Псково-святогорский успенский монастырь. Святогорский монастырь в Пушкинских Горах: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото Святогорский свято успенский монастырь

Святогорский монастырь

Бывший Святогорский монастырь находится в четырех с половиной километрах к югу от Михайловского, на краю поселка Пушкинские Горы - центра Пушкиногорского района. Прежде поселок назывался Святыми Горами, а первоначально - слободой Тоболенец, по названию находящегося в центре его небольшого, но глубокого живописного озера. Очень живописно и расположение всего поселка благодаря обилию зелени и особенно холмистой местности,- домики то располагаются на гребнях холмов, то в ложбинах между ними, среди стройного сосняка, молодых березовых рощ, поросли лип и кленов. Холмы эти - Синичьи горы - отроги Валдайской возвышенности, тянущиеся на юго-запад к границам Литвы и Белоруссии. На самых высоких холмах стоит Святогорский монастырь. Белые стены и серебристый шпиль соборной колокольни, поднимающиеся из густой зелени вековых лип, далеко видны со всех дорог, ведущих к Пушкинским Горам.

Дорога к монастырю из Михайловского пересекает Михайловский бор, сливается у деревни Бугрово с широкой проселочной дорогой из Тригорского и, пролегая через целую цепь холмов, приводит к старому шоссе Новгородка - Новоржев. Здесь не раз приходилось проезжать Пушкину, здесь и поныне лежит основной путь из Пскова и Острова на Пушкинские Горы и Михайловское.

На Новоржевское шоссе, как раз против того места, где с ним соединяется дорога из Михайловского, выходят восточные ворота монастыря. Другие ворота выходят на то же Новоржевское шоссе с северо-западной стороны.

Весь монастырь обнесен массивной каменной оградой, из-за которой виднеются кровли немногочисленных строений, поднимаются белые стены древнего собора.

Святогорский Успенский мужской монастырь был основан в 1569 году псковским воеводой князем Юрием Токмаковым по указанию царя Ивана Грозного (который, как мы помним, сам бывал в этой местности), на средства царской казны. Основание монастыря, как обычно, породило церковную легенду. Псковская летопись под 1566 годом сообщает: "Того ж лета 7074 (1566) явися в Вороначщине на Синичьих горах, на городищи проща именем пречистыя богородицы и многое множество прощение человеком всякими недуги начася". Пользуясь этим сообщением летописца, специальная позднейшая рукописная повесть, хранившаяся в монастыре и известная в нескольких редакциях XVII века, рассказывает о том, как в 1563 году, а затем еще через шесть лет явились юродивому пастушку из Воронича пятнадцатилетнему Тимофею чудотворные иконы богоматери - "умиления" и "одигитрии" (путеуказательницы) сначала у реки Луговицы, где он пас стадо, затем на самой высокой Синичьей горе близ Тоболенца; как произошли от этих икон "различные исцеления болящим" и другие чудеса; как узнал "о всех сих происшествиях" через псковского воеводу Юрия Токмакова царь Иван Васильевич Грозный и, по произведении подробных изысканий, "повеле на той горе устроити церковь каменну... и повеле быти обители ". Эта наивная церковная легенда, разумеется, никак не объясняет истинных причин основания Святогорского монастыря; она придумана в XVII веке в церковно-агитационных целях для придания авторитета святогорским "святыням" и популяризации их среди местного населения. Сообщение летописи под 1566 годом о появлении чудотворных исцеляющих икон "в Вороначщине" академик С. Ф. Платонов справедливо связывает с прошедшей в этом году по Руси жестокой эпидемией. Повеление же царя Ивана Грозного о постройке на высоких Синичьих горах близ пригорода Воронича монастыря было вызвано, несомненно, соображениями политическими и военно-стратегическими, заботой об укреплении позиций Московского государства в этом приграничном районе, а отнюдь не сообщениями о явлении чудотворных икон.

Из ранней истории Святогорского монастыря мы знаем очень немного, так как большая часть монастырского архива XVI-XVIII веков сгорела во время ночного пожара 5 марта 1784 года, унесшего почти все деревянные строения с находившимся в них имуществом.

Когда создавалось первое описание Святогорского монастыря (1821, автор - архиепископ псковский Евгений), архива уже не было.

Известно, что до второй половины XVII века монастырь официально считался в числе трех десятков "старших" обителей всей Руси, был богат и влиятелен, владел большим количеством крепостных крестьян, населявших окрестные деревни (в том числе ныне существующие Бугрово и Кирилово), обширными участками пахотной земли, покосами, рыбными ловлями на озерах Воронич, Белогуля и реке Сороти, пользовался доходами с перевоза на реке Сороти у пригорода Воронича, ярмарочными выгодами и т. д. К Святогорскому монастырю в ведение было приписано несколько других монастырей из Воронича и Опочки, в нем находилось духовное правление Новоржевского и Опочецкого уездов. Резко изменилось положение монастыря после издания в 1764 году Духовных штатов. Пахотные земли и другие угодья сохранились, но из крестьян осталось всего несколько человек "монастырских служителей"; духовное правление было переведено в Опочку, и монастырь оказался включенным в число третьеклассных, по степени сорок пятым, всего с двенадцатью человеками "монашествующей братии".

Примерно так выглядел Святогорский монастырь и в начале XIX века, когда с ним впервые познакомился А. С. Пушкин. Это был типичный третьеклассный провинциальный монастырь, в котором обитало всего не более трех десятков человек, но еще довольно богатый и влиятельный. Он получал значительные средства от своих угодий, сдаваемых в аренду окрестным жителям, от ярмарок, крестных ходов, всяческих сборов, благодаря щедрым пожертвованиям соседних помещиков - Львовых, Карамышевых, Ганнибалов. О. А. Ганнибал был одним из самых щедрых покровителей Святогорской обители; намереваясь устроить там свое родовое кладбище, он старался снискать благорасположение монахов щедрыми пожертвованиями, как в виде денег, так и земель. Монастырь систематически расширял свои земельные владения, получая их в дар от помещиков, прикупая, а то и оттягивая у крестьян. Так много лет, с 1802 года, шла тяжба между монастырем и крестьянами деревни Бугрово за "мельничное место" близ названной деревни. Притесняемые "монашествующей братией", посадские люди писали жалобы. В одной из них сообщаются следующие данные о состоянии монастыря: "А под тем де Святогорским монастырем вотчинных деревень и пустошей довольно и сенных покосов на 7 верстах ставитца опричь деревень и пустошей болши 3 000 копен. А крестьянских и бобыльских дворов болши 100 дворов, также и оброчных рыбных ловель и конских пошлин и всяких угодий и полавочных всяких доходов оброку збираетца во обитель многими доходы, а монахов де в том монастыре малое число, кроме игумена, братьи человек с 13 или менши. И теми монастырскими многими доходы сами корыстуютца и богатятца и родственников своих подмогают".

Пушкин неоднократно бывал в Святогорском монастыре в 1817-1819, затем в 1824-1826 годах и позже.

Бывал он здесь, разумеется, не как прихожанин. Здесь были похоронены его дед, бабушка, брат Платон (умер младенцем в Михайловском в 1819 году, похоронен в алтаре собора *), и поэт, естественно, навещал это родовое кладбище Ганнибалов-Пушкиных.

* (Сохранилась каменная плита с надписью: "Здесь положено тело младенца Платона Пушкина, родившегося 1817-го года, ноября 14-го дня, скончавшегося 1819-го года, июля 16-го дня. Покойся милый прах до радостного утра". )

В годы ссылки, как известно, настоятель Святогорского монастыря игумен Иона осуществлял, по распоряжению властей, "духовный надзор" над Пушкиным, обвиненным в атеизме, и поэт обязан был время от времени являться к своему духовному пастырю.

Но главное, что побуждало поэта посещать Святогорский монастырь в годы ссылки, был его глубокий интерес к историческому прошлому своей родины. Как и городище Воронич и Савкина горка, Святогорский монастырь привлекал внимание Пушкина, живо интересовал его именно как замечательный исторический памятник далекого прошлого русской земли, памятник той бурной эпохи "многих мятежей" конца XVI века, на которой были сосредоточены в эти годы все его интересы, на материале которой писал он свою народную историческую драму "Борис Годунов". Поэт мог найти в монастырской библиотеке и архиве, частично сохранившемся, немало интересных материалов - рукописных книг, документов, летописных повестей и сказаний. Он знакомился с жизнью монахов, их нравами и характерами, слушал бытовавшие в монастыре рассказы о монашеской жизни прошлого. С особенным интересом посещал монастырские ярмарки. Все здесь - даже сами мощные стены, каменные ограды, кованые ворота пленяли поэта обаянием древности, служили источником вдохновения.

Пушкин обычно входил в монастырь через восточные ворота, к которым прямо приводила его дорога из Михайловского.

Ворота. Эти восточные (Анастасьевские) ворота - древнейшие. По сей день они сохранили свой древний облик, какой имели сотни лет назад, какими изобразил их в 1837 году землемер И. Иванов.

Массивная арка из кирпича на фундаменте из дикого камня, распашные деревянные створы на железных кованых петлях с тяжелыми крюками, узкая калитка в одной из створ. При воротах караульня - небольшое каменное строение с окнами во двор. С глухим скрипом растворяются деревянные створы и, верно, так же тяжело скрипя, как бы отягощенные собственной древностью, отворялись они, пропуская Пушкина.

Другие ворота, ведущие в монастырь, северные (Святые, или Пятницкие, считавшиеся главными), в своем нынешнем виде построены в 1858 году. Они сложены из кирпича в форме легкой арки с уступами, карнизами и другими украшениями, оштукатурены и отбелены известью. Створы их распашные, железные, решетчатые. Первоначально эти ворота имели иной вид. Они были каменные, массивной архитектуры и занимали значительную площадь, так что над ними в верхнем ярусе находилась деревянная Пятницкая церковь (отсюда старое название ворот). После издания Духовных штатов в 1764 году церковь эту сняли, поставили за монастырскую ограду, а затем перенесли на погост - Тимофееву горку, где она стоит и поныне. В 1795 году старые массивные каменные ворота были заменены более легкими кирпичными, с шатровой тесовой кровлей и кирпичной кельей для караульного. Эти ворота и существовали при Пушкине; они отчетливо видны на литографии по рисунку И. Иванова 1837 года.

Ограда. Ворота соединяет между собой старая каменная ограда. Она опоясывает всю территорию монастыря и имеет общую протяженность около 700 метров, включая малую ограду, которой обнесен главный соборный холм. Высота ограды 2 метра, ширина внизу 1,5 метра, вверху - 75 сантиметров. Ограда сложена из дикого камня, покрыта железом, а со стороны шоссе (северной и восточной) украшена маленькими оштукатуренными, с железными козырьками башенками. В таком почти виде ограда существует с 1794-1796 годов, когда она заменила ранее существовавшую деревянную. Почти такой видел ее Пушкин. Ограда очень пострадала от рук фашистов в 1941-1944 годах - во многих местах была разобрана и взорвана. В 1946-1948 годах она полностью восстановлена с восточной, северной и западной стороны, а также в части, опоясывающей соборный холм.

На соборный холм (Святую гору), самую высокую из Синичьих гор, а потому и выбранную для постройки собора, ведут две лестницы, с юго-восточной и юго-западной стороны. Вторая широкая лестница, сложенная из нетесанного гранитного камня, с сорока четырьмя ступенями, четырьмя площадками и невысокими каменными оградами с обеих сторон, существует в таком примерно виде с конца XVIII века. Такой была она при Пушкине (капитально ремонтировалась только в 1830-х годах, в самом конце XIX века и в 1948 году, после повреждений, причиненных фашистами). Она приводит прямо к собору со стороны главного входа.

Собор. Собор - самое древнее и самое интересное строение в монастыре. Основание его относится ко времени основания монастыря - к 1569 году. Тогда из псковского плитняка был сооружен небольшой холодный храм, составляющий основу собора. Много позже, в 1770 году, к нему был пристроен кирпичный теплый придел с южной стороны, а через несколько лет, в 1776 году,- такой же придел с северной стороны. В 1783 году старая тесовая кровля над древним храмом и приделами была заменена новой железной, установлена новая железная глава. В конце XVIII века началось строительство новой каменной колокольни, законченное в 1621 году.

Позднее, на протяжении XIX и начала XX века неоднократно капитально ремонтировалась кровля, заменялись глава и шпиль, но собор в целом сохранял облик конца XVIII - начала XIX века, оставался таким, каким видел его Пушкин. В 1944 году немецко-фашистские оккупанты взорвали собор. Древняя кладка храма устояла, но верхние ярусы колокольни и частично глава и перекрытия рухнули. К 1949 году Успенский собор полностью восстановлен и сейчас особенно близок к своему историческому облику пушкинского времени. Суровая простота его архитектуры типична для древнерусского псковского зодчества. Немало подобных храмов сохранилось еще на Псковщине, и ныне они оберегаются как примечательные памятники старины.

Собор Святогорского монастыря одноэтажный, приземистый, с редкими небольшими окнами. Его каменные стены, сохранившиеся в своем первоначальном виде, поражают массивностью, толщиной. Добротной кладки и большой крепости, они могли служить, и, очевидно, служили надежным укрытием от неприятельских набегов в беспокойную эпоху XVI-XVII веков.

Размеры собора невелики: длина 23,5 метра, ширина 13,5 метра, высота без колокольни 9,25 метра. Наружный вид его крайне прост и скромен. Гладкие белые стены на северной, южной и восточной стороне имеют по два выступа в форме плоских колонн, идущих от карниза к основанию, а по углам - полуколонны с капителями. Вверху под луковицей и на алтарных полукружиях простой неширокий геометрический орнамент - вот и все украшения.

Кровля как центрального храма, так и приделов шатровая, на три ската, железная.

Большая деревянная глава - луковица - покрыта железом и окрашена в голубовато-серый цвет.

В западной части собора, над самым входом, поднимается колокольня. Она была точно такою же 120-130 лет тому назад. Колокольня четырехъярусная, каменная. Первый и второй ярусы (от земли) квадратные, третий и четвертый - круглые. На стенах выступы в виде полуколонн, над каждым ярусом карниз. Колокольню венчает высокий, острый шпиль, крытый железом. Высота колокольни от подножья до кончика шпиля 37 метров.

В собор ведут два входа - южный и западный. Южный - малый, с массивной деревянной дверью на железных петлях, ведет прямо в храм. Западный - главный, в виде широкой арки с железными коваными дверями, ведет в притвор. Отсюда, отворив старинную массивную дверь, обитую кованым железом, попадают в самый храм. Внутри храм занимает площадь около 200 квадратных метров.

Правильные дугообразные своды храма покоятся на шести массивных столбах, сходящихся вверху. Стены отштукатурены и отбелены известью. Существовавшая когда-то стенная роспись не сохранилась, как и древний иконостас и старинная утварь. Пол каменный, плиточный. Свет проникает в собор через два главных окна и несколько других, меньших по размеру.

У южной и северной стен собора два клироса, у западной стены, под окном хоры, устроенные в конце XVIII века,- узенький балкон с точеной деревянной балюстрадой.

Алтарь с тремя полукружиями, без граней; разделен на три части капитальными стенами; стены гладкие, в верхней части центрального полукружия видны три ряда вмурованных глиняных горшков-голосовиков,- это делалось для того, чтобы облегчить конструкцию здания и улучшить акустику; помост каменный, плитный, возвышается против храма на одну ступень.

Приделы оба примерно одной величины (около 50 квадратных метров). Они имеют правильную прямоугольную форму; полы и потолки деревянные, дощатые; стены оштукатуренные, побеленные; окна низенькие, квадратные, по четыре в каждом приделе; печи круглые железные.

Старинное убранство приделов, как и центрального храма, не сохранилось. Сейчас в них расположены выставки.

Выставка в северном приделе посвящена истории края и самого монастыря, его разрушения в годы фашистской оккупации и восстановления в 1947-1949 годах. Здесь представлены и древние каменные ядра и глиняные кувшины, найденные на Ворониче, и старинные колокола и иконы, бывшие здесь в соборе, и обломки старинной соборной утвари, разбитой фашистами, и проектные материалы, по которым проводились восстановительные работы в монастыре, и фотографии восстановленных монастырских строений. Выставка эта должна послужить основой будущего краеведческого музея.

Выставка в южном приделе посвящена истории гибели Пушкина и его погребению в Святогорском монастыре. Из представленных здесь картин, портретов, документов, скульптур выделяются два большие оригинальные полотна художника В. Федорова, созданные в 1937 году,- "Тайный увоз тела Пушкина из Петербурга" и "Похороны Пушкина в Святогорском монастыре 6(18) февраля 1837 года".

У самого входа в южный придел справа находится совсем маленькая овальная дверка. Отсюда неширокая деревянная лестница в три марша ведет на колокольню. При подъеме отчетливо различимы границы древней плитняковой кладки и позднейших кирпичных надстроек. Четыре большие овальной формы арки для колоколов, прикрытые снизу железными решетками, образуют третий ярус колокольни.

Отсюда открывается вид на много километров вокруг - на живописные просторы холмов, полей, лесов, озер, колхозных поселков, окружающих Пушкинские Горы; широко расстилается разнообразная зелень колхозных нив и лугов, вьются песчаные дороги, взбегая на холмы, синеет озеро Тоболенец, темной стеной встают Михайловские рощи, как на ладони виден пышный Тригорский парк, поднимается из-за холмов вершина Воронического городища, а в летний погожий день можно различить даже очертания Новоржева.

Большинство древних колоколов, как и старинные железные часы с боем, находившиеся под шпилем, давно утрачены. До 1944 года висел здесь самый большой святогорский колокол весом 151 пуд 10 фунтов. Когда фашисты в 1944 году взорвали колокольню, он упал и раскололся. Сейчас этот огромный колокол установлен посреди центрального храма.

Надпись по нижнему краю его гласит: "...в Святогорский монастырь пресвятыя богоматери чеснаго ея умиления тщанием тоя обители игумена Инокентия весу в нем 151 пуд 10 фу лит на заводе московского купца Данилы Теленева..."

Знакомство с таким историческим памятником, как Святогорский монастырь, где еще были живы нравы и обычаи "черного" русского духовенства, сохранялись документы, предания более ранних эпох, несомненно, имело большое творческое значение для Пушкина в период создания исторической народной драмы "Борис Годунов".

Создавая свою драму, Пушкин стремился к предельной исторической правдивости в изображении характеров. И он достигал этого прежде всего потому, что рисовал людей той эпохи в неразрывной связи с реальной жизнью, духом времени, породившим и сформировавшим их нравы, их мировоззрение. Поэт достигал исторической правдивости образов своей трагедии путем тщательного изучения документов, летописей. "Характер Пимена,- писал Пушкин,- не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие (можно сказать) набожное к власти царя, данной богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия - дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших".

Ценным дополнением к изучению летописей, способствовавшим проникновению в дух эпохи, были посещения поэтом Святогорского монастыря. * Та атмосфера суровой древности, которая царила в Святогорском соборе, переносила поэта в реальную обстановку XVI-XVII веков. Здесь, под древними сводами, при тусклом свете, скупо проникающем сквозь узкие окна, воображению Пушкина живо рисовались картины далекого прошлого, образы его героев. Здесь особенно ощутимым и жизненным становится и ныне один из самых замечательных образов пушкинской трагедии - величавый образ монаха-летописца Пимена, неустанно пишущего для грядущих поколений историю своей бурной и беспокойной эпохи, и какую-то необычайную реальность приобретает здесь знаменитая сцена в келье Чудова монастыря, изумлявшая современников исторической точностью характеров, языка, отношений, понятий.

* (Следует в этой связи напомнить и о поездках Пушкина в Псков и Новгород, где он, несомненно, знакомился с историческими памятниками этих древних русских городов. Поездка в Новгород в 1825 году, повидимому, была вызвана именно историческими интересами поэта. )

Историк Погодин, присутствовавший на чтении "Бориса Годунова" Пушкиным, возвратившимся из ссылки, вспоминал: "Первые явления выслушаны были тихо и спокойно... Но чем дальше, тем ощущения усиливались. Сцена летописателя с Григорием всех ошеломила. Мне показалось, что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена, мне послышался живой голос русского древнего летописателя". *

* ("Русский архив", 1865, стр. 98. )

И, может быть, именно здесь, в старинных стенах Святогорского монастыря, в его древнем соборе впервые в творческом сознании поэта прозвучал вылившийся затем в гениальный стих этот живой голос летописца Пимена:

Еще одно, последнее сказанье - И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду - И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро - А за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют. На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною - Давно ль оно неслось событий полно, Волнуяся, как море-окиян? Теперь оно безмолвно и спокойно: Немного лиц мне память сохранила, Немного слов доходит до меня, А прочее погибло невозвратно... Но близок день, лампада догорает - Еще одно, последнее сказанье.

Белинский восторженно писал о сцене в келье: "Тут русский дух, тут Русью пахнет! Ничья, никакая история России не даст такого ясного, живого созерцания духа русской жизни. .. Вообще, вся эта превосходная сцена сама по себе есть великое художественное произведение, полное и оконченное. Она показала, как, каким языком должны писаться драматические сцены из русской истории..." *

* (В. Г. Белинский, Сочинения Александра Пушкина, стр. 591. )

Большой монастырский двор, старый каменный корпус. К югу от соборного холма простирается большой монастырский двор, превращенный сейчас в зеленый сквер с обширными цветниками и бюстом поэта работы скульптора И. Гинцбурга посредине. С двух сторон двор окаймляет каменная ограда, всю третью сторону занимает старый длинный каменный корпус. В пушкинские времена во дворе было несколько строений. У самого подножья холма возвышалась небольшая каменная Никольская церковь, построенная в конце XVIII века; в середине 1840-х годов она была переделана, а во время фашистской оккупации в 1944 году полностью разрушена. Вдоль ограды с восточной и западной стороны стояли

другие деревянные монастырские здания - братский корпус (кельи), дом настоятеля, склады, амбары и проч. Позднее они неоднократно перестраивались и, как и Никольская церковь, полностью разрушены фашистскими захватчиками в 1944 году (церковь и эти строения не восстановлены, так как к пушкинскому времени они отношения не имели; исключение составляет двухэтажный каменный настоятельский дом - он восстановлен и служит сейчас гостиницей).

От начала XIX века сохранился только один названный выше каменный корпус. Одноэтажный, приземистый, он вытянулся во всю длину монастырского двора, замыкая его с юга. Корпус построен в 1824 году из дикого камня, взамен ранее бывшего деревянного, оштукатурен и выбелен. Окна, выходящие во двор, небольшие, квадратной формы; кровля высокая, тесовая. Посредине каменного корпуса широкие массивные ворота с тяжелыми деревянными створами на кованых железных крюках и петлях. Над ними светелка в два окна с высоким деревянным шпилем (она видна на литографии по рисунку И. Иванова 1837 года). Вход в корпус и светелку - из-под ворот. Здесь когда-то находились монастырская трапезная, кухня, кладовые и другие хозяйственные учреждения; в светелке до середины XVIII века помещалось духовное правление Новоржевского и Опочецкого уездов, затем правление монастыря. Капитально восстановленный в 1948-1949 годах после разрушения фашистами, этот старый корпус внешне сохраняет облик пушкинского времени. Внутри него сейчас оборудованы выставочный зал, комнаты отдыха экскурсантов и другие музейные помещения.

Бывая в период работы над "Борисом Годуновым" в Святогорском монастыре, Пушкин заходил и на монастырские дворы, и в келий, и в трапезные. Здесь он знакомился с бытом и нравами монахов, слушал рассказы о событиях и происшествиях недавних и прошлых, присматривался к характерам монахов, отыскивая в них наиболее типичное для этой среды.

О том, каковы были монастырские нравы и что являлось характерным для жизни "честной братии", можно судить по рассказам современников и сохранившимся документам из истории Святогорского монастыря.

Так, в конце XVIII века братией монастыря была подана жалоба на настоятеля игумена Созонта, гласившая, что "для братии в пищу кроме хлеба и штей без заливки или кашицы пресной ничего неготовится, да и квасу такожде неделается... деньги братские задерживает, да вдобавок дерется дубиной". На фоне этого бытового документа особенно ярко звучит сцена из "Бориса Годунова" Ограда монастырская, рисующая быт монахов. Эта сцена, не вошедшая в печатную редакцию трагедии, должна была следовать после сцены "Ночь. Келья в Чудовом монастыре".

Григорий и злой чернец. Григорий Что за скука, что за горе наше бедное житье! День приходит, день проходит - видно, слышно все одно: Только видишь черны рясы, только слышишь колокол. Днем, зевая, бродишь, бродишь; делать нечего - соснешь; Ночью долгою до света все не спится чернецу. Сном забудешься, так душу грезы черные мутят; Рад, что в колокол ударят, что разбудят костылем. Нет, не вытерплю! нет мочи. Чрез ограду да бегом. Мир велик: мне путь дорога на четыре стороны, Поминай как звали. Чернец Правда: ваше горькое житье, Вы разгульные, лихие, молодые чернецы.

Непосредственные наблюдения Пушкина, почерпнутые в Святогорском монастыре, бытовавшие там рассказы не могли не найти своего творческого отображения в картинах монашеского быта трагедии "Борис Годунов", в создании образов беглых монахов - отцов Варлаама и Мисаила, типичных представителей монашеского сословия, отнюдь не отличавшихся "строгостью иноческой жизни", погрязших во всех "мирских грехах". Создавая свою трагедию, поэт не срисовывал эти образы с отдельных свято-горских монахов; его герои - люди XVI-XVII веков, имена их он нашел в "Истории" Карамзина. * Но то, что было присуще "честным инокам" всех времен и переходило из века в век, что сохранялось неизменно в быте и нравах святогорских монахов, вошло в трагедию Пушкина и способствовало такой полнокровности, жизненности и яркости ее незабываемых образов. А в некоторых случаях мы можем даже говорить о непосредственном использовании святогорских наблюдений в "Борисе Годунове". Так известно, что для прибауточной речи Варлаама Пушкин воспользовался присловием, которое слышал от игумена Ионы:

* (Впрочем, имена Варлаама и Мисаила, часто встречающиеся среди монахов, мы находим и в истории Святогорского монастыря. )

Наш Фома Пьет до дна, Выпьет, поворотит, Да в донышко поколотит.

Варлаам в трагедии Пушкина говорит: "...пьем до донушка, выпьем, поворотим и в донушко поколотим".

Среди черновиков поэта есть запись: "А вот то будет, что ничего не будет. Пословица святогорского игумена".

И еще одна интересная деталь, связанная со Святогорским монастырем и имеющая отношение к трагедии Пушкина: святогорские монахи, так же как Варлаам и Мисаил, ходили собирать "на монастырь". Заходили они и в Михайловское, бывали в Тригорском. И от них-то мог слышать поэт жалобы, подобные тем, которые вложил он в уста Варлаама: "Плохо, сыне, плохо! ныне христиане стали скупы; деньгу любят, деньгу прячут. Мало богу дают. Прииде грех велий на языцы земнии. Все пустилися в торги, в мытарства; думают о мирском богатстве, не о спасении души. Ходишь, ходишь; молишь, молишь; иногда в три дни трех полушек не вымолишь. Такой грех! Пройдет неделя, другая, заглянешь в мошонку, ан в ней так мало, что совестно в монастырь показаться; что делать? с горя и остальное пропьешь; беда да и только.- Ох, плохо, знать пришли наши последние времена..."

Для создания образов монахов в своей трагедии, особенно образа Варлаама, Пушкин использовал и те интересные наблюдения, которые дало ему знакомство и общение с вороническим попом отцом Илларионом Раевским, прозванным за веселый и проказливый нрав "отцом Шкодой". Отец Шкода служил в старой Воскресенской церкви на погосте Воронич, близ Тригорского. * С этим колоритным, сметливым попом, мало чем отличавшимся по быту от простого мужика, Пушкин поддерживал самые дружеские отношения. В 1825 году, 7 апреля, в воронической церкви поп Шкода служил по заказу Пушкина обедню по Байрону. "Нынче день смерти Байрона - я заказал с вечера обедню за упокой его души. Мой поп удивился моей набожности и вручил мне просвиру, вынутую за упокой раба божия боярина Георгия. Отсылаю ее к тебе",- писал Пушкин П. А. Вяземскому.

* (Церковь эта, построенная в 1780-х годах, разрушена в 1944 году фашистскими захватчиками. )

Это была своеобразная политическая демонстрация. Ссыльный Пушкин, гонимый самовластием, принес дань уважения великому английскому поэту-романтику, погибшему в героической борьбе за свободу порабощенной Греции.

Пушкин сам бывал в Ворониче у Шкоды, принимал его у себя. Дочь попа Шкоды, Акулина Илларионовна, вспоминала впоследствии: "Покойный Александр Сергеевич очень любил моего тятеньку... И к себе в Михайловское тятеньку приглашали и сами у нас бывали совсем запросто... Подъедет это верхом к дому и в окошко плетью цок: "Поп у себя?" спрашивает... А если тятеньки не случится дома, всегда прибавит: "Скажи, красавица, чтоб беспременно ко мне наведался, мне кой о чем потолковать с ним надо!" И очень они любили с моим тятенькой толковать... потому, хотя мой тятенька был совсем простой человек, но ум имел сметливый, и крестьянскую жизнь, и всякие крестьянские пословицы и поговорки весьма примечательно знал... Только вот насчет божественного они с тятенькой не всегда сходились и много споров у них через это выходило. Другой раз тятенька вернется из Михайловского туча-тучей, шапку швырнет: "разругался я,- говорит,- сегодня с Михайловским барином вот до чего,- ушел... даже не попрощавшись... книгу он мне какую-то богопротивную все совал,- так и не взял, осердился!" А, глядишь, двух суток не прошло,- Пушкин сам катит на Воронич, в окошко плеткой стучит.- "Дома поп? - спрашивает.- Скажи,- говорит,- я мириться приехал". Простодушный был барин, отходчивый..."

"Я так про себя полагаю,- прибавляла Акулина Илларионовна,- что Пушкин, через евонные разговоры кой-чего хорошего в свои сочинения прибавлял". * И действительно, есть основания утверждать, что воронический поп Шкода, острослов и балагур, с его пословицами и поговорками, дал поэту ценный материал для создания образа Варлаама в сцене "Корчма на литовской границе", одной из самых замечательных, подлинно реалистических, новаторских сцен трагедии Пушкина.

* (См. И. Щеглов, Новое о Пушкине, СПб., 1902, стр. 58-59. )

"Гостиный двор". Несколько раз в году в монастыре устраивались ярмарки, которые, по преданию, перешли сюда из Воронича, после его окончательного разрушения в XVII веке. Ярмарки приносили обители немалый доход и потому устройству их уделялось много внимания. Особенно многолюдной и обширной была традиционная ярмарка летом, в "девятник" - девятую пятницу после пасхи. На нее съезжалось масса народу - окрестные помещики, купцы с товарами из Опочки, Новоржева, Острова, Пскова, даже из Москвы и Нижнего Новгорода, различные ремесленники, крестьяне с домашними изделиями. Прибывали сухим путем, приплывали в ладьях. Присылались в изрядном количестве и полицейские чины для надзора за порядком.

На высоком шпиле над светелкой большого каменного корпуса поднимался ярмарочный флаг.

Главная торговля шла на "гостином дворе", находившемся сразу позади большого корпуса. Проходом на этот двор служили большие ворота в центре.

Здесь находились ряды лавок, специально выстроенных монастырем - до 150 штук. Их снимали купцы побогаче, а те, кто победнее, устраивали временные лари или располагались со своими возками на монастырском поле, вдоль большой дороги, ведущей в Новоржев.

Уже с раннего утра в "девятую пятницу" начиналась оживленная торговля. Ярмарка шумела, гудела, двигалась. Щеголеватые костюмы помещиков, добротные поддевки купцов, пестрая домотканная одежда крестьян и крестьянок, лохмотья нищих, черные рясы монахов; телеги, груженые товарами, возки, лари,- все это представляло запоминающееся яркое и красочное зрелище.

Пушкин охотно, с большим интересом посещал монастырские ярмарки. Одетый в русскую рубашку, в соломенной шляпе на голове, с железной тростью в руках, Пушкин бродил среди шумящей толпы, вслушивался в народную речь, запоминал все наиболее интересное, характерное, многое записывал. Здесь он общался с народом, с тем народом, который всецело владел его творческими думами, которому он уделял столько внимания в своей трагедии, впервые в истории драматургии отводя ему роль главного действующего лица, вершителя судеб царей и царств. И это общение, эти наблюдения и записи давали поэту много ценного, необходимого для создания народных сцен в "Борисе Годунове".

Сохранилось несколько рассказов о посещении Пушкиным святогорских ярмарок. "Во время бывавших в Святогорском монастыре ярмарок,- вспоминал А. Д. Скоропост,- А. С. Пушкин любил ходить где более было собравшихся нищих. Он, бывало, вмешается в их толпу и поет с ними разные припевки, шутит с ними и записывает, что они поют, а иногда даже переодевался... и ходил с нищими по ярмарке". * Кучер Пушкина Петр Парфенов рассказывал, что поэт ходил на ярмарку "...как есть, бывало, как дома: рубаха красная, не брит, не стрижен, чудно так, палка железная в руках; придет в народ, тут гулянье, а он сядет наземь, соберет к себе нищих, слепцов, они ему песни поют, стихи сказывают". "...Было раз, еще спервоначалу,- продолжал свой рассказ Парфенов,- приехал туда капитан-исправник на ярмарку: ходит, смотрит, что за человек чудной в красной рубахе с нищими сидит? Посылает старосту спросить: кто, мол такой? А Александр-то Сергееич тоже на него смотрит, зло так, да и говорит эдак скоро (грубо так он всегда говорил): "Скажи капитану-исправнику, что он меня не боится и я его не боюсь, а если надо ему меня знать, то я - Пушкин". Капитан, ничто взяло, с тем и уехал, а Александр Сергеич бросил слепцам беленькую да тоже домой пошел..." **

* ("А. С. Пушкин в селе Михайловском".- "Русский архив", 1892, кн. 1, стр. 96-97. )

** (П. Парфенов, Рассказы о Пушкине. "Пушкин в воспоминаниях современников", стр. 322. )

Любопытное свидетельство находим мы в дневнике опочецкого торговца И. И. Лапина: "1825 год... 29 Мая в Святых Горах был о девятой пятнице... И здесь имел щастие видеть Александру Сергеевича господина Пушкина, который некоторым образом удивил странною своею одеждою, а например, у него была надета на голове соломенная шляпа - в ситцевой красной рубашке, опоясавши голубой ленточкою, с железною в руке тростию, предлинными черными бакенбардами, которые более походят на бороду; также с предлинными ногтями, которыми он очищал шкорлупу в апельсинах и ел их с большим аппетитом, я думаю около 1 / 2 дюжины". *

* (Л. И. Софийский, Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем, стр. 203. Ср. Труды Псковского археологического общества, вып. XI, Псков, 1915, стр. 74-75. )

Несколько свидетельств современников о посещении Пушкиным монастырских ярмарок мы находим в "Записке" Бошняка.

М. И. Семевский записал рассказ А. Н. Вульфа: "...в девятую пятницу после пасхи Пушкин вышел на Святогорскую ярмарку в русской красной рубахе, подпоясанный ремнем, с палкой и в корневой шляпе, привезенной им еще из Одессы. Весь новоржевский beau monde, съезжавшийся на эту ярмарку (она бывает весной), закупать чай, сахар, вино, увидя Пушкина в таком костюме, весьма был этим скандализирован..."

Современников поражает костюм Пушкина. Поражает их и то, что поэт в кругу нищих у монастырских ворот слушает народные стихи и песни. Опочецкие и новоржевские помещики не могли понять Пушкина, видели в его поведении признаки неблагонадежности и усиленно распространяли слухи о поступках поэта, "клонящихся к возбуждению к вольности крестьян".

Но поступки Пушкина не покажутся нам удивительными, если вспомним, что речь идет о лете 1825 года, т. е. о времени, когда в самом разгаре была работа над "Борисом Годуновым".

Впечатления, которые поэт получал на святогорской ярмарке, присматриваясь к многочисленным нищим - слепцам, юродивым - и прислушиваясь к их песням, были ему чрезвычайно полезны, в частности, для создания образа юродивого Николки, в уста которого он вложил приговор народа над царем: "Нельзя молиться за царя Ирода".

Здесь, несомненно, записал Пушкин значительную часть народных песен из полусотни, собранных им в Михайловском.

Язык "Бориса Годунова" - "неподражаемый, поэтический, верный", замечательное пушкинское "просторечие" - в большой степени результат изучения живой народной речи.

Пушкин, по словам М. Горького, "учился русскому языку у Крылова, еще больше у своей няньки и всегда у ямщиков, торговок, в трактирах, на постоялых дворах, у солдат". * Он учился русскому языку и на ярмарках Святогорского монастыря. Н. А. Добролюбов подчеркивал, что "во время пребывания своего в псковском уединении Пушкин особенно обратился к изучению русской народности... особенно занимало его в то время наблюдение над языком и нравами народа. Он переодетый ходил по базарам псковским для изучения живой народной речи".

* (М. Горький, О Пушкине, стр. 32. )


Последняя страница черновой рукописи

Учась у народа, достиг Пушкин высокой цели - в поэтическом произведении "говорить с полной непринужденностью, как в жизни", завершил историческую реформу широчайшей демократизации языка, уничтожения грани между языком литературы и разговорным языком народа, стал основоположником современного русского литературного языка.

Пушкин создал первую подлинно народную русскую драму - произведение, знаменующее новый этап зрелого реалистического творчества для него самого и новый этап для всей русской литературы. Знакомство с историческими памятниками в окрестностях Михайловского и Тригорского, и в первую очередь, конечно, со Святогорским монастырем, непосредственные наблюдения над народной жизнью, изучение поэзии, и языка народа сыграли существенную роль в истории создания "Бориса Годунова".

Святогорский Свято-Успенский монастырь находится в самом центре старой части поселка Пушкинские Горы, в 2 км от гостиницы (автомобильная парковка находится недалеко от Святогорского монастыря).

Первое упоминание о Синичьей горе в псковских летописях относится к 1566 году. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь был жалован дарами Ивана Грозного и царя Михаила Федоровича, входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси. Первый настоятель монастыря Зосима принял участие в Земском соборе 1598 года, избравшем на царствование Бориса Годунова. В XVIII веке, когда границы России были расширены, и Святогорье утратило свое приграничное значение, указом Екатерины II монастырь лишился значительной части своих земель и был причислен к третьеразрядным. Однако благодаря хранящимся в ней и поныне святыням - чудотворным иконам Богородицы - обитель особо почитается всем христианским миром.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора (здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал - дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве). В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь - приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова". Так, здесь поэт услышал присказку "Наш Фома пьет до дна, выпьет да поворотит, да в донышко поколотит", вошедшую в сцену "Корчмы у Литовской границы". В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром - за место для себя… Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии. Ранним утром 6 февраля 1837 года А.С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью "Пушкин". Памятник на могиле А.С.Пушкина установлен в 1841 году.

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция. В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь. По количеству братии Святогорский монастырь почти такой же, как в пушкинское время; некоторые монахи носят те же имена, что и пушкинские знакомцы. Но главное - здесь ежедневно возносится молитва "об упокоении боярина Александра со сродники". В обители идут каждодневные службы в соответствии с монастырским уставом.

Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, мы окажемся у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится дорогая для каждого русского сердца могила. На памятнике из белого мрамора надпись: "АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года".

Войдя в освещенный свечами сумрак древнего храма, паломник, помолись у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии и поставь свечу за упокоение души Раба Божиего боярина Александра.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Святогорский Свято-Успенский монастырь в Пушкинских горах — один из почитаемых не только на Псковщине, но и во всей России. Он был основан в 1569 году. Александр Сергеевич Пушкин во время своей часто бывал здесь, работал в монастырской библиотеке, собирая материал для трагедии «Борис Годунов». Здесь же, у стен Успенского собора, находится могила поэта.

История Святогорского монастыря

Основанию монастыря предшествовали чудесные явления иконы Богородицы. В 1563 году в деревне Луговка, что по дороге в , блаженному отроку Тимофею явилась икона Божией Матери «Умиление»; позднее на этом месте была построена часовня. Спустя три года, в 1566 году на Синичьей горе произошло явление иконы Божией Матери «Одигитрия», отмеченное многими чудесами исцеления.

По указу Ивана Грозного псковский наместник Юрий Токмаков в 1569 году построил здесь храм Успения Пресвятой Богородицы, престол которого был устроен над пнем той сосны, где явилась чудотворная икона. Иван Грозный в ознаменование открытия обители прислал 15-ти пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном», поскольку «пел жалостно».

Вплоть до царствования императрицы Екатерины Великой монастырь был первоклассным, а затем низведен до уровня 3-классного. Монастырю принадлежали значительные земельные угодья, проводились ярмарки.

Первое каменное строение Святогорского монастыря — Успенский собор . Он построен в традиционных формах псковской архитектуры: из известняковых плит, трехапсидный, однокупольный, с пролетной звонницей над притвором. Внешне храм казажется приземистым. Толщина стен составляет 1,5-2 метра. Он возвышается на вершине Синичьей (Святой) горы. В 1575 году у подножия холма была выстроена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Над Святыми воротами до 1764 года возвышалась деревянная церковь св. Параскевы Пятницы. Деревянными были настоятельские и братские келии, служебные постройки.

В XVIII веке монастырские здания были перестроены в камне. В 1770 и 1776 годах к Успенскому собору были пристроены кирпичные приделы в честь Богоматери Одигитрии (южный) и Покрова Божией Матери (северный). В 1764 году на средства помещика И.Львова и коллежского асессора М.И.Карамышева начали возводить «каменную четвероугольную новоманерную колокольню». Строительство было завершено к 1821 году. На третьем ярусе колокольне были устроены «железные боевые часы с четвертями». Общая высота колокольни, с высоким шпилем, яблоком и крестом, составила 37 метров — столько же, сколько прожил Пушкин.

На месте Никольской церкви , сгоревшей в 1784 году, была выстроена небольшая каменная, теплая. Пятницкая церковь была перенесена за монастырские стены и в дальнейшем использовалась в качестве приходской. Были перестроены в камне монастырские корпуса.

Монастырская стена изначально была деревянной. В 1790-е годы она была заменена каменной, из гранита и булыжника. В это же время были построены две лестницы, ведущие на Святую гору и ограда вокруг нее. На территории монастыря были устроены торговые ряды, проводились ярмарки, дававшие монастырю дополнительный доход.

Пушкин и Святогорский монастырь

Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона (род. в 1759 г.) осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения. Секретный агент III отделения А.К.Бошняк, собирающий сведения о ссыльном поэте, записал следующее:

От Игумена Ионы узнал я следующее: Пушкин иногда приходит в гости к Игумену Ионе, пьет с ним наливку и занимается разговорами. Кроме Святогорского монастыря и г-жи Осиповой он нигде не бывает, но иногда ездит в Псков; обыкновенно ходит он в сюртуке, но на ярморках монастырских иногда показывается в русской рубашке и в соломенной шляпе. Но вопрос мой «Не возмущает ли Пушкин крестьян?» Игумен Иона отвечал: «Он ни во что не мешается и живет как красная девка».

Игумен Иона не обучался в семинарии и постиг «токмо российскую грамматику». По описаниям современника, это был простой, добрый, несколько рыжеватый, малорослый старец. Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». В текст включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет» .

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

На территории Святогорского монастыря, подле Успенского собора были погребены дед и бабушка поэта — О.А и М.А.Ганнибалы (1806, 1818), младший брат Платон (1817-1819). Весной 1836 года здесь же была похоронена мать Пушкина, Надежда Осиповна .

Могила Пушкина

Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1837 года, через день после дуэли с Дантесом. Император Николай I распорядился: «Хоронить подалее от обеих столиц» . В ночь с 3 на 4 февраля из Санкт-Петербурга вывезли гроб с телом Пушкина, который сопровождали друг поэта А.И.Тургенев и дядька Никита Козлов. 5 февраля гроб доставили в Святые горы и поместили в южный придел собора. Утром 6 февраля настоятель монастыря архимандрит Геннадий, столетний старик, отслужил заупокойную службу. И в этот же день тело Александра Сергеевича Пушкина было погребено у алтарной стены Успенского собора, рядом с могилами своих родных. На его могиле был установлен простой деревянный крест.

Умер он. Песня его умолкла. Погребальный звон колокола над его гробом отозвался в Русской земле печальною вестью: Пушкина нет! Светлая весна скоро зазеленеет и в тающем снеге псковских лесов впервые обнажит холодную безмолвную могилу великого русского поэта…

— Н.Полевой, известный журналист XIX века.

Весной 1837 года по распоряжению П.А.Осиповой гроб с телом Пушкина был помещен в подземный кирпичный склеп. В августе 1841 года бывший управляющий Михайловского М.Н.Калашников над склепом установил памятник, выполненный по заказу вдовы Н.Н.Пушкиной петербургским «каменных дел» мастером А.Пермагоровым из лучшего итальянского мрамора.

У могилы Пушкина всегда много цветов. Местные старушки даже на этом немного зарабатывают: продают приезжим туристам букеты по 50 рублей. А в Святогорском Свято-Успенском монастыре ежедневно молятся об упокоении души раба Божьего Александра «со сродники».

Пушкин родился в Москве, умер в Петербурге, похоронен на Псковщине, в Святогорском монастыре…

Могила Пушкина лишь по счастливому стечению обстоятельств не была взорвана в годы войны. Колокольня Успенского собора была взорвана, но сам собор устоял.

Могила А.С.Пушкина и площадка вокруг нее была заминирована и проведена подготовка к взрыву всего соборного холма, для чего в специально вырытый тоннель заложили авиабомбы большой мощности. Взрыв был предотвращен стремительным наступлением советских войск.

— из актов комиссии, расследовавшей злодеяния фашистов на Псковщине

В статье использованы материалы книги «Весь Пушкинский заповедник. Путеводитель», 2012.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.


Святогорская обитель (прошу не путать с одноименной Лаврой на Донбассе) издревле является одной из почитаемых не только в своем крае, но и во всей Русской земле.

Рассказывая о на Псковщине, я уже очень кратко упомянул о ней, а теперь хотел бы рассказать об обители более подробно, поскольку она того достойна…



Расположен Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь (Псковской епархии) в 110 километрах к югу от г. Пскова, почти в центре пгп. Пушкинские Горы, на возвышенной красивой холмистой местности, на горе, издревле называвшейся Синичьей, а после построения монастыря переименованной в «Святую».

Древние летописцы связывают основание монастыря с легендой о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» (впервые упоминается в Псковской III летописи в 1566 году) на Синичьей горе местному пастуху Тимофею Терентьеву.

На месте обретения иконы по приказу царя Ивана Грозного псковским наместником князем Юрием Токмаковым в 1569 году на средства из царской казны был основан монастырь. Создание обители не только подтверждало святость данного места, но должно было укрепить подступы к городу Вороничу - одному из опорных пунктов на западной границе псковской земли. С тех времен монастырь стал входить в ряд самых почитаемых на Руси.

Первоначально на месте обретения Иконы была возведена часовня, а в ознаменование открытия обители Иваном Грозным был прислан 15-пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном» (ибо «пел он жалостно») . В последующем монастырь не единожды жаловали своими дарами вельможные лица, среди которых был и первый из царей династии Романовых - Михаил Федорович , передавший обители Евангелие и колокол (с надписью: «Лит сей колокол в лето 7445 (1638) при благоверном князе Михаиле Федоровиче в обитель Пресвятыя Богородицы на Святые Горы») .

Вплоть до времен царствования Екатерины II монастырь относился к перворазрядным и являлся довольно зажиточным.

Монастырь владел перевозом на р. Сороти (у подножия городища Воронич) , рыбными ловлями на вблизи протекающих реках, имел ярморочные выгоды (все пошлины и денежные сборы со знаменитых святогорских ярмарок шли в казну монастыря) .

К середине XVIII века за обителью числилось 957 крестьян, а среди принадлежащих ей пустошей и деревень были и ныне существующие Бугрово (там была монастырская мельница) , Кириллово и другие.

Кроме того, к монастырю были приписаны несколько ближайших обителей, в том числе Николаевский монастырь в г. Ворониче и Николаевский мужской в Опочке.

Первый настоятель обители (Зосима Завалишин) представлял псковское духовенство в 1598 году в Москве на Земском соборе, который избрал на царство Бориса Годунова…

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда границы России отодвинулись к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II (1764) о секуляризации церковных земель, согласно которому монастырь был причислен к третьему разряду, а его земли и прочие угодья отошли в казну.

Однако и после этого он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок , приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
При этом у монастыря имелось свое подворье в г. Пскове с каменной церковью Великомученицы Варвары.

С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Здесь же в начале февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием (столетним старцем) , тело поэта было предано земле у алтарной стены, а спустя четыре года на могиле был установлен памятник…

После революционных событий, в 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня.

Годы Великой Отечественной войны принесли монастырю страшные разрушения (многие монастырские строения серьезно пострадали, а иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены) , он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.

После войны, сохранившиеся монастырские сооружения были переданы Академии наук (1945) , восстановлены (1949) и в них открылась музейная экспозиция, посвященная истории монастыря и творчеству А.С.Пушкина.

Возродилась духовная жизнь в обители только в 1992 году, когда Свято-Успенский Святогорский монастырь (как мужская обитель) был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ, причем торжественный молебен по его открытию прошёл при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В настоящее время в обители проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек) . Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. По благословению наместника они принимают паломников.

Ежедневно утром и вечером, в соответствии с монастырским уставом, здесь проходят службы, где монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».

При монастыре работает воскресная церковная школа, имеется гармоничный братский хор (звучание которого вы можете послушать, нажав кнопку прикрепленного к данному посту акафиста) , а также устроен скит (в дер. Столбушино) , о котором расскажу чуть ниже.

Теперь, как обычно, несколько слов об архитектурном ансамбле обители .

Как уже говорилось, территория монастыря раскинулась на холмистой местности, что наложило свой отпечаток на его размещении. Хотя территория не столь велика (я бы даже сказал, скромна) , но её ландшафтные возможности были использованы, на мой взгляд, органично и в полной мере.

Сооружения обители включают в себя:
собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (1569) построенный псковскими мастерами в соответствии с традициями местного храмового зодчества.

В конце XVIII века его крышу вместо тесовой кровли покрывают листовым железом.

Собор состоит из центрального четверика (его стены полутораметровой толщины, сложены из камня-плитняка) и двух приделов, пристроенных в XVIII веке:
южный - в честь иконы Божией Матери Одигитрии (1770) построен на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова, здесь обычно происходило отпевание усопших;

северный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1776) построен на средства псковского помещика Карамышева, под придельным престолом был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых.

В них хранятся чудотворные иконы храма: «Феодоровская » и «Одигитрии ».

В 1764 году на стены северного притвора (над входом в храм) была установлена ярусная колокольня (в стиле позднего классицизма) . Работы по ней были окончательно завершены к 1821 году.

Она представляет собой трехъярусное сооружение (37 метров) , с «железными боевыми часами с четвертями» и венчает её высокий шпиль с яблоком и крестом.

К собору ведут две каменные лестницы , где возле ближней из них от Анастасьевских ворот установлены:

- старый валун (слева по движению к собору) с поминальным крестом и

- памятная доска (справа по движению к собору) в память о саперах 12 инженерной бригады РВГК (9 чел.) , погибших при разминировании обители 13 июля 1944 г.

Два других монастырских храма, к сожалению, до настоящего времени не сохранились:

- Никольская церковь - деревянная трапезная церковь в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, построенная у подножья Святой горы в конце XVI века (1575) . В 1784 году она сгорела во время пожара и к 1786 г. была выстроена («... в длину 6 сажень, в ширину 2 сажени 2 аршина») на прежнем месте из камня, как теплый храм. Однако в годы Великой Отечественной войны её полностью разрушили.

Как воспоминание о ней сохранились Никольские ворота , подле которых данный храм когда-то располагался, и ведут они со Святого на черный (торговый) двор монастыря;

- Пятницкая церковь (церковь св. вмч. Параскевы Пятницы) , которая возвышалась над Святыми вратами, а после 1795 года была перенесена за стены монастыря и в дальнейшем использовалась как приходская церковь слободы Тоболенец с особым причтом из белого духовенства.

В 1944 году, в ходе освобождения псковской земли от немецко-фашистских захватчиков она была также разрушена и на её месте (на мемориале погибших воинов, что территориально примыкает к монастырю) в память об этом установлен памятный крест .

Однако в перспективе планируется воссоздание данных храмов обители, как и часовни у Анастасьевских ворот;
дом настоятеля , гостиница (1824, 1911) , выходящий своей восточной стороной на улицу.

В память о пребывании А.С. Пушкина в монастыре в его стену вкраплен мозаичный портрет поэта;
Святые (Пятницкие) врата , находящиеся рядом с домом настоятеля, вблизи утраченной Пятницкой церкви;
Анастасьевские ворота (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь) , к которым примыкает старинный каменный светелок для привратника .

В нём (светелке) А.С. Пушкин изучал монастырский архив и читал книги из библиотеки обители, работая над драмой «Борис Годунов».

Кстати, настоятель тогдашнего монастыря - игумен Иона (осуществлявший духовное наблюдение за поэтом, когда он в ссылке, жил в Михайловском) , стал одним из прототипов летописца Пимена в указанной трагедии…;

служебные постройки :

- братский корпус с трапезной (1820) ;

- административные и подсобныездания;

- церковную лавку с небольшой летней трапезной для паломников ,

рядом с которой расположен большой осколок колокола , заказанного игуменом Иннокентием, изготовленным на заводе Тюленева в Москве в 1753 году;

- воскресная школа (расположенная за территорией обители, через дорогу, напротив дома настоятеля) .

По периметру монастырь обрамляет валунная ограда (1833) ,

на изгибах которой располагаются небольшие декоративные башенки .

С восточной стороны ограда разрушена, но судя по земельным «наброскам» (работам), возможно, что она будет всё же когда-то восстановлена…

На Святой горе, у алтарной стены Успенского собора находится последний земной приют А.С. Пушкина, над которым установлен надгробным памятник (из итальянского мрамора) , выполненный по заказу вдовы Пушкина (Н.Н. Гончаровой) петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На памятнике выбита надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.- Петербурге 29 января 1837 года» , а на нём стоит иконка Божией Матери и всегда лежат живые цветы.

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Рядом с могилой поэта расположен фамильный некрополь Ганнибалов-Пушкиных (право иметь на территории обители семейное кладбище О.А. Ганнибал получил за особо щедрые пожертвования на нужды монастыря) , где похоронены: дед поэта - Осип Абрамович Ганнибал (1806) , бабушка - Мария Алексеевна (1818) , мать - Надежда Осиповна (1836) и отец - Сергей Львович (1848) . Младший брат поэта - Платон, умерший в 1819 году, похоронен, вероятно, в самом соборе.

С другой стороны Успенского собора, напротив входа, сохранились остатки памятных крестов старого погоста.

И левее Анастасьевских ворот (на пригорке, за монастырскими стенами) также сохранились следы старого некрополя - множество каменных крестов...

Напротив Анастасьевских ворот, перейдя площадь (образованную перекрестком дорог) в небольшом сквере установлен (с 1959 года) хорошо известный по многочисленным фотокарточка памятник А.С. Пушкину (скульптора Е.Ф. Белашовой) .

А с западной стороны обители (рядом со Святыми вратами) , как уже говорилось, примыкает мемориал советским воинам , погибшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении поселка и его окрестностей…

Монастырский скит расположен в заброшенной деревне Столбушино (Новоржевского района) : прямиком до него 15 километров, если ехать по шоссейной дороге (не считая последних 7-8 км) то будет все 60

Подъезжая к нему, его гостей встречает среди деревьев деревянная церквушка ,

а сам скит расположен в исключительно живописной местности на возвышенном берегу, огибаемом с трех сторон Столбушинским озером

и издали примечается маковками куполов.

В скиту находится ныне восстанавливаемая церковь в честь Успения Божией Матери .

Храм является одним из уникальных памятников времени екатерининского барокко и может быть поставлен в ряд с лучшими образцами провинциальных культовых построек второй половины XVIII века (построен в 1787 году на средства местного помещика - подполковника Николая Савича Бороздина) .

Это бесстолпный, крестообразный храм (типа - восьмерик на четверике) , с ограненными северным и южным концами. С запада к основному объему примыкают два придела (южный - Николаю Чудотворцу , северный - Сергию Радонежскому ) и трехъярусная колокольня (где было когда-то 6 колоколов) .

До 1962 года храм был действующим. После перевода последнего настоятеля (протоиерея Александра Михайлова) в другую церковь, службы в здесь прекратились, а жизнь прихода остановилась (а в дальнейшем и деревенская жизнь, вообще, «замерла») .

Храм, оставшись без присмотра, полностью утратил свой интерьер и утварь, а к началу XXI века под действием времени - сильно разрушился.

В 2005 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия храм был передан Святогорскому монастырю (под скит) и в нём начались ремонтно-восстановительные работы…

В настоящее время работы близки к завершению.

Ощущение от пребывания в данном храме очень необычное. Большое количество окон, делают его воздушным, а продолговатая форма церкви, расположенной вблизи берега озера, создает ощущение присутствия на корабле, на котором можно достигнуть тихой пристани Царства Небесного…

Вокруг церкви располагается старый деревенский погост , где можно даже обнаружить могилы XIX века…

Поскольку скит расположен в заброшенной деревне, то и из «местных жителей» здесь имеется несколько монахов и с десяток трудников, возвращающих жизнь в эти места.

Большинство из трудников, что работаю здесь, пришли сюда, как любят у нас говорить социологи, с низких ступеней социальной лестницы - «потерявшиеся» в жизни (работе) люди… Но пообщавшись с ними, не встретил среди них опустившихся, асоциальных элементов. Напротив, несмотря на пережитые ими катаклизмы, они сумели сохранить в своих душах оптимизм, интерес к жизни, умея довольствоваться и радоваться тому малому, что у них нынче имеется. Есть среди них люди и художественных, и рабочих профессий, что очень помогает в строительстве скита.

А строительно-хозяйственных работ здесь более чем достаточно.

Помимо восстановления храма (духовного центра скита) здесь ведутся работы:

● по строительству жилых помещений (для монахов, трудников и в перспективе - паломников) . Строятся небольшие, компактные домики, очевидно, чтобы сохранить существовавшую ранее в данном удаленном уголке Псковщины архитектурную концепцию деревенского жилья;

● построена птицеферма , со своим «гусинным общежитием» и даже «ветлечебницей». Как мне говорил «главный по гусям», она является, наверное, самой крупной в области (более 3000 птиц) . И действительно, рядом с фермой (в момент моего пребывания в скиту) , поле было усыпано бело-серыми тельцами, пощипывающими сочную травку. А таких полей здесь несколько (которые поочередно используются на замену, пока на других взрастёт свежая зелень) .

Но даже несмотря на имеющуюся «гусиную ферму», некоторые из птиц каким-то непонятным образом все равно «гуляли» сами по себе по скиту…;

● имеется своё небольшое животноводческое хозяйство , особую гордость в котором составляют свиньи.

Специально зашел посмотреть на них в загон, где увидел откормленных хряков в три (а может и все четыре?) центнера каждый…;

● в одной из деревянных построек оборудован молочный цех , где готовят молочнокислую продукцию. Несмотря на деревенские условия, внутри цеха чистота, а судя по лежащим там белоснежным халатам, шапочкам, бахилам, а также идеальному внутреннему порядку - очевидно, и стерильно.
Кстати, продукция, что производится здесь (это не только кисломолочные изделия, но и различные целебные чаи из трав, мёд, варенье, сбитень и др.) можно купить не только здесь и в церковной лавке монастыря, но и в соответствующих магазинах Псковщины...и даже в Москве…;

● имеется своя слесарная и столярная мастерские , позволяющие вести громоздкие работы с деревянными конструкциями внутри них (в непогоду) - на фотографии, что выше, она слева ;

● строится гараж (за мастерской) ;

● в одном из сохранившихся деревенских зданий (на фотографии, что выше, оно справа) оборудована трапезная - просторная изба с русской печкой, широкими деревянными столами и лавками, где «местные жители» перед приемом пищи читают молитвы и трапезничают под звуки духовной музыки. Мне любезно предложили испробовать, что «Бог послал». В тот день было довольно жарко и я, чтобы не обидеть хозяев, выпил только компот. Такого вкусного и насыщенного ягодами напитка, пожалуй, я давно не пробовал (может от того, что пробовал его после «прогулки» на свежем воздухе) ;

● чуть в стороне (рядом с трапезной) расположена летняя столовая-беседка ,

пройдя мимо которой можно спуститься на оборудованную «пристань », выходящую вглубь озера

и откуда открываются живописные виды на окрестности.

Как немыми свидетелями того, что на месте скита когда-то располагалась деревня, стоят чудом сохранившиеся здесь несколько старых изб : уже заросшие травой, а местами даже покосившиеся…

А покидая скит, его посетителей провожает поминальный крест , стоящий прямо у проселочной дороги (невдалеке от крайней в деревне избы) , как бы напоминая о том, где Вы только что побывали и куда мы все когда-то придём…

Для тех, кто заинтересовался историей обитель - небольшая видеозарисовка о Святогорском монастыре…

Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под годом 1566. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.


С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Работая над драмой «Борис Годунов», А. С. Пушкин стремился к предельной исторической правдивости в изображении характеров своих героев. Он достигал этого, изучая Летописи, «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина и местные источники. Поэт пользовался архивом и библиотекой, которая находилась в светелке «братского» корпуса. В ней хранилась летопись монастыря, в которой имелась запись об участии первого настоятеля обители Зосимы в Земском соборе 1598 года, избравшем на царство Бориса Годунова.

Пушкин любил посещать святогорские ярмарки, где вслушивался в яркую и образную народную речь, запоминал и записывал «с натуры» наиболее интересное и характерное. Посещение этих ярмарок, наблюдения за жизнью обитателей и посетителей монастыря, встречи с юродивыми, рассказы странников о давно минувших событиях - «преданья старины глубокой» - несомненно нашли творческое отображение в образах героев «Бориса Годунова».

Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела - Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом поэта в ночь перед погребением.

В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал /1806/, бабушка Мария Алексеевна /1818/, мать Надежда Осиповна /1836/ и отец Сергей Львович /1848/. Младший брат Платон, умерший в 1819 году похоронен, видимо, в Успенском соборе.

Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А. М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».

В 1924 году монастырь был закрыт.

Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Здесь открылась экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А. С. Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня это собор действующий, и его территория используется совместно Пушкинским Заповедником и Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. Работает воскресная церковная школа. По благословению наместника монахи принимают паломников.

Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А. С. Пушкина «со сродники».