Расшифровка авиакомпаний по номеру рейса. Обозначения на авиабилете. Электронный билет — общие данные

Современные технологии незаметно вошли практически во все сферы жизни людей. Без многих новшеств мы не можем уже представить свое существование, а некоторые вызывают у нас странное ощущение непонимания. С подобным чувством сталкиваются те люди, которые впервые покупают билеты через интернет и пытаются понять, что делать с тем документом, который приходит к ним на электронную почту после совершения оплаты. Особенно часто такие неопытные путешественники мучаются вопросом о том, где найти номер PNR в электронном билете и как с его помощь проверить свои данные о вылете. Если вам тоже пришлось впервые столкнуться с маршрутной квитанцией, и вы не можете прочитать ее, то наша статья - это находка для вас. Пристальное внимание мы уделим выяснению того, что же такое этот загадочный PNR в электронном билете и зачем он все-таки нужен.

Покупка билетов через интернет

Сегодня покупать билеты через интернет не только удобно и модно, но и экономически оправдано. Благодаря этому сервису вы сможете выбрать самый короткий маршрут по максимально приемлемой стоимости. К тому же пассажир получает возможность произвести оплату не выходя из дома, что существенно ускоряет этот процесс.

Опытные путешественники давно имеют проверенных посредников, через которых делают покупки и не сомневаются в их честности. А вот новички рискуют попасться в руки мошенников и испортить себе отдых. Однако тут на помощь придет код PNR в электронном билете. Эта простая комбинация букв и цифр содержится на каждой маршрутной квитанции, высланной на электронную почту, и включает в себя массу полезной информации.

Поэтому если вы впервые купили билеты на сайте и сомневаетесь в их подлинности, то открывайте письмо от авиакомпании и давайте изучать присланный вам документ.

Маршрутная квитанция: что это такое

Запомните, что каждая авиакомпания должна оформить на пассажира маршрутную квитанцию. При покупке билета через интернет она составляется практически мгновенно (после оплаты) и формируется системой в автоматическом режиме. Затем этот документ попадает на почту клиента. Обычно от оплаты до получения билета не проходит и десяти минут.

В маршрутной квитанции содержится вся информация о пассажире и его рейсе, при этом ее внешний вид никак не регламентируется. В каждой компании существуют свои правила, по которым данные располагаются и группируются на билете. Поэтому не удивляйтесь, если вы увидите абсолютно отличающиеся друг от друга маршрутные квитанции, приобретенные через разные сервисы.

Имейте в виду, что электронный билет можно распечатать перед посадкой на рейс, однако делать это необязательно, ведь все данные о вас уже занесены в базу авиакомпании. Если вы все же хотите распечатать документ, то сделайте это на обычном листе. Даже в таком виде он является официальным документом, который подходит для строгой отчетности в бухгалтерии вашей фирмы и других организаций.

Особенности электронного билета

Многие россияне более старшего возраста предпочитают приобретать билеты по-прежнему в кассах, чтобы после оплаты держать его в руках и точно не беспокоиться ни о каких мелочах. Однако электронная имеет массу своих достоинств и особенностей, о которых хочется упомянуть:

  • билет в электронном виде не имеет фирменного бланка и его нельзя потрогать;
  • его нельзя потерять;
  • маршрутную квитанцию нельзя подделать;
  • электронный билет невозможно украсть;
  • по билету, купленному онлайн, можно регистрироваться на рейс через интернет;
  • пассажир может приезжать в аэропорт только с паспортом на руках.

Как видите, в электронном билете огромное количество плюсов. Поэтому не стоит бояться приобретать его через интернет, просто необходимо быть очень внимательным и понимать, что за документ вы получили после проведенной транзакции.

Читаем билет

Если вы впервые держите в руках электронный билет, то вам необходимо научиться читать его. Большая часть информации написана на нем на английском языке.

В первую очередь найдите на бланке свои имя и фамилию. В случаях, когда вам предстоит заграничная поездка, сверьте их написание с данными загранпаспорта. Если они не совпадают, то сесть на самолет вам вряд ли удастся. Поэтому свяжитесь с авиакомпанией и внесите все необходимые изменения, пока еще не поздно.

В верхней части маршрутной квитанции располагаются непосредственно номер вашего билета и название организации, через которую была совершена покупка. При необходимости на ее сайте можно будет проверить подлинность билета.

Также обязательно сверьте на квитанции дату и время вылета, а также аэропорты прибытия и отбытия. Данная информация обычно указывается в средней части билета. Здесь же напечатан номер рейса и авиакомпания, которая будет его осуществлять.

Кроме всех перечисленных составляющих маршрутной квитанции, в ней обязательно будут данные вашего паспорта, день оформления билета, класс перелета и сумма, заплаченная за путешествие.

Что такое код PNR в электронном билете?

Узнать этот код довольно легко - он представляет собой комбинацию из пяти латинских букв и цифр. В них заключено большое количество информации о путешественнике и рейсе. К тому же данный код позволяет узнать, насколько честен был с вами посредник. Если он действительно оформил бронь, то вы с легкостью проверите это, зайдя на его сайт. О данном методе проверки мы расскажем чуть позже.

Имейте в виду, что на некоторых квитанциях код состоит из шести буквенно-цифровых символов. Данный вариант тоже считается верным и не является ошибкой.

Где находится PNR в электронном билете?

Этот код обычно располагается в верхней части маршрутной квитанции. При этом он может быть нанесен как справа, так и слева. Часто он группируется с номером заказа или маршрутной квитанции.

К примеру, давайте разберем, где PNR в электронном билете Onur Air. Если возьмете в руки маршрутную квитанцию этой авиакомпании, то увидите шестизначный индивидуальный код. «Онур Эйр» как раз является тем перевозчиком, который пропечатывает код из шести символов. Он будет располагаться в левой части билета после указания авиакомпании и перед данными о номере рейса и аэропортах.

Зачем нужен буквенно-цифровой код?

Где номер PNR в электронном билете, мы уже знаем, а теперь необходимо выяснить, как именно его использовать и зачем он дается пассажирам вообще. Мы уже упоминали, что в этой комбинации латинских букв и цифр заключается вся информация о путешественнике и рейсе. К тому же благодаря коду можно узнать, насколько честен с вами посредник и действительно ли он выписал билет на ваше имя. Мы советуем делать такую проверку даже в случаях, когда приобретаются билеты на проверенных временем сайтах.

Для проверки вам понадобится название системы бронирования, через которую шло оформление вашей маршрутной квитанции. Обычно оно находится чуть выше PNR кода или рядом с ним. Далее выходите на сайт указанной системы и вводите на главной странице свой индивидуальный код и свою фамилию. Через несколько секунд после запуска поиска перед вами должна появиться развернутая информация о вашем билете и рейсе. Причем обязательно указывается его статус. Это могут быть слова «оформлен» или «выписан».

Если информация не появилась на экране компьютера, то у этой ситуации может быть только две причины. Первая заключается в том, что вы оформили билет только что и он еще не попал в базу. Поэтому стоит повторить попытку через несколько дней. А вот вторая причина самая неприятная - вы попались на удочку мошенников и самое время начинать бить тревогу.

Шестизначный код: преимущества данного варианта

Код из шести символов дает пассажиру больше преимуществ, так как он позволяет проверить подлинность билета в международной базе данных. Алгоритм проверки идентичен тому, который мы уже описали в предыдущем разделе.

ELECTRONIC TICKET - Passenger itinerary/receipt - Электронный билет - Маршрутная квитанция (название документа);

NAME - Фамилия и имя пассажира, как в паспорте, пол пассажира (MRS - женский; MR -мужской; ADT – взрослый; CHD – ребенок, INF – младенец до 2-х лет). Если в написании вашей фамилии была допущена ошибка, то помните, что по международным правилам в расхождении имени в паспорте и данном поле допускается до трех ошибок без искажения звучания;

ETK NBR - номер электронного билета;

ISSUING AIRLINE – авиакомпания, которой вы летите; Обозначается полное название или международный код авиаперевозчика;

ISSUING AGENT - тип вашего рейса; (например, PGS CHARTER - чартерный), далее в строке следует название города откуда вы вылетаете и индивидуальный номер продавца авиабилета;

FROM - место вылета; (может указываться город, название аэропорта и терминал, если в пункте отправления их несколько);

TO - место назначения;

FLIGHT - номер вашего рейса; (обязательно его запомните! под этим номером обозначается ваш рейс на табло вылета и стойках регистрации, а также делаются объявления по громкой связи);

C (CLASS) - класс бронирования; Z, I, D, C, J - бизнес класс. X, Q, W, T,V,N, L, K, H, M, B, S, Y, B - экономический класс;

DATE - дата вылета; (всегда указывается местное время);

DEPT - время отправления самолета; (рекомендуется заранее прибыть на регистрацию для прохождения всех предполетных формальностей. Обычно за 2,5-3 часа до этого времени);

FARE BASIS - условия тарифа; (например, могут быть ограничения на обмен билета или изменения даты полета, а также на пребывание в пункте назначения). Уточнить вопросы по данному разделу всегда можно в справочной авиакомпании, указанной в поле ISSUING AIRLINE;

VALID - срок действия билета от и до; Not valid before (недействителен ДО) и Not valid after (недействителен ПОСЛЕ). Если дата отсутствует, значит, у Вас имеется возможность обменять или сдать билет в течение года с момента его покупки без уплаты дополнительных сборов;

BAGS - бесплатная норма провоза багажа без ручной клади; (различается на два типа – weight concept и piece concept). В первом случае (например, 20К) указывается бесплатная норма суммарного веса багажа на одного человека, без ограничения по количеству мест. Piece concept (например, 1PC) устанавливает ограничение и на количество мест регистрируемого багажа и на вес каждого из этих мест. Предельно допустимый вес багажа в этом случае необходимо уточнить в справочной службе авиакомпании или на официальном сайте;

ST (STATUS) - Статус бронирования; «OK», «HK» или «CONFIRMED» - подтвержденный статус; «RQ» - запрос места на регистрации (для некоторых тарифов); «NS» - статус для младенцев до 2-х лет, летящих без места. «SA» и «PS» - статусы служебных пассажиров авиакомпании.

Другие обозначения в электронном билете

FARE CALC (Fare calculation) - расчет тарифа. Подробный расчет тарифа по всему авиабилету. Состоит из символьных кодов городов, авиаперевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Также здесь расшифровываются аэропортовые сборы и может находиться служебная информация о различных перерасчетах;

FARE - тариф в валюте, которая действует в месте отправления. Если билет выписан, например, в Великобритании, то тариф будет указан в английских фунтах (GBP). В странах с более гибкой валютной политикой, в том числе и России, тариф указан в долларах США (USD). Конфиденциальный тариф обычно обозначается значком «IT» или «Forfait»;

TOTAL - Полная стоимость билета, включая аэропортовые таксы и сборы. Также указывается в национальной валюте места приобретения. В России, в зависимости от авиакомпании, могут указываться и рубли и доллары. В билете с конфиденциальным тарифом сумма может быть не указана;

TAX - такса. Сумма аэропортового сбора в национальной валюте места выписки билета;

FORM OF PAYMENT - форма оплаты: cash - наличные; Invoce или INV - оплата по безналичному расчету; CC - платеж по кредитной карте (при этом указываются несколько последних цифр карты);

ORIGIN/DESTINATION - пункт вылета/назначения. Обозначаются тремя латинскими буквами кода аэропорта. Реже используется кодировка из четырех букв;

AIRLINE DATA – отметки авиакомпании;

PNR CODE – Индивидуальный номер бронирования (Personal Number of Reservation). Буквенно-цифровой код, который присваивается каждому пассажиру на стадии выписки билета;

ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS - передаточная надпись/ограничения. В поле указываются различные ограничения по билету и возможность «передачи» (endorsement) пассажира другой авиакомпании. Например, SU/AF ONLY означает, что данный билет действителен на рейсах Аэрофлота (SU), и авиакомпании Air France (AF). В этой графе также указывается возможность о внесении каких-либо изменений в билете. Например, RES CHG USD100 предполагает изменение бронирования со штрафом в 100 долларов США или ONE INBOUND REB FREE означает, что одно изменение даты обратного вылета не требует дополнительных доплат. Билеты по самым дешевым тарифам в большинстве случаев не предусматривают возможность внесения каких-либо изменений и очень часто в них можно встретить вот такую надпись: XX ONLY/NON REF/NO CHG/NO REROUT - Билет действителен только на перевозчике ХХ/Билет возврату не подлежит/Изменения дат по билету не возможно/Изменение маршрута запрещено;

ISSUED IN EXCHANGE OF - выдан в обмен. Если билет выдан в обмен на другой, то в это поле вносится номер первоначального билета;

CONJUNCTION TICKET - дополнительный билет. Если маршрут включает в себя больше перелетов, чем есть полетных купонов в бланке, такой билет выписывается на нескольких бланках и здесь ставятся перекрестные ссылки на другие номера билетов. Все они составляют единый билет, поэтому все бланки должны быть вместе. Все страницы необходимо хранить до окончания всего полета, даже те, которые уже использованы;

ADDITIONAL ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS - дополнительные ограничения. Содержит информацию не, уместившуюся в графу Endorsements/Restrictions;

TOUR CODE - код тура; Условное обозначение, применяемое при выписке конфиденциальных и специальных тарифов;

VALIDATOR PLACE - поле валидатора. Штамп агентства, продавшего билет. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса, то есть номер ИАТА или код Аэрофлота. Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.

На внешнем бланке билета напечатаны общие правила. На внутреннем - конкретные данные перелета.

1 Имя пассажира (NAME OF PASSENGER ). Указывается только в латинской транскрипции (как в загранпаспорте). За фамилией следует (через слеш - косую черту "/ ") первая буква имени или имя полностью и, возможно, обращение (MR - мистер, MRS - мисс, MSS - миссис). По международным нормам в имени допускается до 3-х ошибок, не искажающих звучания.

2 Стоповер (X/O ). Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа ("стоповер"), то это поле пусто или "О ". Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит "Х ".

3 Маршрут полета (FROM/TO ). Указывается пункт отправления для данного полетного купона (в английском написании). Ниже - пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.
Список кодов аэропортов по всем странам можно скачать на сайте АС-тревел.

Словом VOID (англ. пробел, пустое место) в бланке могут забиваться пустые поля и строки.

4 Перевозчик (CARRIER ). Двухбуквенный код авиакомпании-перевозчика в системе IATA (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков)
Список кодов авиакомпаний можно скачать на сайте АС-тревел. Внимание! Большой размер файла!

5 Номер рейса (FLIGHT )

6 Класс бронирования (CLASS ). Латинская буква, кодирующая класс мест в самолете:
F , P , A - первый класс
J , C , D , I , Z - бизнес класс
W , S , Y , B , H , K , L , M , N , Q , T , V , X - экономический класс
R - "сверхзвуковой" класс

7 Дата вылета (DATE )

8 Время вылета (TIME ). Всегда указывается местное время пункта вылета.

9 Статус бронирования (STATUS ). Обычно авиабилет выписывается с подтвержденным статусом - "OK ". Для некоторых тарифов возможна выписка билетов со статусом "RQ " (запрос места на регистрации). В авиабилете для младенцев (до 2-х лет), летящих без места, указывается статус "NS ".

10 Вид тарифа (FARE BASIS ). Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.

11 Передаточная надпись/ограничения (ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS ). Указываются различные ограничения на перевозку по данному авиабилету, а также возможность "передачи" (endorsement ) пассажира другому перевозчику.
Например, если в графе указано "SU/KL ONLY ", то это означает, что данный билет действителен на рейсах компаний Аэрофлот (SU ) и KLM (KL ) и, если условия тарифа позволяют изменения по авиабилету, то даже уже по выписанному билету, Вы можете "пересесть" с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе. Например, "RES CHG USD50 " или "ONE INBOUND REB FREE " означает: "ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США " или "ОДНО ИЗМЕНЕИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО ". Обычно, для самых льготных ("жестких") тарифов распространен следующий шаблон: "XX ONLY/NON REF/NO CHG/NO REROUT " - "БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ /БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО ". В этой графе может быть отображена также служебная информация.

12 Дополнительный авиабилет (CONJUNCTION TICKETS ). Если маршрут по билету включает в себя большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в бланке, то такой авиабилет выписывается на нескольких бланках и в этом поле указывается номер дополнительного билета. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой один билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия.

13 Пункт отправления/назначения (ORIGIN/DESTINATION ). Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш - косую черту "/ " - пункт прилета по всему маршруту.

14 Выдан в обмен на (ISSUED IN EXCHANGE FOR ). Если авиабилет выписан в обмен на другой, то в эту графу заносится номер первоначального билета.

15 Тариф (FARE ). Тариф в валюте начала перевозки.
Например, если авиабилет выписан по маршруту Лондон - Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP ). Страны с "мягкой" валютой имеют тарифы опубликованные в долларах США.

16 Уплачен эквивалент тарифа (EQUIV/FARE PD ). Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки).

17 Всего (TOTAL ). Полная стоимость авиабилета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета.

18 Расчет тарифа (FARE CALCULATION ). Подробный расчет тарифа по всему авиабилету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в нейтральных единицах расчета (NUC). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы)

19 Форма оплаты (FORM OF PAYMENT ). Форма, в которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH - наличные, INVOICE или INV - безналичная оплата, CC - кредитная карта.

1. Имя пассажира. NAME OF PASSENGER
Указывается только в латинской транскрипции (как в загранпаспорте). За фамилией следует (через слеш) первая буква имени или имя полностью, а также пол (MR - мистер, MRS/MSS - мисс или миссис). По международным нормам данное поле допускает до 3-х ошибок без искажения звучания.

2. Маршрут полета. FROM/TO
На выделенном цветом поле указан пункт отправления для данного полетного купона (английское написание). Ниже следует пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.

3. Индикатор "стоповер". X/O
Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа ("стоповер"), то это поле пусто или "О". Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит "Х".

4. Перевозчик. CARRIER
Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды нормируются ИАТА (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков) и могут быть как достаточно очевидными: SU - Аэрофлот, LH - Lufthansa, AF - Air France, BA - British Airways, так и не очень: AY - Finnair, UN - Трансаэро, AZ -Alitalia.

5. Номер рейса. FLIGHT

6. Класс бронирования. /CLASS
Латинская буква, обозначающая определенную квоту мест в самолете. Обычно: R "Сверхзвуковой" (на рейсах Concord). F, P, A - первый класс. J, C, D, I, Z - бизнес класс. W, S, Y, B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X - экономический класс.

7. Дата вылета по данному купону. DATE

8. Время вылета. Всегда местное время пункта вылета. TIME

9. Статус бронирования. STATUS
Обычно билет выписывается с подтвержденным статусом - "OK". Для некоторых тарифов возможна выписка билетов со статусом "RQ" (запрос места на регистрации). В билете для младенцев (до 2-х лет) летящих без места указывается статус "NS".

10. Вид тарифа. FARE BASIS
Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.

11. Не действителен до/ не действителен после. NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER
Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тариф допускают изменения дат). Для большинства "жестких" льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.

12. Норма бесплатного провоза багажа.
Для "весовой" системы 20, 23, 30 или 40 кг для различных классов обслуживания. Для системы "мест" - "PC".

13. Расчет тарифа. FARE CALCULATION.
В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему билету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы), если все сборы не помещаются в графы 17. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы 22 и 25).

14. Тариф. FARE
Тариф в валюте начала перевозки. Например, если билет выписан по маршруту Лондон - Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP). Страны с "мягкой" валютой (в том числе и Россия) имеют тарифы опубликованные в долларах США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу (см. "Все о тарифах"), то в этой графе тариф может быть не указан (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").

15. Всего. TOTAL
Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета. В России для разных авиакомпаний это могут быть как рубли РФ, так и доллары США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").

16. Эквивалент тарифа. EQUIV/ FARE PD.
Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки). Курс пересчета должен быть отражен или в графе 22 или 25 или 13.

17. Такса. TAX
Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора в валюте пункта выписки. Если все аэропортовые сборы не помещаются в графы 7, то в последней графе указывается "сборная" такса (сумма всех оставшихся), а ее расшифровки приводится в графе 13.

18. Форма оплаты. FORM OF PAYMENT
Форма оплаты, которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC------------ (кредитная карта).

19. Пункт отправления/назначения. ORIGIN/DESTINATION
Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту.

20. Для отметок авиакомпании. AIRLINE DATA
Буквенно-цифровой номер бронирования (PNR CODE).

21. Поле валидатора.
Уникальный "штамп" агентства. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса (в России номера ИАТА аккредитованных агентств должны начинаться на 922). Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.

22. Передаточная надпись/ ограничения. ENDORSEMENTS/ RESTRICTIONS
В этой графе указываются различные ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность "передачи" (endorsement) пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано "SU/KL ONLY", то это означает, что данный билет действителен на рейсах "Аэрофлот" (SU) и "KLM" (KL) и если условия тарифа позволяют изменения по билету, то даже уже по выписанному билету, Вы можете "пересесть" с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе. Например, "RES CHG USD50" или "ONE INBOUND REB FREE" означает: "ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США" или "ОДНО ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО". Обычно, для самых льготных ("жестких") тарифов распространен следующий шаблон: "XX ONLY/ NON REF/ NO CHG/ NO REROUT" - " БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ/ БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО". В этой графе может быть отображена также служебная информация. Если информация не помещается в данную графу, то используется графа 25 (только для ручных бланков).

23. Выдан в обмен на. ISSUED IN EXCHANGE FOR
Если билет выписан в обмен на другой (так называемая "переписка"), то в эту графу заносится номер первоначального билета. Смысл переписки авиабилета проще понять на примере. Вы купили билет по маршруту Сингапур - Москва - Сингапур, прилетели по нему в Москву и решили изменить маршрут на маршрут Москва - Бангкок. В этом случае агент пересчитает стоимость перелета по новому маршруту (начиная от Сингапура, т.е. Сингапур - Москва - Бангкок) и вычтет данную стоимость из стоимости "старого" билета. Если новый билет дороже, то Вам придется доплатить некую сумму, если дешевле, то агент выпишет Вам квитанцию (MCO - ордер различных сборов), по которой вы можете получить причитающуюся Вам сумму по месту приобретения билета. Номер "старого" билета будет указан в графе 23 "нового" билета. Аналогичная процедура выписки билета при оплате PTA ("Prepaid Ticket Advice"). Ваш авиабилет оплачивает некое лицо (спонсор) в пункте отличном от пункта начала Вашего путешествия и сообщает кто (т.е. Вы) и куда должен прийти за билетом. Спонсору выписывается квитанция (MCO - ордер различных сборов) а в графе 23 билета будет стоять номер этой квитанции.

24. Дополнительный билет. CONJUNCTION TICKETS
Если маршрут по билету включает в себя большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в бланке, то такой билет выписывается на нескольких бланках и в графе 24 каждого указывается номер дополнительного билета. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой ОДИН билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия.
Другой распространенный случай, когда в графе стоит номер (а) дополнительного билета - компаньонские тарифы (но не групповые) (несколько человек должны путешествовать вместе). В этом случае в каждом билете графа 24 содержит "ссылку" на номера билетов всех остальных участников "компании".

25. Дополнительные ограничения. ADDITIONAL ENDORSEMENT/ RESTRICTIONS
Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы 13 и 22.

26. Код тура. TOUR CODE
Некое условное обозначение применяемое для групповых и конфиденциальных тарифов.