Возвращение святыни. Анастасов монастырь Анастасов мужской монастырь

По точному свидетельству так называемой «Вкладной Книги», приложенной к древнему монастырскому Синодику, Анастасов монастырь «ставили, и строили его всякимъ строепьемъ, и земли к тому монастырю подавали» князья Воротынские, потому что Анастасов монастырь находился и их вотчине, в Одоеве, Князья Воротынские - это древний княжеский и боярский род, происшедший от св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского (+1246г.), жившие в своем удельном городе Воротынске и от него получившие свое прозвание.

Князья Воротынские, «вместе» с прочими удельными князьями Черниговскими, находились в подданстве Литвы. «Гонешя на Греческую перу» были главного побудительною причиною, по которой князья Воротынские и другие, происходившие от племени св. Михаи­ла, отложились от Литвы. Первый из князей Воротынских, перешедший на сторону России, был Михаил Федорович - в 1484 году. Это обстоятельство послужило поводом к неприятельским действиям между Россией и Литвой.

В 1494 году, 7 февраля, Московским договором признаны Литвою вотчины князей Воротынских достоянием России. Князь Иван Михайлович Воротынский отличался храбростью в войнах против Литвы и татар, во многих битвах, между прочим, в 1517-м году он отразил крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Сей то «победоносный воевода» и был основателем Анастасова монастыря в своей вотчине, близ Одоева.

Когда поставлен монастырь? - Несомненно в первой половине XVI сто­летия князем Иваном Воротынским, вскоре после одержанной им победы над татарами под Тулой, в 1517-м году и, вероятно, в благодарность за эту победу. Посему, может быть, и храм во имя Рождества Пр. Богородицы, подобно тому, как построены были многие храмы этого имени после Куликовской победы, также над татарами, совершившейся в незабвенный день Рождества Пр. Богородицы, 8 сентября 1380 года.

Откуда прозвание монастыря - «Анастасов»?

Многие исследователи истории полагают, что название монастырь получил, по всей вероятности, по имени и в память строитсльницы, княгини Анастасии. Но тогда бы он назывался Анастасьин. Нет, монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь и никогда не называется «Настасьинъ».

По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм, а именно - в 1б73 году. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.

Об истории возрастания Обители живописуют Синодик и «Вкладная Книга» находящиеся в одном переплете. В этой Святыне упомянуты строители, жертвователи и настоятели монастыря.

Но особо выделяется Синодик М.П. Колупаева. Рукопись 1691-го года, в кожаном переплете. В нем вписано заглавие, с которого начинается запись вкладчика, окольничего Колупаева о его вкладах.

За сим, вместо обыкновенных «предисловий», в этом Синодике изложено только общее поминовение всех «несчастных», кои особенно требуют молитв церкви или коих некому помянуть. Вот текст этого очень характерного и по языку и по типу поминовения: «Помяни Господи души иже во Христа верующих и подьвизавшихся за святыя Божия церкви и за пречестные обители, и за благоверные цари и великш князи и за православное хрис"пянство кровь свою излиявгпихъ и за весь мир главы своя подклонившихъ избиенныхъ от татар и от литвы и от немцев, и от всехъ поганыхъ иноверных языкъ i от междусобныя брани избиены умерплихъ».

Род окольничего, Михаила Петровича Колупаева, которым дан вкладом настоящий синодик. Здесь, в числе имен его рода записан и «Никита (Лушювичъ) уб^еннъ», - «тот самый, который с ворами креста не целоваль» и за то был сброшен с башни Одоевской крепости.

Около самого Храма, ниже его, есть древнее монастырское кладбище. На этом кладбище должен быть памятник Одоевскому гражданину Колупаеву который в г. Одоеве, во время междуцарствия, в 1612 г. не принял присяги на подданство Лжедмитрию и был брошен с башни древней «Одуевской» крепости, а тело его погребено в «Настасовом монастыре».

Помимо периода возрастания и благоденствия, наступила пора упадка мо­настырской жизни, и с 1784 года Анастасов монастырь упразднен. Со слов некоторых крестьян, слышавших от своих стариков, записано, что монахов перевели в Белев, по исторических справок нет. С тех пор он превращен в приходскую церковь с припискою к нему с. Анастасова, деревень: Филимоновой, Красепки и Татевой.

А что произошло с Обителью в богоборческом XX веке - - видно из фотографий. Если мы желаем возрождения России, то необходимо через покаяние очистить свои души, а лучше всего это происходит в Святых Обителях и будем молиться и посильно трудиться, чтобы быстрее возродилась частичка Святой Руси на правом берегу Упы, в красивейшем месте земли Тульской.

Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

О преображении обители, чем живёт она сейчас и о планах на будущее корреспондентам рассказал настоятель монастыря игумен Парфений.


Игумен Парфений: «Человек состоит из души и тела. И обе эти части должны трудиться в равной степени. Молитва - работа души, физический труд - работа тела. Перекос в одну из сторон - нарушение гармонии. Монах много работает и молится, значит, он личность гармоничная».

Сам я родился в обычной московской семье. Был как все: учился в школе, занимался спортом - тяжёлой атлетикой. Отслужил два года в армии. Поступил в институт историко-архивный, но довольно скоро понял, изучая материалы разных партийных съездов, конференций и пленумов, что «грызу гранит» не той науки, и оставил учёбу. В начале 80-х по-знакомился с очень интересными, высокообразованными людьми. Некоторые имели хорошие библио-теки, и в числе прочих книг (мы тогда голодные до чтения были!) брал я у них почитать и духовную литературу. Чем больше я читал, тем яснее понимал, что строителем коммунизма быть не хочу. И что привлекает меня иная стезя - та, что ведёт к Богу.

Дорога к храму

Когда узнал, что начали восстанавливать Даниловский монастырь, пошёл туда подсобным рабочим - раствор месил, кирпичи подавал и пр. и пр. Интересные ребята в бригаде подобрались, все верующие. Большинство из них, как и я, подвизались потом по духовной линии. Год был послушником в Даниловском, потом ушёл в Оптину пустынь, принял постриг от тогдашнего наместника, архимандрита Евлогия, и остался служить на целых 14 лет.

Однажды приехал к нам знакомый мужичок из Тулы: «Был в Одоеве, где когда-то монастырь стоял. Места красивейшие! И храм Рождества Богородицы сохранился древний!» Духовник мой, схиархимандрит Илий (теперешний духовник Патриарха. - Прим. автора) и говорит: «Вот и дело тебе, займись восстановлением обители!» Позвонил тогдашнему епископу Тульскому и Белевскому Кириллу, поделился идеей, и она нашла поддержку.
В 2002 году по благословению Патриарха всея Руси Алексия II Анастасов Богородице-Рождественский монастырь было решено восстанавливать, меня назначили его настоятелем.

Начало

В феврале 2002-го приехали мы, трое оптинских монахов, на место, увидели действительно красивейшие места и… руины когда-то прекрасного храма. Зашли: сосульки сверху огромные из пролома в крыше свисают, окон и дверей нет. У нас икона с собой была, Рождества Богородицы. Отслужили молебен. А дальше что делать - не знаем, переночевать и то негде. К вечеру, правда, знакомая нашла в Одоеве маленький домишко под съём. Целыми днями занимались подготовкой к работе - документы нужные собирали, то да сё. Вечером печку затопим и возле неё спать ложимся. Потом в деревне Анастасово купили три домика-развалюшки, местные помогли их отремонтировать.

Потихонечку стала братия собираться. Из Оптиной двое иеро-монахов пришли - Корнилий и Даниил. В престольный праздник Рождества Богородицы, 21 сентября, отслужили первую службу в Екатерининском приделе храма, который сами привели в относительный порядок. Рабочих-то поначалу и нанимать было не на что. Когда появились кое-какие средства, взяли строителей из Молдавии, но они оказались халтурщиками. Пришлось расстаться. Что делать, неясно. И тут, после 12 лет работы в Оптиной пустыни, освобождается бригада - каменщики прекрасные, отделочники. Пригласили их, и с тех пор они здесь и трудятся.

С Божьей помощью

Бог нас не оставляет своей помощью. Пару случаев приведу для примера. Надо было делать кровлю. Дело это непростое, мастеров немного, и к ним очередь загодя выстраивается. Нашли мы хорошего кровельщика, но он выставил очень серьёзную цену! У нас даже десятой части её не было. Тут я вспомнил архимандрита Моисея, одного из первых настоятелей и строителей Оптиной пустыни. Рассказывали, что строительные работы часто он начинал без денег, с надеждой на Божью помощь, и Господь всегда помогал - посылал в нужное время щедрых жертвователей. Помолился я ему усердно и наутро сказал кровельщику: «Начинай работу!» Буквально через неделю встречаю в Москве одноклассника, разговорились, и оказалось, что он металлом занимается. Когда узнал, что нам медь нужна, пожертвовал две тонны! Без денег, без документов, от души просто.

Проходит какое-то время, звонит мне другой человек: хочу вашему монастырю помочь. А мы до этого виделись-то один раз всего, он приезжал в самом начале восстановительных работ. Ходил долго, смотрел, в каких условиях живём, как трудимся, вздыхал, головой качал. Я отцу Пахомию, эконому, говорю - съезди, забери, что дадут. Он поехал, перезванивает: «Мне конверт дали, а в нём столько денег!» Привёз конверт - а там пачка долларов. Хватило и кровельщику заплатить, и ещё на многое.

Нынче храм почти полностью восстановлен, осталось поставить иконостас в приделе Варлаама Хутынского. Возведены братские корпуса, хозяйственные постройки, начато строительство монастырской трапезной. Обустроили источник, который назывался в народе Гремячим. Храм над ним возвели, иконостас установили, часовню с купелью. Если архиерей благословит, летом освятим в честь чуда святого Архистратига Михаила в Хонех.

Ещё гостиничку при обители хотим маленькую построить для паломников… Планов много, успеть бы их все выполнить.

Жизнь по уставу

Сейчас в монастыре 22 монаха и послушника (это те, кто собирается принять монашество). Несколько человек учатся заочно в Тульской духовной семинарии, летом, может, ещё кого-нибудь туда пошлём. Я считаю, что духовное образование выстраивает у человека правильное представление о вере, о Боге, о спасении души…

День наш в обители начинается и заканчивается молитвой. Сердце монастыря - храм, где проходят богослужения. Первая служба - в 7 утра, заканчивается в начале 11-го. В полдень обед. Потом - выполнение послушаний. С 18.00 до половины восьмого - вечерняя служба. После ужина - келейное время, когда каждый волен заниматься своими делами. Помолившись, ложимся спать.



В новой пекарне монах Архипп осваивает выпечку особого монастырского хлеба - бездрожжевого, на живой закваске.

Что касается послушаний, то они разные. Четверо человек, например, обслуживают трапезную: еду готовят, посуду моют, накрывают на стол. Другие трудятся в курятнике, в прачечной, в просфорне, убирают храм. В скиту, около источника, имеется у нас небольшая пасека, с весны до осени там дел хватает. Недавно построили хлебопекарню, хлеб печём полезный, бездрожжевой. В сезон на огороде растим овощи, зелень, делаем заготовки на зиму.

Но главная общая забота - заготовка дров, так как газ к деревне Анастасово
не подведён.

Хоть народ у нас физически довольно крепкий, но возраст большинство имеет далеко не юношеский. А дров требуется монастырю на сезон не менее 300 кубов! Молодёжь редко приходит теперь, в основном те, кто получил воспитание в советские времена. Хорошее было воспитание. И образование тоже. Нынешние - слабенькие, не привыкли к трудностям…

О Великом

Сейчас идёт Великий пост, самый долгий - 48 дней. Монахи обязаны соблюдать его очень строго. От мирян такового не требуется. Да, им предписаны некоторые ограничения, но все они связаны более с работой души, а не с угнетением желудка. Господу важнее, когда верующий сумеет воспитать в себе покаяние, осветить душу любовью к ближнему, задержаться, в конце концов, в нарастающей «гонке потребления». Ведь счастье, как с возрастом выясняет почти каждый, не зависит от богатств материальных. Понять это, осознать сердцем и есть цель Великого поста.

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь основан в XVI веке князем Иваном Михайловичем Воротынским и назван по имени первого настоятеля, игумена Анастасия. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времён каменный храм. Был закрыт в 1931 году, использовался в качестве зернохранилища. Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г.

Поездка в Богородице-Рождественский Анастасов монастырь January 17th, 2015

5 июля я побывала вместе с сыновьями и их жёнами в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре. Путь из Дубны (Тульская область) держали по автотрассе на соседний районный центр Одоев.
Не доезжая примерно 1 км до конечного пункта, мы свернули по просёлочной дороге налево, где перед нами открылся живописный вид на белоснежный монастырь, расположенный на холме вблизи реки Упа.

Монастырь назван "Анастасов» по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия.
По преданию первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм.
Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г., на его территории находится жемчужина тульского зодчества - Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Рядом с храмом, несколько ниже его, расположено древнее монастырское кладбище.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой – председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище.
Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года воссоздан, и в его стенах начались строительные работы. Сегодня трудно поверить, что еще чуть больше десяти лет назад в этом месте стоял лишь полуразрушенный храм. На монастырской территории появились несколько корпусов с кельями для братии, небольшой гостиницей для приезжающего духовенства, с трапезной. Возведены хозяйственные постройки и часть стены, которой в будущем будет обнесена вся обитель. Все строения строго выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль с центральным зданием - храмом.

Дополню свой рассказ выдержкой из книги Уклеина В.Н. «Змеится лентою дорога»:
«Монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь, основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.
В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада – монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера – оба придела – Валаама Хутынского и Екатерины – и между ними проход к колокольне, с юга – двухэтажная арочная галерея с папертью в верхнем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная».

В приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения.

Один из монахов, о. Амвросий, рассказал нам о жизни монастыря, о его истории, провёл по территории. Нам было разрешено посетить храм Рождества Пресвятой Богородицы. Многие из сегодняшней анастасовой братии, а всего в монастыре в настоящее время живут 25 монахов, в прошлом - оптинские.


о. Амвросий


На обратной дороге посмотрели ещё раз на монастырь...

Ещё мы съездили на святой источник, расположенный на другой стороне Упы. Для этого нам пришлось въезжать в Одоев, а потом проехать по просёлочной дороге несколько километров. Дороги, скажу вам, находятся там в ужасном состоянии. Не знаю уж, как мы их одолели. Источник нашли, кое-кто даже искупался в нём!

На обратной дороге любовались красивыми дубенскими пейзажами.

Поездка доставила нам радость… Удивила красота восстанавливаемого монастырского комплекса, о котором мы, живя всего в нескольких десятках километров, ничего до этого не знали.

Анастасов монастырь расположен в одноименном селе Анастасово Одоевского района. О времени его основании сохранились сведения в монастырской «Кормовой» книге, которая была дана князьями Александром и Михаилом Воротынскими игумену монастыря Герману в 1558 г. Согласно этому документу строителями монастыря являлись князь Иван Михайлович Воротынский и супруга его Анастасия.

Монастырь был построен в 1550-х гг. после одержанной Иваном Воротынским победы под Тулой над татарами, в 1517 г. и, скорее всего, в благодарность за эту победу. Многие историки считают, что свое название монастырь получил по имени своей строительницы, княгини Анастасии. Но в этом случае его назвали бы Анастасьин. Другая группа исследователей склоняется к версии, что монастырь называется «Анастасов» по имени его первого настоятеля - игумена Анастасия; отсюда во многих документах его называют просто «Настасовъ».

При основании монастыря Воротынскими ему были даны во владения деревни: Мартыновская, Рымнино, Филимоново Подроманово.

Первоначально Храм Рождества Богородицы был деревянным, в 1673 г. был построен каменный храм. Строил его игумен Иона. Согласно «Летописи» монастыря в 1674 г. была построена каменная колокольня. Место для строительства было подобрано с высоким художественным вкусом. Массивный объём здания церкви как будто врос в пологое взгорье и органично вписался в колоритный пейзаж речного берега. Архитектура храма строгая и сосредоточенно настороженная, характерная для середины 17 в., когда тульская земля еще помнила о временах татарских набегов. Храму чужды жизнерадостность и праздничность.

Храм имел форму прямоугольника, над главным алтарём возвышался квадрат с пятью куполами. Нижний этаж был выполнен из необработанного плетняка. Возможно, он был предназначен для монастырских кладовых, а, может, и для монашеских келий монахов - в двух помещениях на нижнем этаже сохранились следы обитания людей. Стены церкви довольно толстые, в одной из них был устроен ход, который соединял кухню с приделом святой мученицы Екатерины, другой ход был сделан со сводов церкви к возвышению глав храма.

Колокольня поставлена с северной стороны церкви и соединяется с ним галереей. На втором ярусе колокольни расположена комната со странным названием «казёнки». Возможно, она являлась неким подобием сторожевой башни или служила казнохранилищем монастыря.

Об истории развития обители рассказывают Синодик и «Вкладная Книга». Здесь упоминаются жертвователи, строители и настоятели монастыря. Особенно выделяется Синодик Колупаева. Это рукопись 1691 г. в кожаном переплете. Вместо обычных «предисловий» в Синодике изложено лишь общее поминовение «несчастных», которые требуют особенных церковных молитв и которых некому поминать.

Рядом с храмом, несколько ниже его, расположено древнее монастырское кладбище, где стоял памятник гражданину Одоева, Колупаеву, который в 1612 г. не присягнул на подданство Лжедмитрию, и его сбросили с башни В 1716 г. монастырских крестьян было 244 двора, большинство жило в «скудности».

В 1722 г. в монастыре не было ни одного монаха, кроме игумена. Бедность монастырских крестьян, вместе с прекращением крупных вкладов в петровские времена, отразилась и на монастырском достатке. Монастырь приближался к упадку. В 1764 г. обитель упразднили и превратили в село Анастасово. Селения, которые составляли вотчинные владения обители и находившиеся неподалеку от него составили приход села. Все прихожане были крестьянами, занимались земледелием и производили гончарные изделия.

Храм в течение периода своего существования подвергался многочисленным изменениям. В 1840-х гг.храм был расписан. Один старый ход был заделан, вместо него в стене пробили новый ход, с деревянной лестницей и крыльцом, замененными в 1883 г. на каменные.

Архитектор, который построил церковь Анастасова монастыря, прославил красоту и самобытность русского зодчества. В архитектурной композиции церкви использованы характерные для древнерусской архитектуры приёмы: сложный план, живописная ассиметрия объёмов, свобода решения архитектуры храма.

С храмом связаны интересные события. В старинной рукописи, которая принадлежала купцу Поликарпову, говорится о том, что в Белёве в 1805 г. был большой пожар, когда расплавилось множество колоколов. В то время из белёвского монастыря в Анастасово пришел монах, чтобы взять несколько колоколов. Прихожане воспротивились этому и по совету священника Гавриила Авксентьева прогнали кольями того, кто хотел посягнуть на собственность их церкви. За это священника отстранили от церковных дел и сослали в Коломну.

С 2012 г. в монастыре ведутся строительные работы.

По точному свидетельству так называемой «Вкладной Книги», приложенной к древнему монастырскому Синодику, Анастасов монастырь «ставили, и строили его всякимъ строепьемъ, и земли к тому монастырю подавали» князья Воротынские, потому что Анастасов монастырь находился и их вотчине, в Одоеве, Князья Воротынские — это древний княжеский и боярский род, происшедший от св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского (+1246г.), жившие в своем удельном городе Воротынске и от него получившие свое прозвание.

Князья Воротынские, «вместе» с прочими удельными князьями Черниговскими, находились в подданстве Литвы. «Гонешя на Греческую перу» были главного побудительною причиною, по которой князья Воротынские и другие, происходившие от племени св. Михаи­ла, отложились от Литвы. Первый из князей Воротынских, перешедший на сторону России, был Михаил Федорович — в 1484 году. Это обстоятельство послужило поводом к неприятельским действиям между Россией и Литвой.

В 1494 году, 7 февраля, Московским договором признаны Литвою вотчины князей Воротынских достоянием России. Князь Иван Михайлович Воротынский отличался храбростью в войнах против Литвы и татар, во многих битвах, между прочим, в 1517-м году он отразил крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Сей то «победоносный воевода» и был основателем Анастасова монастыря в своей вотчине, близ Одоева.

Когда поставлен монастырь? — Несомненно в первой половине XVI сто­летия князем Иваном Воротынским, вскоре после одержанной им победы над татарами под Тулой, в 1517-м году и, вероятно, в благодарность за эту победу. Посему, может быть, и храм во имя Рождества Пр. Богородицы, подобно тому, как построены были многие храмы этого имени после Куликовской победы, также над татарами, совершившейся в незабвенный день Рождества Пр. Богородицы, 8 сентября 1380 года.

Откуда прозвание монастыря — «Анастасов»?

Многие исследователи истории полагают, что название монастырь получил, по всей вероятности, по имени и в память строитсльницы, княгини Анастасии. Но тогда бы он назывался Анастасьин. Нет, монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь и никогда не называется «Настасьинъ».

По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм, а именно — в 1б73 году. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.

Об истории возрастания Обители живописуют Синодик и «Вкладная Книга» находящиеся в одном переплете. В этой Святыне упомянуты строители, жертвователи и настоятели монастыря.

Но особо выделяется Синодик М.П.

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь

Колупаева. Рукопись 1691-го года, в кожаном переплете. В нем вписано заглавие, с которого начинается запись вкладчика, окольничего Колупаева о его вкладах.

За сим, вместо обыкновенных «предисловий», в этом Синодике изложено только общее поминовение всех «несчастных», кои особенно требуют молитв церкви или коих некому помянуть. Вот текст этого очень характерного и по языку и по типу поминовения: «Помяни Господи души иже во Христа верующих и подьвизавшихся за святыя Божия церкви и за пречестные обители, и за благоверные цари и великш князи и за православное хрис’пянство кровь свою излиявгпихъ и за весь мир главы своя подклонившихъ избиенныхъ от татар и от литвы и от немцев, и от всехъ поганыхъ иноверных языкъ i от междусобныя брани избиены умерплихъ».

Род окольничего, Михаила Петровича Колупаева, которым дан вкладом настоящий синодик. Здесь, в числе имен его рода записан и «Никита (Лушювичъ) уб^еннъ», — «тот самый, который с ворами креста не целоваль» и за то был сброшен с башни Одоевской крепости.

Около самого Храма, ниже его, есть древнее монастырское кладбище. На этом кладбище должен быть памятник Одоевскому гражданину Колупаеву который в г. Одоеве, во время междуцарствия, в 1612 г. не принял присяги на подданство Лжедмитрию и был брошен с башни древней «Одуевской» крепости, а тело его погребено в «Настасовом монастыре».

Помимо периода возрастания и благоденствия, наступила пора упадка мо­настырской жизни, и с 1784 года Анастасов монастырь упразднен. Со слов некоторых крестьян, слышавших от своих стариков, записано, что монахов перевели в Белев, по исторических справок нет. С тех пор он превращен в приходскую церковь с припискою к нему с. Анастасова, деревень: Филимоновой, Красепки и Татевой.

А что произошло с Обителью в богоборческом XX веке — — видно из фотографий. Если мы желаем возрождения России, то необходимо через покаяние очистить свои души, а лучше всего это происходит в Святых Обителях и будем молиться и посильно трудиться, чтобы быстрее возродилась частичка Святой Руси на правом берегу Упы, в красивейшем месте земли Тульской.

Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

Добавить фото Редактировать страницу

Богородицерождественский Анастасов мужской епархиальный монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Тульская митрополия, Белёвская епархия

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Наместник:игумен Парфений (Сачков)
  • Краткая историческая справка:Монастырь назван «Анастасов» по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь.
    По преданию первоначальный Храм Рождества Пр.

    Одоевский Анастасов Богородице-Рождественский монастырь: летописный очерк

    Богородицы был деревянный а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем Храма был игумен Иона при содействии Преосвященного Павла Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи» в 1674-м году построена была каменная колокольня.
    Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен.

    Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960г.
    В 2002 году здесь не было ни крыши ни окон ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году и поначалу его хотели взорвать но по одной версии не хватило взрывчатки для толстых стен а по другой – председатель колхоза сказал что ему негде хранить зерно и церковь стали традиционно использовать как зернохранилище.
    Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года по благословению Преосвященного Кирилла епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

    Сейчас уже сделаны крыши двери в приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения есть надежда что в скором времени будет восстановлено все.

Главное послушание - молитва

Член ЦК КПРФ, депутат Государственный Думы Олег Лебедев, посетил город Одоев, где провел прием избирателей и по просьбе жителей села Анастасово и местного духовенства посетил Анастасов монастырь по вопросу строительства моста через реку Упа, чтобы жителям окрестных сел было удобнее посещать церковные службы.

На приеме избирателей звучали вопросы начисления МОП, переселения из аварийного жилищного фонда, ремонта дорог. Жители обращались к депутату по проблемам благоустройства, социального обеспечения, модернизации здравоохранения. Вопрос о качестве услуг здравоохранения особо значим для района в связи с острой нехваткой квалификационного персонала.

На приеме депутата Госдумы присутствовал глава районной администрации Вячеслав Косарев, для того, чтобы сразу на месте можно было бы оперативнее принять необходимые решения для устранения жалоб и проблем жителей.

К депутату Государственной думы Олегу Лебедеву обратились жители села Анастасово Одоевского района и духовенство одноименного монастыря с просьбой помочь в вопросе строительства моста через реку Упа, чтобы облегчить жителям окрестных сел доступ на церковную службу.

Древний Анастасов монастырь - памятник русского зодчества 16 века, является культурным центром и большой достопримечательностью одоевской земли. Расположен монастырь на противоположном от Одоева берегу реки Упа.

В монастыре действует Белый храм Рождества Богородицы. Вокруг — бескрайние, пахнущие клевером поля.

Одоевские школьники вместе со своим учителем А.В. Карпушиной посещают в монастыре кружок «Основы православной культуры». Девчонки и мальчишки, а также многочисленные туристы со всей страны, знакомятся с историей Храма, архитектурными особенностями церковного комплекса.

Вместе с главой администрации Одоевского района В. Косаревым и секретарем райкома партии В. Винокуровой депутат Госдумы Олег Лебедев посетил Анастасов монастырь, где вместе с настоятелем обсудил вопросы обустройства моста через реку Упа.

Также Олег Лебедев встретился с 99-летним старцем архимандритом Анастасием, который, несмотря на почтенный возраст, живо интересуется текущим политическим моментом. Например, среди прочего, старец о.

Анастасов монастырь

Анастасий горячо поддержал возвращение Крыма в Россию.

Архимандрит Анастасий, духовник Анастасиевского Рождества Богородицы мужского монастыря, Одоевского района с. Анастасово на протяжении 50 лет служил на 35 приходах Русской Православной Зарубежной Церкви. На сегодняшний день он не только исповедует священнослужителей Белевской епархии, но и духовно помогает многочисленным паломникам, которые приходят к нему за советом.

Также в тот день Олег Лебедев возложил цветы к памятнику одоевцам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Лебедев Олег Александрович

Лебедев
Олег
Александрович

Первый секретарь Тульского обкома КПРФ, депутат Государственной Думы ФС РФ, член комитета ГД по аграрным вопросам

Персональная страница