно пользовались арабские купцы, которые вели торговлю с жителями Мадагаскара. Кто же первым проплыл здесь из европейцев - осталось неясным. Одним из кандидатов на эту роль считают Васко да Гаму, но другие историки склоняются в сторону Марко Поло, который мог проплыть здесь двумя веками раньше.

3. Пролив Дейвиса (338 км)

Пролив Дейвиса разделяет самый большой остров планеты - Гренландию от принадлежащего Канаде (провинция Нунавут) острова Баффинова Земля. Его ширина колеблется от 338 километров в самом узком месте до 950 в самом широком, а максимальная глубина равна 3660 м. Британцы назвали этот пролив в честь своего мореплавателя Джона Дейвиса, несколько раз плававшего в этих водах на протяжении 1580-х годов с целью исследования обоих островов, окаймляющих пролив. Он же и открыл этот пролив в 1583 году вместе с куском прилегающей к нему земли. Пролив Девиса соединяет относящееся к окраинным морям Северного Ледовитого океана море Баффина от Лабрадорского моря, являющегося частью акватории Атлантического океана. А Гудзонов пролив соединяет его с бассейном Фокса и заливом Гудзон.


Земная суша имеет самые разнообразные очертания берегов, в том числе и полуострова: среди них есть очень длинные, вытянутые узкой полосой, есть...

4. Датский пролив (290 км)


По-другому он называется Гренландским проливом, потому что разделяет остров Гренландию от острова Исландия. В то же время им атлантический океан соединяется с Гренландским морем. Гренландский пролив довольно мелок, даже на фарватере его наименьшая глубина составляет всего 227 метров. С юга на север ближе к берегам Исландии здесь проходит ответвление тёплого течения Ирмингера, а ближе к гренландским берегам в обратном направлении устремлено несущее круглый год льды Восточно-Гренландское течение. Датский пролив уникален самым крупным из известных науке подводных «водопадов» - вертикальным конвергентным течением, уходящим с 600-метровой глубины на 4-километровую.

5. Пролив Басса (240 км)


Пролив Басса отделяет остров Тасманию от Австралии и одновременно с этим соединяет Тихий и Индийский океаны. Пролив совсем неглубокий - средняя глубина находится на уровне 50 метров. Такая малая глубина говорит о «юном» возрасте пролива Басса, которому всего-то около 10 тысяч лет, а появился он только благодаря повышению уровня мирового океана. До этого Тасмания была просто куском Австралийского материка. Открыл этот пролив в 1798 году англичанин Мэтью Флиндерс и решил назвать его в честь своего судового врача Джорджа Басса. Открытие данного пролива было кстати для торговых судов, плывших из Индии или Европы в Сидней, поскольку, проходя по нему, они экономили 1300 км дистанции. Напоминанием о совсем ещё недавней по геологическим меркам эпохе сухопутной жизни пролива являются разбросанные по нему мелкие островки, которые когда-то были австралийскими холмами и пригорками.

6. Корейский пролив (180 км)


Корейский пролив разделяет полуостров Корея и японские острова Кюсю, Ики и юго-западную часть острова Хонсю. Им соединяются Японское и Восточно-Китайское моря, относящиеся к бассейну Тихого океана. В прежние времена стратегическое значение этого пролива существовало только для этих двух стран. Но когда в середине XIX столетия в Японии закончилась эпоха изоляционизма, то Корейский пролив стал интересовать и США, Россию и прочие страны. Теперь по этому проливу постоянно ходят паромы между корейским портом Пусан и островом Чеджу и японскими Цусимой, Фукуокой и прочими. Также по проливу осуществляется сообщение между Пусаном и Китаем. В последнее время строятся планы прокладки подводного тоннеля или моста, соединяющего Корею с Японией.


Пляжный отдых в роскошном месте, где бьются лазурные волны о мягкий шелковый песок, вода кристально чистая, а от окружающего пейзажа захватывает дух -...

7. Пролив Лонга (146 км)


Между островом Врангеля и Евразией находится пролив Лонга, который одновременно соединяет Чукотское и Восточно-Сибирское моря. По его акватории проходит условная линия перемены дат. Назван пролив в честь Томаса Лонга - американского китобоя, который стал первооткрывателем острова Врангеля. Находящийся в Заполярье пролив почти всегда покрыт льдами, но тем не менее, через него проходит северный морской путь. Но навигация здесь крайне тяжёлая из-за мощных торосов, поэтому она осуществляется только в короткие летние месяцы. Чтобы обеспечить круглогодичное судоходство, потребовалось бы много ледоколов, что оказалось нерентабельно. В основном по проливу Лонга ходят суда, которые обеспечивают районы крайнего Севера товарами первой необходимости.

8. Тайваньский пролив (130 км)


В прошлом этот пролив, отделяющий остров Тайвань от Азиатского континента, назывался Формозским. Он начинается у Южно-Китайского моря, а заканчивается в Восточно-Китайском море. Пролив имеет большой перепад глубин на фарватере - от 60 м до 1773 м. Материковая береговая линия пролива изрезана заливами, а возле неё есть множество островов, зато берег острова Тайвань имеет ровную береговую линию. На юге пролива находится архипелаг Пэнху. Правительство континентального Китая предложило строительство под проливом транспортного тоннеля длиной в пределах 127-207 километров - в любом случае, если планы будут реализованы, то это получится длиннейший подводный железнодорожный тоннель на планете.

9. Макасарский пролив (120 км)


Этот достаточно широкий пролив разделяет индонезийские острова Сулавеси и Калимантан, и одновременно соединяет Яванское море и море Сулавеси. Здесь действует направленное на юг течение, которое в зимнее время усиливается муссоном. На Калимантане действует порт Баликпапан, а на Сулавеси - Уджунгпанданг. По этому проливу проходит условная линия Уоллеса, разделяющая фауну Азии от австралийской.


Одним из наиболее популярных объектов для отдыха давно уже стали океанские и морские пляжи. Сюда тянутся все: и стар и млад, одинокие и семейные. По в...

10. Гудзонов пролив (115 км)


Этот пролив, названный в честь проплывшего по нему первым в 1610 году Генри Гудзона, находится в акватории Северного Ледовитого океана в пределах канадской территории. На севере его ограничивает Баффинова Земля, а на юге полуостров Лабрадор. Соединяет Гудзонов пролив Лабрадорское море с внутренними заливами Фокс и Гудзон. На юго-востоке он соединяется с заливом Унгава, славящимся своими мощными приливами. Здесь часто случаются штормы, а судоходство осуществляется лишь на протяжении 4 месяцев.

Самым широким проливом в мире является пролив Дрейка. Он соединяет Тихий и Атлантический океаны.
Общая информация. Пролив Дрейка располагается между архипелагом Огненная Земля на севере и Южными Шетландскими островами на юге. Ширина пролива в самой узком месте составляет около 820 километров, в самой же широкой своей части - до 950 километров. Глубина пролива доходит до отметки 5249 метров. Самая южная точка континента Южная Америка, а именно знаменитый мыс Горн находится в проливе. Скорость течения на северном участке пролива доходит до 4 метров в секунду.
Погодные условия. Пролив Дрейка издревле славиться тяжелыми, неблагоприятными погодными условиями. Здесь часты сильные штормы, причем с очень высокой скоростью ветра (до 35 метров в секунду) и высокой волной. Температура воды, даже в летнее время практически не поднимается выше 6°С. В зимнее время значительная часть пролива покрыта плавучими льдами, лето же в проливе часто встречаются айсберги. В связи с крайне тяжелыми погодными условиями, королева Англии Елизавета I приказала награждать всех моряков, прошедших пролив Дрейка, медной серьгой и предоставила право бесплатно посещать все пивные и рестораны в мире.
История открытия. Пролив носит свое название в честь известного мореплавателя и пирата Френсиса Дрейка. Любопытно, что Дрейк не является первооткрывателем пролива. Еще в 1526 году пролив был открыт испанским капитаном Франсиско Осесом. Однако, тогда это открытие осталось не замеченным. Только спустя 52 года, в 1578 году через пролив прошел Френсис Дрейк во время своего кругосветного плавания 1577 - 1580 годов. Известно, что в планы Дрейка входило пройти в Тихий океан из Атлантического через Магелланов пролив. Осуществлению планов известного пирата помешал разыгравшийся мощный шторм. Корабль Дрейка «Золотая Лань» был вынесен к югу и попал в пролив, получивший впоследствии имя капитана. Таким образом, благодаря случайному стечению обстоятельств, было совершено важнейшее географическое открытие, а также проложен путь для новых путешествий.

Фото самого широкого пролива в мире



Узкий Магелланов пролив защищают острова архипелага , поэтому он значительно безопаснее пролива Дрейка в районе грозного мыса , который моряки окрестили мысом Бурь, мысом Дьявола и «старым людоедом». Но и гордились удачным прохождением опасного места не меньше, чем альпинисты - восхождением на .
До того как в 1920 г. был официально открыт Панамский канал, Магелланов пролив, пролив Бигл и пролив Дрейка были основными морскими путями для возвращения в Англию с тихоокеанского побережья Америки, с островов Тихого океана, из Австралии и Новой Зеландии. Как правило, корабли регулярных рейсов двигались в пределах «ревущих сороковых» градусов южной широты по направлению с запада на восток, пользуясь стабильным и сильным Антарктическим циркумполярным течением (Западных Ветров). Сейчас возле «дьявольского» мыса Горн, где западные ветры дуют со скоростью до 35 м/с, волны бывают до 15 м, а мощные шторма летом случаются минимум раз в неделю, весной - два раза в неделю, а зимой практически не прекращаются, регулярных рейсов нет. Но в эпоху географических открытий именно по нему обычно шли парусники, рискнувшие обогнуть со стороны Атлантики Южную Америку. Теоретически лабиринты проливов Магеллана и Бигл - безопаснее пролива Дрейка и сокращают путь, но они больше подходят для пароходов, а для парусников при движении против ветра на запад в них маловато места для лавирования под ветер. К тому же зимой эти узкие проливы часто оказывались скованными льдом, и тогда кораблям ничего не оставалось кроме как идти по открытому на сотни километров (не считая маленьких островов Диего-Рамирес в 100 км от о. Горн) и никогда не замерзающему целиком проливу Дрейка, несмотря на туманы, дожди, сильные ветра и постоянную опасность шторма и столкновения с айсбергом.
Пролив Дрейка назван в честь «пирата Елизаветы» - английского капера, позже вице-адмирала сэра Френсиса Дрейка, обогнувшего мыс Горн в 1578 г. во время своего кругосветного путешествия. По сути, это был пиратский рейд по испанским колониям Тихоокеанского побережья. В погоне за золотом, серебром, драгоценными камнями, пряностями и рабами были совершены поистине великие географические открытия. При этом мореходы стремились покорять океаны именно там, где ожидалась наибольшая выгода - поближе к тропикам. «Бесполезные» земли открывали случайно, обычно из-за отклонений от маршрута в шторм, и тут же забывали о них. Так и пролив Дрейка, скорее всего, первым «открыл» за полвека до Дрейка испанский капитан Франсиско Осес в 1526 г. (в записях отмечено, что «команда думала, что видит край света», т. е. открытое морское пространство. Этому открытию тогда не придали особого значения, тем не менее в испанской и латиноамериканской картографии пролив Дрейка принято обозначать как море Осеса.
Знакомство с проливом Дрейка произошло в прямом смысле «стихийно» - по воле стихии. Официальный первооткрыватель пролива, сэр Френсис Дрейк (как и испанец Франсиско Осес), планировал пройти через известный ему Магелланов пролив - и прошел, но на выходе буря разметала его корабли. Только флагман «Пеликан» смог пробиться к Тихому океану (второй корабль погиб, третий вернулся в Англию). Судно отнесло далеко на юг, и там за безымянным базальтовым утесом открывались бескрайние просторы океана. «Пеликан» на радостях был переименован в «Золотую лань». Она вернулось после разбоя и мародерства на тихоокеанском побережье, груженная золотом и пряностями.
Границу между Тихим и Атлантическим океанами в проливе Дрейка принято проводить по условной линии от о. Горн Огненной Земли до о. Снежный (Сноу-Айлэнд, историческое название Малый Ярославец) Южных Шетландских островов. Общая ширина пролива - от 820 до 1200 км. Хотя это и самый широкий в мире пролив, это одновременно самое узкое место для Южного океана. Сообщество океанологов с 1993 г. ведет постоянные наблюдения и измерения в проливе Дрейк, так как эта «перемычка» между двумя океанами - самое удобное место для изучения гидрологии Антарктического циркумполярного течения.
Мощные западные ветры, преобладающие между 40 и 55° ю. ш., зовут «ревущими сороковыми». Доходя до Южной Америки, они упираются в стену Анд - и единственной лазейкой для них является пролив Дрейка. Получается гигантский «сквозняк», усложненный спускающимися с Анд циклонами и встречными ветрами.
Западные ветры порождают Антарктическое циркумполярное течение, известное как течение Западных Ветров - своего рода гигантскую «реку», опоясывающую Антарктику. На этих широтах нигде нет значительных участков суши, которые бы помешали мощному течению, превышающему по расходу воды Амазонку примерно в 600 раз. Скорость течения достигает 2 км/ч. Острова архипелага Огненная Земля сужают русло «реки», образуя своего рода пороги: если над глубинами течение преимущественно поверхностное, то в районе островов над материковой отмелью воды перемешиваются почти до самого дна.
Первое зафиксированное в путевых заметках и на картах прохождение через пролив Дрейка совершили голландцы в 1616 г. Тогда же они назвали южную оконечность архипелага мысом Горн в честь родного города капитана Виллема Шутена. Другой голландец, Биллем Янсзон, к тому времени успел открыть Австралию в 1606 г. Примечательно, что до открытия широкого пролива Дрейка к югу от Америки и до нанесения на карту южной береговой линии Австралии люди были убеждены, что и Южная Америка, и Австралия - части огромного неведомого Южного материка (Терра Аустралис). Точные сведения об очертаниях Антарктиды и подтверждение, что это отдельный континент, мир получил только в результате обогнувшей ее в 1820 г. русской экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. А первыми исследователями о. Горн и других неприветливых островов и проливов Чилийской Антарктики стали в 1831 г. англичане с корабля «Бигль», совершавшего свое пятилетнее кругосветное путешествие. Среди них был молодой естествоиспытатель Чарлз Дарвин, ходивший на шлюпке по самым труднодоступным местам и описавший огнеземельское индейское племя яганов (к настоящему времени чистокровных яганов не осталось).
Несмотря на то что идея начального периода Великих географических открытий о существовании суперматерика Терра Аустралис, конечно, не соответствует действительности, но когда-то это было именно так. Исследования химического состава ископаемых костей древних рыб подтвердили, что пролив открылся около 41 миллиона лет назад. До этого южный материк полностью разделял Тихий и Атлантический океаны. В те доисторические времена у Антарктиды не было ледяной шапки, так как климат был намного теплее.
В историческую эпоху очень холодный; пролив Дрейка со стороны Антарктики покрыт льдом в течение восьми месяцев (с апреля по ноябрь) на четверть ширины, а граница дрейфующих льдов доходит до южной оконечности Чилийской Антарктики. Климат малопригоден для постоянного проживания людей на островах, зато животный мир исключительно богат и разнообразен: морская фауна представлена большим количеством мидий, баланусов, осьминогов, крабов и креветок; с кораблей можно наблюдать дельфинов и китов; на островах и побережье - многочисленные колонии пингвинов, альбатросы, гигантские и прочие буревестники и другие морские птицы.

Общая информация

Самый широкий в мире пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны (часто относят к Южному океану).

Местоположение : между мысом Горн архипелага Огненная Земля и Южными Шетландскими остравами (Антарктида).

Омывает страны : Аргентина, Чили (Антарктида не принадлежит ни одному государству).
Острова : о. Горн, о-ва Диего-Рамирес, о. Снежный (Сноу-Айлэнд), о. Ливингстон и др., .

Течения : Через пролив проходит мощное Антарктическое циркумполярное течение - течение Западных Ветров. Основное направление течения северное.

Ледостав : в южной части до 25% пролива покрыто льдом с апреля по ноябрь.

Граница дрейфующих льдов достигает Южной Америки.

Цифры

Длина : 460 км.
Ширина : от 820 до 1120 км (самый широкий в мире).
Глубина : до 5249 м.

Соленость : 34%о.
Средняя скорость течения : 1-2 км/ч, на глубине до 0,4 км/ч.

Основное направление на северо-восток.

Климат и погода

Субантарктический.

Холодная зима и прохладное лето.

С апреля по ноябрь в южной части пролива держится минусовая температура воздуха.

Климат ветреный и дождливый.

Айсберги.

Среднегодовая температура воды на севере : от +12 до +15°С.

Среднегодовая температура воды на юге : от +1 до +2°С.

Средняя температура воздуха с декабря по апрель : от +14°С на севере до +1,5°С на юге.

Средняя температура воздуха с апреля по декабрь : от +7°С на севере до -5°С на юге.

Среднегодовое количество осадков : 1000-1500 мм.

Экономика

Промышленность и сельское хозяйство на субантарктических островах отсутствуют; есть научные станции и природные заказники.

Регулярных рейсов нет.

Достопримечательности

Природные : туманы и радуги, а также самые сильные ветра и самые сильные штормы в районе мыса Горн; айсберги; колонии морских птиц (с 2005 г. мыс Горн - экологический заповедник); киты и дельфины.
Культурно-исторические : на мысе Горн: легендарный маяк, обслуживаемый чилийской семьей; деревянный православный поклонный крест в память о погибших кораблях, установленный русским путешественником Федором Конюховым в 2010 г.

Любопытные факты

■ В прошлые века моряки, обогнувшие мыс Горн, имели право носить золотую серьгу в левом ухе. Сегодня прохождение через овеянный страшными легендами мыс Горн - мечта любого экстремала-яхтсмена; для них это сродни мечте альпиниста о покорении неприступной вершины. Так, недавно Косинский морской клуб отчитался о прохождении через пролив Дрейка возле мыса Горн на разборном парусном катамаране «Нарвал», в рамках морского путешествия по островам Огненной Земли в январе 2012 - феврале 2013 гг.
■ Есть свидетельства, что Дрейк планировал обогнуть с севера Северную Америку и совершить тем самым еще одно великое географическое открытие; «Золотая лань» дошла примерно до широты канадского Ванкувера, но, увидев, что береговая линия поворачивает не на восток, а на запад, мореплаватель решил не рисковать и поплыл через океан, старательно избегая испанских и португальских колониальных владений и кораблей.
■ После пиратского рейда Дрейка испанцы предприняли неудачную попытку фортификации Магелланова проливав 1584 г., и это трагическая страница местной истории. Практически все колонисты заложенных тогда на северном побережье пролива поселений Город Иисуса и Город Филиппа погибли от голода и болезней. Они не смогли вырастить и собрать на субантарктических островах никакого урожая, а метрополия,занятая подготовкой войны с Англией, о них забыла. В 1587 г. «последователь» Дрейка капер Томас Кавендиш, обнаруживший руины Города Иисуса, переименовал это место в Пуэрто-Амбре - «порт голода». Только в XIX в. чилийцы смогли основать на полуострове Брансуик самый южный город Земли - Пунта-Аренас; на мысе Горн поселения нет, но работает легендарный маяк, и при нем - несколько человек обслуги.
■ Строго говоря, ни одно из первых кругосветных путешествий изначально не ставило перед собой задачи обогнуть земной шар. Так, целью испанской экспедиции Магеллана 1519-1522 гг. была коммерция: найти западный путь к Островам пряностей через пролив, о существовании которого капитан узнал от астролога Руя Фаллеру, и вернуться назад тем же путем. Открыв Магелланов пролив и отправляясь на запад через Тихий океан за пряностями, Магеллан даже не предполагал, насколько тот огромен и что экспедиция кончится для него самого трагически... Ну а кругосветки англичан Френсиса Дрейка в 1577-1580 гг. и Томаса Кавендиша в 1586-1588 гг. были пиратскими рейдами; соответственно их целью были грабежи испанских кораблей и богатых колоний тихоокеанского побережья; возвращаться назад оба мародера не рискнули, справедливо опасаясь встречи с испанской эскадрой.
■ Общую схему межокеанской циркуляции в 1980-х гг. предложил американский океанолог Уоллес Брокер. Он назвал ее глобальным океанским конвейером. От южной оконечности Гренландии холодная и соленая глубинная вода с Западным пограничным течением движется на юг, где его подхватывает Антарктическое циркумполярное течение, проходящее вдоль Антарктиды, и переносит в Тихий океан. Этот путь в 40 000 км глубинная вода проходит примерно за 1000 лет.